Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления.  Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на то, чтобы через искусство и труд приобщить детей к творчеству. Программа содержат пояснительную записку, цели и задачи, принципы, планируемые результаты и тематическое планирование в удобной форме таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Омская область, Азовский район, муниципальное учреждение

      « Роза – Долинская основная общеобразовательная школа»

«Декоративно - прикладное искусство»

Программа внеурочной деятельности художественно - эстетического направления.

Автор программы: Яковлева Снежана Васильевна, учитель изобразительного искусства и технологии

     

                                                                 

                                                                           Адрес школы: 646844, Омская область,  

                                                                                           Азовский ННМР, с. Роза –Долина,

                                                                              Ул. Центральная д. 39 сот. тел. 89045871632    

                                                                                       

                                              « Роза – Долина» 2011 г

                                                         

                                Пояснительная записка

« Декоративно – прикладное искусство» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности.  Она разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и « искусство», наряду с общими идеями:  развитие общей способности к творчеству, умение найти своё место в жизни. Предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Программа ориентирует младших школьников на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности детей;

 - развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность.

- научить приемам исполнительского мастерства;

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека  в окружающей среде;

-  развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

- прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа.

- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

- развивать стремление к творческой самореализации;

- расширять общий и художественный кругозор.

  Программа основана на следующих принципах

Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение        равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.

Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).

Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное      творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений ( образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).

  1. Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

  1. Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

                             Планируемые результаты:

- учащиеся получат начальные представления о материальной культуре, как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека;

- о  предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

- получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;  

- получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;

- научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.

-овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий;

- получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.

В  ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

 - развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

   - планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

  - принимать и сохранять учебную задачу;

  - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  - различать способ и результат действия;

  - адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

  - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- Формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.

   Формы деятельности : занятия, диспуты, выставки, экскурсии, кружки, ярмарки.

Программа работы рассчитана на 1 год. Комплектуется из учащихся 1 класса. Оптимальное количество детей в группе для успешного усвоения программы -  10 -15 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.( 34 часа в год)

Итоги занятий будут подведены в форме отчётной выставки.

Работа с родителями: Вечера совместного опыта, открытые мероприятия с приглашением родителей, посещение выставок, экскурсии, организация ярмарки.

                              Заключение

Дети должны начать свой творческий путь естественно и непринуждённо. Развитие воображения, фантазии, творческой интуиции и в целом художественного сознания ребёнка можно и нужно начинать с освоения художественных настроений и эмоций, общих для всех видов искусств, с формирования уважения к народным традициям, национальному богатству, с формирования способности получать удовольствие от общения с природой.

                         Методическая литература:

  1. «Разноцветные поделки из природных материалов» С. Гардт. 2005г.
  2. « Игрушки – помпоны своими руками» А. Блондель, С. Деон.2006г.
  3. «Солёное тесто» И. Хананова 2008г.
  4. « Чудесная мастерская» Н. М.Конышева 2005г
  5. « Природный материал и фантазия» автор - составитель Л. И. Трепетунова.2009 г.

   

                           

Учебно – тематический план

                 Темы  

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

     2

    1  

   1

2.

Работа с бумагой

      6

     1

   5

3.

Работа с пряжей

      6

     1

    5

4.

Работа с природными материалами

      6

     1

     5

5.

Кожная пластика

      6

     1

     5

6.

Лепка из солёного теста

      7

     1

     6

7.

Отчётная выставка работ учащихся

      1

     

    1  

Итого

34

6

28



Предварительный просмотр:

                                                                                   Тематический план 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

1.

2.

 3.

4.

5.

Вводное занятие.  Праздник знакомства.

«Урок красоты».

        Раздел « Работа с бумагой»

« Волшебные ножницы».

Инструктаж по технике безопасности работы с ножницами.

Композиция « Листопад», (правила составления композиций). Симметрия и асимметрия в композициях.

Фигуры из бумаги в технике « оригами».

Инструктаж по технике безопасности. Раскрыть цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях.

Показ презентации  о декоративно – прикладном искусстве.  Чтение стихов о красоте природы. Показ поделок из различных материалов.

Беседа о « волшебных ножницах. Методика вырезания .  Показ готовых работ – аппликации.

Беседа о красоте осеннего леса. Игра « От какого дерева этот листочек».  Показ приёмов симметричного вырезания и вырезание по шаблону.

Беседа о родине оригами. Показ готовых работ. Показ техники сгибания бумаги.

.

     1

     1

     

    1

   

      1

      1

Слайды с изображением различных поделок и вещей декоративно – прикладного искусства.

Подготовка презентации по теме.

Ножницы, цветная бумага, клей, картон.

Предварительная прогулка в лес, фотографии с осенней природой.

Слайды и готовые работы по изготовлению оригами.

 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

6.

7.

8.

 9.

 10.

 

Выполнение простейших фигур  « собачка» и

 « кошечка»

Выполнение  фигуры « Бабочка»

 

  Выполнение фигуры « Рыбки»

  Раздел « Работа с пряжей»

Виды пряжи. Знакомство с техникой изготовления игрушек из помпонов. (Теоретическое занятие).

Изготовление основы одноцветного и многоцветного помпона.

Беседа о домашних животных. Загадки. Показ методов выполнения фигурок. Оформление работы.

 Беседа о бабочках. Показ сладов с разнообразными бабочками. Показ методов и приёмов. Оформление коллективной  работы.

 Беседа о рыбах. Показ слайдов с разнообразными рыбками. Показ методов и приёмов. Оформление коллективной работы.

Беседа о видах пряжи. Показ слайдов о происхождении и назначении пряжи. Знакомство с техникой и материалами изготовления игрушек. Показ готовых образцов.

Показ методов и приёмов изготовления помпона.

     

    1

      1

       1

        1

     

   1

 Бумага для оригами, ватман, клей, ножницы.

 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

11.

12.

13.

14.

15.

16.

    Игрушки   « Цыплята»

  Игрушка  « Кролик»

 Игрушка « Гусеница» ( коллективная работа)

 Игрушка « Рыбка»

Раздел « Работа с природными материалами»

Экскурсия в лес  « Прекрасное вокруг нас»

Методы работы с природным материалом. Сбор листьев, семян, цветов, кореньев и коряг, мха. Сушка собранного материала.

Игра – викторина  « Домашние животные и птицы» Беседа о признаках их шёрстки. Показ методов, цветовая гамма.

Показ методов и приёмов, выбор цветовой гаммы.

Беседа о дружбе, показ методов и приёмов изготовления игрушки.

Закрепление умений выполнять игрушки из пряжи.

Чтение стихов об осени. Сбор природного материала, грамотно не причиняя вреда природе.

Беседа о составлении гербария, показ  работ, систематизация природного материала. Изготовление папки для хранения гербария.

     

  1

      1

     1

     1

     1

 Толстая пряжа разных цветов, картон, ножницы.

Пряжа белого, розового и чёрного цвета, картон, ножницы.

Пряжа зелено, серого, жёлтого цветов, картон, ножницы.

Пряжа разных цветов. Картон, ножницы.

Канцелярский нож, секатор

Готовые работы,

Засушенные листья и цветы

 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

17.

18.

19.

 20.

21.

22.

« Превращения» засушенных  листьев. Создание композиций из засушенных листьев.( бабочка, петушок, рак, солнышко ит.д. )

« Лесные скульптуры»

Создание уголка природы из корней, шишек, мха, семян, коры деревьев.

« Жуки из грецких орехов» с. 19 – 20

( « Разноцветные поделки из природных материалов»  С. Гирндт)

« Панно из семян и крупы» с. 110 – 112

( « Разноцветные поделки из природных материалов»)

Раздел « Кожная пластика»

Украшения и фигурки из кусочков кожи.

Сувенир « Сердечко»

Игра « На что это похоже?»,

Показ методов составления композиций из листьев. Симметрия, асимметрия .

Беседа – рассказ о создании мини – садика в плоской тарелке, развитие фантазии умение видеть живое в неживой природе.

Беседа о насекомых. Кроссворд « Насекомые».

Показ методов и приёмов изготовления жуков.

Рассказ о картинах из семян и крупы. Показ выполнения работы.

Показ слайдов о кожной пластике. Рассказ и показ методов и приёмов работы с кожей. Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами.

Показ методов и приёмов вырезания и склеивания частей сердечка.

     

 

   1

      1

     1

     1

      1

     1

 Засушенные листья и цветы, клей, картон.

Природный материал: шишки, мох, семена, веточки, корни, кора деревьев, пенопласт, краски, клей, кисти.

скорлупа грецких орехов, краски гуашь, пластилин,

Семена, крупа пшено, краски, клей ПВА, основа, шаблон.

Презентация о кожной пластике.

   Кусочки кожи разных цветов, клей, ножницы, шнурок.

 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

23.

24.

25.

26.

 27.

  28-

29.

Сувенир « Динозаврик»

« Мышка»

« Птица»

 «Бусы»

Раздел « Лепка из солёного теста»

Знакомство с новой техникой, материалы и инструменты.  Как приготовить тесто для лепки.

Лепка простых элементов. (солнышко, цветок, ленточка, медальон)

Беседа о динозаврах, чтение энциклопедии, картинки и слайды. Показ работы по шаблону, вырезание,  склеивание.

Показ выполнения  работы по шаблону.

Показ методов вырезания и склеивания. Подбор кожи по цвету.

Показ методов и приёмов изготовления бус из кожи.

Беседа о новом виде деятельности, рассказ об инструментах и материалах, рецепт приготовления теста

  Показ простых элементов лепки, приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок.

     1

    1

   

      1

       1

       1

       2

Кусочки кожи разных цветов, клей, ножницы, карандаш.

Кожа серого и чёрного цвета, клей, ножницы.

Кожа разных цветов, клей, ножницы, шнурок.

Кожа, разных цветов, бусины, нитка, зубочистка.

 Рецепт  для приготовления солёного теста,  цветное тесто, стеки, ножик, доска, клеёнка, салфетка.

Готовое тесто. Салфетка, клеёнка, ножик, стека, формы для печенья, фольга, чеснокодавка.

 

Дата проведения

    

                 Темы занятий 

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

Материалы и оборудование

примечания

теория

практика

30-

31

32-

33

34.

Лепка деталей по шаблону « Ёжик с грибочком и листочками»

« Забавные рыбки» коллективная работа

Отчётная выставка работ учащихся.

Показ простых элементов лепки по шаблону,  приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок.

Показ простых элементов лепки  используя различные инструменты,  приёмы сушки, раскрашивание высушенных фигурок. Оформление коллективной работы .

Творческая гостиная с приглашением родителей, чаепитие. Награждение памятными сувенирами .

     

    1

      2

      2

Готовое тесто. Салфетка, клеёнка, ножик, стека, формы для печенья, фольга, чеснокодавка.

Готовое тесто. Салфетка, клеёнка, ножик, стека, формы для печенья, фольга, чеснокодавка.

Работы учащихся , столы стенды, рамки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...

программа внеурочной деятельности "Радужный мир" по изобразительному искусству

Программа написана в рамках реализации ФГОС в 1-3 классах. Программа модифицированная, разработана по материалам интернет....

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...