Главные вкладки

    Методическая разработка урока технологии
    методическая разработка по технологии (4 класс) по теме

    Здесь показана работа с берестой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_tehnologii_v_4_klasse.docx24.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Работа с разными материалами. Аппликация из бересты.

    Цель: 1. Научить изготавливать аппликацию из бересты; закрепить понятие аппликация; расширить знания учащихся о значении бересты в жизни человека.

    1. Развивать фантазию, воображение, координацию движений.
    2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, волю, аккуратность.

    Оборудование: а) материалы: цветной картон, береста, клей;

    б)        инструменты и приспособления: ножницы, карандаш, кисточки для клея;

    в)        наглядность: образец, иллюстрации берез, карточки со словарными словами.

    Ход урока

    1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

    - Ребята, сегодня мы с вами будем работать с природным материалом, мы изготовим аппликацию.

    2.ПРОВЕРКА        ГОТОВНОСТИ РАБОЧИХ МЕСТ.

    Давайте отгадаем, что нам нужно для того, чтобы изготовить аппликацию.     Инструмент бывалый

    Не большой, не малый.

    У него полно забот:

    Он и режет и стрижет. ( ножницы )

                      Палочка волшебная

                      Есть у меня, друзья,

                      Палочкою этой

                      Могу построить я:

                      Башню, дом и самолет

                      И большущий пароход. (пароход)

               Над бумажным над листом

     Машет кисточка хвостом

     И не просто машет,

     А бумагу мажет.

    Красит в разные цвета

     Ух, какая красота! (кисточка)

            3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

    1. Ребята, скажите, что такое аппликация? Правильно, аппликация - это один из видов изобразительной техники, основанной на наложении и приклеивании различных деталей на материал, принятый за фон.

    -Ребята, скажите, а какая бывает аппликация? Правильно, аппликация бывает разных видов:

    1. предметной (из отдельных изображений);
    2. декоративной (включающей в основной рисунок орнаменты, узоры);
    3. сюжетной (раскрывающей действия, события).
    1. Ребята, сейчас я покажу вам различные виды аппликаций, а вы определите, какие они (учитель демонстрирует все виды аппликаций).

    -А теперь скажите, где используются аппликации?

    1. Правильно, аппликации широко используются для изготовления игрушек, сувениров.

    4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    а)        Рассказ с беседой.

    -Ребята, отгадайте загадку.

    Клейкие почки, зеленые листочки

    С белой корой стоит над головой. (береза)

    -Правильно, ребята, это береза. Красавицей русских лесов люди называют березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево. Береза - это символ и гордость.

    б)Чтение стихов Сергея Есенина.

    в)        Значение березы в жизни человека.

    -Ребята, а какую роль играет береза в жизни человека? ( ответы детей).

    -И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус. А вот березовая Кора-береста один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек, вещей, украшений и плетения. Не зря в старину говорили, что береза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает. Посуда из бересты сохраняет продукты от плесени и сырости. Из бересты изготавливают корзины для грибов и ягод.

    -Береста - прабабушка бумаги и по своим качествам во многом напоминает бумагу. Она хорошо режется, склеивается, плетется, сшивается, на ней можно рисовать, писать, выжигать, выполнять аппликационные работы.

    Собирают бересту ранним летом, когда заканчивается движение сока в дереве, причем только с берез и веток, которые повалены в бурю или спилены. Есть несколько примет для начала заготовления бересты. Бересту можно заготавливать только тогда:

    1. Когда прогремит первый гром;
    2. Как только появятся комары;
    3. Когда листья на деревьях станут размером с пятачок.

    -А как же снимается береста?

    Известно два способа снятия бересты:

    Скалиной (пластом)

    Спиралью (длинной лентой)

    Береста легко расслаивается и поддается обработке, особенно если поместить в горячую воду (распарить). После распаривания полоски бересты необходимо положить под доску с грузом, тогда она будет ровной. От тепла и света береста теряет гибкость и скручивается. Это свойство можно использовать для создания некоторых игрушек.

    Все изделия из бересты можно разделить на две группы:

    1. плоскостные (аппликации, рисунки, резьба, выжигание)
    2. объемные (изделия из целого куска коры пласта и плетение) (показать коровы)
    1. АНАЛИЗ ОБРАЗЦА.

    -Ребята, посмотрите на данную аппликацию и скажите, из каких материалов она выполнена?

    1. Из какого материала выполнена основа?
    2. Что изображено на аппликации?
    3. Как детали соединены с основой?
    4. Где можно применить данное изделие?
    5. Какую мы будем делать аппликацию сюжетную?
    1. ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА.
    1. Ребята, давайте повторим правила рабочего человека.

    а)        Обращайтесь с ножницами очень осторожно.

         Резать кончиками - нельзя, серединой можно!

    б)        Если нужно инструмент передать другому,

          То колечки от себя

    Ты спокойно поверни,

    И, за кончики держась, Ножницы ему верни!

    в)        Когда выполнишь работу

         Тут же ножницы закрой,

         Чтоб до острых краешков,

          Не дотронулся другой.

              г) Перед работой с клеем стол нужно застелить клеенкой.

    д) При оклеивании картона бумагой клей наносят на оборотную сторону  бумаги, а не на картон, т.к. бумага быстрее и равномернее намокает и растягивается.

    е)        Клей наносят кисточкой на деталь не очень густым слоем и равномерно растирают от середины листа к его краям.

    ж)        Перед тем как бумагу намазать клеем, необходимо заготовленную деталь примерить к ее месту на изделии.

    1. ПЛАН РАБОТЫ.
    1. А сейчас, ребята, мы с вами обсудим план работы, по которому нам нужно выполнить аппликацию.

    1 .Выбор эскиза.

    1. Заготовка деталей.
    2. Составление композиции на фоне.
    3. Закрепление композиции с помощью клея ПВА на фоне.
    4. Сушка под грузом.

    Разбор последовательности выполнения изделия и выполнения операций под руководством учителя.

    1. на цветном картоне нанести от руки или обвести по шаблону контур рисунка;
    2. заготовить детали;
    3. составить композицию на фоне;
    4. закрепление композиции с помощью клея ПВА;
    5. сушка под грузом;
    1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

    Выполнение аппликации.

    1. ВЫСТАВКА ЛУЧШИХ РАБОТ.
    1. ОЦЕНИВАНИЕ.
    1. ИТОГ УРОКА.
    1. Из чего мы с вами делали аппликацию?
    2. Что вы нового узнали о бересте?
    3. Как сейчас используют бересту?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока технологии 1 класс "Чудесные превращения" УМК "Гармония"

    Сказочна и богата природа. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от  нечаянно увиденного чуда в природе. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности с...

    Методическая разработка урока технологии по теме "Открытка-ландшафт".

    Методическая разработка урока технологии для 3 класса по УМК "Перспективная начальная школа". Раздел "Работа с бумагой и картоном". Тема:"Открытка-ландшафт." Урок разработан с учётом Федерального госу...

    Методическая разработка урока технологии 3 класс

    Тема урока: Изготовление ёлочных украшенийЦели: Учиться выполнять ёлочные украшения из цветной бумаги и природного материала. Развивать мелкую моторику рук, внимание, глазомер. Воспитывать аккур...

    Методическая разработка урока технологии для 1-го класса. Работа с бумагой в технике мозаика. Изделие "Сова".

    Знакомство с технологией изготовления мозаики из различных материалов. Последовательное изготовление мозаики дано в рисунках....

    Приемы работы с текстовым редактором.Методическая разработка урока технологии в 3 классе.

    Методическая разработка урока технологии в 3 классе (модуль информатики)....

    Методическая разработка урока технологии "Мозаика из фольги. Путешествие на Луну", 2 класс.

    Данная разработка поможет учителю провести содержательный урок технологии по теме "Мозаика из фольги" во 2 классе. Учебник  Цирулик Н.А., Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» технология 2 клас...