«Адыгейский национальный костюм» (посвященный Дню адыгейского костюма)
план-конспект занятия (4 класс)

Адыгэ  цыеу  цые   къопэфыр ,

Осы нэгуфым  фэдэу   уфыжь.

Джыгыты кlалэу кlэлэкlэ чэфыр

Гушхоу  рызепщэу   ылъы   ущыщ…

( Мэщбэшlэ И.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_kostyuma.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

                              «Адыгейский национальный костюм»

(посвященный Дню адыгейского костюма)

Пословицы  и высказывания об одежде адыгов:

1.Лlымэ яшъуаш, шымэяун

2.Щыгъынибгъум зыщыгъыни  теубгъон

3...Узыфадыгъэр  сэрыми , хэтми,

Зэрэ Кавказэу  дахэу   уекlугъ.

( Мэщбэшlэ И)

4.Адыгэ  цыеу  цые   къопэфыр ,

   Осы нэгуфым  фэдэу   уфыжь.

Джыгыты кlалэу кlэлэкlэ чэфыр

Гушхоу  рызепщэу   ылъы   ущыщ…

( Мэщбэшlэ И.)

Фоновая музыка

Входят девочка и мальчик в национальных костюмах. Они демонстрируют адыгейский национальный костюм.

(Звучит адыгейская танцевальная музыка)

Ведущий: 

Здравствуйте! Сегодня у нас в гостях адыгейский национальный костюм, день которого мы и отмечаем сегодня. Одежда адыгов, особенно женская, богато украшалась орнаментами, золотым и серебряным шитьем, басонными изделиями - позументами, тесьмой, галунами и серебряными изделиями. Шитьем мужской и женской одежды занимались все женщины с раннего возраста. Анализ истории развития одежды адыгейского народа показывает устойчивость самобытной формы покроя и шитья одежды. В данной работе показаны формы одежды XIX- XX веков. Одежда женщины и девушки украшалась богато и имела дорогой и нарядный вид. Будничные верхний платья были более скромными и простыми по убранству и покрою. Четырех - шестиклинная юбка гладкая или в складочку, смотря по качеству материала, пришивалась к кофточке, которая шилась по фигуре, рукава делались длинные и прямые с узким обшлагом. Подол и обшлаг обшивались узким узорным шнуром. Более богатые женщины обшлага рукавов и подол платья украшали еще золотым шитьем и позументами.

(Устова Милана и Кохужева Азида)

Адыгэцый

Адыгэ  цыеу  цые   къопэфыр

Осы  нэгуфым  фэдэу  уфыжь,

Джыгыты  к1алэу  к1элэк1э  чэфыр

Гушхоу  рызепщэу   ылъы   ущыщ.

Бзыутэмапэу,  лъатэу, быбатэу

Шыгъэчъэ   плъырмэ   ренэу  уахэт,

Дахэми   дахэр  орк1э  рыт1уатэу

Жьы  псынк1э, маш1уи – т1уми  уафэд.

Типшъэшъэ   гуахьмэ   нэфылъэ   шэплъым

Утфыхабзык1ышъ  пшысэу  утфады.

Хьазыр пш1ык1ут1эу  бгъэгупэм   хэлъым

Тхыдэбэ 1аджи  тарихъым   щаты.

Къушъхьэ  лъэгъуабэу  уимэстэ  ужхэр

Ечъэх-дэчъаеу  зэк1оу къыпхэщы,

Бгырысы   нартхэу  уиц1ыфы лъэшхэр

Л1эш1эгъу зэлъык1оу ш1угъэм фэощэ.

Л1ыгъи,  гукъауи,  гуш1уи,  гъэрыпи

Уищы1эныгъэ  къыхэтэджык1ы.

Шъхьафитыныгъэр   ястыщтэп  яп1уи,-

Уишылъэмакъэ  ш1унк1ым  хэджык1ы.

Жьыбгъами  ппихэу    гынгъозы    ппыоу

Пыимэ  тхьапшрэ   анэгу    уиплъагъ,

Зауи.  Мызауи  укъыщау1эу

Гу ш1уц1э тхьапшмэ   узыщалъагъ.

         Шъхьарыхъонп   лъыжьыр    жьым  зэрихьэу

Шхьафитытыгъэм  укъыдыкъок1ы.

Сыдырэ  ч1ып1и  л1ыгъэр  щызепхьэу

Маш1уи,  ояли  уашъхьарасык1ы.

Адыгэ  цыеу   цыекъопэфыр,

Осынэгуфым   фэдэу   уфыжь.

Джыгыты  к1алэу  к1элэк1э чэфыр

Гушхоу   рызепщэу    ылъы   ущыщ.

           Бзыутэмапэу,  лъатэубыбатэу

Шыгъэчъэ   плъырмэ   ренэу   уахэт,

Дахэми    дахэр  орк1э  рыт1уатэу

Жьы  псынк1и,  маш1уи - т1уми  уафэд.

Типшысэ  1ушмэ  янэфипхэтэу,

Псынк1агъэу  пхэлъри – ягухэлъгугъ.

Узыфадыгъэр    сэрыми,  хэтми,

Зэрэ-Кавказэу    дахэу  уек1угъ.

( Мэщбэшlэ И)

Ведущий: "Цый"-так называемая в народе черкеска. Обычно черкешенки сами изготовляли из шерсти материал для шитья "цыя". Покрой "цыя" отличается от "сая" лишь тем, что в черкеске рукава длинные и широкие, имеется вырез на груди и полы короче. На груди слева и справа пришиваются гнезда для газырей. Подкладку подставляют только в верхнюю часть "цыя", до талии. Края украшают узорными шнурами и пуговицами из круглых шнуров, в виде орнаментальных узлов, так называемых "кIыIун", "кIыIушъхь".

Ведущий:Кафтан (бешмет) шьют из тонкого материала. Цвет кафтана должен соответствовать цвету "цыя", так как он одевается под "цый". Форма покроя такая же как и у "цыя", только грудь закрытая, воротник высокий, стоячий и длина кафтана выше колен. Рукава узкие с застежками. Украшением кафтана служит обшивка гладким сутажом или шнуром краев воротника, обшлагов и боков до пояса. Бурка и башлык у адыгов служили для защиты от дождя и холода и изготовлялись руками, самих мастериц-адыгеек. Мастерицы золотого шитья и басонных изделий не жалели сил и времени для украшения бурки и башлыка вышивкой, сутажом, бахромой та прутиков, аппликацией воротника и т. д.

                                                       Сценка «Т1ыс, цый»

                                                        «Т1ыс, Цый»

Бэрэскэшхо   мафэу, мэщытым ц1ыфыбэу къек1ол1агъэмэ Хъуаджэахахьи, сэламарихыгъ, ау зынэбгырии  сэлам   къыригъэгъэзэжьыгъэп, зынэбгыри  къыфэтэджыгъэп.

Нэмази адимыш1эу, шъхьак1о и1эу Хъуаджэядэжь къэк1ожьыгъ. «Шъо шъуиц1ыфыгъэ зынэсырэр къыч1эзгъэщын» , - ы1уи, къык1элъык1огъэ бэрэскэшхом   цые шхъонт1э ш1ыгъак1эр зыщилъи, тыжьын  бгырыпхыр  тырилъхьи, дышъэпс   зэгъэшъогъэ    къамэрзыгуилъхьи, майстэ плъыжьит1ур ахэмэ   апилъхьажьи, тыжьынхьазыр пш1ык1ухыр ыбгъэ къытежъыук1эу, а куп дэдэм  ахахьи, сэлам    арихыгъ:

      -Сэлам  алейкум!

      -О алейкум   сэлам! Къеблагъ, къэт1ыс, Хъуадж! – а1уи, купышхор  къызэхэтэджагъ, зыгозыгъэт1ысхьэщтыр атезэрэхы.

Хъуаджэ мак1эу 1ущхыпц1ык1и, къы1уагъ:

      -Т1ыс, цый, т1ыс. Сэрэпмыхэмэ шъхьэк1афэ къызфаш1ырэр, орынахь.

      -Сыда ,Хъуадж, зыгорэк1э угу къысабгъа? –Къегыигъ л1ы горэ.

      -Блэк1ыгъэ бэрэскэшхом  сэламэу  шъосхыгъагъэм  непэ    къежъугъэгъэзэжьыгъэшъ, сышъуфэраз, ау сэрэп  шъо жъугъэт1ысымэ шъуш1оигъор, сицыйнахь, арышъ, сицые   къышъухэрэс, сэ 1офхэр си1эх, силъэгъун зыдэщы1эм сык1он, - ы1уи, Хъуаджэ къахэк1ыжьыгъ.

Ведущий:Адыгейский национальный костюм состоит из различных элементов и несет в себе характерные, наиболее общие черты силуэта, кроя одежды северокавказских народов. Это объясняется схожестью природно-климатических условий, хозяйственно-бытового уклада, военизированного образа жизни, рода занятий. Удобный в быту и в походной жизни, костюм кавказских народов привлекал внимание российского (кубанского и терского) казачества. Введение форменного казачьего костюма, сходного с костюмом кавказских горцев, обеспечило его популярность на Северном Кавказе. Отдельные элементы казачьего костюма, (черкеску, бешмет, кубанку, кинжал, ремень) стремилось перенять и иногороднее население.

(Брантова Милана)

КАК ПРЕКРАСНА КАВКАЗСКАЯ ФАША-

УТОНЧЕННЫЙ ВЕКАМИ НАРЯД.

В НЕЙ КАВКАЗСКАЯ ВЫПРАВКА НАША.

ВНЕЙ ОСОБЫЙ КАВКЗССКИЙ НАРЯД.

В СТРОГИХ ЛИНИЯХ-ЧЕТКОСТЬ ПРОПОРЦИЙ,

БЛАГОРОДСТВО И СКРОМНОСТЬ ДУШИ.

СТАТЬ ГОРЯНКИ, ПОДТЯНУТОСТЬ ГОРЦА.

В ГОРСКОЙ ФАШЕ ВСЕ ТАК ХОРОШИ!

ПОЗАБЫЛИ МЫ ЭТИ ОДЕЖДЫ,

НО СОВСЕМ НЕЗАСЛУЖЕННО, ЗРЯ.

Я В ДУШЕ НЕТЕРЯЮ НАДЕЖДЫ,

ЧТО ВЕРНЕТСЯ К НАМ ЭТОТ НАРЯД.


Ведущий:Праздничный костюм адыгов отличался от будничного светлыми тонами, яркостью отделки и качеством ткани, хотя его силуэт оставался традиционными. Старинный адыгейский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский адыгейский костюм включал: верхнее платье – сае, нижнее платье – джанэ, короткий кафтанчик – кIэкIы, шапочку — паIо, к которой прикреплялся шарф – шъхьатехъу, пояса – бгырыпх, который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки – цокъэхъурай. Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. Угольный вырез на груди обшивался золотым галуном. Полы платья вышивались золотыми или серебряными нитками. Длинные рукава обтягивали руку до запястья, а у кисти застегивались на 3 – 4 крючка. К рукаву, выше локтя, пришивался нарукавник, расшитый узорами в тон вышивки платья. Праздничное верхнее женское платье украшал «фонарик». К рукаву пришивалось кружево или прозрачная набивная ткань. Эта деталь придавала женскому костюму легкость, воздушность, элегантность, подчеркивала женственность. Платье с «фонариками» рекомендовалось для танцев, где девушки и парни касались рук друг друга («Удж», «Удж-хъурай»). Нижнее платье (без рукавов) изготавливалось из тонких тканей светлых тонов.

(Песня_________________________________________________)

Ведущий: Бархатный кафтан со стоячим воротником довершал костюм. Поверх него на грудь надевался «нагрудник», украшенный пластинками из серебра с позолотой или вышивкой. Он состоял из двух застегивающихся половин. Важным элементом костюма являлся головной убор. Шапочка (паIо) изготавливалась из твердой прессованной ткани, покрытой бархатом. Она расшивалась замысловатыми рисунками, поверх нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Обязательным элементом женского костюма служил пояс (бгырыпх). Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой. Женские чувяки (цокъэхъурай) – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом.

( звучит адыгейская песня « Черкеска» сл. И. Машбаш)

Не зря джигит тобой гордится ,

Черкеска белая , как снег,

Когда он легкий, словно птица ,

На скачках обгоняет всех.

Вы продолжаете друг друга,

Вы оба- ветер и огонь ,

Когда летите вы по кругу

Под адыгейскую гармонь.

Кроили девушки в ауле        

Тебя из неба и зари.

Чтоб мимо пролетали пули ,

И сказок шили газыри.

                         Тропинкой горной прострочили,

Чтобы красивой ты была.

И верности тебя учили ,

Чтоб горца ты не подвела…


Ведущий:Мужской костюм был более строг: черкеска – цые, бешмет – кIако, шаровары – гъончэдж, шапка – паIо, папаха – пэIобырац, башлык – шъхьархъон, пояс – бгырыпх, кинжал – къамэ, ноговицы – майстэ, бурка – кIакIо. Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. Грудь черкески слева и справа украшают 8 гнезд для деревянных или костяных «газырей», с наконечниками чеканной работы, серебром и позолотой.

Песня__________________________________________________________

Ведущий:Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетой, застегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет украшал национальный орнамент. Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка). Дополнением к костюму являлся башлык, который в быту носили в непогоду. Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.

(Звучит песня « Черкеска» слова И. Машбаша)

Ты узнавала век за веком,
Что значит радость и беда.

Ты пахла порохом и ветром

Ты кровью пахла иногда

Тебя навылет пробивали.
В бою. И даже не в бою…

Тобой порою прикрывали

И душу черную свою.

А ты упрямо воскресала

И из измен, и из огня.

Ни разу труса не спасала,

Зато не раз спасла меня

Ты моему народу впору,

Ты сердцу горскому близка

Ты принесла свободу в горы

На красных крыльях башлыка.

Ты учишь мужеству джигита,

Огню и легкости орла.

…И хоть по мне черкеска сшита,

Всему Кавказу подошла…

Ведущий:Дорогие ребята, мы сегодня поговорили о нашем национальном костюме, Вспомнили, из чего его делали, и какие элементы входили в него, как его украшали иносили. И сегодня мы закончим праздник  Танцем «Удж»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Национальный костюм можно прочитать, как книгу"

В данной работе , я ставила своей целью доказать, что женский народный костюм любой национальности, можно прочитать, как интересную историческую книгу. Показать красоту и разнообразие одежды народов П...

Урок изобразительного искусства "Особенности татарского национального костюма"

Во время  подготовки к данному уроку использована книга Рамзии Мухамедовой «Татарская народная одежда» Татарского книжного издательства  г. Казани 1997 г. выпу...

Методическая разработка урока по ИЗО "Национальный русский костюм" 1 класс

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского народа, его культурой и традициями на примере русского народного костюма. На уроке используются различные ИКТ (интерактивная пристака, про...

Рабочая программа по адыгейскому языку к учебнику А.Ю. Каратабан "Адыгейский язык учу с удовольствием".

Рабочая программа по адыгейскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образования...

Внеклассное мероприятие «Адыгейский национальный костюм»

Цель данного мероприятия ознакомить учащихся с традициями адыгского народного костюма, воспитывать уважение к культурным традициям адыгского народа; познакомить с художником модельером Юрием Сташ и ...

Доклад на тему "Проблемы взаимосвязанного развития адыгейской и русской речи учащихся национальной школы в условиях двуязычия".

Билингвизм, одностороннее двуязычие, контакты языков, интерференция, функционирование языков, язык и речь, полиэтническая среда, двустороннее двуязычие....