Ситуационный классный час "О правдивости и честности человека"
классный час (4 класс) по теме

Повилайтис Татьяна Владимировна

 В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.

         Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания способствует формированию у детей навыков самоуправления, ответственности, инициативности, даёт возможность учащимся планировать свою деятельность, оценивать ее, рефлексировать,влияет на сплочение классного коллектива, оптимизацию межличностных отношений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_pravdivosti_i_chestnosti_cheloveka.rar24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Повилайтис Т.В., учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №12» г. Усть-Илимска

Иркутской области

          В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.

         Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания способствует формированию у детей навыков самоуправления, ответственности, инициативности, даёт возможность учащимся планировать свою деятельность, оценивать ее, рефлексировать, влияет на сплочение классного коллектива, оптимизацию межличностных отношений.

         Классные часы проводятся в системе, с соблюдением структуры, основных форм и алгоритма, разработанного автором, согласно представленной циклограмме. (Приложение 1) 

        На классных собраниях по планированию коллективных дел каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение, предложить интересное дело, мероприятие.

       Ситуационный классный час планируется и проводится в зависимости от возникшей ситуации, проблемы, конфликта, носит ситуативный характер.

На этих классных часах широко применяю метод литературно-художественного моделирования – любые явления иллюстрируются на примере образов героев детской литературы и ситуаций, в которых эти герои оказывались.

Например: конфликтующая старуха Шапокляк, вечно рассеянный с улицы Бассейной, не желающий учиться Буратино, ищущий дружбы Чебурашка.

№п/п

Проблема

Тема ситуационного классного часа

Частые конфликты на переменах. Взаимные обиды. Чрезмерная подвижность, беготня, шум.

* Поведение на перемене.

Недобросовестное выполнение домашнего задания некоторыми учащимися.

* Домашние задания и как мы к ним относимся.

Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в системе «ученик-ученик»

* Правила, обязательные для всех

* О взаимоотношениях между мальчиками и девочками

* Поговорим о доброте

* Всегда ли я хороший

* Просто так

Свободная форма не способствует сплоченности классного коллектива, подчеркивает разницу в доходах между семьями.

* Будь всегда опрятным, аккуратным, организованным

 Друг не оказал помощь, струсил.

* Друг в беде не бросит

* Друг – это …

Недопустимое поведение, грубость некоторых учащихся

* Вредные привычки

* Бранные слова. Что это?

* О правдивости и честности человека

Выбор тематических классных часов также соответствует поставленным целям и задачам. Через различные формы деятельности  (беседы, тренинги, тематическое рисование, диагностические игры и т.д.) дети овладевают приёмами запоминания, внимания, самовоспитания, саморегуляции эмоциональной и волевой сфер, идёт формирование таких качеств, как эмпатия, толерантность, терпимое отношение отношение друг к другу.

          В подготовке и проведении тематического классного часа  активное участие принимают дети, родители, психолог, соцпедагог.

         

№п/п

Проблема

Тема тематического классного часа

1.

* недостаточный уровень сформированности психических процессов, сенсомоторики у большей части класса;  

* слабая сформированность эмоционально-волевой сферы у группы учащихся;

* Что значит быть внимательным

* Учимся управлять собой

* Почему люди ссорятся

* Наши ощущения

* Путешествие в страну памяти

* Учимся запоминать

* Наш внутренний мир

           На классных собраниях по подведению и анализу итогов жизнедеятельности дети учатся находить причины успеха и неудач, оценивают свою деятельность и деятельность своих одноклассников. 

Ситуационный классный час

«О правдивости и честности человека»

Технология рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.

Этапы

Содержание

Цель:

Формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности.                                      

Приветствие

Упражнение «Комплимент»

(Дети по кругу говорят своему соседу комплимент, передавая при этом клубок ниток. По окончании упражнения весь класс оказывается «сшитым» вместе.)

- Вам понравилось это упражнение? Порой, кроме хорошего мы говорим друг другу плохое. Порой, плохое даже проще сказать, нежели хорошее. А ведь так важно выражать свои положительные чувства и эмоции друг другу. Они ободряют нас и придают уверенности в себе. Давайте будем говорить друг другу больше комплиментов.

Информация (дети сидят в кругу)

- Прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:

                ложь - ……….                    нечестность - ……….

- Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.

«Я – позиция».

Причина «я – позиция».

(в кругу)

1.Как вы понимаете эти слова?

* Дети высказывают своё мнение и передают по кругу карандаш.

- Ожегов в своём «Толковом словаре» приводит такое толкование этих слов.

(Зачитать статью из «Толкового словаря» Ожегова)

2. Игра «Сердечко честности»

(У детей в руках цветной фломастер. Учитель даёт кому-нибудь одному вырезанное из картона «сердечко честности», разделённое на клеточки по количеству детей в классе. Получивший сердечко рассказывает о своём честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передаётся дальше по кругу.)

- Вот какое сердечко у нас с вами получилось, и каждый из вас внёс в него свою частичку честности.

«Я – позиция» и общественно-значимая норма.

(в группе)

Задание 1.

- Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу услышанного.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена ....»

- Обсудите в группе и выскажите свои предположения по поводу того, что же произойдёт дальше?

- Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок уже почти кончался, Гена вдруг встал, подошёл к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятёрка не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена. Это очень хорошо, что ты понял всё».

Задание 2. (вопросы записаны на доске)

1. Как вы оцениваете поступок Гены?

2. Легко ли быть честным? Каждый ли школьник сможет поступить так как Гена?

Задание 3.

- Перед вами лежит лист. Вам необходимо соединить данные фразы

так, чтобы получились пословицы. Объяснить, как вы их понимаете.

Кто правдой живёт,                     что дрова руби.

Правду говори,                               да не всяк её творит.

Всяк правды ищет,                     тот добро наживёт.

- Народная мудрость убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.

Задание 4.

- Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным?

 Например: когда хочешь кого-нибудь обмануть, надо вспомнить глаза своих друзей ...

(Дети записывают свои советы на листе А4)

* После каждого задания проводится общая дискуссия.

Рефлексия

(в кругу)

- Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Свободный выбор

(в кругу)

Рисунок «Солнышко правдивости».

(Учитель просит детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда захочется сказать неправду, кого-нибудь обмануть, они должны вспомнить о своём солнышке и постараться поступить честно. Если это получилось, подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети сосчитают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.)


Приложение 1.

Циклограмма классных часов по технологии рефлексивного воспитания Н.П. Капустина

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Классное собрание

Планирование

коллективных дел

Ситуационный классный час

Обсуждение ситуации

Тематический классный час

Классное собрание

Подведение итогов

Технология

  1. Информация о событиях за прошедшую неделю.
  2. Выбор цели деятельности.
  3. Планирование деятельности
  4. Обсуждение.
  5. Выбор ответственных за подготовку выбранного дела
  6. Распределение времени для подготовки.
  7. Рефлексия: на что надо обратить внимание при подготовке и проведении запланированного мероприятия.

Технология

  1. Информация о событиях за прошедшую неделю.
  2. Информация по теме ситуации.
  3. Обсуждение ситуации по алгоритму: «Я-позиция»; причина «Я-позиции» (обсуждение ситуации по кругу);
  4. «Я-позиция» и общественно-значимая норма (работа в группах);
  5. Дискуссия;
  6. Рефлексия;
  7. Свободный выбор.

Технология

  1. Информация об интересных и значимых событиях за прошедшую неделю.
  2. Проведение мероприятия по сценарию.
  3. Рефлексия: какие впечатления остались у участников после проведенного мероприятия?

Технология

  1.  Информация о событиях за прошедшую неделю.
  2.  Обсуждение жизнедеятельности класса за прошедший месяц. По кругу учащиеся вспоминают о делах класса и отвечают на вопросы: что понравилось, почему? Что не понравилось, почему? Какие проблемы, связанные с культурой поведения, надо решать всем учащимся?
  3.  Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология и методика проведения ситуационного классного часа

Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляется характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анал...

О правдивости и честности человека

Классный час по теме "О правдивости и честности человека" с применением обучающих структур  сингапурского метода...

конспект классного часа Откроем в себе человека

Мы с вами много сегодня говорили о таких словах, как любовь, доброта, радость, взаимопонимание…, но так и не выяснили, что же они означают, а ведь у каждого из этих слов есть свое значение. Дав...

Конспект классного часа «Что должен ценить человек?» 3 класс

КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСАТема: «Что должен ценить человек?»Цели деятельности учителя: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним; привит...

Конспект классного часа по теме "Первый человек в космосе"

Конспект классного часа Тема: «Первый человек, полетевший в космос» Цели: расширение знаний у обучающихся о биографии первого космонавта, систематизация и расширение представления дет...

Конспект классного часа на тему "Первый человек полетевший в космос"

Цель деятельности учителя: расширение знаний о биографии первого космонавта, систематизация и расширение  представления детей о космосе.Планируемые результаты:Предметные: расширить  и углуби...