Методическая разработка народного праздника "День оленевода"
методическая разработка (3 класс)

Полтораднева Ирина Владимировна

Методическая разработка  народного праздника "День оленевода". Начальная школа 3-4 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

                                       «Средняя школа №16»

             Сценарий народного  праздника «День оленевода»

                                      Подготовила: Полтораднева Ирина Владимировна

                                                                 учитель начальных классов


Цель: познакомить  учащихся с особенностями традиционного профессионального праздника «День оленевода»

Задачи:

-расширить знания обучающихся об истории, культуре, традициях обско-угорских народов;

-развивать познавательный интерес к традиционным праздникам народов ханты и манси;

-воспитывать патриотические чувства к своему краю, уважение к родной стране, к традициям и обычаям коренных народов округа.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, изделия национальных промыслов;  санки, палка для перетягивания (хорей), аркан или обручи, мяч, пояс из белой ткани или белой бумаги, фломастеры.

Ход праздника:

(Слайд 2.)

1 ученик:

В снежном вихре мчат олени,

По холмистой тундре мчат,

Не бегут мои олени,

а по воздуху летят.

2 ученик:

Я люблю езду такую

Только править успевай,

И поет душа ликуя,

Здравствуй тундра милый край

Ведущий: 

Добрый день, дорогие ребята! Вы уже догадались, чему будет посвящено наше мероприятие? (Ответы детей)

(Слайд 3.)
Правильно! Наш праздник посвящен «Дню оленевода».

3 ученик:
К оленеводам Отчизны моей
Мы приглашаю на праздник друзей!
Здравствуйте, гости!
Ӈани торова!
Сладкой морошкой, заваренным чаем,
Мы долгожданных гостей привечаем.

4 ученик:
Каждому гостю
Сердце открыто.
Тундра улыбкой,
Приветствует Вас.
Мчатся олени
Ветра быстрее.
Здравствуйте, гости!
Ӈани торова!

Ведущий:

Оленеводство в России охватывает огромную территорию Крайнего Севера от Скандинавии до Берингова пролива: на одного оленя требуется в год 100 га пастбищ. Северное оленеводство - это единственная отрасль сельского хозяйства, в которой занято все коренное население Севера.

-Ребята, а кого относят к коренным жителям народов Севера? (Ответы детей)

Развитие оленеводства остается главным условием сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера и поддерживает остальные промыслы северных народов.

(Слайды 3-7) 

Для ненцев, ханты, селькупов оленеводство не измеряется в процентах и деньгах, с оленем связана их философия жизни, их миропонимание. В переводе с ненецкого языка «олень» значит «дающий жизнь».

(Слайд 8)

5 ученик:

Мой отец – оленевод!

В ясный день осенний

Даже издали найдёт

Он своих оленей.

 6 ученик:

Знает множество примет,

Посвист или слово,

На тропе отыщет след

Вожака любого.

 7 ученик:

Если в землю бьёт олень

Острыми рогами,

Значит, будет вьюжный день,

Снег не за горами.

 8 ученик:

Если фыркнет невзначай,

Повернёт к овражку,

Значит, поутру встречай

На пути упряжку.

(Слайд 9)

 9 ученик:

И развеет бег саней

Все твои печали, –

Потому что мы друзей

В тундре повстречали!

Ведущий:

А как оленеводы называют сани? (Ответы детей)

(Слайд 10)

Правильно, нарты – это такие особые, широкие сани, на которые может поместиться несколько человек. А на празднике нарты ставят боком в одну линию. Через них начинают прыгать самые выносливые прыгуны.

(Слайд 11)

1 конкурс  «Прыжки через нарты»
Дети строятся друг за другом и по очереди перепрыгивают через сани-«нарты», стараясь их не задеть. Побеждает та команда, которая не коснётся саней.

Жюри подводит итог 1 конкурса.

10 ученик:

Зелёной листвою тундра одета, это вновь пришло к нам лето.

Комаров весёлый рой, легко вьётся над травой,

Но только я их не боюсь.

К речке я бегу купаться, и на травке поваляться.

11 ученик:

Ну, а птицы в вышине распевают песни мне.

Солнце лучиком играет, и морошка созревает.

А над Обью, над родною, солнце радугу зажгло.

Я гляжу, не налюбуюсь,

До чего же хо-ро-шо!

Ведущий:

Так хочется взять эту палку (показывает хорей), сесть в упряжку и проехать по просторам тундры. Ребята как вы думаете, что это за палка? Для чего она нужна? (Ответы детей)

(Слайд 12)


Это хорей. Им  управляют упряжкой. Но хорей оленеводу не только для этого нужен. Идет иногда человек по тундре, хорей за спину закинет, руки на нее положит, песню поет — хорошо! И спина отдыхает, и руки расслабляются, и душа радуется! А на празднике с помощью палки можно силой померяться. Сейчас мы проверим, чья команда самая сильная.

(Слайд 13)


2 конкурс «Перетягивание палки»
Два игрока из разных команд, берутся двумя руками за палку и садятся на пол, опираясь стопами в стопы партнера. По сигналу они начинают тянуть палку на себя, стараясь приподнять соперника от пола. Побеждает участник, сумевший это сделать.

Жюри подводит итог 2 конкурса.

(Слайд 14)

12 ученик:
Кто без компаса и карты
Мчится в тундре, тянет нарты
В ночь полярную и в день?
Это – северный олень.

13 ученик:

Возят груз большой без лени
В тундре северной олени:
Хоть копыта и не шины,-
Выполняют роль машины.

14 ученик:

Ищет свежий ягель

Северный олень.

По пустыне снежной

Ходит целый день.

 

Ведущей:

 Как вы считаете, ребята, что делает оленевод, если ему надо поймать оленя?

(Ответы детей) (Слайд 15)

Когда надо поймать оленя, нужно суметь набросить ему на шею аркан (тынзян). Поэтому  оленеводы должны уметь метко бросать аркан . Это такая веревка с петлей.


3  конкурс «Метание тынзяна на хорей»
Участвуют по двое детей из разных команд. На расстоянии 3-4 метра стоит хорей (палка)   Участники должны набросить  на палку кольцо. Побеждает участник, выполнивший задание первым.

Жюри подводит итог 3 конкурса.


15 ученик:

Самые прекрасные девушки на свете –

Это пуровчаночки в ягушечки одеты.

Они по тундре снежной шагают, как пингвины,

И в чуме перед лампой шью малицы и пимы.

(Слайды 16-18)

Ведущий:

Ребята, а из чего шьют зимнюю одежду ханты. (Ответы детей)

Зимнюю одежду шьют из шкур оленей, а вместо ниток используют сухожилия. Женщины сохраняют в одежде традиционные орнаменты: «заячьи уши», «ветка берёзы», «след соболя», «оленьи рога», «Щучьи зубы».

(Слайд 19)

Мастерство женщин состоит в том, что все работы они выполняют вручную.

4 конкурс «Конкурс мужских поясов»

Каждой команде выдаётся пояс из белой ткани (или из белой бумаги). По команде учащиеся должны нарисовать традиционные узоры (орнаменты).

Побеждает та команда, которая нарисует как можно больше разных орнаментов.

Жюри подводит итог 4 конкурса.


(Слайд 20)

15 ученик:

Куропатки белые – птицы не смелые

Двигаются в присяде.

По тундре гуляли, потом отдыхали.

В снегу сидели, потом полетели.

Ведущий:

Все оленеводы не только прекрасно управляют  оленями, но они ещё и хорошие охотники и рыболовы.

5 конкурс «Меткий охотник»

По краям выстраивается 1 команда, а вторая встаёт в круг. Учащиеся первой команды пытаются попасть в «куропаток». Затем команды меняются местами. Побеждает та команда, которая больше собьёт «птиц».

Жюри подводит итог 5 конкурса.

(Слайд 21, 22)

16ученик:
Один- рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Один – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у все – одна!

Ведущий:

Любовь к Родине не возможна без любви к родному слову, к родному краю.

Сегодня мы с вами не только провели соревнования, но и узнали много интересного  об дном из уголков нашей необъятной Родины. Но, а теперь пришла пора подвести итоги.

Подведение итогов. Вручение призов.

(Слайд 23)

Список литературы:

1.В. Н. Няруй, в.М. Сэрпиво «Ненцы – уроки предков»

2. Ж.Б. Зубоирова Знакомство с национальной одеждой.//Школа и  

   производство. – 2004г.-№8. С. 26-28.

3. Е.А. Ерныхова Декоративно-прикладное искусство Обско-угорских

   народов – 2000г.

Сайты:

kidsclever/сontent/stihi-pro-olenevoda

https//nsportalru-tundra-milaya-moya

chto-takoe-lyubov.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Методическая разработка урока по чтению в 1 классе "Устное народное творчество. Работа над сказкой "Собака и петух"

Данная методическая разработка урока  помогает учащимся 1 класса познакомится с разными жанрами устного народного творчества.  Урок построен с использованием игровой технологии....

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

методическая разработка русского народного праздника "В бабушкином сундучке"

Цель праздника: 1. Познакомить учащихся со старинной русской одеждой. Донести до сознания детей то, что они являются носителями русской народной культуры. 2. Формировать душевные качества ребёнка, р...

Методические разработки " Русский народный костюм"

По программе Шпикаловой-художественный труд. с 1-4 класс. Собраны все уроки с 1-4 класс, связаные с русским народным костюмом..Это русская народная вышивка начиная от простого к сложному... Декоративн...

Учебно-методическая разработка народного праздника на тему - Рождественские встречи - МОУ СОШ № 83 г.Волгограда

Цель:духовно - нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание обучающихся и воспитанников через приобщение их к русской духовной культуре.Задачи:- приобщение обучающихся и воспитанников к духо...

Методическая разработка народного праздника: "Луков день".

Цель данного мероприятия: прививать любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным традициям....