Главные вкладки

    Программа по технологии для 2класса
    рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

    Елена Викторовна Дворник

    Развернутое тематическое планирование по технологии для 2 класса разработано на основе  авторской программы Н. А. Цирулика «Трудовое обучение», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologiya_2kl.doc123.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа

    по технологии

    на 2012-2013 учебный год

    для учащихся 2 «А» класса

    программа составлена на основе  Государственного стандарта

    основного общего образования

     и на основе авторской программы Н.А.Цирулик

    Пояснительная записка

    Развернутое тематическое планирование по технологии для 2 класса разработано на основе  авторской программы Н. А. Цирулика «Трудовое обучение», утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.

    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

    Программа курса «Технология» в 2 классе (автор Н.А.Цирулик) рассчитана на 34 ч. (1 ч. в неделю). Тематический план рассчитан на 34 часа в год.

    Контрольные работы не предусмотрены. Домашние задания по технологии не задаются.

    Основная идея курса «Технология» – максимальное раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда на основе педагогической поддержки его индивидуальных способностей в процессе специально организованной духовно-практической деятельности, результатом которой является материальный продукт –поделка, игрушка, модель, изделие, выполненное самим ребенком. Особо организованная система сочетания индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, система заданий разного уровня трудности позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

    Особую важность данный курс приобретает именно в первом классе, в период адаптации детей к школе,  так как он лучше других учебных предметов позволяет развивать еще не достаточно хорошо сформировавшиеся функциональные возможности, в частности подготовку руки к овладению навыками письма.

    Развитие личности ребенка – приоритетное направление современного образования, положенное в основу Государственных стандартов. В связи с этим цели и задачи курса «Технология» совпадают с концепцией новых стандартов образования и направлены на:

    - Развитие воображения, мышления, интеллекта, фантазии, технического мышления, конструкторских способностей, формирования познавательных интересов.

    - Развитие умения составлять план действий и применять его в творческом процессе, основанном на поэтапных преобразовательных действиях.

    - Развитие коммуникативной компетентности первоклассников на основе организации совместной деятельности.

    - Воспитание социально-психологической адаптированности к трудовой деятельности в коллективе: формирование навыков общения со сверстниками и со старшими, умения оказывать помощь другим, принимать различные роли – ведомого-ведущего, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

    - Формирование эстетической восприимчивости и художественного вкуса на основе знакомства с различными видами прикладного художественного творчества из наследия мировой и национальной культуры, воспитания эстетических чувств и закрепление их в творческом опыте учащихся.

    - Воспитание гармоничной личности, здоровой физически, психически и духовно.

    - Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, расширение сенсорного опыта.

    - Формирование умения находить необходимую информацию и использовать ее в процессе творческой деятельности.

    - Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний, умений и навыков в области технологии обработки различных материалов.

    - Ознакомление с миром профессий, историей их развития.

    Обучение, направленное на активизацию образного компонента мышления, выполняет важную психологическую функцию. Способность к творческой деятельности повышает

    адаптивные возможности человека, его устойчивость к стрессам и возникновению различных заболеваний. Особенно большое значение имеет воспитание искусством, причем не только и не столько путем пассивного ознакомления, сколько путем приобщения к активной художественно-прикладной деятельности в меру индивидуальных возможностей.

    Содержание курса «Технология» предполагает создание такой системы учебной деятельности, при которой происходит гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга (левого –ответственного за формально-логическое, понятийное мышление и речь, правого –за образное мышление, создание многозначных контекстов). Такой подход в итоге должен привести к гораздо более высокому уровню развития практического мышления, эстетического восприятия и творческого отношения к миру.

    Содержание, и в первую очередь практическая направленность, курса «Технологии» активно способствует интеграции знаний, полученных при изучении других учебных предметов (литературное чтение, математика,  русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство), что создает условия для развития исследовательских, изобретательных, инициативных способностей детей.

    Таким образом, курс «Технология» обеспечивает реальное интеллектуальное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и физическое развитие личности младшего школьника.

    ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса:

    Во втором  классе обучается 24 человека: 18 мальчиков и 6 девочек. В школу поступили ребята разного возраста: 6 человек шести лет, 17 человек 7 лет и 1 человек 8 лет. С разным уровнем подготовки

    - у 6 учеников наблюдаются признаки гиперактивности;

    -у 3 человек нарушения психики

    -у 4 человек очень замедленный темп работы

    -у 3 человек низкий уровень развития

    - у 6 человек не развита мелкая моторика рук и речь

    - у 11 человек выявлено нарушение речи, из них у 7 человек – дислалия речи.

    - 4 человека ОНR 3 степени

    -11 человек имеют 2 группу, 1 человек -3 группу

    Большинство учащихся обладают средним уровнем готовности к школьному обучению и в ходе дальнейшего обучения способны справиться с большинством заданий самостоятельно, либо с помощью взрослого.

    Содержание программы 2 класс (34 часа)

    Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами. Организация рабочего места.

    Виды художественной техники

    Лепка (4 часа)

    Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу. Вылепливание сложной формы из нескольких частей путем

    примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки).

    Лепка сложной формы из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).

    Лепка из теста, стеарина (можно в домашних условиях).

    Аппликация (4 часа)

    Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.

    Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.

    Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе.

    Комбинирование в одной работе различных материалов. Коллаж.

    Мозаика (4 часа)

    Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания.

    Выполнение мозаики из разных материалов.

    Художественное складывание (4 часа)

    Складывание приемом гофрирования деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии.

    Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки сравнение свойств бумаги и ткани.

    Плетение (4 часа)

    Объемное косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.

    Плоское прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).

    Макраме из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).

    Шитье и вышивание (4 часа)

    Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку».

    Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

    Моделирование и конструирование

    Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм (2 ч)

    Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь заходит за другую.

    Мозаика из разных геометрических форм.

    Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм (4 часа)

    Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.

    Более сложные художественные образы из готовых форм (в том числе из цилиндра и конуса).

    Объемное моделирование и конструирование из бумаги (3 часа)

    Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.

    Выполнение по чертежам летающих моделей.

    Моделирование несложных объектов из деталей конструктора (1 час)

    Сквозные виды работы. Наблюдения

    Наблюдения за пластическими свойствами теплого стеарина, теста. Сравнение их со свойствами пластилина.

    Продольные и поперечные волокна бумаги.

    Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность).

    Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.

    Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона ткани.

    Сравнение пуговиц по внешнему виду.

    Сравнение швейных игл по внешнему виду.

    Знакомство с некоторыми физическими свойствами летающих моделей.

    Беседы

    Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами, о происхождении иглы, пуговицы, тканей.

    Знакомство с видами бытовой техники.

    О народном искусстве, народных праздниках, обычаях. Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроках: о доисторических животных, мифических существах и т.д.

    К концу второго класса обучающиеся должны

    иметь представление:

    – об истории возникновения лепки из глины и плетения для бытовых нужд;

    – о возникновении аппликации, мозаики, оригами как видов искусства;

    знать:

    – новые термины, данные в учебнике;

    – свойства новых материалов;

    – новые свойства уже встречавшихся материалов;

    – новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;

    – новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги;

    – новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки;

    – новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения;

    уметь:

    – лепить из пластилина способом вытягивания;

    – вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

    – вырезать из бумаги полоски на глаз;

    – обрывать бумажные детали по намеченному контуру;

    – плести разными способами из различных материалов;

    – выполнять шов «вперед иголку» по криволинейному контуру;

    – пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами;

    – экономно размещать детали на бумаге и ткани разными способами;

    – соединять детали разными способами;

    – ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;

    – ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;

    – планировать последовательность выполнения действий по образцу;

    – контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;

    – создавать образы по собственному замыслу.

     

    Тематическое планирование по технологии, 2 класс

    Автор курса: Н.А.Цирулик

    1 час в неделю, всего -34 часа

    Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная  литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.


    п/п

    Раздел программы

    Тема урока

    Кол-во часов

    Практ.часть

    Вид  контроля

    Оборудование

    1

    Лепка (4 ч)

    Рисунок на  пластилине. С. 4–8

    1

    Изготовление изделия

    презент

    2-3

    Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. С.9-13 (по выбору)

    2

    Изготовление изделия

    техн.карт

    4

    Лепка из целого куска пластилина путём вытягивания (пластический способ лепки). С. 14-16

    1

    Изготовление изделия

    техн.карт

    5

    Аппликация (4 ч.)

    Обрывная аппликация из бумаги . С. 18–23 ( по выбору)

    1

    Изготовление изделия

    техн.карт

    т.9 «Ап-кация»

    6

    Объёмная аппликация из скрученной бумаги  С. 26

    1

    Изготовление изделия

    техн.карт

    7

    Способы выполнения объёмной аппликации из цветной бумаги. С.27-31 (по выбору)

    1

    т.9 «Ап-кация»

    8

    Аппликация из птичьих перьев с.32-33

    1

    Изготовление изделия

    т.9 «Ап-кация»

    9

    Мозаика (4 ч)

    Мозаика из обрывных кусочков  С.36–39

    1

    Мозаика из бумаги путём заполнения всего контура элементами

    техн.карт

    т.12 «Мозаика»

    10

    Мозаика из карандашных стружек с.43

    1

    Изготовление изделия

    техн.карт

    11–12

    Выполнение мозаики из разных материалов. С. 44–47

    2

    Изготовление изделия

    техн.карта

    т.12 «Мозаика»

    13

    Художественное
    складывание (4 ч)

    Складываем «гармошкой» С. 48–49

    1

    Складывание приёмом гофрирования деталей из круга,овала, квадрата. Объединение деталей в одном изделии.

    техн.карт

    14–15

    Оригами из бумажного квадрата по схеме. С. 50–56

    2

    Изготовление изделия

    техн.карт

    16

    Складывание квадратной льняной салфетки, сравнение свойств бумаги и ткани. С. 57

    1

    Изготовление изделия

    техн.карт

    17

    Плетение (4 ч)

    Объёмное косое плетение  в четыре пряди. С. 58-60

    1

    Изготовление изделия

    техн.карт

    18

    Плоское прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке). С. 61-63

    1

    Изготовление изделия

    техн.карт, т.8  Вологодское кружево.

    19

    Узелковое плетение. Макраме. С. 64-65

    1

    Изготовление изделия

    техн.карт, т.7

    Павлово-посадские платки

    20

     Декоративные узлы. С. 66–67

    1

    Изготовление изделия

    презент


    21

    Шитьё и вышивание (4 ч)

    Как получаются ткани.. Шов «вперёд иголку». С. 68–70

    1

    Вышивание по криволинейному контуру

    презент

    22

    Вышивание по криволинейному контуру. Двойной шов «вперёд иголку». С. 71

    1

    Изготовление изделия

    техн.карта

    23

    Пришивание пуговицы  с четырьмя отверстиями разными способами. С. 72

    1

    Изготовление изделия

    техн.карта

    24

    Изготовление поделок с использованием шва «вперёд иголку» и пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями. С. 73-75

    1

    Изготовление изделия

    техн.карта

    25

    Плоскостное моделирование (2 ч)

    Мозаика из частей квадрата, прямоугольника и ромба.
    С. 76-79

    1

    Изготовление изделия

    презент

    26

    Аппликация из геометр. фигур, наклеенных так, что одна деталь заходит за другую. С. 80-81

    1

    Изготовление изделия

    техн.карта

    27-28

    Объёмное моделирование и конструирование из бумаги 4ч

    Игрушки из бумажных полосок с.82-83

    2

    Объёмные поделки из полосок  бумаги, получаемые путём складывания и сгибания.

    техн. карта

    29-30

    Летающие модели, выполняемые по чертежам.
    С. 84-85

    2

    Изготовление изделия, чтение чертежа

    техн.карт

    31

    Объёмное

    моделирование  из готовых форм (4 ч)

    Технические модели, выполняемые из готовых форм. С. 86-87

    1

    Изготовление изделия

    техн.карта

    32

    Макет многоэтажного дома из готовых форм. с. 86

    Изготовление изделия

    техн.карта

    33

    Макет гаража из готовых форм. С. 87

    Изготовление изделия

    34

    Художественные образы  из готовых форм. С. 90-91

    1

    Изготовление изделия

    презент

    Резерв. Диагностическая работа

    Диагностич. работа

    Пособия, обеспечивающие работу  по курсу «Технология» во 2 классе

    1. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 кл. Самара: Издательство «Учебная  литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

    2. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Умные руки», авторы Т.Н. Проснякова, Е.Н. Мухина. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010

    Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано» Министерством образования  и науки РФ, 2012г.

    Дополнительные пособия:

    Энциклопедия технологий прикладного творчества –серия книг «Любимый образ» (вышли в свет: «Собачки», «Бабочки», «Кошки», «Цветы»), автор Т.Н. Проснякова.

          Сайт Страна Мастеров


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по технологии 2класс система Занкова

    Рабочая программа по курсу  «Технология» для 2 класса разработана на основе авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждёнными Министерством образования и науки РФ (Программы начального...

    Тест по технологии для 2класса

    Тест направлен на входной контроль знаний по технологии во 2 классе...

    Рабочая программа по технологии 2класс

    Рабочая программа по технологии 2классУМК "Школа России"...

    Рабочая программа по технологии для 2класса . "Школа России"

    Эта программа предназначена для работы учителя во 2классе по УМК "Школа России"...

    Конспект урока по технологии "Коврик" - 2класс

    План-конспект урока + презентация...

    Рабочая программа курса Технология. 2класс

       Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личнос...

    Рабочая программа по технологии. 2класс

    Рабочая программа по технологии  для 2 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного р...