Программа " Бумажная пластика"
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Алла Владимировна Казакова (Пономарёва)

Программа для внеурочной деятельности в 1 классах ( ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Владимирской области

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13

«БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА»

Программа рассчитана на детей 7 – 9 лет.

Срок реализации программы -  3 года.

   Автор программы:

Пономарёва Алла Владимировна

Г.Александров

2011 год

Пояснительная записка

      Древнее искусство создания разного рода фигур пришло, как и многое другое, из Китая, откуда Япония столетиями черпала неисчислимые духовные богатства.

      Притягательная сила искусства -  в способности будить детское воображение, оживлять плоский и немой лист цветной бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов.

     Это древнее искусство на редкость красноречиво и, подобно водовороту, увлекает в свой волшебный мир оживших образов всякого, кто только пожелает прикоснуться к нему.

      Данная образовательная программа предусматривает изучение множества видов работы с бумагой, в том числе и оригами.

     Цель образовательной программы: развитие творческих способностей ребёнка, который сможет создавать из обычного листа бумаги свой неповторимый мир.

     Задачи:

  1. Ознакомление, привитие и развитие интереса к старинному виду искусства оригами и другим видам работы с бумагой;
  2. Овладение конкретными техническими приёмами при работе с бумагой;
  3. Изучение основных обозначений и знаков при создании оригами;
  4. Развитие художественного вкуса;
  5. Развитие интеллектуальных способностей: воображения, восприятия, мышления, памяти, внимания, фантазии, изобретательности;
  6. Развитие мелкой моторики рук;
  7. Воспитание положительного отношения к труду, дисциплине, аккуратности, стремление к созданию прекрасного своими руками;
  8. Формирование коллектива с благоприятным климатом для активизации работоспособности и взаимоотношений.

 

  1. Занятия в кружке направлены на :
  1. Обучение ребят работать с ножницами, линейкой и другими необходимыми инструментами;
  2. Развитие мелкой моторики рук, фантазии при работе с бумагой;
  3. Воспитание аккуратности и терпения.

Отличительные особенности программы:

    Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что в ней предусмотрено более глубокое изучение техники оригами и других видов работ с бумагой. Предполагается самостоятельная творческая деятельность обучающихся.

              В процессе занятий по темам проводится контроль качества выполнения изделий. Причём оценку дают своим работам сами  ученики.

          Другой отличительной особенностью данной программы является то, что работа в кружке ведётся от простого к сложному. И ребята сами смогут проанализировать свои достижения.

       

Предлагаемая программа рассчитана на младший школьный возраст и учитывает возрастные особенности детей, включает занятия разной степени сложности. Реализация программы формирует у детей технологические знания, трудовые умения и навыки, прививает художественный вкус.

       Состав детской группы: 7 –9 лет.

      Особенности набора детей: свободный.

      Число обучающихся по годам: 10 – 15 человек.

      Режим занятий: 

1 год обучения – 33 часа ( 1 час в неделю)

2 год обучения – 68 часов ( 2 часа в неделю)

3 год обучения – 102 часа.( 3 часа в неделю)

      Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

  1. Теоретическая подготовка. Ребята должны знать:
  1. правила техники безопасности;
  2. название вида деятельности, которым они занимаются;
  3. название используемых инструментов:
  4. знать специальные обозначения для работы со схемами.
  1. Практическая подготовка. Ребята должны уметь:
  1. пользоваться инструментом для ручного труда;
  2. владеть основными приёмами складывания бумаги;
  3. организовать своё рабочее место;
  4. соблюдать правила техники безопасности;
  5. пользоваться образцами.

      Методическое обеспечение программы:

Формы работы с детьми:

  1. фронтальные – работают все дети под руководством учителя.
  2. Групповые – сотрудничество нескольких человек.
  3. Индивидуальные – работа с каждым учеником отдельно.

Основные методы:

  1. Метод передачи знаний,
  2. Метод наблюдения,
  3. Метод творческого выражения,
  4. Метод социального и творческого выражения,
  5. Метод теоретический,
  6. Метод практический.

Виды контроля:

  1. Текущий: проверка качества изготовления работ.
  2. Тематический самостоятельные работы, защита изделий.
  3. Индивидуальная проверка: оценка способностей ребенка.
  4. Итоговый контроль: выставки.

Материальная база: ножницы, линейки, клей, наборы белой и цветной бумаги, картон, цветные карандаши, фломастеры.

Содержание. 1 год обучения:

  1. Вводное занятие. 0,5 часа – теория, 0,5 часа – практика.
  2. «Сердечные» открытки. 2 часа – практическое занятие.
  3. Открытки с гармошкой. 2 часа – практическое занятие.
  4. « Весёлые хороводы». 2 часа – практическое занятие.
  5. « Поющие зверюшки». 2 часа – практическое занятие.
  6. «Рука приведения». 2 часа – практическое занятие.
  7. « Хищная актиния». 2 часа – практическое занятие.
  8. Цветы – конфеты. 2 часа – практическое занятие.
  9. Украшаем дом. Нарцисс и весенние цветы. 2 часа – практическое занятие.
  10. Вот это ваза! 2 часа – практическое занятие.
  11. Сделай маску для себя. 2 часа – практическое занятие.
  12. Сумочки из бумаги. 1 час – практическое занятие.
  13. Цветы в воде. За водной пеленой. 2 часа – практическое занятие.
  14. Бабочка. 2 часа – практическое занятие.
  15. Выпуклая аппликация «Цветок». 2 часа – практическое занятие.
  16. Мозаичная аппликация «Петушок». 2 часа – практическое занятие.
  17. Подвес для прищепок «Обезьяна». 2 часа – практическое занятие.
  18. Итоговое занятие. Оформление выставки. 1 час.

Содержание. 2 год обучения:

  1. Вводное занятие. История возникновения бумаги. 1 час – теория.
  2. Оригами « Муха». 2 часа – практическое занятие.
  3. Оригами « Шмель». 2 часа – практическое занятие.
  4. Оригами « Бабочка». 2 часа – практическое занятие.
  5. Оригами « Окунь». 2 часа – практическое занятие.
  6. Оригами « Сом». 2 часа – практическое занятие.
  7. Оригами « Рыба тропических морей». 2 часа – практическое занятие.
  8. Оригами « Тюлень». 2 часа – практическое занятие.
  9. Оригами « Большеротая  лягушка». 2 часа – практическое занятие.
  10. Оригами « Снегирь». 2 часа – практическое занятие.
  11. Оригами « Воробей». 2 часа – практическое занятие.
  12. Оригами « Лебедь». 2 часа – практическое занятие.
  13. Оригами « Птица, обнимающая утёнка». 2 часа – практическое занятие.
  14. Оригами « Птица с хлопающими крыльями». 2 часа – практическое занятие.
  15. Оригами « Мандаринка». 2 часа – практическое занятие.
  16. Оригами « Собачка пудель». 2 часа – практическое занятие.
  17. Оригами « Собачка овчарка». 2 часа – практическое занятие.
  18. Оригами « Собака бульдог». 2 часа – практическое занятие.
  19. Оригами « Свинка». 2 часа – практическое занятие.
  20. Оригами « Заяц». 2 часа – практическое занятие.
  21. Оригами « Лиса». 2 часа – практическое занятие.
  22. Оригами « Цветы (ландыш)». 2 часа – практическое занятие.
  23. Оригами « Цветы ( одуванчик)». 2 часа – практическое занятие.
  24. Оригами « Цветы ( роза)». 2 часа – практическое занятие.
  25. Оригами « Цветы ( нарцисс)». 2 часа – практическое занятие.
  26. Оригами « Яхта». 2 часа – практическое занятие.
  27. Оригами « Бумажный фонарь». 2 часа – практическое занятие.
  28.  Оригами « Мебель ( стол)». 2 часа – практическое занятие.
  29. Оригами « Мебель ( стул)». 2 часа – практическое занятие.
  30. Оригами « деревья зимой». 2 часа – практическое занятие.
  31. Оригами « деревья весной». 2 часа – практическое занятие.
  32. Оригами « деревья летом». 2 часа – практическое занятие.
  33. Оригами « деревья осенью». 2 часа – практическое занятие.
  34. Итоговое занятие. Оформление выставки. 3 часа – практическое занятие.

Содержание. 3 год обучения:

  1. Вводное занятие. 1 час – теория. 2 часа – практическое занятие. (подготовка)
  2. Тетраэдр. 2 часа – теория. 5  часа – практическое занятие.
  3. Октаэдр. 2 часа – теория. 5  часа – практическое занятие.
  4. Куб. 2 часа – теория. 5  часа – практическое занятие.
  5. Икосаэдр. 2 часа – теория. 4  часа – практическое занятие.
  6. Додекаэдр. 2 часа – теория. 4  часа – практическое занятие.
  7. Усеченный тетраэдр. 2 часа – теория. 6 часов – практическое занятие.
  8. Усечённый октаэдр. 2 часа – теория. 6  часов – практическое занятие.
  9. Усечённый куб. 2 часа – теория. 6  часов – практическое занятие.
  10. Кубооктаэдр. 2 часа – теория. 6  часов – практическое занятие.
  11. Икосододекаэдр. 2 часа – теория. 6  часов – практическое занятие.
  12. Ромбокубооктаэдр. 2 часа – теория. 6  часов – практическое занятие.
  13. Курносый куб. 2 часа – теория. 6  часов – практическое занятие.
  14. Курносый додекаэдр. 2 часа – теория. 6  часов – практическое занятие.
  15. Итоговое занятие. Оформление выставки. 2 часа.

Учебно – тематический план кружка. 1 год обучения :

Тема

Общее кол – во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

0,5

0,5

2

Изготовление изделий из бумаги и картона.

31,5

31,5

3

Итоговое занятие

1

1

Итого:

33

0,5

32,5

Учебно – тематический план кружка. 2 год обучения :

Тема

Общее кол – во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

2

Техника «оригами»

64

64

3

Итоговое занятие

3

3

Итого:

68

1

67

Учебно – тематический план кружка. 3 год обучения :

Тема

Общее кол – во часов

теория

Практика

1

Вводное занятие.

3

1

2

2

Изготовление многогранников

97

26

71

3

Итоговое занятие

2

2

Итого:

102

27

75

Список литературы для педагогов, родителей и детей:

  1. Виннинджер М. Модели многогранников. Пер.с англ. В. В. Фирсова. Под ред. и  с послесл. И. М. Яглома, М., « Мир», 1974.
  2. Геронимус Т.М. «Мир увлечений».М.,1996.
  3. Грушина Л.В. Журнал « Мастерилка». Все цветы мне надоели, кроме… М.,1998.
  4. Грушина Л.В. Журнал « Мастерилка». Открытки – сюрпризы. М.,2000.
  5. Мадера А. Г. Журнал « Мастерилка». Гром и Молния. Опыты без взрывов. М., 2000.
  6. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль: « Академия развития», 1998.
  7. Оригами. Бумажный конструктор для детей: - Пер. с японского. Вып.1. – Новосибирск: «Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1994.
  8. Панасенко Б. А. Журнал « Мастерилка». Украсим сами. М.,2000.
  9. Пиллан Нильва. Цветы / Пер. Л. Агаевой. – М.: Из – во ЭКСМО – Пресс, 2002.
  10. Романина В. И. Дидактический материал по трудовому обучению. М.,19

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бумажная пластика. Тема: Дельфин. (Оригами)

Цели:дать сведения о морском жителе – дельфине. дать сведения о бумаге и её свойствах учить складывать ровно и аккуратно лист бумаги; развивать мышление, внимание, память, кругозор, словарный запас; в...

Мастер-класс Бумажная пластика. Квиллинг"

Эта презентация расскажет что такое квиллинг и какие интересные поделки можно изготовить из разноцветных полосок бумаги на уроках технологии....

Программа кружка "Бумажная пластика"

  В данной работе содержится пояснительная записка, результаты обучения, планирование работы на первый год обучения. Возраст детей, обучающихся в объединении 7-10 лет....

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»

Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству «Бумажная пластика и объемная аппликация»...

Презентация по бумажной пластике на тему: "Экзотическая рыбка из бумажной тарелки"

Бумажная пластика «Экзотическая рыбка из бумажной тарелки».Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей школьного и дошкольного возраста. Использование на занятиях нетрадиционные...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Бумажная пластика и оригами»

Оригами - старинное народное искусство складывания из бумаги. Интерес к нему во всем мире сейчас огромен. Плоский и «немой» лист бумаги при неоднократном складывании и сгибании за считанные минуты пре...

Рабочая программа дополнительного образования "Разноцветный мир. Бумажная пластика"

Программа дополнительного образования детей "Разноцветный мир. Бумажная пластика"  предназначена для детей 7-10 лет, по времени реализации является кратковременной - 1 год обучения, по ...