Викторина по произведениям Н.Н.Носова "Фантазеры и затейники"
план-конспект занятия (3 класс)

Краюшкина Ирина Александровна

Данный материал позволяет учителю познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Н.Носова. Содержит игровые задания по произведениям. Предназначен для учащихся начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_nikolay_nosov.docx358.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №39

имени Героя Советского Союза

Алексея Арсентьевича Рогожина»

Викторина по произведениям Н.Н.Носова

«Фантазеры и затейники»

inventors-nikolay-nosov.jpg

Учитель: Краюшкина И.А.

Класс: 3а

2018 г.

Цель: привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного произведения.

Задачи:

В игровой форме обобщить и систематизировать знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.

Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

  • Развивать творческие способности.

Прививать интерес к книге. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование:

презентация «Н. Н. Носов»

выставка книг писателя

предметы для конкурса «Бюро находок»

распечатка текста «Воспоминания о лагере»

  • картинки с изображениями героев сказки «Незнайка и его друзья»
  • оценочные листы

Ход занятия.

Мотивация к учебной деятельности.

Ведущий: К нам пришли сегодня гости. Мы им, конечно, очень рады. Повернитесь к ним и улыбнитесь – поделитесь своей радостью. Они вам тоже улыбнутся. Улыбнитесь друг другу. От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно! Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые добрые лица. Пусть это настроение сопровождает вас весь урок. Спасибо вам.

Сообщение темы и задач.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Посмотрите на доску, на нашу выставку книг и определите, о каком же писателе мы сегодня будем говорить. (О Николае Николаевиче Носове.)

     -Попробуйте определить, о чем пойдет речь на нашем занятии, чему будем учиться? (Мы вспомним рассказы и повести Н.Носова, узнаем новое о писателе, постараемся ответить на трудные вопросы.)

     -Работать вы будете командой, поэтому какие правила дружной работы вам пригодятся?

- Работать сообща.
- Уметь выслушать друг друга.
- Слушать других не перебивая, внимательно.
- Уметь распределять обязанности между членами команды.
- Уметь договориться и помочь друг другу.


    - За нарушение дисциплины жюри снимает балл.

Знакомство с жизнью и творчеством Н.Н.Носова.

     Прежде чем мы перейдем к викторине, давайте познакомимся с жизнью и творчеством этого писателя. Большой и нелегкий путь прошёл этот человек, прежде чем стать писателем.

     Родился он 23 ноября в Киеве в семье киноартиста. Коля был таким же, как и все мальчики его возраста, но его отличала неистощимая любознательность и богатая фантазия. Коля подмечал не только то, что веселит и пробуждает фантазию. Он умел разглядеть в людях их лучшие качества и бывал так рад встрече с очередным хорошим человеком.

     Если вы читали книжки о Незнайке, то, наверное, помните, с какими подробностями рассказывает Носов о великом множестве разных профессий. Дело в том, что многие из них Николай Николаевич опробовал еще в отрочестве. Сперва он увлекался музыкой и мечтал стать знаменитым скрипачом, а позднее увлекся химией и стал мечтать о карьере выдающегося ученого. Впоследствии ему довелось поработать землекопом и косарем, возчиком бревен и рабочим кирпичного завода. Он увлекался радиолюбительством и фотографией, электротехникой, учился играть на мандолине, торговал газетами и чуть ли не до полного изнеможения играл в шахматы. Кроме того, он работал на золотых приисках, выпускал рукописный журнал «ИКС», ставил на любительской сцене «Тараса Бульбу», играл в школьном оркестре и пел в хоре, учил малышей грамоте и дрессировал собак.

     После школы Носов хотел поступить в Политехнический институт, а пошел в Киевский Художественный, из которого перевелся в Московский государственный институт кинематографии. После его окончания Николай Носов долгое время работал режиссером учебного кино и мультфильмов.

     А когда у Николая Николаевича родился маленький сын, стали появляться его первые рассказы. Первая проба пера состоялась в 1938 году. Журнал «Мурзилка» напечатал его рассказ «Затейники». С той поры Носов окончательно настроился на «детскую волну».

     Война на время прервала появление публикаций начинающего автора (в эти годы он занимался постановкой военно-технических фильмов), но уже в 1945 году  вышел его первый сборник рассказов «Тук-тук-тук». За ним последовали сборники «Ступеньки» (1946)  и «Веселые рассказы» (1947). Уже эти первые книги получили большую известность в читательской среде. Успех Носова как писателя закрепили последующие повести: «Витя Малеев в школе и дома» (1952), за которую писатель был награжден Сталинской премией, «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), сборники рассказов «Затейники» (1961), «Заплатка» (1961).
    В 1954 году вышла его книжка – сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Потом появились «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Носов написал много рассказов и повестей о ребятах, наших сверстниках. В 1952 году он получил Государственную премию СССР за свои повести и рассказы.

 - Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые,
поучительные, забавные, интересные.)   

     -Как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?

      Автор любит своих героев, а смеется над чертами характера. Произведения Носова воспитывают в детях честность, отзывчивость, чувство товарищества. В них осуждаются зависть, тщеславие, лень, грубость. Произведения Николая Носова полны юмора и веселья. Они никого не могут оставить равнодушными.

Чтение стихотворения  Людмилы Савиной учеником.

Сижу, читаю Носова,
Тихонечко смеюсь.
Сестра кричит: "Не смейся,
Мешаешь,  я учусь!"

Опять читаю Носова
И снова:  "Хи-хи-хи!"
Смеюсь теперь погромче  я,
Сестра кричит:  "Уйди!"

Иду в другую комнату,
Там смотрят все кино.
А я читаю  Носова,
И мне опять смешно!

"Иди на кухню !" -  снова
Все гонят меня прочь.
А я читаю Носова
И хохочу до слёз!

Одна сижу на кухне я,
И дверь закрыта пусть,
Читаю снова Носова,
Смеюсь, смеюсь, смеюсь!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. – Викторина.

     - Начинаем нашу викторину. Вы разделились на две команды. Каждая команда имеет свое название и девиз. Команды представьтесь.

1) Мы команда «Огурцы»

    Все мы просто молодцы.

    Любим книжки мы читать

    И справедливо поступать.

2) У команды «Фантазеров»

    Добрые фантазии.

   Мы не любим, когда рядом

   Творится безобразие.

Конкурс №1 «Литературный маскарад».

Ведущий: Вам предлагается рассказ, внутри которого «спрятаны» названия книг Н.Носова. Вы должны как можно быстрее подчеркнуть эти названия. Повтор названий не считается.

Воспоминания о лагере.

     Прошлым летом я ездил в лагерь. В нашем отряде было много ребят из разных городов. Среди них были и фантазёры, и затейники, и огородники.

     Самым любимым человеком в лагере была няня – бабушка Дина. А бабушкин внук – маленький Саша – рассказывал нам разные истории из своей маленькой жизни… Однажды Саша заблудился в метро. Там его удивили движущиеся ступеньки. Он долго катался на горке с движущимися ступеньками, пока милиционер не нашёл его и не отвёл к бабушке.

     Рассказал нам Саша и про заплатку, которую пришил на штаны сам. Мама ему за такое хорошее дело купила леденец.

     Перед нашим корпусом был огород. На грядках росли огурцы, редиска. Укроп. Маленький Саша часто нам помогал работать на огороде. Он ухаживал за цветами, но не забывал и про репку. Поливал её, рыхлил и всё приговаривал: «И я помогаю».

     В лагере мы часто играли в испорченный телефон, в трёх охотников. Но самой любимой игрой были прятки. Мы прятались, лагерный пёс Дружок нас искал.

     Перед отъездом домой мы зажгли бенгальские огни.

     В этом году опять постараюсь поехать в этот лагерь. Хочу ещё раз встретить Сашу и попробовать Мишкину кашу. Он так здорово её готовит!

Конкурс №2. «Узнай произведение по его началу».

Ведущий: Сейчас я буду зачитывать начало рассказа, а вы должны сказать его название.

1 команда.

А) «Через день после того, ккак мы приехали в поинер лагерь, наш вожатый Витя сказал, что у нас будет свой огород». («Огородники»)

Б) «Мы с мамой и Вовкой были в гостях у тёти Оли в Москве. В первый же день мама и тётя Оля ушли в магазин, а нас с Вовкой оставили дома». («Метро»)

В) «Мишутка и Стасик сидели в саду на лавочке и разговаривали». («Фантазеры»)

Г) «Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришёл с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Рина, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами». («Федина задача»)

Д) «Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу». («На горке»)

2 команда.

А) «У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета». («Заплатка»)

Б) «Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не везло: рыба совсем не клевала». («Огурцы»)

В) «Один раз, когда я жил с мамой на даче, к нам в гости приехал Мишка». («Мишкина каша»)

Г) «Я расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс». («Клякса»)

Д) «Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки». («Живая шляпа»)

Конкурс №3. «Инсценировка».

Ведущий: Каждая команда готовила инсценировку по рассказам Николая Носова. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Первая команда показывает инсценировку по рассказу «Карасик», а вторая – «Фантазеры».

Конкурс №4. «Испорченный телефон».

Ведущий: Определите о чем речь. «Достали мы азбуку Морзе и стали учить: «А» - точка, тире; «Б» - тире, три точки; «В» - точка, два тире… Выучили всю азбуку и стали переговариваться. Сначала у нас получилось медленно, а потом мы научились, как настоящие телеграфисты: «Трень-трень-трень!» - и все понятно. А потом мы увидели в игрушечном магазине…» («Телефон»)

Сейчас мы сыграем с вами в игру «Испорченный телефон». Постройтесь в две колонны. Сейчас я скажу первому игроку на ухо фразу, а он должен ее сказать второму, а тот следующему. Выиграет команда, которая первая и правильно передаст фразу последнему игроку.

«Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный».

«У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка».

Конкурс №5 «Бюро находок».

Ведущий: У меня в мешке предметы, упомянутые в книгах Н.Носова. Вы должны
определить, из какого рассказа эти вещи. Верный ответ- 1 балл.
1. Шляпа, картошка (“Живая шляпа”)
2. Игрушечная машина (“Автомобиль”)
3. Кастрюля, удочка («Мишкина каша»)
4. Свисток, рыбка («Карасик»)
5. Лопата («Огородники»)
6. Огурец («Огурцы»)
7. Детский телефон («Телефон»)
8. Собачка («Дружок»)
9. Учебник по математике («Федина задача»)

10. Пистолет («Саша»)

11. Леденец («Леденец»)

Конкурс №6 «Поединок капитанов». За каждый верный ответ- 1балл.
1. Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)
2. Кто стучал по крыше и пугал ребят в рассказе «Тук – тук»? (Ворона)
3. В какой повести мальчики сооружают инкубатор и выводят цыплят? («Весёлая семейка»)
4. Кто приходил в гости к Барбосу? (Бобик)
5. Назовите предметы, которыми герои рассказа «Мишкина каша» поддевали воду из колодца. (Ведро, чайник, кружка)
6. Какой номер участка был у героев рассказа «Огородники»? (№ 12)
7. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)
8. Герои какого произведения нарушали правила дорожного движения? («Автомобиль»)
9. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы)
10.Кто сидел под шляпой, напугавшей мальчишек? (Котёнок)
11. Какое число забыл Петя в рассказе «Ступеньки»? (Шесть)
12.Кто был другом Вити Малеева? (Костя Шишкин)
13.Что сделал Мишка из сломанного телефона в рассказе «Телефон»?
(Электрический звонок)
14.На чём Стасик летал нам Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)
15.Как называлась рыба, которую зажарил Мишка на сковороде в рассказе «Мишкина каша»? (пескарь)
16.В каком рассказе Мишка превратил алюминиевую кастрюлю в сковородку? («Бенгальские огни»)

Конкурс №7 «Ассоциации».

Ведущий: Сейчас один игрок из команды выходит за дверь. Я называю вам рассказ Носова, а вы должны назвать 4 опорных слова для этого рассказа. Потом игрок возвращается и выполняет это же задание. Сколько будет совпадений, столько баллов и зарабатывает команда.

1 команда: «Живая шляпа», «Карасик».

2 команда: «Фантазеры», «Заплатка».

По опорным словам назвать произведение Н.Носова. Если команда не знает,
отвечает другая команда. За каждый верный ответ- 1 балл.
1. Электричка, чемодан, письмо, объявление. («Дружок»)
2. Цирк, арифметика, Лобзик, стекло. («Витя Малеев в школе и дома»)
3. Скамейка, варенье, Африка, море. («Фантазёры»)
4.Три поросёнка, одеяло, стол. («Затейники»)

5. Ведро, кружка, самовар, пескари. («Мишкина каша»)
6. Трубка, звонок, морзе, патефон. («Телефон»)

7. Знамя, пень, участок, пугало. («Огородники»)
8. Шляпа, котенок, картошка, диван. («Живая шляпа»)

9. Химия, кастрюля, ёлка, Дружок. («Бенгальские огни»)
10.Концерт, задачник, алмазы, мешки муки. («Федина задача»)

11. Топор, рябина, самовар. («Тук – тук – тук»)

Конкурс №8 «Портрет героя».

Все мы с детсва любим книжки

Про забавных коротышек

Гуслю, Пончика, Незнайку…

Кто есть кто – ты отгадай-ка!

Ведущий: Сейчас я буду читать загадки о героях сказки «Незнайка и его друзья». Отвечать будет  та команда, которая первой поднимет картинку с изображением персонажа.

  1. Это – друг Незнайки верный.

Очень скромный он, наверно.

Он отменный музыкант,

У него большой талант. (Гусля.)

  1. Очень смелый коротышка.

Он с ружьем наперевес,

Бульку взяв к себе под мышку,

На охоту топал в лес. (Пулька.)

  1. Этот славный коротышка

Про девчонок и мальчишек

Сочинит стихи-поэмы

Ведь не зря он стал поэтом. (Цветик.)

  1. Этот умный коротышка

Прочитал уже все книжки.

Он и вправду много знает

И девчат не обижает. (Знайка.)

  1. Этот мальчик – сладкоежка,

Любит сладенький сироп.

Не мешала бы пробежка,

Фрукты, овощи, укроп. (Сиропчик.)

  1. Он, конечно, самый главный

Озорник-шалун забавный.

Он в огромный синей шляпе

Неумеха и растяпа. (Незнайка.)

  1. Эти двое малышей

Механики отличные.

Все могут сделать и быстрей

И лучше заграничного. (Винтик и Шпунтик.)

  1. Этот – мастер рисовать

Красками и кистью.

Может он нарисовать

И портрет, и листья. (Тюбик.)

  1. Этот очень-очень важный.

Он с касторкою отважно

На болезнь бросается

Всех лечить старается. (Пилюлькин.)

  1.  Этот парень – астроном,

Все про звезды знает.

Телескоп стоит на доме –

Солнце изучает. (Стекляшкин.)

  1.  Этот очень любит кушать

Булки, пряники, голушки…

Он с незнайкой летал –

На Луне он побывал. (Пончик.)

  1.  Этот мальчик вечно хмур.

Он бубнит и сердится.

Сладкой дать ему микстуры,

Пусть улыбкой светится! (Ворчун.)

     Замысел романа-сказки у Носова возник в связи с книгой А.Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков», но воплощение его оказалось самостоятельным и необычным. В 1954 году писатель начинает выпускать «Приключения Незнайки и его друзей». В 1958 году закончена вторая часть трилогии – «Незнайка в Солнечном городе». Незнайка совершает бескорыстные поступки, получает волшебную палочку и попадает в чудесный Солнечный город. Заключительная часть трилогии – «Незнайка на Луне» - вышла в 1965 году. В центре ее – события, которые произошли через два года после возвращения трех друзей из Солнечного города. Незнайка, случайно оказавшийся в ракете, придуманной Знайкой, отправляется на Луну.

     -Николай Носов успешно разрабатывал различные прозаические жанры, но обратился он и к поэзии. В мультфильме про Незнайку звучит песня «В траве сидел кузнечик», музыку к которой написал Владимир Шаинский, а слова Николай Носов. Давайте исполним ее.

 

Дети исполняют песню  «В траве сидел кузнечик».

Конкурс №9 «Литература и математика».
Решите задачу:
1) В костюме Пончика куртка состояла из: двух карманов на груди, двух косых карманов на животе, двух карманов по бокам, трёх карманов внутри и одного потайного кармана на спине. На брюках было: два кармана спереди, два кармана сзади, два кармана по бокам и один карман внизу, на колене. В
обычной жизни Пончик кладёт по 2 пирожка в карман про запас, кроме
кармана на колене. Сколько пирожков припасено у Пончика?
Ответ: (
16 х 2 = 32 пирожка)

2) За завтраком Пончик съедает 5 пончиков, за обедом – вдвое больше, за
ужином – ещё 3 пончика, а когда укладывается спать, то чтобы ночью не
хотелось есть, съедает ещё столько же, сколько на завтрак, обед и ужин вместе. Сколько пончиков съедает Пончик за одни сутки?
Ответ: 5 х 2 = 10 – за обедом
5+ 10 + 3 = 18 – на ночь.
18+ 18 = 36 – всего


3)
 На свой день рождения Пончик пригласил Незнайку, Кнопочку, Знайку,
Торопыжку, Растеряйку, механиков Винтика и Шпунтика, музыканта
Гуслю, художника Тюбика, доктора Пилюлькина.
На сколько частей разрезан пирог, если каждый гость съел по куску, а Пончик
съел столько кусков, сколько все гости вместе?
Ответ: 10 + 10 = 20 кусков.

Подведение итогов.

- Заканчивается наша конкурсная программа. Думаю, что вам понравился тот
удивительный мир сказок и рассказов, созданных Н. Носовым.
«Все герои Николая Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже
проделки учат читателей добру», -  сказал С. В. Михалков. Надеюсь, что
любовь и интерес к произведениям Н.Носова у вас только начались.

Конкурс наш прошёл удачно,
Мы довольны им, друзья.
Все вы поняли: сегодня
Жить без книг никак нельзя.

     -Пока жюри подводит итоги, давайте послушаем выступление ребят.

1.Пред Носовым снимите шляпу,
Ведь это сам Незнайкин папа!
И кстати, весёлых рассказов немало,
К тому же, ещё для ребят написал он!

2. Люблю я Носова давно.
За что? Читать его смешно!
Его герои озорные,
Весёлые и очень уж смешные.

3. Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец,
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.

4. Советую всем Носова
Скорее прочитать,
Чтоб добрыми, весёлыми

И умными вам стать!


Подведение итогов. Рефлексия.
- Попросим жюри огласить результаты конкурса.
- Благодарим всех, кто принимал участие в конкурсной программе. Прочитайте дома те рассказы Носова, которые вам больше всего понравились.

-Что нового вы узнали для себя? Совершили ли какое-либо открытие?

-Что вам особенно понравилось?

-что вызвало затруднение?

Оценочный лист

№ п/п

Название конкурса

Команда «Огурцы»

Команда «Фантазеры»

1.

«Литературный маскарад»

(1 балл за каждое название)

2.

«Узнай произведение по его началу». (1 балл за каждый правильный ответ)

3.

«Испорченный телефон»

(1 балл)

4.

«Бюро находок» (1 балл за каждый правильный ответ)

5.

«Поединок капитанов»

 (1 балл за каждый правильный ответ)

6.

«Ассоциации» (1 балл за каждое совпадение; 1 балл за каждый правильный ответ)

7.

«Портрет героя» (1 балл за каждый правильный ответ)

8.

«Литература и математика» (2 балла)

9.

«Весёлые картинки» (1 балл за каждый правильный ответ)

Итого:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по произведениям В. Бианки.

Данная викторина проводится в 3-4 классах после прочтения проиэведений В. Бианки....

викторина по произведениям Э. Успенского

викторина для третьеклассников. сначала детям необходимо прочитать указанные произведения автора....

ИГРА - ВИКТОРИНА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С. ПУШКИНА

Цель:Узнать внимательно ли дети читали сказки.Задачи:1) Формировать умение соотносить имена литературных героев, те или иные предметы с названием сказок....

Презентация к викторине по произведению В.Бианки "Кто чем поёт?"

Презентация к викторине по произведению В.Бианки "Кто чем поёт?" Возможно использование для внеклассном чтения  1-4 класс любого УМК...

Викторина по произведению В.Бианки "Кто чем поёт"

Викторина по произведению В.Бианки "Кто чем поёт?" возможно использовании для внеклассного чтения 1-4 классы любого УМК...

Викторина по рассказам о войне Викторина по произведениям Любови Воронковой «Девочка из города» и Иосифа Дика «Шапка на трубе», «Ванькин папа на войне»

Викторина для урока литературного чтения (внеклассное чтение) по теме: "Рассказы о войне.По произведениям Любови Воронковой «Девочка из города» и Иосифа Дика «Шапка на трубе&raq...