Занятие по предмету «Окружающий мир» на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

 

Познакомить детей с историей  родного города, знаменитыми людьми.

Развивать интерес, любознательность к родному краю.

Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_temu.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Харькина  Татьяна Юьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17 имени маршала инженерных войск А. И.Прошлякова.» город Рязани

Урок по предмету «Окружающий мир»  на тему «Рязань. Вчера. Сегодня. Завтра. Страницы истории».

Цели:

Познакомить детей с историей  родного города, знаменитыми людьми.

Развивать интерес, любознательность к родному краю.

Воспитывать уважение и гордость к знаменитым землякам.

Оборудование:

Презентация к уроку ( слайды), доклады детей.

Сегодня на уроке мы будем говорить о Рязани. В этом году городу исполняется 917 лет нашему городу.

- 917 лет. Это много или мало?

Это очень солидный возраст. За этот период произошло много разных событий.  Я считаю , что нашему городу есть чем и кем гордиться.

- А вы как считаете?                                                 СЛАЙД

- Чем и кем гордиться?

Гордиться нужно красотой родного края, его историей. Жителями, которые построили город, жили в нём, защищали его от врагов, приумножали славу города.

Очень хочу , чтобы вы всегда чувствовали гордость за наш город, за его жителей, чтобы с гордостью говорили: « -Я – рязанец.!»

 Страница первая.

-Рязань.  Красивое название? Почему город  получил такое название?

Версии:

1  По имени РЕЗАН                                          

2 Топкое место- РЯСКА

3   От  ЭРЗ, ПО НАЗВАНИЮ ПЛЕМЕНИ        

Очень, очень давно, в 50 км от современного города, стоял городок Рязань, центр Рязанского княжества. Сейчас на этом месте ничего нет ( городище Старая Рязань).       СЛАЙД

А рядом, стоял другой город – Переяславль. Основан он был в 1095 году на реке Трубеж.  Времена были очень  суровыми и грозными. В 1237 году  Рязань захватили жестокие враги - монголы–   татары, под предводительством Хана – Батыя.              СЛАЙД

-Посмотрите на слайд. Каким был монгольский воин?             СЛАЙД

Хоть и хорошо был  укреплён город, битва  длилась несколько дней, но силы были неравными. Геройски сражались жители, но врагам удалось прорваться в город, убить многих ( стариков, женщин, детей) и захватить в плен, а город сжечь дотла.

                                                                                                      СЛАЙД

-А кто такой ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ?

Рязанский воевода узнал, что город сожгли  враги . Он собрал небольшой отряд и погнался за  ними.  Много недругов уничтожил Коловрат. Хан – Батый был поражен его смелостью и отвагой.

- За что сражался ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ? (за свою землю)

Благодарные  Рязанцы поставили Е. КОЛОВРАТУ памятник.            СЛАЙД

-Где в Рязани находится памятник?

- Что знаете об Авдотье  Рязаночке? Почему « Рязаночка»?                                                 СЛАЙД

Жила в те стародавние времена женщина. Звали её Авдотья  Рязаночка. Узнала она, что после пожара, её родные ( мужа, сын и брат) находятся в плену. Горько заплакала  Авдотья и пошла искать их  Долго шла она и наконец, дошла до Хана – Батыя. Удивился Хан.

-Зачем пришла?

-Не за милостью  твоей. Зачем разорил мой дом? Где мои родные?

Засмеялся Хан.

-Иди баба рязанская, ищи их. Но сорви любой цветок. Искать будешь, пока цветок не завянет. Сорвала  Авдотья цветок и стала искать. Долго, долго искала она, а цветок не завял, еще ярче стал .Удивился Хан, глазам не поверил. А Авдотья нашла своих родных.

-Кого нашла Авдотья?

-Вот Хан мои родные. Сдержи своё слово ,отпусти их.

Но Хан разрешил взять с собой только одного. Страшный выбор стал  перед  Авдотьей.

-Как поступила Авдотья?

Она рассуждала так. Пока я молода и могу выйти замуж, будет у меня и сын. А вот брата не будет, возьму брата.

-Удивился ХАН мудрому решению и опустил всех. Давно это было, а цветок назвали бессмертник.

-Можно ли назвать Авдотью героиней?

Восстановиться  город  после пожара не смог, и через некоторое время центр княжества был перенесён  в  Переславль. Город стали называть  Переславль – Рязанский.

-Почему? ( передали славу)

-Что нужно для развития города?

-Удобное расположение. Что это значит? Вы были в лесу? Что  растёт  в лесу? ( Грибы, ягоды, животные – для питания ,древесина – для строительства). Город был хорошо укреплён. Кроме этого через город шло много дорог, по которым люди могли ездить для торговли.

-Чем  занимались  жители? ( охотой, строительством, рыболовством, торговлей )

ФИЗМИНУТКА.

Время шло. Пролетали годы ,столетия. В  17 веке город стали называть Рязанью.

                                                                                                СЛАЙД

-Посмотрите на эти старые фотографии. Это наш город. Город развивался. Появились фабрики, заводы (мануфактуры).: кожевенная, полотняная, пивоваренная. Была открыта гимназия , проведён водопровод ,построена железная дорога .,. Старые названия улиц могут  рассказать о том , чем занимались жители города.

СЕННАЯ – торговали сеном, ХЛЕБНАЯ – хлебом, МЯСНИЦКАЯ – мясом.

РЫБАЦКАЯ – жили рыбаки.

-Каким транспортом пользовались? (ГУЖЕВЫМ)

- На листочках написаны профессии людей. Подчеркните нужные.

Много знаменитых людей  жило в  Рязани.

                                                                                             СЛАЙД

РЮМИН – богатый человек. Он строил школы для детей,  больницы для бедных – помогал развивать город. Сейчас в его доме расположен Художественный музей, а в Рюминском парке вы гуляли летом.

САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН – писатель, несколько лет был вице- губернатором. Его дом находится около цирка, его имя носит улица.

СЕМЁНОВ – ТЯНЬШАНСКИЙ – учёный ,путешественник.

Город постоянно развивался , строился.

Наступил 20 век .Век ,в котором произошло много разных событий.

1 МИРОВАЯ ВОЙНА,РЕВОЛЮЦИИ, 2 МИРОВАЯ ВОЙНА.В В.О.В  воевали ваши прадедушки и прабабушки .Во время войны наш город находился в тылу ( не было военных действий) . Но город бомбили. Много горожан отдали свои жизни за Родину. Имена героев навечно записаны на стене Славы.

-Где в Рязани находится стена Славы? Каждый год мы приносим цветы к вечному огню.

                                                                                             СЛАЙД

                                                                                       СЛАЙД

-На этом слайде фотографии Рязанцев героев В.О.В.

Ф. Полетаев.   Что знаете о Ф. Полетаеве?          Является национальным героем Италии .Сражаясь в партизанском отряде, во время одного из боёв, закрыл своим телом пулемёт фашистов.

-Где Ф. Полетаеву поставлен памятник?

                                                                                    СЛАЙД

- Кто из Рязанцев повторил подвиг Ф. Полетаева?

-Типанов, Фирсов,  Каширин, Комаров  - Рязанцы, повторившие подвиг Ф. Полетаева. Мы гордимся такими земляками.

-После В.О.В.  Рязань начала быстро застраиваться и развиваться. Строили много домов, заводов (Приборный, Электроламповый, САМ, Радиозавод) , кукольный театр цирк. В 50- годах в город пришло «голубое топливо» . Рязань назвали самым  «зелёным городом».

- Каких  ещё знаменитых Рязанцев  можете назвать?

- С. Есенин. Воспевал в своих стихах красоту родного края. Чтение стих. « Берёза»

- Что знаете о В. Чкалове?

                                                                                  СЛАЙД

- Лётчик – испытатель ,совершил беспосадочный перелёт (10000 км).Погиб при испытании военного самолёта. Его именем названа школа, в  которой вы учитесь.

                                                                                       СЛАЙД

- Как связана ул. Чкалова и эти предметы?

-Это сегодняшняя Рязань – современный город. В городе более 50 предприятий, хорошо развито сельское  хозяйство.

- Что выращивают?

-В городе 7 музеев,5 театров,5 кинотеатров ,цирк

- Назовите

- Сколько жел. дорожных  вокзалов в городе?

-Выступление Дмитриева К.  о жел дороге ( династия)

- Выступление Шестёркина Г. Трамвай.

- Каким будет наш город в будущем?

Выставить на доске слова «город Рязань» .Выбрать и выставить на доску слова:

- КРАСИВЫЙ, ЧИСТЫЙ, УЮТНЫЙ,СВЕТЛЫЙ, БЕЗ «ПРОБОК», ГРЯЗНЫЙ,

Итог урока:

-Рязань лучший город Земли! Если это пока не так, то давайте будем стремиться к этому, ведь это наш город и сделать его лучшим городом планеты – наше право.

 

 Список литературы:

http://www.history-ryazan.ru/node/2224 - портреты знаменитых  рязанцев

http://vk.com/club9790016 - фотографии города

Издание книгоиздательства  А.Ф.Девриен в  Санкт-Петербурге,  «Россия полное географическое описание нашего отечества.» под редакцией В.П.Семенова, С-Петербург,1902г.   –с.301-320

-              

 

                                                                 

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-классный час по окружающему миру в 3-м классе "Москва вчера, сегодня, завтра".

Классный час в 3-м классена тему "Москва вчера, сегодня, завтра" с использованием групповой формы работы и презентации к уроку....

Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: вчера, сегодня завтра" 4 класс

Урок знакомит детей с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, воспитывает интерес к истории как науке....

Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: вчера, сегодня завтра" 4 класс

Урок знакомит детей с достижениями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, воспитывает интерес к истории как предмету...

Презентация на тему "Москва вчера, сегодня, завтра"

Презентацию можно использовать в качестве ознакомительного материала, при актуализации знаний учащихся об истории Москвы, в качестве материала к классному часу и пр....

Выступление на семинаре по теме: "Нулевка: вчера, сегодня, завтра"

В данном выступлении собран материал об истории возникновения нулевых классов в России, их дальнейшее преобразование, расмматривается вопрос о будущем нулевок. Есть раздел, посвященной нулевком за гра...

Презентация к проведению классного часа на тему "Школа вчера, сегодня, завтра"

Презентация подготовлена для проведения классного часа по теме "Школа вчера, сегодня, завтра"...