Рабочая программа ПО ТЕХНОЛОГИИ, 1 КЛАСС
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

Гонебная Валентина Александровна

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  ТЕХНОЛОГИИ, 1 КЛАСС

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Криворучко Н. И/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «ООШ № 9  г.Ачинска»

_____________/______________/

ФИО

«__»____________2011 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «ООШ №9  г. Ачинска»

Кузьмина И. В./______________/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Гонебной Валентины Александровны,

II квалификационная категория

курса   «Технология», 1 класс

2011 - 2012  учебный год

 

             Стандарты второго поколения. Программы отдельных учебных предметов, курсов.

  1. Программы: изд. Смоленск «Ассоциация 21 век» - 2011 год. Автор – доктор педагогических наук, профессор Н.М.Конышева.
  2. Конышева Н. М. Технология. 1, 2, 3, 4 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век
  3. Конышева Н. М. Технология. 1, 2, 3, 4 класс. Рабочие тетради №1 и №2. – Смоленск: Ассоциация XXI век
  4. Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1, 2, 3, 4 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век

Тематическое планирование

по технологии

Класс:   1

Учитель: Гонебная В.А.

Кол- во часов:

всего – 33 ч., в неделю – 1 час.

Дата

№ ур

Тема урока

ТЕХНОЛОГИЯ

I четверть (9 часов)

1

Вводный урок.

Урок – игра «Правила работы на уроке».

1

2

Материал и образ.

Урок – игра «Аппликация салют».

1

3

Складывание простых форм.

Урок – игра «Квадрат – тюльпаны, маски собачек».

1

4

Урок – игра «Коллективное панно»

1

5

Урок – экскурсия «Экскурсия в парк». Наблюдение. Сбор природного материала

1

6

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Урок – игра «путешествие в город мастеров».

1

7

Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией.

Урок – игра «Цирковые собачки».

1

   

8

Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

Урок – игра «Мир удивительных поделок».

1

9

Аппликация из засушенных листьев:

«Осень» или «Образцы осени».

1

10

Аппликация «Снеговик»

1

11

Цепь для ёлки.

1

12

Ёлочная игрушка из яичной скорлупы.

1

13

Подвеска из квадратов.

1

14

Ребристая подвеска.

1

15

Новогодняя ёлка.

1

16

Сказочный заяц.

1

17

Изготовление декорации «Зимняя сказка».

1

18

Лепим из фольги.

1

19

Ажурные цветы. Закладка с ажурным узором.

1

20

Вьюнок из крепированной бумаги.

1

21

Цветок кактуса.

1

22

Открытка ко дню защитника Отечества.

1

23

Открытка для мамы.

1

24

Кисточки – веснянки. Закладка – косичка.

1

25

Пришивание пуговиц.

1

26

Лучистая рамка.

1

27

Конструирование букв.

1

28

Рубчатый конструктор.

1

29

Солонка и перечница. Губка для обуви.

1

30

Аппликация букет.

1

31

Аппликация – задача «Птица».

1

32

Домик хитрого гнома.

1

33

Домик хитрого гнома.

1

ИТОГО:

33

Пояснительная записка

Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины:

  1. формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  2. формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  3. расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
  4. расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
  5.  развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  6.  развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
  7.  развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
  8. развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  9. формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
  10.  формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
  11. духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и  основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:

Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.

Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

 

Общая характеристика учебного предмета

В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими  и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.

В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

Место учебного предмета в системе начального общего образования

Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю  во всех классах начальной школы. Наша программа предполагает возможность расширения курса в 3-4 классах начальной школы (по 2 часа в неделю). Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в количестве 33 часов в 1-м классе, 34 часов во 2-м классе и по 68 часов в 3-м и 4-м классах; общее количество часов, отводимых на изучение учебного предмета в системе начального общего образования, – 203.

С учётом особого значения предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребенка младшего школьного возраста, сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования, рекомендуется организация дополнительных занятий (соответствующих кружков и факультативов) путём использования часов из объёма, предусмотренного для внеурочной работы. По курсу технологии во 2–4 классах предусмотрено выполнение творческих проектов за рамками общего времени, отводимого на изучение курса.

Содержательная и методическая поддержка проектной работы и дополнительных кружковых занятий обеспечена соответствующими разработками, созданными в рамках целостного УМК.  

Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете

Базовыми ценностными ориентирами  содержания общего образования, положенными в основу данной программы,  являются:

–  формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду,  принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

–  формирование  самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса  на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления  у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

Планируемые результаты освоения программы по технологии (к концу 4 класса)

Личностные

У учащихся будут сформированы:

  1. положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  2. осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  3. уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  4. понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
  5. представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  6. понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  7. чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Могут быть сформированы:

  1. устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  2. установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  3. привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  4. адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  1. чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

Предметные

Учащиеся научатся:

  1. использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  2. правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  3. на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  4. отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
  5. работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  6. изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  7. решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  1. понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  2. творчески использовать освоенные технологии работы,  декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  3. понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  4. понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  1. самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  2. планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  3. следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  4. руководствоваться правилами при выполнении работы;
  1. устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
  1.  осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  2. прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  1.  находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  1. анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  2. анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  1. выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  1. использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. осуществлять поиск и  отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  1. самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  2. создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
  1. понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  1. организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  2. формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  3. выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  4. в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  5. проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Содержание учебного предмета

1 класс (33 часа)

Узнаём, как работают мастера (1 час)

Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.

Учимся работать с разными материалами (12 часов)

Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.

Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.

Конструируем и решаем  задачи (8 часов)

Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.

Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

1 класс

Учащиеся должны знать:

  1.  основные требования культуры и безопасности труда:

– о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

– правила безопасной работы с ножницами и иглой;

– приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

– правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

– правила аккуратной работы с клеем;

  1. названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);
  2. наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);
  3. наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности  (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);
  4. названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);
  5. назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.

Учащиеся должны уметь:

  1. подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока;
  2. соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
  3. выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
  4. использовать правила и приемы рациональной разметки;
  5. аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
  6. аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
  7. аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
  8. аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
  9. аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
  10. изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
  11. пришивать пуговицы;
  12. выполнять комбинированные работы из разных материалов;
  13. воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
  14. внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
  15. выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

Учащиеся могут знать:

  1. свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;
  2. происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;
  3. разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.

Учащиеся могут уметь:

  1.  самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
  2. устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  3. на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  4. мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;
  5. создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
  6. пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
  7. устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;
  8. осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;

и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по технологии.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  ТЕХНОЛОГИИ, 1 КЛАСС

Раздел программы

Тема

Кол – во

часов

  ЗУНы

Элементы

    содержания

Тип           урока

Вид контроля

УУД

Дата проведения

План

Факт

1

Узнаём, как работают мастера

Вводный урок.

Урок – игра «Правила работы на уроке».


1

  1

Знать правила поведения и организации работы на уроках технологи.

Уметь соблюдать правила  ТБ на уроках технологии.

Культура и организация труда, материалы, инструменты, их хранение.

УИПЗЗ






Личностные УУД

1.Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3.Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6.Внимательно относиться к

красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7.Адекватно воспринимать оценку учителя.




Регулятивные УУД    

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления

в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».













Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3.Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4.Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.










Коммуникативные








УУД

1.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2.Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.


   06.09

2

Учимся работать с разными материалами

Материал и образ.

Урок – игра «Аппликация салют».


1

   1

Уметь работать с бумагой

Знать приемы обработки бумаги.

Скульптура из пластилина

УИПЗЗ

   13.09

3

Складывание простых форм.

Урок – игра «квадрат – тюльпаны, маски собачек».



11

Уметь работать с бумагой

Знать приемы обработки бумаги.

Скульптура из пластилина

УИПЗЗ

   20.09

4

Урок – игра «Коллективное панно»




11

 Уметь работать с бумагой

Знать приемы обработки бумаги

Скульптура из пластилина

УИПЗЗ

   27.09

5

Урок – экскурсия «Экскурсия в парк». Наблюдение. Сбор природного материала.







11

Уметь работать с природным  материалом.

Скульптура из пластилина

УИПЗЗ

   04.10

6

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами.             Урок – игра «Путешествие в город мастеров».

11

Уметь работать с бумагой.

Знать правила работы с бумагой, приемы резания, приемы обработки бумаги, приемы склеивания бумаги.

Аппликация

УИПЗЗ

   11.10

7

Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией.

Урок – игра «Цирковые собачки».

11

Уметь работать с бумагой.             Знать правила работы с бумагой, приемы резания, приемы обработки бумаги, приемы склеивания бумаги

Аппликация

УИПЗЗ

   18.10

8

Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

Урок – игра «Мир удивительных поделок».

11

 

Аппликация

УИПЗЗ

   25.10

9

9

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

Урок –  игра «Самоделки из природного материала».

11

Аппликация из засушенных листьев

УИПЗЗ


10

Мастерим и изучаем природу

Аппликация из засушенных листьев:

«Осень» или «Образцы осени».


1

Знать виды клея, используемого для аппликации, правила засушивания листьев.

Уметь наклеивать элементы аппликации на основу, создавая выразительную композицию.

Сбор и засушивание листьев для аппликации. Техника аппликации  из природного материала.

КУ

Контроль

за действиями


11

Различаем детали по шаблону

Аппликация «Снеговик»


1

Знать назначение шаблона; правила разметки по шаблону.

Уметь:

- выполнить разметку по шаблону с учетом экономного расходования материалов;

- вырезать детали из большого листа бумаги;

- составлять композицию из кругов.


Шаблон. Использование шаблона для разметки детали. Правила разметки по шаблону.

КУ

Контроль качества

12


Размечаем по линейке и сгибанием

Цепь для ёлки.


1

Знать правила работы с измерительным инструментом, клеем.

Уметь:

- организовать рабочее место;

- размечать полосы с помощью линейки и сгибанием;

- вырезать полоски одинаковой длины и ширины;

- склеивать из заготовленных деталей цепочку.

Ёлочные украшения из бумаги. Разметка бумажных полос по линейке и сгибанием. Изготовление цепи для ёлки из бумажных полос.

КУ

Контроль качества


13

Работа с яичной скорлупой

Ёлочная игрушка из яичной скорлупы.


1

Знать:

- правила заготовки яичной скорлупы4

- правила безопасной работы с инструментами.

Уметь:

- заготовить яичную скорлупу;

- вырезать дополнительные детали с разметкой и на глаз;

- декоративно оформлять яичную скорлупу.

Виды елочных игрушек. Использование природных материалов для изготовления игрушек.

КУ

Контроль качества

14

Конструируем ребристые игрушки

Подвеска из квадратов.




1

Знать устройство подвески из квадратов, способы разметки деталей.

Уметь:

- размечать детали сгибанием;

-  вырезать детали по линиям сгиба;

- собирать подвеску из заготовленных деталей и украшать её.

Разметка и заготовка деталей. Ребристые игрушки: виды и их устройство

КУ

Контроль качества


15

Ребристая подвеска.


1

16

Лепим из пластилина

Новогодняя ёлка.







1

Знать свойства пластилина;

- приемы безопасной работы с пластилином.

- приемы лепки из целого куска пластилина.

Уметь

- получать новый цвет с помощью смешения других;

- скатывать шары и путем оттягивания изготавливать детали изделия;

- лепить изделие из целого куска пластилина.

Материалы, инструменты и приспособления, используемые при лепке.





Материалы, инструменты и приспособления, используемые при лепке.

Контроль качества

17

Сказочный заяц.




1

КУ

Контроль качества


18

Изготовление декорации «Зимняя сказка».


1

Знать назначение декорации, правила разметки, вырезания и наклеивания деталей.

Уметь:

- размечать детали;

- наклеивать их на основу, создавая выразительную композицию.


Назначение декорации. Изготовление декорации для композиции «Зимняя сказка».

УИПЗЗ

Контроль качества

19

Лепим из фольги.

1

Знать свойства фольги и способы изготовления из нее разных форм;

- правила безопасной работы.

Уметь

- размечать фольгу с помощью линейки;

- изготавливать из фольги фигурки и другие предметы.

Фольга и ее свойства. Разметки фольги с помощью линейки по предлагаемому чертежу.

УИПЗЗ

Контроль качества


20

Ажурные цветы. Закладка с ажурным узором.


1

Знать суть понятия «ажурный», способы вы резания ажурных деталей.

Уметь: - вырезать и наклеивать ажурные детали, составляя композиции;

- работать по готовой инструкции;

 - анализировать качество выполненной работы


Понятие «ажурный». Способы вырезания ажурных деталей из квадратов, прямоугольников. Составление композиций  из ажурных деталей.


21

Вьюнок из крепированной бумаги.




1

Знать свойства крепиро -ванной бумаги и сферу ее использования.

Уметь:

- различать детали;

- вырезать их и формиро-

вать из полученных поло сок цветы, добавляя другие материалы.

Крепированная

 бумага и ее свойства. Приемы работы с крепированной бумагой.

УИПЗЗ

22

Цветок кактуса.





1

УИПЗЗ


23

Открытка ко Дню защитника Отечества.

1

Знать:

- виды картона и его свойства;

- способы сгибания картона;

Уметь:

- сгибать картон, размечать детали по изготовленному шаблону;

- вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько слоев.


Изготовление открытки к Дню защитника Отечества способом аппликации из цветной бумаги.


24

Открытка для мамы.


1

Знать правила безопасной работы с ножницами.

Уметь:

-вырезать цветы из квадрата сложенного вчетверо;

- составлять из них композиции;

- наклеивать их на основу.




Изготовление цветов из квадрата сложенного вчетверо.


25

Кисточки – веснянки.     Закладка –косичка.


1

Знать виды ниток и сферу их использования.

Уметь:

- выбирать нитки для конкретного изделия;

- изготавливать из ниток кисточку.


Виды ниток.  Последовательность изготовления кисточки из ниток.

УИПЗЗ


26

Пришивание пуговиц.


1

Знать:

- виды пуговиц, технику их пришивания;

- правила безопасной работы с иглой;

Уметь:

- заправлять нить в иглу;

- завязывать узелок;

- пришивать пуговицы.



Виды пуговиц. Техника пришивания пуговиц.

УИПЗЗ

27

Лучистая рамка.

1

Уметь:

- изготавливать шаблон;

- вырезать размеченную деталь;

- оплетать рамку цветными нитками.

Виды фоторамок. Изготовление шаблона.

УИПЗЗ

28

Конструирование букв.


Знать детали конструктора и их назначение.

Уметь:

- соединять детали;

 - отбирать нужные детали для конкретного изделия.

Виды конструкторов. Детали конструктора и их назначение. Способы соединения деталей.

УИПЗЗ

29

Рубчатый конструктор.

УИПЗЗ

30

Солонка и перечница. Губка для обуви.

Знать правила безопасной работы с шилом.

Уметь:

-придумывать варианты вторичного использования различных предметов.

Вторичное использование различных предметов

УИПЗЗ

31

Аппликация «Букет».

Знать:

- виды бумаги и его свойства;

- способы сгибания бумаги;

Уметь:

- сгибать бумагу, размечать детали по изготовленному шаблону;

- вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько слоев.


Изготовление аппликации из цветной бумаги.

УИПЗЗ


32

Аппликация – задача «Птица».



Уметь

- выполнять сгибы и надрезы по предлагаемому чертежу;

- работать в технике аппликация.

Знать правила разметки с помощью линейки.





Разметка деталей с помощью линейки. Превращение плоской заготовки в объемное изделие.

УИПЗЗ


33

Новые задачи – новые конструкции.

Домик хитрого гнома.



УИПЗЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...