Приоткрой завесу тайны, сказка!
план-конспект

Сценарий мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_na_sayt.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Направление внеурочной деятельности: духовно – нравственное

Форма организации занятия: повествование с показом слайдов, с элементами игры

Виды внеурочной деятельности:  познавательная

Тема: «Приоткрой завесу тайны, сказка!»

Цель: познакомить детей с историей наших предков, со славянской мифологией.

Задачи:

  • создать условия для познавательной активности;
  • развивать интерес к истории предков;
  • воспитывать дружелюбие, сплочённость. 

Универсальные учебные действия:
Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.


Метапредметные:
познавательные:

  • строить сообщения в устной форме;
  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь устной речи);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


регулятивные:

  • принимать и сохранять задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование:

  • выставка книг с русскими народными сказками;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация.

Оформление: класс оформлен в стиле русской избы.

Используемые интернет - источники:……………..

Ход занятия

  1. Вступительная часть (Слайд 2)

«Русский народ создал огромную изустную литературу, мудрые пословицы, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные, бытовые и пресмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга, она была достоинством и умом народа. Она становила и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

А. Н. ТОЛСТОЙ

  • Как понимаете слова «изустная литература»?
  • Назовите виды устного народного творчества?
  • Для чего создавались эти произведения?

    2.  Основная часть (ведущий в русском народном костюме)

   Ведущий: Жизнь наших предков не была похожа на современную. Всё было иным: и обычаи, и одежда, и дома.

   Сегодня мы поговорим о сказках. Не умея читать и писать, но желая сохранить увлекательные сказки, мудрые пословицы, красивые песни, люди передавали их из уст в уста, от одного человека к другому, от одного поколения к следующему. И так они дошли до наших дней. В сказке, как в зеркале, отражается тысячелетний путь русского народа, его жизнь. Недаром народная мудрость гласит: «Нет сказки без правды». Александр Сергеевич Пушкин написал об этом так: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

    Из сказки можно узнать о том, как жил русский народ. В сказках упоминаются разные орудия его труда: веретено, прялка, соха, плуг, серп. (Слайд 3)

  • В каких сказках? (ответы детей)

   А если вспомнить знакомые нам с детских лет сказки «Колобок», «Маша и медведь», то можно узнать о том, что ели и пили наши предки (ответы детей).

   «Я колобок, колобок, по сусекам метён..». Колобки – небольшие круглые хлебцы или толстые лепёшки. Их, по обыкновению, пекли из теста, оставшегося от пирогов или хлеба.

   Ну, а без каши и обед – не обед. «Каша – мать наша» - говорили в старину.

   Любили и кисель. «Киселём брюха не испортишь». Для него всегда находилось место и на пиру, и на похоронах. В сказке «Гуси – лебеди» течёт «молочная река в кисельных берегах»…

   Картошки наши далёкие предки не знали. Её заменяла репа. Из неё делали парёнки. А также ходили в лес за грибами и ягодами.

   Сказки помогают нам представить и как жили наши предки. В те времена было два вида жилища: изба (рубилась из брёвен) и хата (строилась из глины). (Слайд 4)

   Всё доброе в избе было связано с печью: она грела и кормила. Печь не может причинить людям зла. (Слайд 5)

  • В какой сказке она спасает детей от Бабы Яги?

Не может расстаться со своей печкой и Емеля из сказки «По щучьему велению». В сказке «Морозко» она угощает девочку пирожками.

   На печи дети зимой играли и спали.

   Сказка упоминает о разнообразной утвари: чашках, блюдцах, горшках, чугунках.

   В ней описывается одежда и украшения. (Слайд 6)

   В сказке отразились верования и обычаи, праздники и нравы русского народа. Например, обряд лепить снежную бабу или снеговика связан с образом Снегурочки из одноимённой сказки.

Динамическая пауза. А сейчас мы отдохнём. Поиграем в игру, которую любили ваши прапрабабушки и прапрадедушки «Я по горенке хожу».

  А также  наши предки считали, что весь мир населён добрыми и злыми духами. В лесу хозяйничал леший, в реках и озерах — водяной и русалки, в болоте — болотник, в поле — полевой. Обжитое человеком пространство также было заселено духами. В доме тайно жил домовой, в бане — банник, в овине — овинник. А если в доме появлялась кикимора, то его обитатели ждали беды.

Славянские духи (Слайд 7)

  • Добрые домашние духи (Слайд 8)

Задачей некоторых домашних духов являлась защита дома и его хозяев. Наши предки верили, что они всячески помогают людям и берегут их от потустороннего зла.

1 ребёнок:  Домовой – самый главный в доме. Он покровительствует хозяйству, защищает дом и не делает зла хозяевам. Зимой он живет в доме близ печки, а летом, если в хозяйстве есть лошади, помещается на конюшне. Домовой «скотину водит», он любит лошадей, холит их и кормит, заплетает им хвост и гриву в косички. Но если домовой невзлюбит скотину, то может ее замучить. Хозяева стремились держать лошадей той масти, которая «ко двору», то есть любима домовым. Если домовой рассердится на хозяев, то он может ночью ущипнуть человека до синяков, может и напроказить — напугать, спрятать что-нибудь в доме. При переезде в другой дом в последнюю ночь в старом доме перед печкой стелили шубу и приглашали: «Дедушка-хозяин, милости просим к нам на новое жилье». Потом шубу заворачивали и переносили в новый дом, как верили, вместе с домовым. 7 февраля, на Ефима Сирина, его кормят кашей, чтобы был добрее. (Слайд)

Ведущий: На самом деле, домашних духов гораздо больше, чем многие привыкли думать. Это  Домаха - жена Домового и хозяйка дома. Она оберегает семью, сохраняет очаг. Его  помощник – Клетник. Он живет в кладовой, ему отведена роль хранителя вещей и ценностей. Запечник – дух очага. Он охраняет тепло и уют в доме. Живёт за печкой. Люб – хранитель комнаты супругов. Он  отгоняет злого Нелюба и прочую нечисть, которая может навредить отношениям мужа и жены.

2 ребёнок:  Дрёма (Слайд 9)-  вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках Дрема бродит под окнами, а когда темень cгyщается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрема приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен и порою навевает кошмары».

Всего в доме может находиться с десяток духов. Кто-то из них главней, а кто-то почти незаметен и, тем не менее, выполняет свою важную задачу.

  • Славянские духи – шалуны

Люди верили, что есть  духи не злые, но иногда очень даже пакостливые. Это персонажи славянской мифологии, которые вреда причинить не должны, но своими мелкими шалостями могут здорово напугать.

Кикимора (Слайд 10) – скрюченная старушонка. Пугающее, но почти безобидное существо. По ночам прядёт, если хозяйка не убрала нити и веретёна, да всё только портит пряжу.

Жировик (Слайд 11) – обитает на кухне. Он не злой, но ему б только блинчик стянуть, да тарелку немытую лизнуть. Ночью шумит посудой и крадёт со стола.

Барабашка – мелкий, шкодливый, шумит по ночам и днём. Живёт в домах, где часто скандалят или происходит что-то неладное. Барабашка приходит, когда худо, и уходит, если лад в доме восстановился.

  • Славянские лесные духи (Слайд 12)

3 ребёнок: Леший считался хозяином леса. Он, как правило, не губил людей, а наказывал их за нарушение обычаев и неправильное поведение в лесу. Леший представлялся в виде косматого старика, иногда даже обросшего корой. У него могут быть рога и козлиные ноги. Он меняет рост в зависимости от окружения: идет по лесу — вровень с деревьями, идет по лугу — вровень с травой. Может он превращаться в зверей и птиц, притворяться кустом, деревом или грибом. Леший часто появляется в сопровождении волков, перегоняет с места на место лесное зверье и птиц, стережет лес от охотников. Если лешему удается заманить в чащобу человека, завести его в бездорожье, то он радуется — хохочет и хлопает в ладоши. Но если его задобрить и попросить хорошенько, он может вывести из чащи, помочь найти в лесу грибы и ягоды, отыскать пропавших домашних животных. Охотникам и пастухам полагалось заключать с лешим договор и никогда не нарушать его условий. (Слайд)

Ведущий: Аука (Слайд 13) – лесной дух, который, в отличие от Лешего, не спит ни зимой, ни летом. Зимой ему раздолье – со всех сторон дурачит человека, отзывается из-за каждого куста. Маленький, пузатенький, щёки надутые. Водит человека по лесу, вселяет в него надежду, а сам заведёт его в чащу и бросит там, чтобы уснул путник морозным сном, забыв обо всём. (Слайд)

Баба Яга – лесная старушка, волшебница, ведьма. Живёт в чаще, в избушке на курьих ножках. Одна нога у неё костяная, старуха плохо видит, больше полагается на обоняние, летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Вокруг её дома забор из человеческих костей.

  • Славянские водяные духи (Слайд 14)

4 ребёнок: Водяной - царь земных вод и рек обитает, по поверьям, в «черной воде», в речных омутах. Водяной обликом похож на лешего: лохматый, покрытый тиной старик с большим брюхом, длинной бородой и зелеными волосами, весь покрытый грязью и тиной. Вера в водяного была порождена языческими представлениями об утопленниках, которые продолжают доживать свой век в воде. Водяной почти всегда враждебен людям. Но и его старались задобрить игрой и пением на берегу водоема. Считалось, что водяной расположен к тому, кто уважает его и приносит в жертву животных и плоды. В договор с водяным должны были вступать рыбаки, а также мельники. Рыбаки отдавали ему первую пойманную рыбу, бросали в воду лапоть со словами «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!» Разгневанный водяной мог поднять бурю на воде, утащить человека в свое водяное царство, распугать рыбу. (Слайд)

Ведущий: Водяному служат Русалки (Слайд 15) (украинцы называют их мавками), происхождение которых люди связывали с женщинами и детьми, умершими неестественной смертью или утонувшими. Русалки обладают вечной молодостью и красотой, у них зеленые волосы и чарующие голоса. (Славяне, в отличие от жителей Западной Европы, не представляли русалок в виде женщин с рыбьими хвостами.) В ясные летние ночи они играют, пляшут и поют на берегах рек, качаются на ветвях деревьев, плетут венки. Летом на Русальной неделе русалки выходят из воды и водят хороводы в полях. Многие думали, что, где русалка пройдет, там хлеб лучше родится. Считалось, что встреча с русалками опасна: они могут защекотать встречного до смерти или утащить его в воду.

   Предкам казалось, что духи добрые и злые следуют за человеком по пятам. Защитить от злых сил, принести счастье и благополучие, по их мнению, могли специальные обереги, которые носили и взрослые, и дети. (Слайд 16)

  1. Заключительная часть. 

Ведущий: Долгими зимними вечерами собиралась вся семья и слушала бабушкины сказки - увлекательные и таинственные. (Инсценирование) Голос её звучит тихо и спокойно. Лёгкие, морщинистые руки поглаживают внучка или внучку по голове. От рук пахнет необычно – какими-то травами. Лучина горит - потрескивает, по стене тени бегают, от русской печи разливается тепло. На столе пыхтит самовар.

   Любители русской старины записывали сказки со слов народных певцов и сказителей. много сказок записал в разных уголках России Александр Николаевич Афанасьев. (Слайд 17) Он открыл и для себя, и для нас прекрасный мир сказок. Мы можем читать их и знакомиться с культурой русского народа. Раньше для обозначения сказки употребляли другое слово - байка. А  сказочников называли бахарями.

Рефлексия (Слайд 18)

  • Чему вы научились, используя глаза?
  • Чему вы научились, используя уши?
  • Чему вы научились, используя тело?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультативного курса "Тайны текста" "Сказка ложь, да в ней намек..."

Занятие проводится с участием родителей.Цель: формирование представления у детей о поучительной роли сказок, формирование уважения к общечеловеческим нравственным ценностям.Занятие учит детей ра...

Литературное чтение Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).Технологическая карта урока....

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов, фрагмент из книги «Тайны запечного сверчка).

Разработанный урок соответствует ОС "Школа 2100". Используемые приёмы и методы на уроке способствуют развитию личностных качеств  ребёнка....

Проект по теме "Тайна чисел в татарских народных сказках"

Цель: выяснить какие числа наиболее часто встречаются в татарских народных сказках.  Задачи проекта:1. Овладеть элементами исследовательского метода;2. Собрать информацию о символике чисел;3.Найт...

"Приоткрыв завесу старины"

Классный час, посвященный развитию основы любви к Родине, способствующий развитию интереса к фольклёрному искусству, основанному на народных традициях....

Урок – исследование по внеклассному чтению в 1 классе. Тема: Тайна сказки «Теремок».

Внеклассное чтение с элементами этнографии. Цели и задачи:1. Создать условия для формирования культуроведческой, этнографической, коммуникативной компетенции.2. Развивать  мышление, воображе...