Татарские народные игры
план-конспект

Гинятуллина Ләйсән Мансур кызы

Татарские народные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarskie_narodnye_igry._ginyatullina_l.m.doc529.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Ульянoвска “Гимназия “13”

Разработка внеклассного мероприятия

«Татарские народные игры»

http://gimn121.narod.ru/images/t5.gif

Гинятуллина Лейсан Мансуровна

2019 г

Татарские народные игры.

Цель: - формировать у детей нравственные качества через татарские народные подвижные игры, народный фольклор и традиции;

Задачи: - формировать у детей представления об обычаях, традициях, играх, укладке жизни татарского народа;

- воспитывать у детей уважение к народным традициям и обычаям;

- развивать интерес к татарским национальным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности.

«Колечко».

 Цель: - воспитывать любовь к фольклору татарского народа.

Задачи: - развитие саморегуляции и произвольности поведения;

- совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара.

 «Одень тюбетейку»

 Цель: - воспитывать любовь к фольклору татарского народа.

Задачи: - побуждать говорить об ее эмоционально- образном содержании, делиться своими впечатлениями.

- развивать навык чистого интонирования, четкого произношения слов, выразительного, осмысленного исполнения татарских песен.

 «Тимербай»

Цель: создавать условия для свободного самовыражения детей в играх, поощрять музыкально-игровую импровизацию в ролевом поведении, развивать творческие способности.

Задачи: - развивать интерес к играм татарского народа;

- развивать внимание

-формировать ритмичность движения в соответствие с характером музыки.

 «Битье горшка»

Цель: создать условия для свободного самовыражения детей в играх.

Задачи: - выполнять правильно команды

- развивать умение координировать свои движения

«Сядь, сядь, Малика! »

 Цель: совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара.

Задачи: - воспитывать любовь к фольклору татарского народа.

- совершенствовать технику исполнения танцевальных движений.

Праздник проходит на улице (на участке) в виде спортивно-развлекательной форме. Звучит татарская народная (плясовая) музыка

Ведущая: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез, балалар. Хәллләр ничек?

Дети: Исәнмесез! әйбәт!

Ведущая: Ребята, у нас сегодня день необычной. Во первых, смотрите, какая сегодня погода.

Дети: Теплая, солнечная, радостная.

Ведущая: Да, ребята. Радостная и Праздничная. Да, да, вы не ослышались, Праздничная. У нас   сегодня «День Татарских народных игр». Ребята, а вы любите играть?

Дети: Да, любим!

Ведущая: А вы хотите научиться играть татарские игры? Дети: Да,хотим!

Ведущая: Тогда, давайте поскорее начнем. Первая наша игра называется «Колечко». («Йөзек салыш». Игра проводится под музыку.

Правило игры. Водящий зажимает колечко между ладонями, все игроки подставляют ему свои руки «лодочкой». Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались кому именно. После этого произносится фраза «Колечко – колечко, выйди из крылечко! » Тот, кому колечко досталось, должен выбежать на место водящей, остальные же должны попытаться его удержать, если, конечно, сообразят вовремя, кто именно собирается бежать. Если получившему колечко удается выбежать, то в следующем водит он, если нет – водящий остается тот же.

Ведущая: Какие вы у меня мoлодцы! Давайте, перейдем к следующий игре. Ребятa, вы знaете, что это такое? (Показывает тюбетейку) .

Дети:  Да

Ведущая:   Это – тюбетейка. Традиционный головной убор для мужчин. Тюбетейку принято красиво украшать бисерами, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. Посмотрите, ребята и наша тюбетейка очень красивая (дети рассматривают тюбетейку). Она тоже вышита яркими нитками, и на ней красивые татарские орнаменты.

У татар есть игра связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Одень тюбетейку». Давайте, мы тоже поиграем в эту игру.

Правила игры. Дети становятся в круг. Поют песню на татарском языке, и одевают тюбетейку. Таким образом, передают друг другу. Игра проводиться под музыку.

Ераклардан  килгәнсен,

Түбәтәйне  кигәнсең,

Түбәтәең  укалы,

Чиккән матур түбәтәй

Матурлыгы белән

Шаккатырыйм, дисеңме.

                    Туп – туп – түбәтәй,

Припев        Түбәтәең  укалы

                    Чиккән матур түбәтәй

                     Менә кемдә тукталды.

В конце песни, у кого остается тюбетейка, тому и дается наказание: спеть песенку, рассказать стишок, кричать как петушок, и т. д. Игра так продолжается.

Ведущий: Вот какие вы у меня молодцы! Вам понравилась эта игра?    Дети: Да!

Ведущий: Следующая наша игра называется «Тимербай». 

Я уверена, что эта игра вам тоже очень понравиться.

Правила игры. Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Игра проводится под музыку.

 (Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались.

Хорошенько отмылись

И красиво нарядились.

И не есть, ни пить, не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели, сделали вот так!

С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.)

Ведущий: Умницы! Ребята, вот какие веселые игры есть у татар. Но, это еще не все. Вы не устали?   Дети: Нет!

Ведущий: Тогда, давайте продолжим наш праздник с игрой «Битье горшка».

      Правило игры. Дети становятся в круг, или в одну линию. В центр ставятся горшок. Платком связывается глаза, и он должен по прямой линии дойти до горшка и с помощью палки разбить горшок. Таким образом, игра продолжается. Игра продолжается под музыку. Ведущий: И с этой игрой вы у меня справились! Молодцы!

 Следующая наша игра не менее интересна, и тоже связана с завязыванием глаз.  Игра называется «Сядь, сядь, Малика! »

Правила игры. Дети становятся в круг. Одному завязывают глаза, и ставят в центр круга. Дети взявшись за руки, поют песню и идут по кругу. Песня поется на татарском языке:

Утыр, утыр, Мәликә, алмагачның  төбенә,

Кем утырган каршыңа, әйтеп бирче тиз генә

Один из детей садится в круг, рядом с водящим, и он должен с помощью прикосновений узнать, кто стоит с ним рядом. Если не узнает, дается наказание. Игра так продолжается.

Ведущий: Ребята, вам понравилось?

 Дети: Да,очень

Ведущий: Эта, была наша последняя игра. Вот сколько веселых и задорных игр мы с вами поиграли. Это еще не все игры, у татарского народа очень много веселых и не менее интересных игр. Мы с вами их тоже обезательно сыграем. Вам понравилась наш сегодняшний праздник “День татарских народных игр”?

Дети: Да!

Ведущий: Ребята, давайте закончим наш Праздник с песней “Родной язык”, слова который написал наш известный писатель Г. Тукай Вы у меня сегодня очень хорошо играли и песенку спели! Молодцы! Я очень рада, что вам наш праздник понравилась. Ребята, татары очень веселый, открытый, доброжелательный народ. Они еще славятся своим гостеприимством. Они любят принимать гостей и угощать всякими сладостями. Я тоже приглашаю вас на чаепитье с традиционными блюдами өчпочмак и чәк – чәк! Сау булыгыз! До свидания! До новых встреч!

Источники:

  1.  https://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-tatarskie-igri-1866606.html/
  2. http://tatarlar.info/   Международный татарский портал

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мудрый старик"-татарская народная сказка

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Мудрый старик"-татарская народная сказка. Образовательная система "Школа 2100"...

Татарская народная сказка «Три дочери»

Тема: Татарская народная сказка «Три дочери» Цель: проанализировать содержание сказки с точки зрения читателя-мыслителя, психолога, творца, художника....

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

Цели: ·        создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;·        формировать ум...

«Использование татарских народных традиций в обучении и семейном воспитании младших школьников».

Признаками традиций являются массовость, прочность, жизненность, долговечность, многообразие. Составной частью традиций являются обычаи. Когда традиции соблюдаются постоянно и регулярно – они превраща...

Лексический КВН по творчеству татарского народного поэта Г.Тукая

Материал  предназначен  для  проведения  мероприятия  по  внеклассной  работе  по  татарскому  языку  и  литературному  чтению....

Игра – познание и развитие: подвижные народные игры как условие реализации принципов народной педагогики.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимул...

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...