Занятие кружка внеурочной деятельности "Я - гражданин России" . Тема занятия "Школа вчера, сегодня, завтра"
план-конспект занятия на тему

Силина Ольга Сергеевна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа вчера, школа сегодня

Слайд 2

Нейская средняя школа № 1 построена в 1949 году

Слайд 3

Первые парты и классная доска

Слайд 4

Учебник арифметики для 1 класса

Слайд 5

Так выглядит школа сегодня

Слайд 6

Учебный класс в современной школе



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

муниципального района город Нея и Нейский район

Костромской области

«ШКОЛА ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА»

Конспект занятия внеурочной деятельности по программе  

«Я – гражданин России»

Подготовила и провела:

                                     воспитатель ГПД Силина О.С.

2013 г.

Цель: познакомить учащихся с историей школы, в которой они учатся, повысить мотивацию к обучению

Задачи: 

  • Создание положительной мотивации учебной деятельности.
  • Повышение самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности
  • Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях.
  • Формирование сознания необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
  • Привитие  чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

 

Занятие  предусматривает формирование следующих универсальных учебных действий:

Личностные УДД:

  • получение начальных навыков адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • формирование положительной мотивации учебной деятельности;
  • повышение самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • получение навыков сотрудничества в разных ситуациях;
  • осознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков;
  • формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных  задач;  
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья);
  • формирование способности использовать информационные источники в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей.

           Познавательные УУД:

  • умение добывать новые знания: находить дополнительную информацию,  используя дополнительную литературу, жизненный опыт;
  • умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
  • устанавление причинно-следственных связей.

          Коммуникативные УУД:

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • обучение выполнению различных ролей  в группе.

Оформление:

Атрибуты старой школы - парта, на ней: керосиновая лампа, счеты, чернильница, перьевая ручка, лупа; портфель,  форма школьная, школьные принадлежности; колокольчик; диапроектор; проигрыватель с грампластинками.

Выставка старых учебников.

Выставка рисунков «Мой класс».

Выставка современного оборудования для школы.

Используемое оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, фонограммы песен о школе («Если б не было школ», «Дорогою добра»).

        Ход занятия.

Педагог. Здравствуйте, ребята! Вам предстоит путешествие в страну знаний,  а где находится эта страна, вам нужно  угадать.

-Стоит большой  дом: кто в него войдет

Тот и ум приобретет. (Школа)

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\DSCN0113.JPG

Педагог. Правильно, это школа. А что бы вы хотели узнать о ней? (ответы детей).

-Представьте, что мы на машине времени отправились в далекое прошлое, когда учились в школе ваши бабушки и дедушки. А путешествовать мы будем по  маршрутной карте. И вот мы на пороге этой школы. Посмотрите на фото. Скажите, что вы не нем видите? (большая, сколько в ней этажей, на крыше здания печные трубы, значит, школа отапливалась печами). Из какого материала она построена? (Она - деревянная, т. к. в то время здания строили в основном из дерева).

-Зайдем в школу. (Учащиеся топают ногами, имитируя ходьбу)

Ученик.

Прямо к школьному порогу

Привела тебя дорога,

Ты волнуешься немного

И не верится пока,

Что в руках тетрадки, книжки,

И помладше ребятишки

Смотрят с завистью отныне

На тебя, ученика!

Ты узнаешь на уроках

Всё о странствиях далёких,

О друзьях четвероногих

И о тех, кто жил до нас.

Ты художник, ты писатель,

Математик и спасатель -

Всё узнаешь и сумеешь,

Лишь войдя в учебный класс!

Педагог. А теперь мы пройдем по школьным коридорам и войдем в учебный класс (дети топают ногами, имитируя ходьбу).

(На интерактивной доске - 2 слайд: фото старого класса). Что мы видим в этом классе? (парта, стулья и классная доска, печь, счеты и т.д.) Совершенно верно, а что вы видите на потолке? ( К потолку прикреплены керосиновые лампы). Да, ребята, когда учились ваши бабушки, не было электричества, и классы освещались вот такими лампами, которые заправлялись керосином (показать лампу).

Педагог. Ребята, а вам хочется узнать, когда появились первые парты и классная доска? А где это можно узнать? (интернет, энциклопедии, спросить у учителя, взрослых). У меня на столе лежит старинная МУДРАЯ КНИГА. Давайте обратимся к ней за помощью.

Работа в группах.

(Педагог достает из Мудрой книги листы с историческими справками, дети читают - по 1 информации на группу детей).

Педагог. А теперь поделитесь полученной информацией – группа с группой. (Дети пересказывают)

Ученик(1группа) Первая парта появилась примерно 100 лет назад. Создал её знаменитый глазной врач профессор Ф.Ф. Эрисман. Название она получила от латинского слова «партис» - группа, это стол и скамья, соединенные вместе. Эрисман, считал, что от «неправильных» школьных столов и скамеек портится зрение.

Ученик(2 группа). Первая классная доска была изобретена неизвестным учителем в Древнем Риме. Что подсказало ему это изобретение? Может быть исписанная стена? Ведь писать на стенах домов в Древнем Риме разрешалось. Доска мало изменилась за последние годы. Но вот в некоторых Японских школах черную доску заменили на белую пластмассовую. Пишут на ней авторучкой с толстой кисточкой, пропитанной легко стираемыми чернилами шести цветов.

Педагог. Мало изменилась доска с тех пор: менялись только материалы, из которых она сделана и цвет.

Игра «Пишем и считаем как наши бабушки»

Педагог. (Обращается к 1 группе детей): Вы наверно уже обратили внимание, что лежит у вас на партах? Правильно, это газетные листы. А причем здесь газета? Листы чистой бумаги в то время были редкостью, писали на газетах, между строк, с помощью чернил, налитых в чернильницу (показ). А что рядом с газетой? Да, рядом с ними лежит перьевая ручка - тонкая деревянная палочка, у которой острый железный наконечник. Зачем она была нужна? ( С помощью перьевой ручки писали)

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\DSCN0119.JPG

Педагог. (Обратиться ко 2 группе): Ребята, что лежит перед вами на партах? (счеты и калькулятор) А для чего они нужны? А как вы думаете, чем пользовались на уроках ваши бабушки: счетами и калькулятором? Почему?

Педагог. А теперь давайте побываем на уроке письма(1 гр.) и уроке арифметики, сейчас она называется математикой(2 гр.) и станем учениками тех времен, когда учились ваши бабушки. Давайте попробуем написать пером между газетных строк(1 группа детей), посчитать на счетах (2 группа детей). (Предложить написать 1 группе – фамилию, имя; 2 группе – посчитать примеры на счетах 3+6, 8+2).

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\DSCN0119.JPG

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\DSCN0123.JPG

Педагог. Понравилось ли вам считать и писать, как это делали ваши бабушки? Поделитесь своими впечатлениями. А кто думает по другому? (ответы детей)

Педагог. Как и вы, ваши бабушки тоже учились по учебникам. Посмотрите на стеллаж с книгами – здесь представлены образцы старых учебников. После занятия я разрешу вам посмотреть их.

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\IMG_3515.JPG

Педагог. Посмотрите на экран интерактивной доски, на нем вы видите странички старого учебника (На экране – 3 слайд) Что вы можете сказать по его оформлению? (мало картинок, они не цветные).

А как вы думаете, что это? Обратите внимание на то, какой техникой пользовались в школе учителя - проигрыватель с пластинками (объяснить что такое), фильмоскоп (с помощью него смотрели сказки, диафильмы, но без звука, слова были написаны под каждым кадром). А теперь посмотрите и скажите: что это за одежда? (школьная форма девочек того времени). У школьной формы было 2 фартука: один белый, парадный,  другой черный - повседневный.  Понравилась вам школьная форма? Вам бы хотелось ее примерить?

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\IMG_3517.JPG

Педагог. Как вы думаете, трудно было учиться вашим бабушкам? (ответы детей). А на все вопросы вы получили ответы? А что бы вы ещё хотели узнать? (Вопросы детей: какие предметы изучали в то время в школе? Как наказывали и поощряли учеников? Что кушали в перемену? Что делали после уроков?) А давайте об этом спросим у бабушки нашего ученика.

Рассказ бабушки о школьных годах.

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\DSCN0127.JPG

Ведущий. Как бы трудно не было учиться в те годы, но дети очень старались и с желанием шли в школу.

Звенит колокольчик. (Перемена)

Ведущий. А вот и переменка. Когда ваши бабушки были детьми, они тоже любили поиграть в подвижные игры. Одну из них мы сейчас разучим. Чтобы пригласить ребят, произнесем «зазывалочку»:

Ученица.

Кто будет играть в интересную игру?

А в какую - не скажу!

А потом не примем, за уши поднимем.

Уши будут красные, до того прекрасные.

Ученица.

Тай-тай, налетай, в интересную игру.

Всех принимаем и не обижаем.

А кто опоздает - в небо улетает.

Педагог. (Объяснение правил игры)

Игра «Звонарь»:

Дети встают в плотный круг, плечом к плечу. Руки они держат за спиной. В центре круга – водящий. Дети быстро передают друг другу за спиной колокольчик, стараясь не звенеть. Задача водящего – угадать, у кого оказался колокольчик по сигналу СТОП. Если угадал – водящий меняется.

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\DSCN0124.JPG

Звенит колокольчик. (Окончание перемены, дети садятся на места).

Педагог. Ребята, а сейчас мы возвращаемся  в настоящее время

(4 Слайд: фото современной школы). И вот мы из старой школы вернулись в нашу школу. Как школа изменилась? (ответы детей, наводящие вопросы). А теперь обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили наш класс и что в нем находится.  (Рассказы детей по своему рисунку).

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\IMG_3509.JPG

Педагог. Ответьте, а в какой школе вам бы хотелось учиться: в той, что ваши бабушки или в современной? (современной). А почему? Начните свое предложение со слов: я люблю свою школу за то…(что школа большая, красивые учебники, в школе есть электричество, проведен водопровод, есть  столовая, где вкусно кормят, библиотека, где много интересных книг,  удобная мебель, новая современная техника, интернет, хорошие учителя и т.д.)

Педагог. Давайте представим себе, что бы было, если бы не было школ…

Исполнение песни «Если б не было школ».

Педагог. (Подвести к выводу) А что общего у школы прошлого и школы сегодня? Чем занимается школа? (Она во все времена не только учила, но и воспитывала детей.  Как бы трудно не было учиться в те далекие времена, дети с желанием ходили в неё, прилежно учились).

Педагог. О необходимости учения говорит народная мудрость, пословицы.

Игра « Составь пословицу» из 2 частей (2группы детей – каждой по 2 пословицы):

1группа: Грамоте учиться -…. всегда пригодится. Не гордись званием, …а гордись знанием.

2 группа: Красна птица перьем,… а  человек ученьем. Ученье да труд… к славе ведут.

Составленные пословицы прикрепляются к доске.

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\IMG_3513.JPG

Педагог. Ребята, каков смысл этих пословиц, чему они нас учат? (учат хорошо учиться, получать знания)

Педагог. За этот учебный год вы многому научились, подружились. Каждый из вас сделал вывод для себя, как важно хорошо учиться в школе. Запомните правила, которые вам помогут в этом. А правила эти вам расскажут 2 мудреца, которые пришли к вам на занятие.

(Сценка «Два мудреца», мудрецы в шляпах-цилиндрах и черных плащ-накидках)

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\DSCN0132.JPG

1 мудрец.

Я для вас, друзья, составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся  так вставай:

Лени воли не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой, проверь!

В школе, в классе не сори,

Сор увидишь -  подбери!

Не таскай в кармане мела, -

Это, милый мой, не дело!

2 мудрец

Будь в одежде аккуратен,

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби,

Малышей жалей, люби!

Знай: хорошие отметки

Как плоды в саду на ветке!

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Педагог. Сегодня мы побывали в школе ваших бабушек, современной школе. А какая она будет завтра? А вот об этом мы узнаем на следующем занятии. А пока пофантазируйте и нарисуйте её дома.

(Рефлексия.) А сейчас я предлагаю вам проголосовать на интерактивной доске с помощью смайликов. Выразите свое настроение. (Дети  голосуют.  Подведение итогов голосования).

Педагог. Говорят, что школа – это храм науки. Школа дает не только знания своим ученикам, но и учит терпению, дружить, доброте. Поэтому желаю вам учиться только на «5», быть добрыми по отношению друг к другу. Пусть дорога, по которой вы пойдете по жизни – будет дорогою добра.

Звучит фонограмма песни «Дорогою добра», дети подпевают.

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\DSCN0136.JPG

G:\для аттестации\для аттестации\фото откр. зан. кружка\DSCN0130.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по предмету «Окружающий мир» на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».

Познакомить детей с историей  родного города, знаменитыми людьми.Развивать интерес, любознательность к родному краю.Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам....

Учебное занятие кружка внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» по теме "Дал слово- держи его"

Данное занятие учить детей держать данное слово и обещание.Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специа...

Презентация на тему "Москва вчера, сегодня, завтра"

Презентацию можно использовать в качестве ознакомительного материала, при актуализации знаний учащихся об истории Москвы, в качестве материала к классному часу и пр....

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Выступление на семинаре по теме: "Нулевка: вчера, сегодня, завтра"

В данном выступлении собран материал об истории возникновения нулевых классов в России, их дальнейшее преобразование, расмматривается вопрос о будущем нулевок. Есть раздел, посвященной нулевком за гра...

Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России

Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...

Презентация к проведению классного часа на тему "Школа вчера, сегодня, завтра"

Презентация подготовлена для проведения классного часа по теме "Школа вчера, сегодня, завтра"...