Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )
план-конспект урока (технология) по теме

Георгиева Светлана Валерьевна

Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_materi_konsp.docx298.35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по технологии, поведённый в 4 «Б» классе.

Классный руководитель: Георгиева С.В.

Тема: « Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей»

Изделие: Декоративная открытка.

Задачи уроков:

1. Формирование у учащихся представлений о «характере»,

эмоционально-художественной выразительности, информативности вещей.

2. Формирование представлений о единстве формы и функции в вещах, развитие чувства стилевой гармонии; формирование умений подбора средств художественной выразительности в соответствии с проектным замыслом.

3. Закрепление чертежно-графических знаний и умений;

приемов работы с бумагой, ножницами и клеем (разметка прямоугольника с помощью линейки, вырезание «окошка» с помощью ножниц, складывание форм в технике оригами и др.).

4. Воспитание художественного вкуса.

Оборудование:

У учителя: лист альбомной бумаги, демонстрационное пособие разметки квадратов симметричной формы; технологическая карта, образцы. У учащихся: прямоугольник альбомной бумаги 15 х 20 см, шаблон для 5 квадратов из бумаги 9 х 9 см, линейка, карандаш, ножницы, инструмент для продавливания сгибов.

Оформление доски:

Сверху посредине записана тема: «Характер и настроение вещи. Поздравительная открытка»; ниже посредине — образец открытки,  ниже — ряд, состоящий из чертежей разверток открыток и сложенных пополам альбомных листов.

Справа: «перепутанный» план работы, написанный по пунктам на отдельных планках (закрыт листом бумаги).

Ход урока:

Объявление темы урока. Беседа

Урок проводится в форме игры «Смурфики» , в ходе которой дети рассказывают героям фильма о Дне матери и изготавливают открытку, чтобы вернуть Смурфету, украденную колдуном Гаргамелем.

1. Дети (2—3 чел.) высказывают свои соображения о характере вещей, в том числе — о характере открыток.

2. Учитель предлагает рассмотреть образцы и организует их обсуждение по следующим вопросам:

В чем их необычность? Для чего они могут быть предназначены? Из чего можно сделать такие заключения?

Далее он сообщает, что на ближайшем занятии предстоит сделать поздравительную открытку. Работа рассчитана на 1 урок.

2. Постановка учебных задач урока

Учитель сообщает, что на этих уроках дети будут учиться конструировать открытки праздничного характера; повторят разные приемы разметки; освоят некоторые новые приемы ручной работы; будут решать задачи на сообразительность.

3. Анализ конструкции, материалов, порядка работы

1. Какую форму имеет основа открытки? (Прямоугольник.)

2. Какого размера получится открытка из этого прямоугольника?

3. Учитель показывает 2 образца с обозначенными размерами 90 х 130; 80 х 110 мм и их развертки без обозначения размеров. Предлагает ученикам самостоятельно рассчитать размеры разверток, начертить их от руки на листочках бумаги в клетку и проставить размеры. После фронтальной проверки учитель вписывает размеры в чертеж: 180 х 130 и 160 х 110 мм.

4. Какие материалы необходимы для изготовления открытки? (Альбомная бумага для основы, цветная для декора; могут пригодиться старые открытки, фантики и пр.)

5. В каком порядке будем выполнять работу? На доске записаны все пункты, но порядок действий перепутан (учитель открывает план работы, записанный на планках). Предлагает восстанавливать его вместе. Далее учитель перевешивает листы с пунктами плана, чтобы получилась правильная последовательность действий:

1) разметка основы; 2) разметка шаблона; 3) выкраивание основы и шаблона; 4) заготовка деталей декора; 5) оформление открытки.

4. Разметка основы открытки и шаблонов

1. Учитель предлагает приступить к разметке основы. Но предварительно обсуждают, как лучше расположить ее на листе, чтобы остался более удобный кусок бумаги? (Учитель демонстрирует варианты: на альбомный лист накладывает цветной прямоугольник; учащиеся дают рекомендации; оставляют лучший вариант).

2. Разметка основы может происходить под руководством учителя.

3. Заготовка основы открытки и шаблонов

Ученики самостоятельно вырезают прямоугольник, продавливают линию сгиба; вырезают шаблон.

4. Анализ декора открытки; обсуждение готовых образцов

На данном этапе урока проводится беседа следующего содержания:

1. Кратко — о характере открыток. Какую именно открытку

(по характеру, для кого) делаем на уроке.

2. Возможные варианты декоративного решения открытки:

а) какие способы оформления и материалы использованы, какие техники (аппликация, оригами); б) что привносят те или

другие приемы и материалы в характер и настроение открытки;

в) на что важно обратить внимание в выполнении декора открытки.

Все объяснения сопровождаются демонстрацией изделий

зрительного ряда.

Демонстрируются также отдельные приемы работы, которые обсуждаются.

Букеты роз

Квадрат складывают вдвое пополам и по диагонали, один из острых углов отгибают по диагонали, один из острых углов отгибают от середины сгиба к противоположной стороне фигуры, затем эту часть наполовину отгибают назад. Другой острый угол сгибают так же. Получается пышное изображение бутона. Он красиво смотрится в сочетании с зелёным цветом стебля и небольших листочков.

8. Обдумывание творческого решения

Учитель предлагает каждому ученику придумать собственное оформление открытки. Образцы остаются перед глазами третьеклассников, помогая в создании собственного замысла.

Поскольку этот замысел будут конкретизироваться и уточняться непосредственно в процессе практической работы, не следует тратить слишком много времени на данный этап урока (2—3 минуты).

9. Планирование работы по украшению открытки в соответствии с замыслом Учитель предлагает повторить порядок действий и правила аккуратной работы: сначала все необходимые детали нужно разметить, затем заготовить (то есть выкроить ножницами или пальцами), примерить на открытку (не забывая, что композиция создается на внешней и внутренней сторонах); готовую композицию приклеить; при этом следует использовать бумажную макулатуру для аккуратной работы; клей наносить кисточкой, ее нужно класть на подставку.

10. Практическая работа по разметке и заготовке деталей декора открытки

— Кто уже придумал свою открытку и знает, как ее выполнять? Приступайте к разметке и заготовке деталей.

— Кто еще не знает, как он будет оформлять открытку? Кому нужна помощь, я подойду и будем думать вместе.

— Кто хочет сделать цветок, бабочку, но забыл, как они изготавливаются? В помощь вам я повесила на доску карты-подсказки, но буду также показывать вам приемы работы, если это потребуется.

— Заготовьте и все детали декора, как задумали.

11. Составление композиции. Приклеивание деталей учитель предлагает разместить заготовленный декор на поверхности открытки в соответствии с замыслом, проверяет выполнение работы. Тем, кто успешно справился с заданием, разрешает приклеивать детали, не забывая напомнить об аккуратности и чистоте. Постепенно с доски все убирается, и по мере завершения учениками работы их изделия выставляются для просмотра.

12. Выставка и обсуждение работ. Подведение итогов урока

В процессе подведения итогов урока целесообразно обсудить с учениками проблему, поставленную в заглавии раздела:

«Характер и настроение вещи».

Кроме того, целесообразно выслушать некоторые размышления и сообщения по теме, которые ученики готовили к данным урокам.

При обсуждении изделий обратить внимание на оригинальность художественного замысла, аккуратность работы; отметить те изделия, в которых наиболее ярко отражается характер и настроение открытки.

В завершение данного урока учитель предлагает желающим в свободное время выполнить проектное задание:

Придумай и сделай открытку с окошком по одному из вариантов: 1) поздравление с днем рождения для дошкольника, который очень любит кошек; 2) новогоднее поздравление; 3) поздравление автолюбителю с днем рождения.

Список приложений.

Образец открытки.

Технологическая карта.

Приложение №1

Образец открыты.

Приложение №2.

Технологическая карта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )

Открытый урок по технологии «Передача характера и настроения в конструкции и декоре вещей». ( Поздравительная открытка ко Дню матери )...

Поздравительная открытка ко Дню Матери.

Поздравительная открытка ко Дню Матери....

Презентация к уроку технологии на тему: "Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки ко Дню матери, 8 марта, дню рождения"

Презентация к уроку  технологии на тему: "Мастер-класс по изготовлению поздравительной открытки ко Дню матери, 8 марта, дню рождения". В презентации подробно показывается процесс изгото...

презентация к уроку технологии - Поздравительная открытка ко Дню матери

Пошаговая инструкция по изготовлению открытки....

Поздравительная открытка ко Дню матери (модуль)

Изготовление поздравительной открытки ко Дню матери....

Презентация поздравительной открытки ко Дню Матери

Презентация  поздравительной открытки ко Дню Матери...