Сценарий праздника «День оленевода» познавательно-игрового характера с участием родителей.
план-конспект занятия (3 класс)

Анисифорова Анна Васильевна

Разработка и презентация сценария праздника «День оленевода»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_den_olenevoda.doc91.5 КБ
Office presentation icon den_olenevoda.ppt692 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «День оленевода»

познавательно-игрового характера с участием родителей.

Цель:  знакомство обучающихся с  особенностями традиционного    

             профессионального  праздника День оленевода.

Задачи: 

          - расширить знания обучающихся об истории, культуре, традициях              

            обско-угорских народов;

          - развивать  познавательный интерес к традиционным праздникам

             народов ханты и манси;  

          - воспитывать патриотические чувства к своему краю, уважение к        

            родной стране, к традициям и обычаям коренных народов округа;        

          - организовать совместную деятельность родителей и обучающихся;

          - прививать здоровый образ жизни.

         

Познавательные УУД:

- умение определять тему  мероприятия в ходе актуализации опорных знаний, обогащать представления об особенностях традиционного праздника народов  ханты и манси «День оленевода»;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- с помощью взрослых создавать алгоритм деятельности при решении определенных задач.

Регулятивные УУД:

- проявлять самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;

- способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности и удерживать цель деятельности до получения ее  результата;

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

- самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку участников мероприятия;

Коммуникативные УУД:

- активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

- уметь договариваться, учитывать интересы других в игре, проявлять доброжелательность и отзывчивость к окружающим, уметь уважать достоинство других;

-обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила.

Жанр мероприятия:  праздник познавательно-игрового характера

Методические приемы: беседа, иллюстрация, отгадывание загадок, элементы театрализации, демонстрация фотоматериалов.

Участники мероприятия: обучающиеся, родители, учителя.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, музыкальная подборка, стихи и загадки, 2 скакалки, мягкие модули 8 штук, аркан (веревка с петлей), хорей,  палка длиной 1м, национальные  женские костюмы и украшения, костюм оленевода и Солнца «Хейро», колечко, дерево-желаний, разноцветны ленточки длиной 35 см, 2 солнышка (бледно-желтого и оранжевого цвета) и лучики (бледно-желтого и оранжевого цвета), поделки и национальные сувениры, национальные блюда.

Оформление класса: класс оформлен рисунками, выставкой поделок и сувениров, стулья расположены по периметру.

Оформление площадки на улице: снежные фигуры в соответствии с темой праздника (олени, чум, фигура человека в национальной одежде и т.п.) по периметру развесить гирлянду из флажков.

Ход проведения праздника «День оленевода»: 

  1. Организационный момент.

(музыкальный фон)

Ведущий (учитель):

Добрый день! Здравствуйте, уважаемые родители, дети и гости нашего мероприятия!

Сказочное имя, сказочное место.

Край седой волшебной старины.

О, Югра, твои чудесные картины

Нам и нашей Родине нужны!

Здесь и звуки строгого шамана,

Здесь и нежность шепота листвы.

В мире нет любимее и краше края -

Нашей дорогой  с тобой Югры!

- Мы любим свой Ханты-Мансийский  край-Югра, который по-своему красив в любое время года, радуемся и гордимся, что живём и растём на земле обских угров – ханты и манси.

-На занятии «Профессии народов Севера» в центре малочисленных народов Севера мы познакомились с основными профессиями коренных народов Севера.

- Какие профессии вы можете назвать?

- Определить о какой профессии идет речь?

А у Коли папа есть!

В ясный день осенний

Даже издали найдёт

Он своих оленей.

 Знает множество примет,

Посвист или слово,

И в  упряжку запряжет

Оленя он любого.

                                                                                        (об оленеводе)

- В каких климатических условиях приходится работать оленеводу?

- Каким должен быть оленевод? (Сильным, выносливым, ловким, смелым).

- Как вы думаете, как может называться праздник у людей данной   профессии?

- Кто назовет тему нашего мероприятия?

- А чтобы вы хотели узнать об этом празднике?

- Мы сегодня познакомимся с особенностями этого праздника и поучаствуем в нем.

-К нам в гости пришел оленевод (родитель, играющий роль оленевода) – это (назвать Ф.И.О. родителя).

(Выходит оленевод в национальной одежде с хореем в руках)

Оленевод:

Вуща, вуща, ешак ёх!  Добрый день, дорогие друзья! Я очень рад видеть всех вас!

В снежном вихре, словно тени,

По холмистой тундре мчат,

Не бегут мои олени, 

А по воздуху летят.

Высоко несут и гордо

Красоту рогов своих.

Словно бороды, под мордой

Шерсть разветрена у них.

         Я люблю езду такую,

Только править успевай!

И поёт душа, ликуя:

Здравствуй, тундра, милый          

край!

- Как вы думаете, а на ком я приехал к вам? (На оленях)

1 обучающийся:

Слайд №2

Северный олень – одно из самых красивых и довольно крупное животное  Севера. Оленю обязаны своим существованием практически все северные народы нашей планеты.  Он им даёт  пищу, шкуры для одежды и покрытия чума, из рогов получают  лекарство и делают сувениры. А так же олень  является незаменимым средством передвижения в условиях северного бездорожья.

Оленевод:

- Каждый год весной проводится традиционный праздник оленеводов «Вулы ёх йэманхатл» (оленного народа святой праздник ), к которому готовятся заранее. Он отмечается весной и проходит в масштабе всего автономного округа. Прошу всех одеться и выйти на улицу для продолжения нашего праздника.

2. Основная часть:

2 обучающийся:

Вот и солнышко взошло

На душе стало легко,

Только солнце чуть пригрело,
В тундре сразу посветлело

-Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй, небо голубое!
Праздник тундры мы встречаем,

Северян всех поздравляем.

С Днем оленевода!

3 обучающийся:

Едет наш оленевод

Встретить праздник тундры.

Собирайся, весь народ,

Веселиться будем!

4 обучающийся:

Этот праздник раз в году-

День оленевода.

Не во сне, а на яву

Дарит нам природа.

Оленевод:

         - По традиции праздник начинается с ритуала жертвоприношения. Самое дорогое, что есть у оленевода – это олень, и именно его они приносят в жертву, прося здоровья и счастья себе и близким, удачи в новых начинаниях и благодарят за все то, что есть у них хорошего в жизни. А так же привязывают ленточки на дерево, загадав при этом желание.

(Всем участникам и гостям раздаются разноцветные ленточки, которые они привязывают к дереву).

Оленевод:

- Основной частью праздника считаются соревнования по национальным видам спорта. 

-На нашем празднике сегодня присутствует компетентное жюри: (представление членов жюри). ( Члены жюри: Малюкова М.А.- учитель физической культуры, Горбас Л.М.-завуч по воспитательной работе, Таушанков А.А.- родитель).

- Отгадайте загадку:

В тундре зимой без нее ни на шаг,

С места рванем – только ветер в ушах. (оленья упряжка)

- Самым зрелищным видом спорта являются гонки на оленьих упряжках ( «Ӈэдалёда»), где оценивается скорость оленей и умение оленевода управлять ими.

Ведуший:

- Предлагаю ребятам и родителям  поучаствовать в игре-эстафете «Оленьи упряжки».

(Проводится игра-эстафета «Оленьи упряжки». Участвуют 2 команды по 6 человек. В каждой команде – 3 ребенка и 3 родителя, которые образуют 3 пары. В каждой паре 1 родитель – «олень», 1-ребенок «каюры». На «оленя» одеваются вожжи (скакалка), а ребенок – «каюр» берется за ручки скакалки. Сначала бежит в команде первая упряжка, обегая и перепрыгивая препятствия-сугробы. По возвращению 1 упряжки в команду бежит следующая и т.д. Выигрывает команда, первая выполнившая задание. Награждение призами.)

 Оленевод: 

- Как называются сани, на которых ездят оленеводы? (нарты) 

Правильно. На празднике нарты ставят на бок в одну линию на расстоянии друг от друга полуметра. Через них прыгают самые выносливые прыгуны. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, без передышки  пока хватает сил. Чемпион мира по прыжкам через нарты живет в Белоярском районе ХМАО, в с.Казым. Это Тасьманов Александр Павлович. Его личный рекорд 861 прыжок через нарты. Предлагаю и вам  поучаствовать  в  игре  «Прыжки через нарты» («Санарма»).

(Проводится игра «Прыжки через нарты». Вместо нард можно использовать мягкие модули. Подведение итогов. Награждение.)

Ведущая:

- Молодцы! А пока наши участники отдыхают, девочки покажут, какие они мастерицы. (На фоне музыки и стиха идет показ национальных женских костюмов ханты и манси) 

5 обучающийся:

Самые прекрасные

Девушки на свете-

Это нягавчаночки,

В ягушечки одеты.

Они по тундре снежной

Шагают как пингвины.

И в чуме перед лампой

Шью малицы и пимы.

В косичках их бубенчики,

Зарей вплетены ленточки,

Ведь этих нягавчаночек

Узнаешь ты всегда.

Они смеются весело,

С упряжкой мчатся песенка,

Нам на просторе радостно

Их слышать голоса.

Девчонки- нягавчаночки

Занося в чум вязаночки,
Чтоб в чуме печь железная

Не гасла никогда.

Им тундра улыбается

По небу свет каслается

И светит нашим девушкам

В веселые глаза.

Оленевод (в руках палка):

- Ребята, а как вы думаете, что это за палка у меня в руках, для чего она нужна? (погонять оленей) 

-Как она называется? (хорей)

-Но хорей оленеводу не только для этого нужен. (Показывает) Идет он иногда по тундре, хорей за спину закинет, руки на нее положит, песню поет – хорошо! И спина отдыхает,  руки расслабляются, и душа радуется!

-А на празднике с помощью палки силой меряться. Предлагаю поиграть детям и родителям в игру «Перетяни палку». 

(Проводится игра «Перетяни палку». Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног. Подведение итогов. Награждение.)

Оленевод: Так же оленевод должен уметь ловить оленей. Для этого он берет веревку с петлей, которая называется «аркан», размахивается ею и набросает ее на шею оленя. (Показывает). 

Ведущая:

- На празднике День оленевода проводятся соревнования «Метание тынзяна на хорей» («Ярколава»), тынзян-аркан-веревка с петлей, хорей-палка.

(Проводится игра «Метание тынзяна на хорей». Подведение итогов. Награждение.)

Оленевод:

-  В состязаниях на Дне оленевода, участвуют в основном мужчины. Женщины редко принимают участие в «Бегах на оленях упряжках». А такие игры, как жмурки, колечко, проводятся специально для женщин.

Предлагаю всем женщинам и девочкам встать в круг и поиграть в игру «Колечко». (Проводится традиционная игра «Колечко»)

Оленевод:

- Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. А, чтобы Солнце появилось, люди звали его. 

- Давайте все вместе позовем Солнце, для того чтобы погода была ясная, теплая. Вставайте в круг, двигаясь по кругу, произнесем слово «Хейро!».

(Входит родитель играющий роль «Хейро» одетый в костюм солнца)

Хейро: 

- Здравствуйте ребята, я солнце, яркое лучистое, дающее людям свет и тепло, пришла сегодня к вам в гости, хотите со мной поиграть?

 Хейро: 

- Хорошо, давайте все вместе поиграем в игру «Хейро!».

(Проводится игра «Хейро». Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад и на каждый шаг говорят «Хейро». Ведущий - солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны). Правило: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал-«Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.)

После игры всем обучающимся на празднике Хейро раздает вырезанные из бумаги «Лучики солнышка».  

Ведущая:

- В  День оленевода устраиваются ярмарки-выставки на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т. д.). Вот и мы вас приглашаем на выставку приготовили вам выставку поделок и национальных сувениров, которую подготовили ученики и родители нашего класса.

(Все присутствующие заходят в кабинет)  

3. Заключительная часть, рефлексия: Слайд №1

Оленевод:

- (Фонограмма хантыйской музыки) Вот и подошел к концу наш праздник, в котором участвовали смелые, ловкие, веселые, дружные, умелые ребята и родители!

  -А теперь я попрошу всех прикрепить только один «Лучик» к одному из двух солнышек:

  - к желтому  солнышку прикрепят желтые лучики те ребята, кому было скучно на празднике или

   понравилось, но не всё;

  - к оранжевому солнышку прикрепят оранжевые лучики те ребята, кому понравилось на празднике всё.

(Ведущий обращает внимание на солнышки и подводит удовлетворенность обучающихся проведенного мероприятия).

- Родителей попрошу заполнить анкету (Приложение №1).

Ведущая: Слайд №2

- Я благодарю всех присутствующих за активное участие. Отдельное спасибо родителям и детям, которые помогли подготовить и провести этот праздник.  Желаю всем здоровья, счастья,  взаимопонимания!

- Традиционно на празднике готовятся национальные угощения (оленье мясо, строганина, уха, морсы из таежных ягод, выпечка).

- Приглашаю всех за праздничный стол, отведать угощения, приготовленные нашими мамами в национальных традициях.

Праздник заканчивается чаепитием.

Приложение №1.

Анкета для родителей.

1. Понравился ли вам праздник? ______________________________________

2. Что нового вы узнали на празднике?_________________________________

__________________________________________________________________

3. Активным ли был ваш ребенок на мероприятии?_______________________

__________________________________________________________________

4. (Вопрос для родителей-помощников)

Испытывали ли вы трудности к подготовке праздника? В чем?_____________

__________________________________________________________________

5. Будете ли в дальнейшем участвовать в подготовке к новым мероприятиям?_____________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Ваши пожелания и предложения.____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2.

Рефлексия для педагога:

1.Какие сложности возникли при подготовке и проведения данного мероприятия?

2. Какие положительные моменты вы отметили?

3. Каков уровень активности обучающихся на мероприятии?

4. Как отреагировали родители?

5.  Будете ли вы в дальнейшем использовать данную форму взаимодействия с родителями в своей работе?

 

Список литературы:

1.Недвецкая М.Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: Монография [Текст] / М.Н.Недвецкая. – М.: АПКиППРО, 2008. – 161 с. (10 п.л.)

2.Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя  [Текст]: методическое  руководство для классных руководителей / Н. И. Дереклеева.- М.: ВАКО, 2007. - 267 с.

3.Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учебно–методическое пособие  / М. И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 216 с.

4.Саляхова, Л. И. Родительские собрания 1-4 классы [Текст]: учебное пособие для классных руководителей / Л. И. Саляхова - М.: Глобус, 2007 – 315 с.

5.Стружко, В. А. Сотрудничество с семьёй – важное направление деятельности школы [Текст] / В. А. Стружко // Образование в современной школе. – 2005. - № 5. – С. 14.

6.Филиппова, Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнка [Текст] /Г. Филиппова // Семья и школа. – 2001. - № 7,8. – С. 30-35.

Интернет-ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0
  2. http://nashural.ru/Kalendar/den-olenevoda.htm
  3. http://gcbs.ru/pub/prazd/Prazdniki.html
  4. https://infourok.ru/poeti-i-pisateli-hmaoyugri-1143093.html

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА

Слайд 2

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "День пожилого человека"

Сценарий праздника "День пожилого человека" - праздник самых любимых -бабушек и дедушек....

Сценарий праздника «День Знаний в 1 классе».

Цель данного праздника - заинтересовать школьной жизнью, помочь преодолеть робость, привить желание хорошо учиться, довести до сознания школьников, что школа открывает дорогу в Страну знаний....

Сценарий праздника День матери

Праздник, посвящённый международному Дню матери...

Сценарий праздника. «День именинника или необыкновенное путешествие по морю Фантазий на Остров Праздников».

Праздник . посвященный.дню именинника. Можно проводить в конце учебного года ....

Сценарий праздника "День Матери-праздник любви и благодарности"

Сценарий «День Матери – праздник любви и благодарности»Сценарий для детей 10-12 лет. Работа может использоваться в школе на классных часах или при подготовке к празднику. Сценарий...

Методическая разработка народного праздника "День оленевода"

Методическая разработка  народного праздника "День оленевода". Начальная школа 3-4 классы....

Сценарий праздника «Широкая масленица» познавательно-игрового характера с участием родителей

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми младшего возраста становится воспитание нравственности, духовности, гр...