Ситуационная задача
статья по технологии (3 класс) по теме

Шевченко Ольга Александровна

Ситуационная задача во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon situacionaya_zadacha_vo_vneklassnoy_rabote.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение

«Лицей №4»

Использование ситуационных задач во внеклассной работе

г. Саранск 2006г.

Использование ситуационных задач в работе над целевыми программами.

Освоение приемов программно-целевой деятельности – один из наиболее продуктивных путей развития функциональных умений, ключевых компетенций, и в этой связи актуализируется их использование в организации образовательного процесса в  классе и школе.

Технология разработки и использования ситуационных заданий ориентирована на внедрение практико-ориентированного, функционального подходов к организации образовательной деятельности учащихся, и в этом отношении функциональные задания, как правило, метапредметны.

Разработка и использование ситуационных заданий направлены на достижение следующих педагогических целей:

  1. Освоение социальных ролей («Учащийся», «Член семьи», «Горожанин», «Гражданин», «Потребитель» и т.д.).
  2. Освоение навыков взаимодействия в различных областях социальной практики (информационная среда, социальная среда, техническая среда, духовная среда, природная среда).
  3. Освоение навыков, необходимых для обеспечения коммуникации в различных сферах (трудовой, социальной, досуговой, семейно-бытовой).
  4. Освоение навыков разнообразных видов деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, практической, коммуникативной, эстетической).  

                                          Программа «Праздник»

Характеристика ситуации. В течение года  я, как учитель и классный руководитель, организую самые различные праздники. Это праздники «красных» дат календаря, государственные праздники, дни рождения. От праздника к празднику я вместе с детьми и родителями готовлю сценарии, формулирую задания с такой целью, чтобы все учащиеся  класса в течение 2-3 лет обучения в начальной школе могли поучаствовать в организации каждого праздника, выступая в разных ролях.

Так, уже с 1 класса я разделяю детей на группы сменного состава. Каждая группа вместе со мной и родителями в течение года готовит праздничную программу, затем группы меняются.

Технология реализации программы:

  1. При проведении праздников в начальной школе я совместно с учителями изобразительного искусства, музыки вносим коррективы в учебные программы. Цель коррекции – обеспечить ориентацию учебной деятельности на решение практических, функциональных задач (в данном случае подготовки к празднику). В содержание программ входят такие формы деятельности учащихся как изготовление открыток, составление текстов поздравлений, подготовка праздничных номеров, афиш, плакатов, игрушек. К урокам чтения подбираются тексты по истории праздников, традициям их проведения.
  2. В ходе учебного года организую временные творческие коллективы сменного состава, которые вместе со мной  и родителями готовим сценарии праздников, проводим репетиции. Стараюсь, чтобы за период обучения в начальной школе в деятельности таких коллективов были включены все учащиеся класса.
  3. Результатом работы групп становится проведение праздника. Я, как учитель, родители выступаем на них в роли ведущих. В роли ведущих также иногда выступают и сами дети.
  4. Итогом работы над программой для всего класса является праздник.
  5.  Проводится обсуждение праздника, его оценка участниками и зрителями, самооценка.

Варианты творческих работ, которые осваивают учащиеся в процессе подготовки праздников:

  1. художественные изделия из бумаги, ткани, картона и др. материала (Новый год, Рождество);
  2. художественные открытки (День рождения, Новый год, Международный женский день, День Защитника Отечества);
  3. составление вопросов для викторины (Праздник осени, Новый год и др. праздники);
  4. литературное чтение стихов, музыкальные и литературные композиции, литературные и театральные сценки, танцевальные номера.

Виды умений, которые осваивают учащиеся в ходе подготовки праздников:

  1. умение работать в группах, парах;
  2. создание продуктов художественной деятельности;
  3. презентация и оценка продуктов художественной деятельности;
  4. планирование и проведение досуговых мероприятий;
  5. экономический расчет бюджета праздника (в 3-4 классах под руководством учителя и родителей).

Умения, которые оцениваются в ходе работы над программой «Праздник»:

  1. организаторские;
  2. исполнительские, художественные;
  3. коммуникативные;
  4. вычислительные (расчет времени, расчет бюджета).

В программу «Праздник»  включены различные ситуационные задачи. Например, задание «Валентинка», посвящено изготовлению открытки для родителей и предназначено для урока труда. Оно направлено на развитие умений работы с техническим текстом (инструкция), планирования хода работы, соблюдение техники безопасности при работе с ножницами, иглой, тканью. В то же время такая деятельность как изготовление открыток имеет не только учебное значение. Это важно для досуговой культуры, т.к. результатом учебной работы становится подарок для близкого человека.

Ситуационная задача «Валентинка». 


Каждый человек в жизни не раз решал проблему «Что подарить?» по случаю праздника, дня рождения или просто так. Безусловно, можно купить что-то в магазине. Но подарок, сделанный своими руками специально для того, кому ты будешь дарить его дарить, приносит гораздо большее удовольствие. Попробуем? Рассмотри рисунок. Тебе нравится эта открытка? Хочешь, чтобы у тебя была такая? А может быть, ты подаришь ее своим родителям? Давай сделаем ее вместе.


Задание для учащихся:

  1. Прежде, чем приступить к изготовлению, мы подумаем, какие материалы, и инструменты нам понадобятся в работе. Запиши их:

Материалы

Инструменты

  1. Внимательно прочитай текст.

Эту открытку лучше всего изготовить из цветного двустороннего картона, используя три цвета: белый, красный и синий. Обведи шаблон детали №1 на картоне белого цвета, шаблон детали №2 – красного цвета, шаблон детали №3 – синего цвета. Аккуратно вырежи детали открытки.

Согни деталь №1 по линиям сгиба. Наклей детали №2, 3 на лицевую сторону детали №1. Осторожно сделай надрез в открытке по указанной пунктирной линии, чтобы она закрывалась.

Из подходящих по размеру, приготовленных наклеек, рисунков и картинок украсьте свою открытку. Для этой цели можешь воспользоваться цветной бумагой для изготовления аппликации.

На основной внутренней части открытки напиши поздравительный текст по плану: обращение, пожелания, укажи от кого. Для этого воспользуйся фломастерами, гелиевыми ручками.

Все ли в этом тексте было понятно? Значения каких слов ты бы хотел уточнить? Запиши их.

Слово

Значение

Каким образом ты хочешь узнать об этом?

Узнай все, что тебе необходимо. Если, что-то  нужно записать, сделай это.

Все ли мы приготовили? Если о чем-то забыли, то вернись к заданию 1 и допиши.

  1. Теперь, когда все материалы и инструменты у нас наготове, мы подумаем, как будет проходить у нас наша работа. Для этого заполним таблицу. Сейчас будем заполнять первую и вторую графу. В графе «Примечание» будем ставить «?», если что-то будет непонятно. Читая текст, продолжай заполнять таблицу:

Этап работы

Не забыть

Примечание

Когда ты получишь ответы на все вопросы и приготовишь необходимые материалы и инструменты, можно будет приступить к изготовлению открытки. Желаю удачи!

  1. Надеемся, что у тебя получилась именно такая открытка, какую тебе хотелось получить. Если бы твой друг решил изготовить такую же открытку, что бы ты ему посоветовал? Все ли этапы работы оставил бы без изменений? Если нет, то внеси исправления в таблицу.
  2. Когда ты захочешь сделать другую открытку, какие этапы работы останутся без изменений? Составь себе памятку ро изготовлению поздравительной открытки.

                                                            Памятка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационный классный час "О правдивости и честности человека"

В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.          Проведение классных часов по технологии рефлексивного восп...

Ситуационный классный час "Дружба - это ..."

В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.          Проведение классных часов по технологии рефлексивного восп...

Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и  убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....

ПРИМЕР СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ .ОКР.МИР

ТЕМА: "ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА" 4 КЛАСС...

Технология и методика проведения ситуационного классного часа

Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляется характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анал...

Ситуационная задача

Ситуационная задача как средство формирования профессиональных компетенций педагогов....