Рабочая программа по технологии для 1 класса по программе Н.А.Малышевой
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по программе Н.А.Малышевой. Составлена на 2011-2012 учебный год по новым требованиям ФГОС.Программу составила Решня О.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ТЕХНОЛОГИЯ,

 Содержание учебного комплекта «Своими руками» для 1 класса.


В комплект «Своими руками» входят учебник и рабочая тетрадь. Материал в учебнике выстроен в определенной последовательности с нарастанием сложности выполнения ручных технологических операций по мере развития моторных способностей и усложнения обработки некоторых материалов, т. е. по принципу «от простого — к сложному», от плоских изделий — к объемным.

Учебник имеет пять разделов: «Природные материалы», «Пластичные материалы», «Бумага и картон», «Проволока и фольга», «Текстильные материалы».

Поскольку учащиеся только учатся читать, содержание учебного материала раскрывается картинками. Это инструкционные рисунки (как резать, складывать, обрывать, скручивать) и примеры работ, объединенные рубрикой «Наша мастерская» (работы, которые первоклассник либо группа из 2—6 человек может повторить, выбрать, согласно своим способностям,  или изменить,  осуществив свой замысел). Основная задача этих страниц развить творческие  способности,  разбудить  фантазию, желание созидать. Рисунки дополнены небольшими текстами, которые читает учитель. Дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы учителя, осваивают суть основных понятий, учатся правильно действовать.

Каждый раздел начинается справочными страницами, здесь собраны основные правила и при-

емы обработки данного материала, правила безопасной работы.

Несколько разворотов учебника названы «Заглянем в прошлое». Они посвящаются старине, обычаям и традициям, народным ремеслам, декоративно-прикладному искусству и знакомят учеников со старинными предметами быта, народными игрушками.

Большая часть разворотов направлена на организацию практической деятельности. Под руководством учителя дети знакомятся, экспериментируют с разными материалами, исследуют их свойства, осваивают технологические приемы и операции, изготавливают аппликации, мозаики, игры и игрушки, конструируют, учатся планировать, анализировать работу.

К общим темам (страницы 10—13) учитель будет обращаться неоднократно по мере необходимости.

Несколько страниц посвящены коллективным работам: дети учатся работать в коллективе над выполнением совместной задачи.

Последние страницы учебника представляют первоклассникам мир профессий.

По мере освоения приемов и умений в учебнике даны ссылки на выполнение заданий в рабочей тетради. Ряд страниц рабочей тетради предназначены для выполнения самостоятельных работ (если это интересно ученику), некоторые подробно рассказывают, как получить другой материал, сделать изделие, в тетради даны шаблоны, выкройки в натуральную величину, которыми можно воспользоваться.

Страницы 13—27 рабочей тетради отрезные. Некоторые из них наклеивают на картон (есть соответствующие рекомендации) и используют как шаблон или фон. Другие страницы используют как материал для будущей работы.

Содержание программы по технологии 1 класс. (33 ч)

Общие сведения (1 ч).

Основные понятия: изделие, материалы, инструменты, рабочее место, техника безопасной работы с инструментами.

Изготовление изделий и декоративных композиций из природных материалов

(7 ч).

Элементы графической грамоты.

Определение формы деталей изделия, их размеров и количества по рисунку, эскизу. Сравнение формы готовой детали с ее изображением.

Технологические сведения и приемы обработки.

Подготовка материалов к работе: сбор, сушка, хранение.

Правила сушки плоских изделий.

Свойства и сравнительная характеристика материалов: цвет, способность терять форму, прочность, отношение к воде.

Правила приклеивания деталей. Закрепление природного материала на основе и соединение деталей объемного изделия при помощи пластилина и клея.

Виды практических работ.

Аппликация из высушенных листьев на декоративном фоне.

Плоскостное и объемное моделирование художественного образа и декоративных композиций.

Темы для бесед и экскурсии.

Сбор листьев, плодов, семян, гальки, ракушек и т. д. Практическое применение природных материалов в быту. Предметы быта из природных материалов вчера и сегодня. Народная игрушка.

Изготовление изделий и декоративных композиций из пластичных материалов

(5 ч).

Элементы графической грамоты.

Определение по образцу, рисунку формы деталей, их размеров и количества. Сравнение формы

готовых деталей с их изображениями на рисунке, эскизе.

Технологические сведения и приемы обработки.

Подготовка материалов к работе.

Сравнение свойств материалов, из которых можно лепить (песок, глина, пластилин, тесто).

Наблюдение за пластическими свойствами снега, песка: при малом содержании влаги — рассыпчатый, при большой влажности — вязкий.

Приемы обработки материала: деление на части; придание формы (раскатывание в ладонях, оттягивание, расплющивание, вдавливание); присоединение деталей изделия друг к другу при помощи прижатия, примазывания.

Приемы обработки поверхности изделий из пластилина при помощи отпечатков разнообразными приспособлениями, «налепов».

Виды практических работ.

Лепка плоских и объемных изделий.

Выполнение изображений из пластилиновых жгутиков на основе (картон, металлизированная бумага) геометрической формы.

Лепка объемных изделий конструктивным способом из отдельных кусочков пластилина разной формы.

Мозаика на пластилиновой основе из ракушек, семян, гальки.

Комбинированные работы из пластилина и природных материалов.

Лепка из снега.

Темы для бесед.

Из истории лепки.

Народные традиции: праздничное печенье.

Изготовление изделий из бумаги и картона (8 ч).

Элементы графической грамоты.

Знакомство с видами графических изображений: рисунок, эскиз, схема, простейший чертеж.

Определение формы деталей, их размеров и коСравнение формы готовых деталей с их изображениями на эскизе. Чтение простейших схем.   а^

Технологические сведения и приемы обработки.

Виды бумаги и картона.

Сравнение свойств различных видов бумаги, используемых для одного и того же вида работ (например, для аппликации).

Приемы разметки: по шаблону, трафарету, по линейке, на глаз, на просвет, через копировальную бумагу, складыванием.

Правила безопасности при работе с ножницами.

Операции: обрывание, резание, сгибание, складывание, склеивание.

Экономное использование материала.

Оформление изделий: аппликация, окрашивание, рисунок.

Контроль действий в процессе работы.

Виды практических работ.

Выполнение приемов: окраска по шаблону, трафарету и т. д.

Обрывание бумаги и аппликация из таких деталей.

Деление полос на части. Сгибание и склеивание их в колечки и петельки. Моделирование из них творческих работ.

Разметка квадрата по линейке. Резание по линии.

Разметка по шаблону. Симметричное вырезание.

Конструирование из готовых форм, например изготовление кормушек. Творческое оформление изделий.

Деление квадрата на части путем складывания. Складывание игрушек из бумаги. Темы для бесед и экскурсии. Экскурсия в  парк.  Развешивание кормушек. Наблюдение за птицами.

Из истории бумаги, ножниц. Искусство оригами.

Изготовление изделий из текстильных материалов (8 ч)

Элементы графической грамоты.

Знакомство с видами графических изображеНИИ.

Чтение эскиза, схемы: определение формы деталей и их размеров. Сравнение формы готовой детали с ее изображением.

Технологические сведения и приемы обработки.

Виды текстильных материалов, их свойства-плотность, толщина, цвет, блеск.

Сравнение некоторых свойств ткани и бумаги (отношение к влаге, прочность); ткани и трикотажа (способность растягиваться). Рассматривание строения ниток, строения ткани полотняного переплетения, трикотажа. Приемы работы с нитками (разъединение, раскручивание, скручивание, наматывание, резание, распускание, плетение); с трикотажем (распускание); с тканью (резание, выдергивание ниток).

Разметка по линейке, на глаз. Экономное использование материалов.

Соединение деталей с основой при помощи клея Соединение деталей склеиванием, связыванием.

Осуществление сотрудничества в работе.

Правила безопасной работы и гигиены.

Контроль действий в процессе работы.

Виды практических работ.

Раскручивание разных видов веревок. Со    вяление композиции из полученного материала.

Приклеивание шпагата на редкую ткань, моделирование цветка.

Создание нити скручиванием.

Аппликация   из   мелких   лоскутков   ткани   и ниток.

Выполнение бахромы по краю ткани. Изготовление кисточки.

Завязывание узлов в технике макраме на разных материалах: нитке, веревке, бумажном шпагате.

Комбинированные работы: плетение цепочки «винт» и др. Соединение деталей при помощи узлов. Моделирование из полученных элементов разнообразных деревьев.

Темы для бесед и экскурсии. Экскурсия в музей ремесел. Искусство прядения нити. Из чего делают нитки?

Изготовление изделий из проволоки и фольги (Зч).

Элементы графической грамоты.

Определение формы деталей и их размеров по рисунку. Сравнение формы готовых деталей с их изображениями.

Технологические сведения и приемы обработки.

Знакомство с видами проволоки и фольги и их свойствами.

Основные приемы работы с проволокой: резание, сгибание, выпрямление, навивка, скручивание.

Приемы работы с фольгой: формование, резание, выкраивание.

Соединение деталей при помощи скручивания, пластилина, скотча.

Виды практических работ.

Резание проволоки на отрезки определенного размера. Разметка на глаз, по линейке.

Навивка отрезков на карандаш.

Комбинированные работы из пластилина, проволоки, фольги, картона, готовых форм.

Формование фольги: придание ей разнообразных форм. Изделия из таких деталей.

Темы для бесед.

Бытовая техника, ее назначение. Меры безопасности при использовании электроприборов. О мире профессий.

 Проверь себя (1 ч).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1 класса.

  • Знать роль трудовой деятельности человека.
  • Знать названия изучаемых материалов и инструментов, их назначение.
  • Знать и применять разные приемы разметки деталей с помощью шаблонов, трафаретов, линейки, на глаз, складыванием.
  • Знать термины, обозначающие технику изготовления изделий, и их значение (аппликация, мозаика, оригами, макраме).
  • Знать и применять правила безопасности труда и личной гигиены.
  • Знать и применять способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренные программой.
  • Уметь правильно использовать инструменты и приспособления в работе.
  • Уметь лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать шарик, жгутик, примазывать одну часть к другой).
  • Уметь вырезать из бумаги детали в форме квадрата. Резать по кривой. Вырезать симметрично.
  • Уметь плести цепочку «Винт» в технике макраме.
  • Уметь соединять детали разными способами (связывать, склеивать, скручивать).
  • Уметь самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании, данном в виде образца.
  • Уметь экономно и рационально использовать материалы.
  • Уметь контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
  • Уметь сравнивать и выделять особенности различных профессий: врач, учитель, строитель, пекарь, швея и т. д.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни.

Программа по технологии «Своими руками». 2 класс

Пояснительная записка

  • Программа разработана на основе стандарта начального общего образования и обязательного минимума содержания основных образовательных программ по образовательной области «Технология» и рассчитана на четыре года изучения.
  • На занятиях по данному курсу происходит формирование всех психических процессов, связанных с обучением, развитием художественно-творческих, конструкторских способностей, и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира, развитие общетрудовых знаний, умений и навыков, а также самостоятельности каждого ребенка.
  • Программа обеспечивает формирование навыков и умений в едином процессе ознакомления детей с народным творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. На основе знакомства с традициями народных ремесел школьники учатся создавать собственные произведения декоративного творчества, воплощать свои фантазии в материале, выполнять несложные изделия, полезные в быту. Ткачество, плетение, аппликация, вышивка, вязание — все это приобщает ребят к культуре народа.
  • Основная цель программы — развитие личности ребенка с учетом индивидуальных особен-

ностей и раскрытие его творческого потенциала через овладение технологической и художественной деятельностью с разнообразными материалами.

Основными задачами курса являются:

  • формирование эстетической культуры на основе знакомства с народными ремеслами и традициями, различными видами декоративно-прикладного творчества;
  • развитие образного мышления, пространственного воображения, сенсорики, художественного вкуса, творческих и конструкторских способностей, побуждение к самостоятельному творчеству;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, развитие мелкой моторики рук;
  • овладение практическими способностями планирования, организации и объективной оценки своей работы, опытом создания изделия;
  • воспитание трудолюбия, терпения, усидчивости, аккуратности, привитие навыков культуры труда, уважительного отношения к человеку труда и результатам труда;
  • приобретение знаний о роли трудовой деятельности в создании объектов окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий.

Реализация указанных задач и цели достигается в результате освоения содержания программы. В процессе решения этих задач в доступной и наглядной форме учащимся предлагаются простейшие технологии по обработке природных и искусственных материалов.

В пределах каждого года обучения учебный материал дан в виде разделов:

  1. изготовление изделий и декоративных композиций из природных материалов;
  2. изготовление изделий из бумаги и картона;
  3. выполнение изделий и декоративных композиций из пластичных материалов: пластилин, глина, тесто;
  4. изготовление изделий из текстильных материалов;
  5. изготовление изделий из проволоки и фольги.

Внутри каждого раздела содержание курса выстроено с учетом усложнения технологического процесса по мере развития моторных способностей и возрастания сложности обработки материалов.

Ученики 1 класса занимаются один раз в неделю по 35 минут. На начальном этапе формируется деятельность наблюдения. Первоклассники знакомятся с изделием, его формой, размерами, частями, учатся делать простейший эскиз, экспериментируют с разными материалами, наблюдают за их свойствами, знакомясь с основными приемами их обработки. Выполняют несложные изделия из природных и искусственных материалов. Смастерив поделку, играют ею, радуясь творению своих рук. Таким образом формируется желание создавать.

Ученики 2 класса занимаются раз в неделю, 3 и 4 классов — два раза в неделю по 40—45 минут. Учатся чувствовать характер произведений искусства и замечать выразительные средства. Они повышают и совершенствуют свое мастерство в знакомых техниках и осваивают новые, усложняют композицию, увеличивают объем работы и экспериментируют с новыми материалами и их свойствами.

Предлагается строить курс 1 и 2 классов по определенному плану.

      1. «Я учусь работать».

  Приобретение начальных навыков и умений в различных видах обработки материалов. Первые изделия — готовые элементы, комбинируя кото- рые в дальнейшем ребенок будет выполнять более сложные композиции.

2. «Я уже что-то умею».

  Использование различных техник, позволяющих выполнить работы зимней тематики, посвященные различным праздникам.

3.        «Я знакомлюсь с рукоделием».

Приобретение знаний и умений художественно

обрабатывать материалы: плести, вышивать, вязать, шить, ткать и т. д.

4.        «Сам придумываю и создаю».

Создание индивидуальных и коллективных проектов, творческих, декоративных композиций, коллажей, изготовленных из ранее выполненных элементов и изделий, технических моделей и конструкций, собранных из деталей конструктора или готовых форм. В этот период дети комбинируют, развивая фантазию, получая в результате новые более объемные и сложные изделия и декоративные композиции.

Программа обеспечивается комплектом учебных пособий: учебниками, рабочими тетрадями для учеников 1—4 классов и методическими рекомендациями для учителя.

Курс позволяет создать шестилеткам комфортные условия для игр с изделиями, выполненными своими руками, с материалами, из которых создается изделие. Игра снижает напряжение при переходе ребенка в школу и отказе от привычных занятии. Но игра используется лишь как механизм для более глубокого вхождения в суть задания, ина помогает ребенку воспринимать трудную работу как интересную и понятную.

Все разделы программы включают в себя интегрирующий компонент знаний и умений, что способствует формированию у детей целостных представлении о природе и деятельности человека а также поможет решить комплекс задач — дидактических, методических, воспитательных. Они способствуют   «погружению»   учеников  в  художественно-эстетическую среду, развивая их духовный мир, интегрируя все знания. Такие занятия дают возможность согласовать содержание образования по различным обучающим предметам, систематизировать знания и умения, даваемые в рамках одного цикла, обеспечить согласованность в работе преподавателей данного цикла, определить активные методы обучения, помогут решить задачу преемственности в работе начальной и основной школы, а также в организации и проведении досуго-вых мероприятий, объединяющих в одно целое не только предметы (например, технологию с изобразительным искусством, или с развитием речи и театрализацией,  или с математикой,  или с окружающим миром и т. д.), но и детей разных возрастов.

Формы организации детей на уроке различны: коллективная или индивидуальная (в зависимости от поставленных задач и материала, из которого создается поделка).

Во время работы прослеживается четкая взаимосвязь между учеником и педагогом, а форма проведения занятий способствует не только созданию интересных изделий, но и использованию их в играх, конкурсах, выставках, праздниках, в оформлении образовательного учреждения или дома.

Курс позволяет экономно и рационально использовать материалы.

Программа предусматривает различные варианты выполнения работ: можно упрощать или усложнять задание, а также конструировать и моделировать, используя работы, сделанные ранее на занятиях индивидуально или коллективно т. е. создавать для себя настольные игры (конструкторы), игрушки, выполненные своими руками, оформлять школьные интерьеры. Такая деятельность помогает воспитать у детей уважительное отношение к труду человека.

Каждая тема решает разнообразные художественно-творческие или технологические задачи.

В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из природных материалов (трава, солома, береста), из целлофана, проволоки, текстильных материалов (веревка, тесьма, нитки), бумажного шпагата.

Для развития ручных умений важно овладение многообразием операций в пределах одной и той же техники, например аппликации. В программе предусмотрены аппликационные работы из различных материалов (бумага, картон, ткань, нитки, природные заготовки) и различных видов: по содержанию (предметная, декоративная, сюжет-но-тематическая); по количеству используемых цветов (силуэтная, цветная); по наличию симметрии (симметричная, асимметричная); по способу изготовления деталей (резаная, рваная); по степени прилегания к основе (плоская, объемная); по количеству деталей (целыми силуэтами, мозаика); по расположению деталей (однослойная, многослойная).

С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из пластилина, глины, теста, снега; приклеивать можно бумагу и картон, текстильные и природные материалы. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов и приемов в одном изделии, композиции, коллаже.

Практическая деятельность на уроке технологии позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку —

проявить те свойства, которые не видны на уроках по другим предметам.

В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам обрабатываемого материала, что позволяет преподавателю варьировать задания в зависимости от особенностей и условий образовательного учреждения. Это способствует более активному творческому поиску, самостоятельности в действиях ученика, его самовыражению, а также поможет выполнению главной задачи преподавателя — осуществлять развивающий характер обучения.

Содержание программы (34 ч)

Изготовление изделий и декоративных композиций из природных материалов (4 ч)

Элементы графической грамоты.

Определение по рисунку, образцу, эскизу формы деталей изделия и их размеров.

Выполнение эскиза.

Технологические сведения и приемы обработки.

Подготовка материалов к работе: сбор, сортировка, сушка, хранение.

Приемы композиционного решения декоративных панно.

Крепление объемной композиции на основе. Выбор материала для основы с учетом ее свойств.

Правила приклеивания материалов на основу: засушенных листьев, сухоцветов, деталей, склеенных из лепестков, семян (рядами с частичным наложением на предыдущий ряд).

Закрепление семян на картонной основе при помощи клея, пластилина.

Правила сушки аппликаций из семян.

Виды практических работ.

Изготовление шаблонов из картона. Мозаика из семян на картоне. Композиция из засушенных растений и из готовых изделий (цветов).

Объемное моделирование композиции. Темы для бесед и экскурсии. Мозаика как украшение дома и одежды.

Изготовление изделий и декоративных композиций из пластичных материалов (7 ч)

Элементы графической грамоты.

Определение по рисунку формы деталей, их размеров и количества.

Рисование эскиза, внесение изменений в эскиз.

Рисование старинного узора.

Сравнение формы готовых деталей с их изображениями.

Технологические сведения и приемы обработки.

Приемы обработки пластилина, раскатывание пластилиновой основы. Создание фактурной поверхности при помощи продавливания. Украшение поверхности, выполнение узора.

Виды практических работ.

Создание объемной формы из жгутиков способом примазывания, лепка посуды.

Конструктор «Орнамент».

Фактурная поверхность на пластилине.

Портреты и картины из пластилина.

Лепка из целого куска. Комбинированный способ.

Мозаика из пластилина.

Узор на раскатанной поверхности пластилина.

Объемная лепка на каркасе.

Комбинированные работы из пластилина и природных материалов.

Темы для бесед.

Посуду в России делали не только из глины.

Изготовление изделий из бумаги и картона (9 ч)

Элементы графической грамоты.
Выполнение эскиза, рисунка, шаблона будуще
го изделия.        ^

Знакомство  с  условными  изображениями  на схеме. Понимание схемы.

Технологические сведения и приемы обра
ботки.        *

Язык значков и схем оригами.

Приемы разметки: по шаблону, трафарету, линейке, на глаз, по месту.

Приемы работы: резание по контуру, симметричное вырезание на сложенном квадрате, параллельные прорези «лапша», сгибание, складывание, гофрирование .

Сравнение свойств различных видов материалов, используемых для одного и того же вида работ, например для гофрирования.

Оформление изделий: рисование, создание фактуры на поверхности изделия при помощи клея и мелких семян и т. д.

Окрашивание бумаги в основные, дополнительные цвета. Получение разной насыщенности одного цвета. Получение светлых и темных оттенков «Знакомство с природными красителями.

Свойство нового вида материала — крепирован-нои бумаги (способность растягиваться).

Соединение деталей при помощи скотча, клея проволоки, щелевого замка.

Правила безопасной работы.

Виды практических работ.

Складывание изделий (более сложных).

Складывание модулей и соединение их в изделие склеиванием.

Мозаика из цветной бумаги (детали соединены встык).

Симметричное складывание — гофрирование бумаги.        '

Разрезание полос на геометрические фигуры. Моделирование из них плоских и объемных работ.

Многослойная аппликация.

Резание одинарных и сложенных вдвое полос в виде «лапши». Преобразование плоской формы в объемную с помощью склеивания, скручивания, гофрирования.

Моделирование изделий с применением гофрированных деталей.

Коллективный проект «Оформление класса к Новому году».

Темы для бесед.

Из истории оригами.

Традиции и обычаи. Карнавал и маскарад.

Изготовление изделий из текстильных материалов (10 ч)

Элементы графической грамоты.

Чтение или выполнение эскиза, схемы.

Использование разных способов измерений. Выявление дефектов и их исправление.

Прием разметки по выкройке.

Технологические сведения и приемы обработки.

Общие свойства гибкости у разных материалов, используемых при плетении.

Приемы работы: наматывание на карандаш, плетение, вышивание швом «вперед иголку с перевивом», пришивание пуговицы.

Соединение деталей при помощи клея, связывания, сшивания, скотча.

Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями.

Правила гигиены и безопасной работы режущими и колющими инструментами.

Виды практических работ.

Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.

Шитье мешочка швом «вперед иголку», «вперед иголку в два приема».

Продергивание цветных ниток. Выдергивание «дорожек» на салфетке.

Вышивание салфетки, мешочка швом «вперед иголку с перевивом».

Склеивание кружочков из веревочки. Моделирование из таких деталей.

Навивка нитки на карандаш. Плоское моделирование из таких заготовок.

Изготовление из ниток куколки-кисточки.

Аппликация из ниток и готовых деталей.

Мозаика из ниток.

Воздушная цепочка и аппликация из них.

Плетение цепочек с использованием основного узла макраме: двойного плоского узла.

Коллаж. Соединение готовых деталей, выполненных из разных материалов, разнообразными приемами.

Темы для бесед.

История происхождения иглы, пуговиц.

Из глубины веков. Кукла-крестовец и кукла-закрутка.

Старинное рукоделие: вязание крючком.

Из истории возникновения узла макраме.

Изготовление изделий из проволоки и фольги (4 ч)

Элементы графической грамоты.

Выполнение эскиза. Понимание рисунка, схемы. Определение количества деталей, их размеров, формы.

Технологические сведения и приемы обработки.

Последовательность и краткая характеристика операций.

Операции работы: резание, формование, тиснение, прессование фольги.

Сравнение свойств фольги и бумаги при тиснении.

Плетение из проволоки в цветной оплетке.

Виды практических работ.

Формирование образа, например бабочки, стрекозы, в процессе плетения из отрезков проволоки.

Тиснение, моделирование полос фольги.

Создание фактурной поверхности при помощи прессования.

Комбинированная работа из фольги и бумаги.

Темы для бесед.

Кузнец, чеканщик. Ремесленник и мастер.

Народные традиции.

Мир профессий. Металл в руках мастера. Профессия сегодня. Изготовление детской одежды. Профессии, связанные с обработкой материалов: ткачиха, гончар, кузнец, скульптор, технолог, конструктор, модельер и т. д.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 класса.

  • Знать названия изучаемых материалов, инструментов, их назначение.
  • Знать правила безопасности труда и личной гигиены, организации рабочего места и применять их на практике.
  • Знать и применять способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренные программой.
  • Уметь экономно размечать детали из разных материалов способами, предусмотренными программой.
  • Уметь вырезать из бумаги детали в форме прямоугольника, круга, овала, ромба, треугольника.
  • Уметь выполнять аппликацию из разных материалов и деталей, выполненных ранее.
  • Уметь плести с использованием основного узла макраме.
  • Уметь вышивать швом «вперед иголку с перевивом».
  • Уметь выполнять мелкий ремонт: пришивать пуговицу, аппликацию.
  • Уметь продергивать цветные нитки и «дорожки» на редкой ткани (мешковина).
  • Уметь складывать бумагу по прямой линии, в том числе приемом гофрирования.
  • Уметь складывать изделия и модули, собирать и склеивать изделия из модулей.
  • Уметь собирать изделия и композиции из деталей конструктора, ранее выполненных элементов и готовых форм.
  • Уметь контролировать на каждом этапе правильность выполнения работ и вовремя вносить коррективы.
  • Уметь сравнивать и выделять особенности профессий: художник, скульптор, гончар, швея,



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по технологии.

№ п/п

урока

дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы 

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия 

Предметные

результаты

УУД

Личностные

результаты

1

2

3

4

5

6

7

1 четверть.

1.

1.

Знакомство с учебником.

с 3-17.

 Познакомить детей с новым учебником и его специфическими особенностями; раскрыть содержие, создать творческую атмосферу урока.

Изделия,

 рабочее место.

технология, материалы, инструменты, приспособления, графические обозначения, свойства;

Узнает условные обозначения,

познакомится с

материалами   из которых сделаны изделия, инструменты.

Р.- принимать и удерживать учебную задачу.

П.- осознанно пользоваться инструментами, различными материалами.

Р.- аргументиро-вать свой выбор

Уметь различать природные материалы и искусственные.

2.

2.

Мир профессий. Что такое профессия.

с 94-95

Выясним, как дети ориентируются в мире профессий.

Профессия,

рабочее место,

Узнает разнообразие профессий.

Р.- принимать и удерживать учебную задачу.

П.- узнавать по признакам различные профессии.

К.- вести устный диалог с учителем.

Правильно организовывать своё рабочее место.

Уважительное отношение к труду.

Природные материалы. ( 3 часа).

3.

3.

Заготовка, сушка и хранение материалов.

С.18-21

Как заготавливать, сушить и хранить материалы.

Заготовка, сушка, хранение.

Научится собирать, сушить и хранить различные природные материалы.

Р.-работа в паре, последовательность действий.

П.-ориентироваться в разнообразии природного материала.

К.- проявлять активность во взаимодействии для решения задач.

Использование знаний в повседневной жизни.

4.

4.

Знакомство с семенами овощей и фруктов.

Как отличить по внешнему виду семена овощей и фруктов.

Овощи, фрукты, семена.

Научиться различать овощи и фрукты.

Р.- использовать речь для регуляции своего действия.

П.-ориентироваться в разнообразии овощей и фруктов.

К. – соотносить правильность выбора.

Экологическая культура, ценностное отношение к природному миру.

5.

5.

Делаем детали конструктора.

Мозаика.

С. 22-23.

Как делать поделки из природного материала.

Поделки, мозаика,

шаблон.

Научиться правиль-но составлять композицию из семян.

Р.- преобразование практической задачи в познава-тельную.

П.- самостоятельно строить мозаику из природного материала.

К- обращаться за помощью,

формулировать свои затруднения.  

Мотивация учебной деятельности.

Пластичные материалы. ( 1 час).

6.

6.

Мозаика на пластилиновом фоне.

С.32-37

Как пользоваться пластилином.

Пластилин, лепка,

раскатывание, оттягивание, расплющивание. вдавливание,

Научится правилам лепки из пластилина.

Р, - применять установленные правила в работе.

П.- обобщение приёмов лепки.

К - предлагать помощь и сотрудничество.

Навыки сотрудничества.

Проволока и фольга.(2 часа).

7.

7.

Изготовление изделий из проволоки.

С.66-71.

Как пользоваться проволокой.

Проволока,

резание, сгибание,

выпрямление,

навивка. скручивание.

Научится технике безопасности работы с проволокой.

Р.- постановка учебной задачи.

П.-  использовать общие приёмы решения задачи.

К.- проявлять активность во взаимодействии для решения задач.

Использовать приобретённые

знания в повседневной жизни.

8.

8.

Изготовление изделия из фольги.

С 72-75.

 Как работать с фольгой.

Фольга, формовать.

Научится формовать фольгу и соединять детали из фольгой.

Р.- составлять план и последователь-

ность действий.

П.- учить передавать форму и строение предмета.

К- концентрация воли для преодоления затруднений.

Использовать приобретённые

знания в повседневной жизни.

                                                                                                           Текстильные материалы ( 1 час).

9.

9.

Приёмы обработки соединения, свойства.  

С. 78

Как изготавливают ткань.

Текстильные материалы: ткань, нитки, пряжа.

Научится различать текстильные материалы.

Р.- планирование хода рассуждения.

П.- синтез. сравнение, анализ, классификация.

К.- аргументиро-

вать свою позицию.

Навыки сотрудничества.

2 четверть.

                            Природные материалы (2 часа).

10.

1.

Аппликация из опавших листьев.

С. 24-25.

Как создавать композицию из опавших листьев.

Аппликация.

Образ, детали, фон.

Научится создавать композицию по собственному замыслу и представлению, без образца.

Р.- использовать речь для регуляции своего действия.

П.- анализировать и обобщать.

К.- осуществлять самоконтроль.

Приобретение умения.

11.

2.

Моделирование из семян, шишек, листьев.

С.26-27.

Как создавать поделки из семян. шишек, листьев

Моделирование:

плоскостное и объёмное.

Научится составлять декоративные композиции разных видов.

Р.-  составлять план и последователь-

ность действий.

П.- самостоятельно

создавать оригинальный художественный образ.

К.- определять общую цель и пути её достижения.

Приобретение

опыта мыслительной деятельности, выражение своих мыслей в работе.  

                                                                                                      Пластичные материалы. ( 2 час).

12.

3.

Орнамент на пластилиновой основе.

С.38-39

Как пользоваться картоном и пластилином.

Орнамент, картон.

Научится выполнять пластилиновый фон.  

Р.- планирование хода работы.

П.- рефлексия способов и условий действий.

К.- соотносить правильность выбора с результатом действия поставленной задачи.

Умение контролировать свои действия в процессе

выполнения работы и после её завершения.

13.

4.

Изготовление деталей конструктора

С.40

Как изготовить деталь конструктора?

Алфавит,

конструктор

Научится изготавливать из пластилина жгутики нужной длины и формы.

Р.- определять последовательность своих действий в работе.

П.- самостоятельно создавать алгоритм действия.

К.- вести устный диалог.

Использование знаний и умений в повседневной жизни.

                                                                                                        Бумага и картон (3 часа).

14.

5.

Мозаика из кусочков бумаги.

С.48-49

Как создать из бумаги мозаику?

Древесина,

целлюлоза,

Гофрированная бумага, калька.

Какая была бумага у древних людей?

Научится определять разные виды бумаг.

Р.- планирование хода рассуждения.

П.- синтез. сравнение, анализ, классификация.

К.- аргументиро-

вать свою позицию.

Навыки сотрудничества.

15.

6.

Конструкции из готовых форм.

С.56-57

Как конструировать изделия из готовых форм.

Конструкция,

шаблон,

трафарет

Научится размечать и вырезать по шаблону и трафарету разные детали.

Р.- использовать речь для регуляции своего действия.

П.- анализировать и обобщать.

К.- осуществлять самоконтроль.

Приобретение умения.

16.

7.

Конструкции из полосок бумаги.

С.58-59

Как сгибать и склеивать полоски, петельку и колечко.

Сгибание,

складывание

Научится сгибать и склеивать, нарезать и собрать детали.

Р.- постановка учебной задачи.

П.-  использовать общие приёмы решения задачи.

К.- проявлять активность во взаимодействии для решения задач.

Правильно организовывать своё рабочее место.

Уважительное отношение к труду.

                                                                                                                           3 четверть (9 часов)                                                                                       

                                                                                                                       Бумага и картон (3 часа)

17.

1.

Изготовление декоративно обработанной бумаги.

(урок практикум)

Какие виды декоративной бумаги используют.

Декоративная бумага,.

Научатся выполнять работы, используя декоративную бумагу.

Р.- преобразование практической задачи в познавательную.

П- выделение существенных признаков д.б..

К.- проявлять активность в познавательной деятельности.

Мотивация учебной деятельности.

18.

2.

Аппликация обрывание по контуру.

С.50-51.

Как правильно выполнить аппликацию.  

Сюжет, эскиз, обрывание.

Научатся выполнять в определённой последовательности аппликацию.

Р.- планирование хода рассуждений.

П.- синтез. сравнение, анализ, классификация.

К.- аргументиро-

вать свою позицию.

Умение контролировать свои действия в процессе

выполнения работы и после её завершения.

19.

3.

Изготовление шаблона и трафарета.

С.54-55.

Как правильно вырезать симметричные фигуры.

 Ось симметрии,

контур.

Научится вырезать

симметричные фигуры по контуру.

Р.- осуществлять

пошаговый и итоговый контроль.

П.- использовать общие приёмы для решения поставленных задач.

\К.- адекватно оценивать собственное поведение.

Принятие образа «хорошего ученика».

                                                                                                        Пластичные материалы (1 час).

20.

4.

Лепка овощей и фруктов.

С.42.

Как лепить овощи и фрукты.

Народные промыслы.

Научится передавать общее строение предметов.

Р.- работа в паре, последовательность действий.

П.- учить создавать алгоритм действий.

К.- вести устный диалог.

Навыки сотрудничества.

                                                                                                         Текстильные материалы (5 часов).

21.

5.

Приёмы обработки верёвок.

С.84-86.

Как использовать верёвку для составления композиций.

Шпагат, отрезок.

Научится раскручивать небольшие отрезки разных верёвок, завязывать узелки, петельки.

Р.- осуществлять

пошаговый и итоговый контроль.

П.- использовать общие приёмы для решения поставленных задач.

К.- формулировать свои затруднения.

Начальные навыки работы с верёвочным материалом.

22.

6.

Скручивание толстой нити.

С.87.

Как использовать толстую нитку.

Разглаживание, завязывание,

скручивание.

Научится скручивать  толстую нитку, подбирать их по цвету.

Р.- принимать и сохранять учебную задачу.

П.- использовать общие приёмы.

К.- формулировать свои затруднения.

Умение контролировать свои действия в процессе

выполнения работы и после её завершения.

23.

7.

Аппликация из ниток.

С. 90.

Как делать аппликацию из ниток.

Узелки, жгутики.

Научится скатывать нитки в комочки, жгутики и приклеивать их к фону.

Р- постановка учебной задачи.

П.-  использовать общие приёмы решения задачи.

К.- проявлять активность во взаимодействии для решения задач

Правильно организовывать своё рабочее место.

Уважительное отношение к труду.

24.

8.

Аппликация из ткани и ниток.

С.91.

Как делать  аппликацию из ткани и ниток.

Экспозиция, лоскутки, заготовка.

Научится сочетать нитки и ткань.

Р.- принимать и удерживать учебную задачу.

П.- осознанно пользоваться инструментами, различными материалами.

К.- аргументиро-

вать

свой выбор

Эстетические потребности, ценности и чувства.

25.

9.

Плетение цепочки «винт».

Как завязывать узлы.

Макраме.

Научится завязывать узлы.

Р,- применять установленные правила в работе.

П.- обобщение приёмов макраме.

К- предлагать помощь и сотрудничество.

Навыки сотрудничества.

                                                                                                                            4 четверть.

26.

1.

Соединение плетёных деталей.

С.93.

Как соединять плетёные детали.

Коллаж, сутаж, тесьма.

Научится делать коллаж.

Р.- работа в группе.

П.- использовать общие приёмы решения задачи.

К.- строить монологическое высказывания.

Навыки групповой работы.

                                                                                                     Текстильные материалы (1 час).

27.

2.

Коллаж. (деревья сказочного леса).

Как выполнить различными приёмами из разных материалов

коллаж.

Гофрированный картон.

Научится соединять различные детали в коллаж.

Р.- работа в группе.

П.- использовать общие приёмы решения задачи.

К.- строить монологическое высказывания.

Навыки групповой работы.

                                                                                                            Природные материалы.(1час).

28.

3.

Коллективная работа «Жар птица».

С.29.

Как выполнить коллективную работу.

Иллюстрация. « Жар птица.»

Научится коллективно выполнять общую композицию.

Р.- использовать установленные правила работы в группе.

П.- предлагать помощь и сотрудничество.

К.- вести диалог, слушать собеседника.

Доброжелательное и уважительное отношение к мнению окружающих.

                                                                                                             Пластичные материалы (2 часа).

29.

4.

Лепка птиц. животных.

С.43.

Как лепить птиц и животных.

Форма, размер.

Научится лепить объёмные изделия.

Р.- планирование хода работы.

П.- рефлексия способов и условий действий.

К.- соотносить правильность выбора с результатом действия поставленной задачи.

Умение контролировать свои действия в процессе

выполнения работы и после её завершения.

30.

5.

Комбинированные работы из пластилина и семян.

С. 44-45.

Как выполнить комбинированную работу из пластилина и семян.

«Расплющь», павлин,

веер, часть круга.

Научатся комбинировать пластилин и семена в композицию.

Р.- планирование хода работы.

П.- рефлексия способов и условий действий.

К.- соотносить правильность выбора с результатом действия поставленной задачи.

Умение контролировать свои действия в процессе

выполнения работы и после её завершения.

                                                                                                               Бумага и картон (3 часа).

31.

6.

Разметка, складывание.

С.60.

 Как из прямоугольника сделать квадрат.

Квадрат, условные обозначения, схема.

Научится  размечать квадрат  путём  складыва-

ния .

Р.-  осуществлять

пошаговый и итоговый контроль.

П.- использовать общие приёмы для решения поставленных задач.

К.- формулировать свои затруднения

Самооценка.

32.

7.

Складывание игрушки из квадрата.

С.61.

Как из квадрата сделать поделку по образцу.

Способ, оригами.

Научится складывать поделку по образцу.

Р.- оценка и учёт сделанных ошибок.

П.- рефлексия способов и условий действий.

К.- выбор общего решения.

Навык находить выход из сложных ситуаций.

33.

8.

Проверка знаний, приобретённых

уч-ся в 1 классе.

Как использовать

приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни.

Рефлексия.

Научится применять приобретённые знания.

Р.- планировать собственные действия и соотно-сить их с постав-ленной целью.

П.- ориентировать-ся в разнообразии способов решения задач.К.- вести устный диалог.

Мотивация учебной деятельности, приобретение опыта.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе  "Начальная школа 21 века" автор В.О.Усачёва...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе Цирулика

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями, прилагается календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по технологии 3 класс по программе Роговцевой Н.И. Школа России

Рабочая программа отражает содержание курса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и концепции духовно-нравственного развития. Программа раскрывает цели, задачи курса технологии, его мес...

Рабочая программа по технологии, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Малышева)

Рабочая программа по технологии, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Малышева), 2016- 17 уч. год...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе "Перспектива"

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс по программе "Перспектива"...

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе школа России с УУД

Рабочая программа по технологии 2 класс по программе школа России с УУД...

Рабочая программа по технологии 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа по технологии 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...