Конспект урока технологии "Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы" 2 класс Школа России
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

Поярков Данила Александрович

Предмет: Технология

Класс: 2

Тема урока: Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы

Цели урока:

-  познакомить учащихся с правилами разметки ткани;

- обучить приему разметки ткани с помощью шаблона.

Планируемые результаты:

Личностные:

·        воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи;

·        на практическом уровне воспитывать любовь к народному творчеству;

Предметные:

·              научить работать с выкройками;

·               развивать навыки кроя;

 

Тип урока: изучение нового материала.

·       Оборудование: изображения женского и мужского народного костюма, образцы изделий, учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, картон, клей, краски, ножницы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_03.03.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

_____________________

Выполнил студент 46 гр.

 Поярков Данила

Проверил:____________________

  Отметка:_____________________

  Дата:________________________

Этап урока

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята, сегодня я у вас проведу урок технологии.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формулировка темы и цели занятия.

10мин.

«Сегодня мы продолжим изучать особенности народного костюма. Раньше одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца. Так, в южных районах нашей страны все дети до двенадцати-тринадцати лет ходили в одних длинных рубахах, а девушки носили холщовые юбки — подолы. По узорам на одежде, по ярким головным уборам (кокошникам, рогатым шапочкам — кичкам) можно было, например, узнать, что женщина лишь первый год замужем и детей у нее пока нет. Обычная женская одежда состояла из длинной рубахи с рукавами, поверх которой надевали сарафан или юбку, а еще передник — фартук. Голову покрывали платком или другими головными уборами. Только девушки могли ходить с непокрытой головой. Они заплетали косы, украшали себя лентами, венками.
      Удивительно, но в старину мужчины тоже носили... сарафаны! Так в XIV—XVII веках называли длинный мужской кафтан. В русских летописях можно прочитать: „Врасплох на Пьяне-реке князья были в одних сарафанах“. Само слово „сарафан“ восточного происхождения и первоначально означало „одетый с головы до ног“.
      Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку (у косоворотки). Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой.
      Обязательной частью одежды русских крестьян были неширокие длинные штаны — порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, а простой люд — холщовые. Порты заправлялись в сапоги или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. На рубаху обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову — шапку из сукна или войлока.
      Вышивка на одежде не только украшала ее, но имела еще и священное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье, а также защищать от беды и зла. В орнаментах на одежде можно увидеть изображения солнца, звезд, дерева жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
      В наше время большинство людей покупает готовую одежду. Однако те, кто хочет одеваться оригинально и выбирать ткани по своему вкусу или считает цену на готовую одежду слишком высокой, шьют себе сами. Готовые выкройки помогают правильно раскроить материю; раскроенную ткань сметывают, примеряют и сшивают. Для самых известных модельеров народный костюм — это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов».

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на заданные учителем вопросы и предполагают тему урока.

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: формулировать собственную позицию и мнение

Пед. показ

10 мин

«Давайте попробуем изготовить народные костюмы для Ани и Вани». Традиционным началом практической работы становится анализ готового изделия: необходимые материалы и инструменты (ткань, картон, ножницы, клей, кисточка), правила и приемы работы с материалами и инструментами, техника выполнения (аппликация), способ соединения деталей (при помощи клея), варианты использования поделки. Перед тем как приступить к работе, необходимо познакомить учащихся с правилами разметки ткани для выполнения выкройки — образца для кроя. Дети могут сначала сами прочитать правила на с. 63 учебника. Но учитель обязательно должен их прокомментировать и продемонстрировать. После этого дети заполняют вместе с учителем технологическую карту «Костюмы Ани и Вани» в рабочей тетради (с. 45).

Технологическая карта «Костюмы Ани и Вани»

Название поделки 

Костюмы Ани и Вани

Материалы 

Ткань, картон, тесьма

Инструменты 

Ножницы, клей, мыло или мягкий карандаш, кисть, краски

Техника выполнения 

Аппликация

Метод разметки 

С помощью шаблонов

Способы украшения 

Аппликация тесьмой, раскрашивание

      После окончания подготовительной работы учащиеся читают план работы над поделкой «Костюмы Ани и Вани» в учебнике (с. 64) и составляют свой собственный план работы с учетом проведенного анализа готового изделия: 1. Подготовка материалов и инструментов. 2. Разметка. 3. Раскрой. 4. Сборка. 5. Отделка. Теперь учащиеся могут приступить непосредственно к практической работе над поделкой с помощью учителя. Желательно поделить класс на группы так, чтобы одна группа делала костюм для Ани, а другая — для Вани, хотя возможно и выполнение обоих костюмов одним ребенком.

Внимательно слушают учителя, стараясь запомнить ход работы.

Отвечают на заданные учителем вопросы.

Отвечают на вопросы учителя

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

П: строить речевое высказывание в устной форме

Физкультминутка

1-2 мин.

А перед работай нам надо размяться. Все встаем (видео).

Выполнять движения

Самостоятельная творческая работа

25мин

      Подготовка материалов и инструментов. Подготовить все материалы и инструменты к работе. Подобрать цветные кусочки ткани для костюма Ани или Вани. (Эта работа помогает развивать чувство цвета у учащихся.) Можно использовать иллюстрации из учебника.
      
Разметка. Вырезать из рабочей тетради фигурку Ани или Вани. Сделать разметку деталей костюма на ткани. Для этого фигурку приложить на изнаночную сторону ткани, прикрепить булавками и обвести мылом или мягким карандашом так, чтобы получились отдельные детали костюма. (Учитель обязательно должен помочь учащимся на этом этапе работы.)
      
Раскрой. Помня о правилах работы ножницами, выполнить крой ткани — вырезать размеченные на ткани детали костюма.
      
Сборка. Фигурку приклеить к картону-основе и надеть на нее подготовленный костюм — аккуратно разложить все детали костюма на своих местах, чтобы получился целый костюм, а затем приклеить все детали к фигурке клеем.
      
Отделка. Украсить костюм блестками, бисером, тесьмой, наклеив на него выбранные материалы. Завершить композицию. Если учащиеся делали по одной фигурке, то они могут соединить фигурки в пару, в общую композицию, что усложнит задачу и поможет развить навык работы в паре.

Слушают и поэтапно выполняют практическое задание с

Выставка

Итог урока

2 мин.

Подведем итоги. В конце урока традиционно проводится выставка работ учащихся, их анализ и оценка. Можно отправить Аню и Ваню в традиционных народных костюмах в гости к семье крестьянина, которую дети раньше поселили в русскую избу.

Проверка понимания полученной информации каждым обучающимся

Р: осуществляют итоговый контроль

Домашнее задание

2 мин

Найдите информацию об особенностях национального костюма какого-либо народа и вложите в папку достижений. На следующий урок принесите плотную ткань, пуговицу, цветные нитки для вышивания, мыло или мягкий карандаш, белую салфетку без рисунка, пяльцы.


Предмет: Технология

Класс: 2

Тема урока: Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы

Цели урока: 

-  познакомить учащихся с правилами разметки ткани;

- обучить приему разметки ткани с помощью шаблона.

Планируемые результаты: 

Личностные:

  • воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи;
  • на практическом уровне воспитывать любовь к народному творчеству;

Предметные:

  • научить работать с выкройками;
  •  развивать навыки кроя;

Тип урока: изучение нового материала.

  • Оборудование: изображения женского и мужского народного костюма, образцы изделий, учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, картон, клей, краски, ножницы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока"Нумерация чисел от 1 до 20" 1 класс "Школа России"

Материалы по уроку "Нумерация чисел от1 до 20"...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание многозначных чисел" 4 класс Школа России

Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел»  Цели урока:  Учить складывать и вычитать многозначные числа; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение ре...

Конспект урока ИЗО «МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ 2 класс Школа России

Конспект урока ИЗО «МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ...

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

Конспект урока по математике "Вычитание вида 52-24" 2 класс Школа России

Предмет: МатематикаКласс: 2Тема урока: Вычитание вида 52-24Цели урока: познакомить учащихся с приёмом письменного вычитания двузначных чисел в случаях вида: 52 – 24; развивать умение учащихся применят...

Конспект урока по теме "Конструирование из бумаги. Подвижный робот" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление работы с бумагой ; повторение технические приёмов сгибания и складывания бумаги; повторение техники безопасности при работе с ножницами и клеем.Планируемые резул...

Конспект урока по теме "Конструирование из бумаги. Птица счастья" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: освоение технологии выполнения изделия птица счастья в технике оригами, развитие мелкой моторики; формирование познавательного интереса.Планируемые результаты:Предметные:уме...