Проект по теме "Тайна чисел в татарских народных сказках"
проект (2, 3, 4 класс) по теме

 Лилия
Цель: выяснить какие числа наиболее часто встречаются в татарских народных сказках.
  Задачи проекта:
1. Овладеть элементами исследовательского метода;
2. Собрать информацию о символике чисел;
3.Найти примеры из сказок;
4.Проанализировать информацию и сделать выводы.
 
Объект исследования: книги с татарскими народными сказками
Предмет исследования: “любимые” сказками числа
Гипотеза: имеют ли числа важное значение в сказках?
Методы исследования: изучение литературы по данной теме,поисковый, сравнение, анализ и обобщение, классификация.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка на участие в конкурсе реферативных работ и ученических проектов по математике «Удивительный мир математики»

Ф.И.О. участника

Миндиярова Карина Овиковна

Образовательная организация

МБОУ «Сарашевская СОШ им. Героя Советского Союза Шарифзяна Казанбаева»

Класс

3

Тема работы

Проект «Тайна чисел в татарских народных сказках».

Ф.И.О.руководителя

Мунасипова Лилия Тальгатовна

    Преподаваемый предмет

Начальные классы

Телефон, электронный адрес

89026304443

munasipova.liliya@mail.ru

Муниципальный конкурс проектов и рефератов

 «Удивительный мир математики»

Проект по теме:

Тайна чисел в татарских народных сказках

                  Выполнила: Миндиярова Карина Овиковна,

ученица 3 класса МБОУ «Сарашевская СОШ имени

                          Героя Советского Союза Шарифзяна Казанбаева»

                       Руководитель:  Мунасипова Лилия Тальгатовна,

                                           учитель начальных классов

Сараши, 2016

                                                    Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическая часть проекта……..…………………………………...4

1.1. Из истории возникновения чисел………………………………………….4

1.2.Магические свойства чисел…………………………………………….......4

Глава 2. Практическая часть проекта……..……………………………………5

2.1. Числа в названиях татарских народных  сказок…………………………..5

2.2.Частоупотребляемые числа…………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………………8

Список литературы……………………………………………………………...9

                                                           

Введение

          Первое знакомство с математикой происходит ещё в раннем детстве, как только малышу начинают рассказывать первую сказку.

 Мое знакомство с числами началось не через счёт, а с рассказов бабушки.

 Самой любимой сказкой стала татарская народная сказка “Өч кыз” (“Три дочери”). Хотя мне уже было известно, что у женщины три дочери, что три раза белка будет стучатьв окна и что только третья дочь побежит  к больной матери - каждый раз привлекала внимание повторяющаяся цифра “3”, будто она меня заколдовывала и нужно пройти трижды через три волшебных круга.

  В школе чтение стало для меня доступным. Прочитывая новые сказки  я стала замечать, что числа встречаются во многих сказках, встречаются разные  числа.

  Почему так часто  в татарских сказках используются числа?- вопрос требовал ответа, его актуальность и определила тему моего проекта  “Тайна чисел в татарских народных сказках”.

    Передо мной появилась цель: выяснить какие числа наиболее часто встречаются в татарских народных сказках.

  Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Овладеть элементами исследовательского метода;

2. Собрать информацию о символике чисел;

3.Найти примеры из сказок;

4.Проанализировать информацию и сделать выводы.

Объект исследования: книги с татарскими народными сказками

Предмет исследования: “любимые” сказками числа

Гипотеза: имеют ли числа важное значение в сказках?

Методы исследования: изучение литературы по данной теме,поисковый, сравнение, анализ и обобщение, классификация.

                                 Глава 1. Теоретическая часть проекта

  1. Из истории возникновения чисел

 Из книги Проппа В.Я. «Исторические корни Волшебной сказки» я узнала научное объяснение значения числа «3».

          В далёкие времена люди могли выделять из множества предметов отдельные, с трудом научились сначала считать до двух. После числа два было «всё», неизвестное и загадочное. Поэтому число «3» обозначало всё и имело большое значение. Долгое время число три было символом полноты, счастливым числом. Постепенно человек научился выделять три, затем четыре предмета. Далее стали считать пятёрками, десятками и двадцатками.

                                         1.2.Магические свойства чисел

Числа - как символы, притягивают внимание скрытым смыслом, своим важным значением для человека. Наблюдая за множествами состоящими из двух (глаза, руки, уши), трёх (представление о мироздании - небо, земля, вода; три величины - длина, ширина, высота; три времени), пяти (пальцы, звезда), семи (дни недели), двенадцати (месяцев, время суток) предметов люди сделали вывод, что некоторые числа магические.  

Вывод: из выше сказанного следует, использование чисел в сказке возможно объяснить тем, что в сказках происходит волшебство, оно может происходить под воздействием магии чисел (определённое количество сказочных персонажей, волшебных предметов, заданий, желаний)

Глава 2. Практическая часть проекта

2.1. Числа в названиях татарских народных сказок

В сборнике сказок «Татарские народные сказки» 1989 года выпуска в названиях было замечено, что числа 1,2,3 встречаются очень часто. После прочитывания 15 сказок, которые больше всего нравятся, результаты анализа сказок были занесены в таблицу:

Число 1

Число 2

Число 3

“Гөлчәчәк”

“Зирәк солдат”

“Таңбатыр”

“Әтәч белән Төлке”

“Төлке белән Бүре”

“Ике агай- эне”

“Ике ялганчы”

“Өч туган”

“Өч сорау”

“Өч килен”

“Арыслан, Төлке, Бүре”

“Мәче, Юлбарыс, Кеше”

“Өч кыз туган”

Использованы :        число “12”- сказка называется “Унике яшьлек малай”

                                   Число “40” - сказка называется “40 уллы кеше”

Вывод: данные таблицы доказывают, что мифическую силу имеет число три;

 присутствие в сказках трёх качеств добродетелей- Веры, Надежды, Любви связано с числом три.

                           

                             

2.2.Частоупотребляемые числа

Я хотела убедиться, что употребление чисел характерно для татарских народных сказок. С удовольствием взялась за прочитывание сказок. В этот раз я сочетала приятное с полезным. Выяснила, что почти каждая сказка содержит в себе число три. Сказка может содержать и другое число, но одновременно в ней может быть использовано число три.

Исследования показали: из прочитанных 15 сказок – в 8 из них использовано число «3».

Название сказки

Пример из сказки

1.

“Аю белән өч кыз”

3 дочери ходили в лес; три девушки оказались у медведя; все 3 сестры вернулись домой в корзине;

2.

“Хәйләкәр Әтәч”

3 сказочных героя отправились к богачу; прошли 3 испытания;

3.

“Зөһрә”

Подружки приходили 3 раза; через 3 года появились на свет 3 детей; юноша 3 раза ударяется об золотую лестницу; дети превратились в 3 птиц; девушка встрепенулась 3 раза и превратилась в голубку;

4.

“Каракош”

3 двери; в волшебном сундуке 3 волшебных предмета; 3 удара волшебной палочкой; девушка прилетела на 3 часа позже;

5.

“Гөлчәчәк”

3 дня гналась ведьма за девушкой; 3 раза укрылась от ведьмы; девушка трижды пела песню;

6.

“Үги кыз”

3 испытания колдуньи; 3 дня девушка пасла стадо; родная дочь трижды встречала стадо и 3 раза отказалась его пасти;

7.

“Өч кыз”

3 дочери; трижды белка стучала в окно; третья дочь поторопилась к матери;

8.

“Кем җиңүче?”

3 брата; отец захотел всех 3 сыновей женить;3 волшебных предмета.

Вывод: 1) число «три» - самое распространённое в сказках;

               2) использование числа 3 трижды усиливает замысел сказки;

             3) я убедилась в том, что употребление чисел характерно для          

             татарских народных сказок.

Заключение

    Изучение научной литературы мне помогло лучше понять основное содержание, воспитательное значение сказки. Я убедилась, что числа в сказках выбирались не случайно: это связано с магическим представлением народа. Могу сказать, что изучение о тайнах чисел в татарских народных сказках помогает понять историю народа, связь с историей других народов. Троекратные повторы доказывают, что человек не должен сдаваться, должен добиться цели упорством и решительностью, пусть с третьего раза, но добиться, не забывая о доброте и честности.

    В ходе работы над проектом я научилась анализировать, выделять главное из большого содержания, доказывать своё мнение и делать выводы.

                                Список использованной литературы:

1. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. М.: Знание,1993г.

2. Пропп В.Я. Исторические корни Волшебной сказки. М.:1986г.

3. Русанов В.Н. Математический сундучок. г.Оса: Росстани,1994г.

4. Русанов В.Н. Математический кружок для младших школьников. г.Оса: Росстани,1994г.

5.Татарские народные сказки. К.: Татарское книжное издательство, 1989г.

6. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мудрый старик"-татарская народная сказка

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Мудрый старик"-татарская народная сказка. Образовательная система "Школа 2100"...

Татарская народная сказка «Три дочери»

Тема: Татарская народная сказка «Три дочери» Цель: проанализировать содержание сказки с точки зрения читателя-мыслителя, психолога, творца, художника....

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

Цели: ·        создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;·        формировать ум...

Конспект урока "Три дочери" татарская народная сказка

Цели и задачи урока:vВоспитывать доброе отношение к    семье, пожилым людям, детям и родителямv Формировать понятия «любовь», «доброта», «красота», «уважение»v Формировать читательские ...

"Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери""

Конспект урока по литературному чтению "Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери"" 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова...