Доклад "Практическая реализация игровых технологий в начальной школе на уроках гуманитарного цикла"
статья по технологии по теме

Шестакова Наталья Васильевна

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие психических процессов, их осознание и произвольность. Повышать творческую интеллектуальную активность учащихся можно за счёт применения современных педагогических технологий. К таким технологиям можно отнести  игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка и литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шестакова Наталья  Васильевна, учитель начальных классов

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

     

Введение

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие психических процессов, их осознание и произвольность. Повышать творческую интеллектуальную активность учащихся можно за счёт применения современных педагогических технологий. К таким технологиям можно отнести  игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению русского языка и литературного чтения. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.      

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.                                                                      

В самых разных  системах обучения игре отводится  особое место. И определяется  это тем,  что игра очень созвучна природе ребёнка. Ребёнок от  рождения и до наступления  зрелости  уделяет огромное внимание играм.

В игре самое главное - дидактическая задача скрыта от учащихся и внимание обращено на выполнение игровых действий.

Познавательная дидактическая игра по своей сути выполняет следующие функции:

 - обучающую: способствует формированию мировоззрения, расширяет кругозор, активизирует теоретические и практические умения;

- развивающую: развивается мышление, активность, память, смекалка, дети учатся выражать свои мысли, развивается познавательный интерес;

- воспитывающую: воспитывается  коллективизм, доброжелательное отношения  к партнёрам и оппонентам по игре;

- мотивационную:  побуждает к применению полученных знаний, умений и навыков, к проявлению инициативы, самостоятельности,  коллективного сотрудничества.

Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной  игрой.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся, придает ей законченность. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.

Практическое применение игровых технологий  на уроках гуманитарного цикла:      

                                                                 

Игры на уроках обучения грамоте

«Тим и Том»

Цель игры: формирование умения учащихся различать твёрдые и мягкие звуки.

На доске изображения Тима (мягкий звук) и Тома (твёрдый звук) и картинки, на которых нарисованы  лиса, лось, ландыш, ласточка, лебедь, люстра, Лунтик, лилия, Леопольд и лыжи.

Учитель предлагает детям небольшой текст, героями которого являются Тим и Том. Учащиеся должны распределить картинки на две группы (Тиму и Тому), учитывая твёрдость и мягкость первых звуков.

В волшебном городе Букваринске живут два друга Тим и Том. Они ходят в 1 класс, а по вечерам любят смотреть мультфильмы.

 - Один смотрит мультфильм про Лунтика, а другой про Леопольда. Кто какой любит?

 - В выходной день они пошли в зоопарк. Кому понравилась лиса, а кому лось?

 - Друзья выращивают цветы: один  - ландыши, другой – лилии. Кто за какими цветами ухаживает?

 - Вместе с родителями они ходили в магазин и купили люстру и лыжи. Кто купил люстру, а кто лыжи?

 - После уроков Тим Том посещают изостудию и нарисовали лебедя и ласточку. Кто нарисовал какую птицу?

«Ведущая буква»

Цель игры: развитие умения читать слова с новой буквой, определять положение изучаемой буквы в слове.

На этапе закрепления учитель раздаёт каждому ученику карточку со словом. В каждом слове есть изучаемая на данном уроке буква (например, буква с). Учащиеся читают слово самостоятельно. Через минуту учитель приглашает детей с карточками к доске. Каждый ученик читает слово, а весь класс проверяет. Затем учитель просит сделать шаг вперёд тех, у кого новая буква в начале слова, затем в середине и в конце.

Карточки со словами: сорока, слон, синица, суслик, слива, соловей, свёкла, страус, лиса, собака, гусь, василёк, апельсин, кокос, Саратов, Курск, Москва, Санкт – Петербург, Ася, Света, Саша, Костя, Соня, Денис, Настя.

К доске дети выходят по определённой программе.

 - Выйдите те, у кого названия российских городов.

 - Выйдите те, у кого названия птиц.

 - Выйдите те, у кого названия растений.

 - Выйдите те, у кого названия зверей.

 - Выйдите те, у кого мужские и женские имена.

Игры на уроках русского языка

 «Дружная семейка»

Цель игры: закрепление понятия о частях речи.

Учитель предлагает детям слово или словосочетание, записанное в горизонтальном положении. Учащиеся должны придумать различные слова – части речи, которые начинаются на конкретные буквы. Кто первый выполнит задание, поднимает руку или работа проверяется учителем, а на следующий урок сообщаются результаты.

Д – до (предлог)

О – отлично (наречие)

Б – бы (частица)

Р – резвиться (глагол)

О – ох (междометие)

Е – если (союз)

У – утконос (существительное)

Т – три (числительное)

Р – радостный (прилагательное)

О – оно (местоимение)

 «Фантазёры»

Цель игры: закрепление навыков составления распространённых предложений.

Учащимся предлагаются 3 слова, которые нужно включить в составленное предложение. Побеждает тот, кто удачно соединит слова. Например:

1. Друг, кино, мороженое

2. Теплоход, юг, семья

3. Каток, школа, каникулы

4. Цирк, клоун, Трезор

5. Моряк, крокодил, заповедник

«Слог за слогом»

Цель игры: формирование умения делить слова на слоги.

1 вариант игры: один из участников игры называет слово, состоящее из 2-3 слогов. Остальные записывают это слово, деля на слоги. Затем каждый участник должен написать цепочку слов так, чтобы последний слог предыдущего слова был началом следующего. Побеждает тот, кто первый напишет 10 слов (или другое количество по условию).

2 вариант игры: первый участник игры называет слово, состоящее из 2-3 слогов. Остальные записывают это слово, деля на слоги. Учащиеся придумывают новое слово и тот, кто первый придумал слово, начинающееся на последний слог, озвучивает это слово, а остальные участники его записывают.                                                                                                                               Например: (слова из 2 слогов)  мо-ре, ре-ка, ка-мыш, мыш-ка, ка-ша, ша-лаш и т.д.

Например: (слова из 3 слогов) ма-ши-на, на-деж-да, Да-ри-на, На-та-ша, ша-лунь-я и т.д.

 «Определи орфограмму»

Цель игры: закрепление определения орфограммы в слове, формулирование данной орфограммы и правильное написание слова.

Учащимся раздаются карточки со словами на разные орфограммы. Учитель читает лексическое значение слова, а ученик с карточкой с конкретным словом должен выйти к доске, остальные учащиеся объясняют орфограмму данного слова.

Дорога

(правописание слов с безударной непроверяемой гласной)

Облака

(правописание слов с безударной проверяемой гласной)

Жираф

(правописание слов с шипящими звуками)

Ручьи

(правописание слов с разделительным мягким знаком)

Съезд

(правописание слов разделительным твёрдым знаком)

Солнце

(правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)

Лев

(правописание слов с парной согласной на конце слова)

Греться

(правописание глаголов на –тся и -ться)

Спишь

(правописание глаголов 2 лица единственного числа)

«Глаголы в столбик»

Цель игры: закрепление  знаний  о формах глагола.

Учитель на доске в столбик записывает глаголы определённой формы. Например: глагол прошедшего времени множественного числа (1 столбик) или глагол неопределённой формы.

Задание учащимся: придумать и записать глаголы такой же формы, которые бы начинались с каждой буквы на новой строке.

Р – радовались                                С - сидеть

Е – ехали                                        Т - тренироваться

Ш – шагали                                                Р - рубить

А – аплодировали                                       О - обижать

Л – летели                                        И - играть

И – искали                                        Т – танцевать

                                                Ь –

«Вертушка с приставкой»

Цель игры: закрепление знаний учащихся придумывать слова с конкретной приставкой; развитие умений различать приставки и предлоги.

Из картона нужно вырезать шестиугольник (можно использовать юлу) с шириной граней 3 см. Заготовленный шестиугольник в центре проколоть заострённой палочкой и прикрепить стрелку. Получилось подобие юлы. На каждой стороне учитель прикрепляет карточку с приставкой. Ученик или учитель начинает крутить юлу и, нужно смотреть, напротив  какой приставки выпадает стрелка, придумываются слова с такой приставкой и записываются в тетрадь. Использовать эту игру можно для закрепления и других тем.

«Цепочка»

Цель игры: проверить умения учащихся изменять числительные по падежам.

Учитель или первый учащийся произносит сочетание количественного числительного с существительным в косвенном падеже (например, двумя руками) После чего участники игры передают это слово по цепочке, называя следующие по порядку числительные и подбирая новые существительные, например, тремя днями, четырьмя яблоками, пятью тетрадями и т.д.

Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания, и не следует путать её с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. Она является ценным средством обучения, воспитания и развития ребёнка.

Участвуя в  различных познавательно-дидактических играх, ребята эмоционально отзываются на постановку учебных заданий. Активное участие в уроке каждого ученика повышает авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

Дидактические игры  активизируют мыслительную деятельность учащихся, внимание, развивают образное и логическое мышление, интеллект каждого ребёнка, помогают серьёзный напряженный труд сделать занимательным и интересным для каждого. Они хорошо уживаются с серьёзным учением.

Я считаю, что в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного  развития личности. На уроках, где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на урок  фантазии, творчеству, а главное учит детей быть добрыми и справедливыми.

Литературы

1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Москва: Просвещение, 2011 г.

2. Жиренко О.Е, Гайдина Л.И, Кочергина А.В, Учим русский язык с увлечением – 2, - Москва: 5 за знания, 2005

3. В.Волина, Весёлая грамматика, - Москва: Знание,1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая реализация игровых технологий в начальной школе на уроках гуманитарного цикла

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

Доклад "Игровые технологии в начальной школе на уроках гуманитарного цикла"

статья об использовании игровых технологий на уроках гуманитарного цикла...

«Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса ребенка к многообразию явлений жизни....

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо- поисковом уровне, но и будничные шаги по о...

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Игровые технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС...

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе на уроках и во внеурочное время

В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школ...