Рабочая программа умк"школа2100"
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Пикулева Елена Евгеньевна

Технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx43.75 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по системе « Школа 2100»

технология

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая    программа   разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта второго поколения;  авторской программы Куревиной О.А., Лутцевой Е.А. «Технология», приведённой  в соответствие с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования

     Основные положения курса согласуются с концепцией образовательной системы «Школа 2100» и решают задачи, связанные с:

– формированием общего представления о культурно-материальной среде;

– формированием эстетического компонента личности;

– начальной технологической подготовкой младших школьников в процессе деятельностного освоения мира;

– трудовой художественно творческой деятельностью.

     Курс развивающего обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.

    Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую

предметную деятельность.

    Задачи курса:

расширение общекультурного кругозора учащихся;

развитие качеств творческой личности, умеющей:

а) ставить цель;

б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;

в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;

г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;

д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;

общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;

формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер.

     Особое внимание уделяется вопросу оценки деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации.

    Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям:

– качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом(поощряются в словесной одобрительной форме);

– степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная), (поощряются в словесной одобрительной форме);

– творческие поиски и находки (поощряются в словесной одобрительной форме).

    Общетрудовые умения: рациональные приемы организации рабочего места в соответствии с используемым материалом (под контролем

учителя); с помощью учителя проведение анализа образца (задания), планирования последовательности выполнения практического задания, контроля качества (точность, аккуратность) выполненной работы (по этапам и в целом).

Понятия:

1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое,

сцена.

2. Технико-технологические: однодетальное  и  многодетальное изделие, материал, инструмент, деталь изделия, шаблон, заготовка, разметка

деталей, резание ножницами, клеевое (неподвижное) соединение деталей, отделка, стежок, строчка.

3. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

Планируемые результаты обучения и развития учащихся

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

Вид деятельности

Знания

Умения

Трудовая деятельность

– виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
– конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
– названия и назначение ручных инструментов и приспособления – шаблон, правила работы ими;
– технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
– способы разметки: сгибанием, по шаблону;
– способы соединение с помощью клейстера, клея ПВА;

– виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами.

под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно работать ручными инструментами;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Художественно-творческая изобразительная деятельность

– особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

– реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.

Содержание курса.

    Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Основные содержательные линии.

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

       Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.).

      Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (o6щee представление).

     Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

     Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах; многообразие материалов и их практическое применение в жизни; происхождение материалов и разнообразие их свойств {на уровне общих представлений).

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов.  Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,  использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; noдбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с цепью получения деталей, сборка, отделка изделия;  проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменении Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление издрлий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Для реализации программного содержания используются:

1) Программа курса « Технология» О. А. Куревина, Е. А. Лутцева  (рекомендована  Министерством образования  и науки РФ)

2) «Прекрасное рядом с тобой».1 класс. – М.: Баласс,2012.

3) Рабочая тетрадь к учебнику  « Прекрасное рядом с тобой».1 класс. – М.: Баласс,2012.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

№ п\п

урока

ТЕМА

Число уроков

Вид контр.

Основные виды  учебной деятельности учащихся

ПРИМЕЧ.

Люди их дела

2

Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкто рс ко - тех но логические и декоративно-художественные  особенности предлагаемых изделий

С помощью учителя

– выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать,  сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические  и технологические свойства, конструктивные особенности  используемых инструментов, приёмы работы освоенными        приспособлениями и инструментами;

– анализировать предлагаемые задания:  понимать поставленную цель,         анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные  особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;

– осуществлять практический поиск и открытие нового  знания  и умения; читать графические  изображения (рисунки);

– воплощать мысленный образ в материале с опорой (при  необходимости) на графические изображения,  соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;

– планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её  целью, задачами, особенностями выполняемого задания;

С помощью учителя  и  под  его контролем         организовывать свою деятельность: подготавливать  своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты,  соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.

С помощью учителя осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или   заданию, с  помощью шаблона);

– оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать  участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;

–  обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.

С помощью учителя:

–         моделировать         несложные изделия с разными конструкттивными         особенностями        по образцу и его рисунку;

–  определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.

1

Мастера и их работа

2

Собираем осенние листья (конструирование)

Работаем с природными материалами

4

1/3

Рабочее место. Чудеса из листьев (конструирование, наклеивание)

2/4

Игрушки из природных  материалов (конструирование, соединение)

3/5

Птичка-невеличка (конструирование, соединение)

4/6

Медвежонок Миша (конструирование, соединение)

Работаем с пластилином

4

1/7

Рабочее место. Непослушный цыплёнок (конструирование)

2/8

Дымковские игрушки (конструирование)

3/9

Резвая лошадка (конструирование)

4/10

Весёлый музыкант (конструирование)

Работаем с цветной бумагой

4

1/11

Рабочее место. Твой помощник ножницы (инструменты, материалы)

2/12

Аленький цветочек (отрезание, наклеивание)

3/13

Салфетка с узорами (вырезание, соединение)

4/14

Салфетка под чашку (вырезание, соединение)

Работаем по шаблону

2

1/15

Мозаика (шаблон, вырезание, конструирование)

2/16

Скоро Новый год (резание, наклеивание)

Учимся аккуратно наклеивать детали

2

1/17

В лесу родилась ёлочка (разметка, сборка)

2/18

Снеговичок (разметка, сборка)

Сгибаем и складываем  бумагу

3

1/19

Рабочее место. Симметрия (сгибание,  складывание)

2/20

Весёлые снежинки (складывание)

3/21

Что узнали. Чему научились

Конструируем и моделируем

7

1/22

Изделие и его конструкция (конструирование)

2/23

Работаем с набором «Конструктор» (конструирование)

Подвижное и неподвижное соединение деталей (конструирование)

3/24

Модель  самоката (конструирование)

4/25

Подарок к Дню защитника Отечества (разметка, сборка, отделка)

5/26

Искусство оригами (конструирование, складывание)

6/27

Подарок к Дню 8 марта (разметка, сборка, отделка)

7/28

Быстрые самолёты (конструирование)

Знакомимся с тканью и нитками

5

1/29

Рабочее место. Учимся шить и вышивать (приёмы подготовки к шитью)

2/30

Иглы и игольницы (инструменты, соединение  разных материалов)

3-4/31-32

Нитки. Закладки (отделка строчкой прямого стежка)

2

33

Что узнали. Чему научились

1

Литература

1) Программа курса « Технология» О. А. Куревина, Е. А. Лутцева  (рекомендована  Министерством образования  и науки РФ)

2) «Прекрасное рядом с тобой».1 класс. – М.: Баласс,2012.

3) Рабочая тетрадь к учебнику  « Прекрасное рядом с тобой».1 класс. – М.: Баласс,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Школа2100" 4 класс

Рабочая программа по чтению, русскому языку. математике, технологии, ИЗо, окружающему миру....