Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Воропай Мария Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) школа № 59 Приморского района

Согласовано                                                                                                                        «Утверждаю» ____________

на метод. объединении                                                                                                        директор ГБС(К)ОУ_______

_________           201_ г.                                                                                                                _________________        201_г.

Председатель методического

объединения

_________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДУ)

ДЛЯ4 КЛАССА НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

(УМК «Школа России»)

Разработчик программы

учитель начальных классов

Воропай Мария Николаевна

Педстаж 7 лет

Санкт- Петербург


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» - 4 класс -  разработана на основе примерной программы по технологии, утвержденной Министерством образования Российской Федерации 2004 г. и авторской программы по технологии Т. Н. Просняковой.

Цель курса «Технология» -  раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда через познание и развитие собственных возможностей и способностей, создание условий для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, закладки основ трудолюбия и способности к самовыражению в творческой работе.

Задачи:

  1. совершенствовать ручную умелость;
  2. развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов;
  3. развивать конструкторские способности, техническое мышление, воображение, фантазию, художественный вкус;
  4. расширить методы познания окружающей действительности;
  5. формировать культуру личности ребенка во всех проявлениях;
  6. формировать технологическую компетентность,  соответствующую возрасту младших школьников.

Программа 4-го года обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен определенной группе материалов: бумага и картон, текстильные материалы, пластилин, природные материалы, комбинированные виды работ из различных материалов.

Программа работы с каждым видом материала построена на основе «спирально-концентрического принципа». Дети, постоянно используя и не теряя из поля зрения ранее сформированные умения и приемы работы, постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной сфере.

Решение содержательной задачи каждой основной линии дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Содержание программы

Техника безопасной работы при работе с режущими и колющими инструментами. Гигиена труда. Организация рабочего места.

Повторение этих правил предваряет изучение каждого нового раздела или знакомство с новыми инструментами и материалами.

Пластилин  (8 часов)

Основные технологические сведения и приемы обработки

Получение изобразительных эффектов с использованием новых техник: горельеф, контррельеф , сграффито , многоплановый  рельеф.

Горельеф один из видов скульптурного изображения на плоскости, выступающего над плоскостью на половину и более своей высоты. Контррельеф изображение, углубленное в поверхность основы.

Сграффито многослойное процарапывание. Рисунок наносится на верхний слой материала, обнажая нижний, отличающийся по цвету.

Способы выполнения изделий из пластилина на проволочном каркасе. Реалистическая лепка.

Виды практических работ

Горельеф из пластилина.

Контррельеф. Различные способы получения изображения, углубленного в поверхность основы. Сграффито один из вариантов получения контррельефа.

Лепка в реалистической технике фигур  животных. Передача пропорций, движения.

Пластилиновая скульптура на каркасе из проволоки или других

материалов.

Пластилиновая   аппликация   на   картоне.

 «Оригами»  из  пластилина.

Темы для бесед

Скульптура как вид искусства, основанный на принципе   трехмерного изображения. Жанры скульптуры.

Керамические изразцы для украшения интерьера и наружного убранства зданий.

Природные материалы (8 часа)

Основные технико-технологические сведения  и приемы обработки

Правила сбора, сушки и хранения природных материалов. Способы   обработки   бересты. Приемы работы с кожей.

Виды практических работ

Дизайн комнатных растений: уход и декорирование. Изготовление изделий из бересты. Изготовление панно из природного материала в сочетании

с текстильными материалами.

Темы для бесед

Правила ухода за комнатными растениями.

Бумага и картон (24 часа)

Основные технологические сведения и приемы обработки

Свойства материалов цвет, блеск, фактура поверхности, прочность, плотность. Связь приемов обработки с этими свойствами. Техника криволинейного складывания с надрезом по кривой линии. Техника преобразования бумаги в новый вид поделочного материала путем ее размачивания. Способы обработки фольги. Техника преобразования геометрических тел, выполненных из бумаги, их комбинирования и соединения.

Виды практических работ

- Художественное моделирование из бумаги путем складывания (оригами). Выполнение более сложных многоэтапных изделий из бумаги.

Многомодульные конструкции, соединяющиеся, в том числе, с помощью клея. Складывание по спирали. Складывание в сочетании с вырезанием.

- Вырезание и аппликация

Формы и мотивы орнамента. Приемы построения орнаментов. Выполнение орнаментальной композиции из бумаги с использованием приемов симметричного вырезания. Транспарантное вырезание

- Художественное конструирование из бумаги

Динамические открытки. Склеивание открыток, плоские детали которых становятся объемными при раскрывании.

Создание объемных моделей строений на основе преобразования геометрических тел (пирамиды, конуса, цилиндра, призмы).

Создание бумажных конструкций сложной формы с использованием техники криволинейного складывания.

Создание художественных образов в технике бумажной пластики с использованием различных приемов обработки бумаги (криволинейные и прямолинейные надрезы, сгибание, склеивание, скручивание, сминание, разрезание и др.).

- Моделирование из фольги

«Лепка» из фольги (для пищевых продуктов). Моделирование объемных изделий.

Темы для бесед

Орнамент в прикладном творчестве народов мира.

История поздравительной открытки. Этикетные формы ее использования.

Архитектурные памятники России, других стран и своего региона.

Текстильные материалы (12 часов)

Основные технологические сведения и приемы обработки

Классификация тканей по признакам: волокну, переплетению нитей, назначению, способам отделки.

Приемы лоскутной техники. «Чешуйчатая» техника или «уголки» из лоскутов. Техника выполнения швов: «козлик», потайной.

Вышивка крестом. Техника вязания на спицах. Набор петель, петли лицевые, изнаночные. Техника вязания крючком. Основные элементы. Техника изготовления проволочного каркаса для вязаных игрушек. Изготовление самодельной рамы для изучения приемов ткачества. Новые приемы вязания узлов. Использование их в различных целях.

Темы для бесед

Традиции лоскутной техники в разных странах мира от древности до наших дней.

Вышивка на предметах домашнего обихода и народной одежде.

История гобелена, или шпалеры, гладкого сюжетного ковра из средневековой Европы.

История кукольного театра.

Характеристика класса

На начало учебного года в классе 13 человек, из них 9 мальчиков и 4 девочки. Класс сформирован в 2011-2012 учебном году из 5 учащихся данной школы и 8 вновь прибывших. Все учащиеся класса 2001-2002 года рождения. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, это следует учитывать при организации работы в группах

Между обучающимися достаточно ровные отношения, есть замкнутые, необщительные дети. Они отличаются сниженным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.

Основная масса обучающихся класса – это дети с низкой мотивацией учения (большинство детей приходят в щколу для общения). Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе есть дети, которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.

Литература для учителя

Т.Н. Проснякова. Методические рекомендации. Программа, поурочно-тематическое планирование. Издательство «Федоров», 2010

Т.Н. Проснякова. Творческая мастерская  4 класс. Издательство: ИД «Федоров», 2008

http://www.proshkolu.ru/club/tech/

Литература для детей

Т.Н. Проснякова. Уроки мастерства 3 класс. Издательство: ИД «Федоров», 2008

http://stranamasterov.ru/

Календарно-тематическое планирование

№ урока п/п

№ урока по теме

Дата

Тема урока

Вид деятельности

I триместр (24 час)

1

03,09

Водное занятие

Беседа. Инструктаж по охране труда.

Пластилин (8 часов)

2

1

05.09

Изготовление многопланового рельефа. Беседа «Скульптура как вид искусства». Жанры скульптуры.

Лепка из пластилина в технике многопланового рельефа по представлению

3

2

10.09

Изготовление контррельефа. Изделие «Ящерица», «Клиновый листок». Беседа «Керамические изразцы как украшения интерьера»

Лепка из пластилина в технике контррельефа по представлению

4-5

3-4

12.09

17.09

Изготовление панно в технике сграффито. Изделие «Пейзаж»

Лепка из пластилина в технике сграффито по представлению или по памяти

6-7

5-6

19.09

24.09

Пластилин на проволочном каркасе. Изделие «Танцующий мотылёк», «Рыбка»

Лепка из пластилина с использованием проволочного каркаса по представлению

8

7

26.09

Реалистическая лепка. Изделие «Персидская кошка»

Лепка из пластилина по представлению

9

8

01.10

Оригами из пластилина. Изделия «Кошка», «Собачка»

Лепка из пластилина по представлению

Природные материалы (8 часов)

Флористика

10-11

1-2

03.10

08.10

Аппликация из оболочек лука и чеснока. Изделие «Бабочка в цветочном горшке». Беседа «Правила ухода за комнатными растениями»

Выполнение панно из природных материалов по представлению

12-13

3-4

10.10

15.10

Изготовление поделок из бересты. Изделие «Лесовичок». Беседа «Береста-старинный помощник человека»

Изготовление объёмных изделий по образцу

14-15

5-6

17.10

22.10

Изделия из кожи «Браслеты»

Выполнение поделок из кожи

16-17

7-8

24.10

29.10

Панно из природного материала с использованием текстиля. Аппликация из ткани и засушенных растений

Выполнение панно из природных материалов по представлению

Бумага и картон (24 часа)

 Художественное моделирование из бумаги путём складывания (6 часов)

18

1

31.10

Схема оригами и основные базовые формы. Изделие «Ёлочка в снегу»

Выполнение упражнений по складыванию базовых форм

19

2

12.11

Модульные конструкции. Изготовление кусудамы

Складывание из модулей кусудамы

20

3

14.11

Модульные конструкции. Изготовление кусудамы

Складывание из модулей кусудамы

21

4

19.11

Изготовление изделий в технике кирикоми оригами.

Изделие «Снежинки»

Выполнение поделок из бумаги в технике кирикоми оригами

22

5

21.11

Изготовление цветов в технике оригами

Изготовление фигурок цветов их бумаги в технике оригами

23

6

26.11

Изготовление поделок способами складывания по спирали. Изделие «Улитка»

Выполнение панно с использованием приёма складывания бумаги по спирали

Вырезание и аппликация (6 часов)

24

1

28.11

Приёмы построения растительного орнамента в полосе. Беседа орнамент в прикладном творчестве народов мира

Выполнение аппликации растительного орнамента в полосе по представлению

II триместр (23 часа)

1

2

03.12

Приёмы построения растительного орнамента в круге

Выполнение аппликации растительного орнамента в круге по представлению

2

3

05.12

Геометрический орнамент. Бордюр.

Выполнение аппликации орнамента по представлению

3

4

10.12

Зооморфные мотивы в орнаменте

Выполнение аппликации орнамента с зооморфными мотивами по представлению

4

5

12.12

Транспарантное вырезание

Выполнение аппликации в технике транспарантного вырезания по образцу

5

6

17.12

Приёмы изготовления рельефной бумаги и аппликации из неё

Выполнение аппликации по представлению

Художественное конструирование из бумаги (12 часов)

6

1

19.12

Изготовление динамической открытки. Беседа «История поздравительной открытки»

Выполнение изделия в технике аппликации по готовому образцу

7-8

2-3

24.12

26.12

Изготовление рамок для художественных работ

Выполнение рамки из металлизированного картона

9-10

4-5

09.01

14.01

Изготовление поделок в технике складывания по кривой линии. Изделие «Лебедь»

Выполнение панно в технике складывания по кривой линии по представлению

11-12

6-7

16.01

21.01

Изготовление композиции из бумаги. Бумагопластика. Изделие «Деревья»

Изготовление композиции из плотной бумаги по представлению

13-14

8-9

23.01

28.01

Объёмные модели.

Изготовление макета старинного замка. Беседа «Архитектурные памятники России»

Выполнение объёмных изделий из развёрток по представлению

15

10

30.01

Объёмное моделирование. Изготовление макета старинного замка. Изделие «Ворота с мостом»

Выполнение объёмных изделий из развёрток по представлению

16

11

04.02

Объёмное моделирование. Изготовление макета старинного замка. Изделие «Ворота с мостом»

Выполнение объёмных изделий из развёрток по представлению

17

12

06.02

Изготовление новогодних поделок

Выполнение поделок в разных видах техники по представлению

Моделирование из фольги (4 часа)

18-19

1-2

11.02

13.02

Приёмы обработки «Лепка из фольги плоских и объёмных фигур».

Выполнение поделок

20-21

3-4

18.02

20.02

Моделирование объёмных изделий. Цветы в букете

Выполнение поделки

Текстильные материалы.

Обработка ткани (12 часов)

22-23

1-2

25.02

27.02

Техника вышивания крестом. Беседа «Вышивка на предметах домашнего обихода»

Выполнение упражнений по вышиванию крестом

III триместр (21 час)

1-3

3-5

04.03

06.03

11.03

Техника шитья из лоскутов. Изделие «Салфетка». Беседа «Традиция лоскутной техники в разных странах мира»

Выполнение образцов лоскутного шитья

4-6

6-8

13.03

18.03

20.03

Техника вышивания ленточками.

Шов с перехватами «вприкреп»

7-8

9-10

01.04

03.04

Изготовление мягкой игрушки. Изделие «Перчаточная кукла». Беседа «История кукольного театра»

Выполнение игрушки в технике вязания на спицах по представлению

9-10

11-12

08.04

10.04

Основные приёмы вязания крючком

Вязание крючком образцов

Ткачество (6 часов)

11

1

15.04

Основы ткачества. Ткацкие переплетения. Беседа «История гобелена или шпалеры»

Выполнение образцов переплетений из бумаги

12-13

2-3

17.04

22.04

Ручное ткачество

Выполнение образца полотняного переплетения из уточных нитей разного цвета

14-16

4-6

24.04

29.04

06.05

Ручное ткачество. Изделие «Фартук для куклы»

Изготовление кукол и одежды для них

Плетение (2 часа)

17

1

08.05

Завязывание галстуков, шарфов, платков

Выполнение упражнений

18

2

13.05

Обвязывание упаковки.

Выполнение упражнений

Вязание (3 часа)

19-21

1-3

15.05

20.05

22.05

Вязание крючком. Изделие «Цепочки»

Вязание крючком образцов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...