"Мудрый старик"-татарская народная сказка
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Ломова Елена Ивановна

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Мудрый старик"-татарская народная сказка. Образовательная система "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_2kl.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 2 класс

Тема: «Мудрый старик» - татарская народная сказка.

Цели: а) продолжить знакомство с жанрами устного народного творчества, познакомиться

              со сказкой татарского народа;

           б) на примере татарской народной сказки  воспитывать любовь к  

          своим родителям, уважения и почтения к старшим;  

            в) развивать мышление у детей, умение анализировать, высказывать свое мнение,  

            суждение, развивать воображение, вызвать интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, диск с записью мелодий, презентация.

                                                             Ход урока

1. Организация класса

                                              Прозвенел звонок – начинается урок!

2. Вступительное слово учителя

 Я предлагаю вам совершить путешествие в одну замечательную страну. Может быть, догадаетесь в какую страну,  рассмотрев иллюстрации. Куда же мы попали?

(Слайды к сказкам, «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя»)

- Итак, мы с вами оказались в сказочном царстве!

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки,

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит…СКАЗКА!

(Накидываю на плечи большую красочную шаль с русскими узорами)

- Теперь перед вами Сказочница.

-А кто из вас любит сказки? А кто знает сказки?

- Чтобы продолжить путешествие по сказочному царству, я предлагаю вам викторину. Догадайтесь, из каких сказок эти отрывки?

1. Кто-то за кого-то ухватился цепко

- Ох, никак не вытянуть!

- Ох, засела крепко!

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд!

                                                                        (Репка)

2. В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное. Какое?

                                                                        (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

3. Из муки он был печен,

На окошке был стужен.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.

                                                                        (Колобок)

- Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились! Думаю, что вы заслуживаете разминку. Напрягите все свое воображение, фантазию. Представьте мысленно, что вы оказались в какой-нибудь любимой сказке. Кого вы там могли бы увидеть? Помечтайте под музыку.

(Звучит запись песни «Сказки гуляют по свету», затем дети делятся своими впечатлениями)

5. Работа по теме

а). Введение

- Как вы считаете, каждая ли сказка чему-то учит нас, читателей? Или она просто развлекает нас? На примере какой сказки вы заметили, что она действительно  нас чему-то учит?

б). Знакомство с новым произведением

-Сегодня на уроке мы встретились с героями русских народных сказок. У каждого народа есть свои сказки. И я предлагаю вам познакомиться со сказкой татарского народа.

Татары – основное население нашей Республики Татарстан, у которого свои национальные традиции, обычаи, костюмы и герои сказок.

Откройте страницу 5 учебника, прочитайте название сказки. Можно ли догадаться, кто герой этой сказки? Что означает слово «мудрый»?  (Обладающий большим умом.) Рассмотрите иллюстрацию. Кто эти мужчины? Что можно предположить? Какие предметы, обычаи татарского народа изобразил художник?  (Одежда, головной убор, как сидит старик.)

в). Чтение сказки:

 1 часть «цепочкой»

- Кто такой падишах? Почему он считал, что от стариков нет никакой пользы? Согласны ли вы с ним? Почему? Почему юноша прятал своего отца? Как падишах и его визири доставали драгоценный камень? А где же он был? Почему юноша не сказал падишаху правду? Почему только старик смог разгадать место нахождения камня?

2 часть самостоятельно про себя

- Почему визири решили сжить юношу со свету?  (То есть погубить). Сколько еще загадок ему надо было отгадать? Какие? Как юноша смог их разгадать? Почему падишах не поверил, что юноша сам догадался? Чем закончилась сказка?

Выборочное чтение

- Прочитайте первую загадку. Найдите на нее ответ.  (Так же вторую загадку и ответ).

- В каких словах падишаха выражена главная мысль сказки?

- В чем убеждает вас эта сказка?

г). Беседа о жанре произведения

- Согласны ли вы с тем, что прочитанное произведение – сказка?

- Что здесь сказочного?

- Найдите «сказочные приметы». Почему в этой сказке нет волшебных героев? Почему не происходят различные чудеса?

- Кто герои этой сказки?

- Оказывается, сказки бывают разными. Есть сказки богатырские. Вспомните, что это за сказки? Есть волшебные сказки. Назовите их отличительные особенности  (волшебные герои, предметы, чудеса…)

- А сказка «Мудрый старик» - это бытовая сказка. От слова «быт» - повседневная жизнь. В ней главные герои – люди. В их основе лежат смешные или поучительные истории, взятые из жизни. Вот почему нет волшебных героев, не происходят чудеса.

Зато они богаты мудростью.

д). Беседа о главной мысли сказки

- Какой же мудростью богата эта сказка? Чему она учит?

- Как вы думаете, кто сочинил сказку: молодой или старый человек? Почему?

Как вы думаете, почему эта сказка дошла до наших дней?

е). Вывод

- Эта народная татарская сказка учит многому: уважительному отношению к старости, благодарности за то, что старики делятся с молодыми своим жизненным опытом. Молодым надо чаще прислушиваться к советам старшего поколения, впитывать их мудрость, уроки жизни.

6. Итог урока

- Что нового и интересного узнали сегодня на уроке?

-С какими знаниями уходите с урока?

(Сказка чему-то учит, добро всегда побеждает зло)

- Какая пословица могла бы служить названием сказки:

-«Корми деда на печи, сам будешь там».

- «Корни старые – ветки новые».

- «Без старых не проживешь»

7. Домашнее задание

- Дома маме постарайтесь сказку прочитать красиво, передавая голосом интонацию героев, подготовиться к чтению по ролям.

Отметки за урок. Всем спасибо! МОЛОДЦЫ!