Урок технологии по модулю "Практикум работы на компьютере"
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме

Угодникова Ольга Владимировна

Разработка содержит конспект урока и презентацию. Тема урока: "Виды информации". Урок закрепления проводится учителем начальных классов в кабинете информатики. Практическая работа в графическом редакторе Paint.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tehnologii.rar1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  технологии  по  модулю

«Практикум  работы  на  компьютере»

3 класс

Тема:  Обобщение  по  темам  «Виды  информации».  Графический  редактор Paint.  Перевод  текстовой  информации  в  графическую.

Задачи:    Закрепить  знания  и  умения  учащихся  по  определению  видов  информации.

Развивать  логическое  мышление  учащихся,  память,  внимание,  познавательный  интерес.

Создать  условия  для  формирования  у  школьников  таких  качеств  личности,  как  чувства  ответственности,  взаимовыручки;  самостоятельность  и  активность.  

Оборудование:  Фрагмент вводного фильма «Информатика»;  презентация;  билеты  на  поезд – на  обратной  стороне – маршрутная  карта;  набор  карточек  на  каждого  ученика  с  изображением  уха, глаза, языка,  носа,  руки;  3  конверта  со  словами:  тепло,  вкусно,  больно,  сладко,  громко,  красиво,  холодно,  тихо,  жарко,  кисло,  ярко;  3  коробочки  с  подписями:  «Тактильная  информация»,  «Вкусовая  информация»,  «Зрительная  информация»;  карточка  №1 – 12 штук,  карточка №2 – 6 штук;  3 карточки  с  заданиями  на  станции Театральная;  12  карточек №3  с  заданиями  для  работы  на  компьютере;    12  алгоритмов  выполнения  работы  на  компьютере;  

Ход  урока:

  1. Организационный  момент.

- Ребята,  доскажите  словечко:  Этот  урок  все  обожают,

На  этом  уроке  часто  играют,

Не  может  уже  без  него  математика,

И  называется  он  (информатика).

- Верно!  Сегодня  урок  технологии  мы  проведем  в  кабинете  информатики.

        Орешек  знаний  тверд,  но  все  же  мы  не  привыкли  отступать

        Нам  расколоть  его  поможет  урок  наш,

        Девиз  которого  «Хочу  все  знать!»

  1. Сообщение  темы  урока.

- Определить  тему  урока  нам  поможет  фильм,  который  вы  сейчас  увидите. (Просмотр  фильма.)

- Так,  о  чём  мы  сегодня  будем  говорить  на  уроке? (Об информации.)

-  Что  такое  информация? (ответы  учащихся)

Слайд1.

- Чтобы  повторить  материал  по  теме «Информация»,  я  предлагаю  вам  Мы  сегодня  отправиться  на  экскурсию  в  город  Информация.  А  поедем  мы  на  поезде,  чтобы  наше  путешествие  прошло  интересно,  без  заминок,  вы  должны  быть  внимательными,  активными  и  дружными.  Согласны?

  1. Закрепление  изученной  темы. – Путешествие.
  1. Покупка  билета.

Слайд 2.

Экскурсия,  экскурсия

         Объявлена  у  нас!

        Все  дети  едут  в  город,

        А  город  необычный,

        И  он  энергомичный.

        Повсюду  информация,

        И  тексты  там, и  графика,

        Еще  есть  числа  разные

        И  жители  прекрасные.

        Дети,  послушайте  дельный  совет:

        Чтобы  поехать  купите  билет! (Показываю  билет.)

(Билет  на  поезд № 3,  следующий  по  маршруту  г.  Вязники-г.  Информация. Вагон  1, место1;  вместе  с  билетом  ученик  получает  маршрутную  карту  пассажира.)

А  чтобы  получить  билет,  вы  должны  ответить  на  вопросы:

- Какие  органы  чувств  есть  у  человека  для  восприятия  информации? (глаза,  уши,  язык,  нос,  кожа)

-Как  называют  информацию,  получаемую  с  помощью  глаз,  ушей,  носа,  кожи,  языка? (зрительная,  звуковая,  вкусовая,  обонятельная,  осязательная)

Слайд 3.

 - Мы  вспомнили виды  информации  по  способу  восприятия.

- Какие  примеры  информации  вы  можете  привести?

-Итак.  Билеты  получены.  На  обратной  стороне  билета – наш  маршрут,  в  правом  столбике  вы  будете  делать  записи  по  моей  команде.  Рассаживайтесь  поудобнее,  отправляемся  в  путь.

  1. Пропуск  в  город.

Слайд 4.

 -А  вот  и  город  Информации.  Но  ворота  закрыты. Они  пропускают  в  город  только  тех,  кто  вооружён  знаниями,  давайте  продемонстрируем  свои  знания,  используя  эти  карточки. (показываю)

-  Вы  должны  внимательно  прослушать  отрывок  из  стихотворения,  определить  о  каком  виде  информации  идёт  речь и  просигналить  нужной  карточкой.

        1. Филин  ночью  оживает,  на  охоту  вылетает.

    Его  зоркие  глазищи  всё  себе  добычу  ищут..  (Зрительная)

           2. Осторожно  ветер  из  калитки  вышел,

           Постучал  в  окошко,  пробежал  по  крыше.        (Звуковая)

        3. Весна,  весна!  И  всё  ей  радо.

        Как  в  забытьи  каком  стоишь

        И  слышишь  свежий  запах  сада

        И  теплый  запах  талых  крыш.  (Обонятельная)

       4. Тихо  гладит  на  рассвете  лепестки  ромашек  ветер.

        И  заря  росою  чистой  осыпает  луг  душистый.  (Тактильная)

        5. Нынче  вечер  будет  невеселый,

        Потому  что  мамы  дома  нет.

        Хоть  бы  поскорее  воскресенье!

        Целый  день  мы  будем  с  ней  вдвоем,

        Тут  у  нас  и  дело  и  веселье,

        Почитаем,  вместе  попоем.

        Я  сижу  тихонько  и  мечтаю,

        Жду  ее  -  хорошую  мою;

        Я  ее  горячим,  крепким  чаем

        Из  любимой  чашки  напою.  (Вкусовая)

 -Молодцы,  я  вижу,  вы  хорошо  разбираетесь  с  видами  информации,  за  эту  работу в  маршрутной  таблице  на  строчке Въезд  в  правом  столбике  поставьте  «+».  Пропуск  получен,  мы  въезжаем  в  город.

  1. Микрорайон  Видов.

Слайд 5.

 -Первая  достопримечательность  города – микрорайон Видов.  Здесь  я  предлагаю  вам  поработать  в  группах (показываю  группы).  Вы  должны  из  банка  данных  (раздаю  конверты  со  словами)  выбрать  те  слова,  которые  относятся  к  данному  виду  информации,  он  подписан  на  коробочке,  и  собрать  их  в  неё.  (раздаю  коробочки)

- Выберите  ученика,  который  отчитается  за  проделанную  работу  в  группе.

Проверка: - Слушаем  внимательно  отчёт  каждой  группы  и  оцениваем  их  работу. (Заслушиваются  3  ученика)

- Результаты  своей  работы  зафиксируйте  в  таблице  на  строчке  микрорайон  Видов, за  правильную  работу  поставьте  «+».

- Отправляемся  дальше,  мы едем,  едем,  долго  едем,

        Очень  длинен  этот  путь.

        А  веселому  вагончику  пора  и  отдохнуть.

  1. Физкультминутка.

Здесь  водится  зверюшка -  

Компьютерная  мышка.

Хотят  с  ней  подружиться

Девчонки  и  мальчишки.

-Мышка,  мышка,

Где  твой  хвост?

-Он  к  компьютеру  прирос!

За  компьютер  я  держусь.

Потеряться  не  боюсь.

  1. Центр  Кодировки.

Слайд 6.

 – Ребята,  смотрите,  мы  оказались  в  центре  города – центр  Кодировки.  Здесь  так   много  интересного!  Но  знаете  ли  вы,  на  какие  виды  делиться  информация  по  способу  представления? (Текстовая,  графическая,  числовая)

Слайд 7. – Совершенно  верно,  эти  знания  вам  пригодятся  на  следующей  станции.

  1. Станция  Шифровальная.

Слайд 8.  

– Станция  Шифровальная,  потрудимся  здесь.  У  каждого  из  вас  на  парте  лежит  карточка  №1,  вы  должны  самостоятельно  определить,  информация  каких  видов  находится  в  ячейках  первой  строки,  и  написать  названия  видов  информации  в  нижней  строке. Начинайте  работать.

- Проверим:  какая  информация  в  1 столбике? (числовая)  Во  2-м  столбике? (текстовая)  В 3-ем  столбике?  (графическая)  

- А  с  карточкой  №2 (показываю)  потрудитесь  в  паре,  на  работу  2  минуты.  Для  тех,  кто  работу  выполнит  раньше,  дополнительное  задание  на  доске.

Дополнительное  задание:  Устно  определи  вид  информации:  99 – самое  большое  двузначное  число. (на  доске)

- Проверьте  свою  работу  по  образцу  на  экране.

Слайд 9.

- Если  вы  сделали  задание  правильно,  то  в  таблице  на  строчке  Шифровальная  поставьте «+».

- Мы  продолжаем  наше  путешествие.

  1. Станция  Театральная.

Слайд 10.

 – Ехали  мы,  ехали  и  к  театру  подъехали.  Станция   Театральная.

-Мы  уже  знаем,  что  информацию  можно  передавать  с  помощью  устной  и  письменной  речи.  Менее  распространенный  способ  -  мимика  и  жесты.  Сейчас  ваша  задача,  перекодировать  текстовую  информацию  на  язык  жестов  и  мимики.  Это  задание  вы  будете  выполнять  по  группам.  На  подготовку  даю  1  минуту,  если  вы  будете  дружными,  то  у  вас  всё  получится! (Каждая  команда  получает  задание  на  карточке,  демонстрирует  сообщение  с  помощью  мимики  и  жестов,  а  другие  команды  пытаются  отгадать.)

Карточки:    1.  «  Я  очень  не  хочу  учить  уроки!»

                  2.  «Я  люблю  слушать  хоровое  пение.»

                  3.  «Мне  нравится  быть  дежурным  по  классу.»

- Кто  справился  с  работой,  поставьте  «+».

  1. Станция  Компьютерная.

Слайд 11.  

-Итак, ребята,  мы  прибываем на  последнюю  станцию  «Компьютерная».  Здесь  ваша  работа  заключается  в  перекодировании  текстовой  информации  в  графическую.  Вы  будете  работать  в  графическом  редакторе  Paint.  Спокойно  займите  свои  места.  Задание  находится  на  карточке №3.  (Показываю)  Перед  вам  3  задания,  вы  должны  их  выполнять  по  порядку,  начиная  с  1-го,  потому  что  каждое  последующее  усложняется.  Организовать  свою  работу  вам  поможет  алгоритм,  который  лежит  рядом.  Если  у  вас  возникнут  затруднения,  обращайтесь  ко  мне,  на  работу  15  минут. (Учитель  контролирует  работу  каждого  ученика,  принимает  выполненные  задания.)

- Займите  свои  места  за  партами  и  закончите  работу  в  таблице  на  5-ой  строке.

  1. Самооценка.

- Наше  путешествие  подошло  к  концу,  давайте  подведём  итоги.

- Подсчитайте  набранные  «+»  и  оцените  свою  работу,  используя  данные  из  этой  таблицы:

(на доске)   Пять  «+» - «5»

Четыре «+» - «4»

Три «+» - «3»

Менее трёх  «+» - будь  внимательнее  на  уроках,  повтори  изученный  материал  по  учебнику  «Информатика».

- Встаньте  те,  кто  доволен  своей  работой на  уроке. (Встают)  Ваша  отметка  с  маршрутного  листа  будет  поставлена  в  дневник.

  1. Итог  урока.

- Я  довольна  вашей  работой,  благодаря  вашим  знаниям,  активности,  творчеству,  взаимовыручки  наше  путешествие  прошло  быстро  и  интересно.  Спасибо  за  работу,  урок  окончен!

Приложение

  1. Билет  на  поезд – лицевая  сторона.

Билет  на  поезд  №3,

следующий  по  маршруту:  г. Вязники – г. Информация

Вагон №1,  место ____

Билет на  поезд – обратная  сторона – Маршрутная  карта.

Маршрутная  карта

Название  остановки

Отчёт о работе

1. Въезд в город.

2. Микрорайон  Видов.

3.  Шифровальная.

4. Театральная.

5. Компьютерная

                                                                     Отметка:

  1. Карточка №1.

Карточка  №1

Определи,  информация  каких  видов  находится  в  ячейках  первой  строки  таблицы,  и  напиши  названия  видов  информации  в  нижней  строке.

243

Компьютер стоит дорого

  1. Карточка №2.

Карточка  №2

Нарисуй  дерево  во  второй  ячейке  первой  строки  таблицы.  В  первой  ячейке  этой  строки  напиши  название (имя)  нарисованного  объекта.  Во  второй  строке  таблицы  названия  видов  информации.





  1. Карточка  №3.

Карточка  №3

Задание  1

Прочитай  текст.

Лежало  три  яблока:  одно  большое  и  два  маленьких.

Представь  информацию,  полученную  тобой  из  текста,  в  виде  рисунка.

Задание  2

Прочитай  текст.

Жили-были  три  поросёнка:  Ниф-Ниф,  Нуф-Нуф  и  Наф-Наф.  Ниф-Ниф  спрятался  от  волка  в  доме  с  одним  окном  и  одной  дверью,  Нуф-Нуф – в  доме  с  двумя  окнами  и  одной  дверью,  а  Наф-Наф – в  доме  без  окон,  но  с  дверью.

Представь  информацию,  полученную  тобой  из  текста,  в  виде  рисунка.

Задание  3

Прочитай  текст.

Висит  праздничная  гирлянда  из  10  разноцветных  шаров:  красных,  синих  и  зелёных.  Каждый  второй  шар – красный.  Гирлянда  начинается  с  зелёного  шара.  Третий  шар – синий.  Зелёный  и  синий  шары  чередуются.

Представь  информацию,  полученную  тобой  из  текста,  в  виде  рисунка.  Сколько  красных,  зелёных  и  синих  шаров?

  1. Алгоритм.

Алгоритм  работы  на  компьютере

  1. Включи  компьютер.
  2. Загрузи  графический  редактор  Paint.
  3. Выполни  задание 1.
  4. Сохрани:  Файл → Сохранить как… → имя  файла (своё) → сохрани.
  5. Переходи  к  заданию 2:  Файл → создать.
  6. Выполни  пункты  3,  4.
  7. Перейди  к  выполнению  задания 3.
  8. Закончив  работу,  выключи  компьютер.