Рабочая программа по технологии. 4 класс.
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Соломенкова Галина Васильевна

Т.М. Геронимус

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx16.92 КБ
Файл osnovnye_trebovaniya_k_znaniyam.docx15.28 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapisk1.docx43.97 КБ
Файл spisok_literatury.docx13.79 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Название темы урока

Кол-во

часов

Изделие

Дата

провед.

1

Урок-экскурсия в парк.  Сборка и сортировка природного материала.

1

2

Особенности сушки листовых и объёмных природных материалов.

1

Сортировка  и закладка материалов

3

Объемные игрушки из природного материала.

1

«Папа и сынок»

4

Объемные игрушки из природного материала.

1

«Лесные строители»

5

Объемные игрушки из природного материала.

1

«На отдыхе»

6

Объемные игрушки из природного материала.

1

«Райская птичка»

7

Выпуклая аппликация из соломки.

1

Аппликация  «Бабочка»

8

Выпуклая аппликация из соломки.

1

Аппликация «Лист»

9

Игрушки из нитяных помпонов.

1

«Домовенок»

10

Игрушки из нитяных помпонов.

1

«Утенок»

11

Игрушки из нитяных помпонов.

1

«Совенок – пушистик»

12

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик».

1

«Секретик»

13

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик».

1

«Секретик»

14

Тетрадка – малышка.

1

Тетрадь - малышка

15

Тетрадка – малышка.

1

Тетрадь - малышка

16

Блокнот для записей.

1

Блокнот

17

Блокнот для записей.

1

Блокнот

18

Лягушонок озорник из бумажных конусов.

1

«Лягушонок»

19

Подсвечник из металлической банки.

1

Подсвечник

20

Подсвечник из металлической банки.

1

Подсвечник

21

Фигурки из бумажных салфеток.

1

22

Плетеный браслет.

1

Браслет

23

Игольничек «Мышка».

1

Игольница

24

Игольничек «Мышка».

1

Игольница

25

Сумочка – сюрпризница.

1

Сумочка

26

Сумочка – сюрпризница.

1

Сумочка

27

Елочное украшение «Складная звезда».

1

«Складная звезда»

28

Елочная подвеска «Золотая рыбка»

1

Подвеска

29

Подвеска «Петрушка» из конусов.

1

Подвеска

30

Подвеска «Петрушка» из конусов.

1

Подвеска

31

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона.

1

Ажурный елочный шарик

32

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона.

1

Рыбка - принцесса

33

Папочка-игольница

1

Игольница

34

Папочка-игольница

1

Игольница

35

Папочка-игольница

1

Игольница

36

Раскладной конверт

1

Конверт

37

Раскладной конверт

1

Конверт

38

Однослойная прихватка

1

Прихватка

39

Однослойная прихватка

1

Прихватка

40

Браслет-булавочница

1

Булавочница

41

Браслет-булавочница

1

Булавочница

42

Браслет - булавочница

1

Булавочница

43

Динамическая игрушка «Зайчик – попрыгунчик».

1

«Зайчик – попрыгунчик»

44

Динамическая игрушка «Зайчик – попрыгунчик».

1

«Зайчик – попрыгунчик»

45

Динамическая игрушка «Зайчик – попрыгунчик».

1

«Зайчик – попрыгунчик»

46

Копилка из папье – маше на резиновой основе

1

Копилка

47

Копилка из папье – маше на резиновой основе

1

Копилка

48

Копилка из папье – маше на резиновой основе

1

Копилка

49

Копилка из папье – маше на резиновой основе

1

Копилка

50

Конфетница из половинок  ажурного нитяного кокона

1

Конфетница

51

Конфетница из половинок ажурного нитяного кокона.

1

Конфетница

52

Конфетница из половинок ажурного нитяного кокона.

1

Конфетница

53

Игрушки из поролона

1

54

Игрушки из поролона

1

55

Брелок для ключей из искусственной кожи.

1

Брелок

56

Кармашек для мелочей

1

«Слоненок»

57

Кармашек для мелочей

1

«Слоненок»

58

Кармашек для мелочей

1

«Слоненок»

59

Подвес для прищепок «Обезьяна-помощница».

1

«Обезьяна – помощница»

60

Подвес для прищепок «Обезьяна-помощница».

1

«Обезьяна – помощница»

61

Отреставрированное изделие – штопка.

1

62

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

Подвижная игрушка

63

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

Подвижная игрушка

64

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

Подвижная игрушка

65

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

Подвижная игрушка

66

Игрушка из полуфабрикатов «Японка».

1

«Японка»

67

Игрушка из полуфабрикатов «Японка».

1

«Японка»

68

Оформление отчетной выставки изделий.

1

Всего:

68



Предварительный просмотр:

Основные требования к знаниям

 и умениям к концу 4 класса

обучающиеся должны знать:

  1. названия инструментов и материалов;
  2. правила безопасности труда при работе ручными инструментами.

обучающиеся должны уметь:

  1. самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку и эскизу); выбирать необходимый материал, инструмент, приспособление, правильно размещать заготовку, изготавливать детали, собирать изделие и проверять его в действии;
  2. решать простейшие технико-технологические задачи (правильный раскрой материала, использование приспособлений, облегчающий труд, планирование работы).

В результате изучение курса «Практика работы на компьютере» учащиеся начальной школы должны

        Знать/понимать:

  1. правила работы на компьютере и технику безопасности;
  2. виды информации и способы её представления;
  3. область применения компьютерной техники ;
  4. основные источники информации;
  5. назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации ;
  6. основные информационные объекты и действия над ними;

Уметь: 

  1. создавать, редактировать и сохранять тексты и изображения;
  2. представлять одну и ту же информацию различными способами;
  3. осуществлять поиск, преобразование, хранение и передачу информации, используя указатели, каталоги, справочники, Интернет;
  4. осуществлять простейшие операции с файлами;
  5. запускать прикладные программы, редакторы, тренажеры;



Предварительный просмотр:

                                              ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой МО РФ  и в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования .

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год

в неделю 2 часа

Для реализации программного содержания используются:

Геронимус, Т. М.Маленький мастер : учебник для 4 класса. - М.: АСТ-ПРЕСС «Школа» 2012г.

Геронимус, Т. М. Я всё умею делать сам: учебник-тетрадь для 4 класса. - М.: АСТ-ПРЕСС «Школа»,  2012г.

Трудовое обучение в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.

         Цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок на уроке труда займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

         В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Для этого учителю необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на уроке труда, включающей в себя как равнозначные интеллектуальный и моторный компоненты, т. е. на уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, причем на теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в    I-II классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

         Структурно программа «Школа мастеров» устроена иначе, чем предыдущие. Содержание ее в каждом классе разделено не по видам обрабатываемых материалов, а по компонентам деятельности.

Первый раздел - УЧИМСЯ РАЗМЫШЛЯТЬ - определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащегося по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, названия используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

От класса к классу изменяется уровень самостоятельности учащихся в мыслительных действиях: если в I классе дети под руководством учителя рассматривают образец в сборе и деталях, определяя количество деталей и их форму, то во II классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной И круглой заготовок. В III классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что дает возможность в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз. К IV классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений либо его вообще нет, есть только техническое задание.

             При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия «материал» И «инструмент», поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно; второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в I классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек; третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, т. е. фактически обсуждают вопросы рационализации труда; четвероклассники составляют план работы полностью самостоятельно в уме.

                      В III и IV классах учащиеся рассматривают основные этапы промышленного получения бумаги и текстильных материалов на базе работы с коллекциями для начальной школы и учебными кинофильмами.

            Второй раздел программы - ГОТОВИМСЯ К ПРАКТИЧЕСКОИ РАБОТЕ - предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, осознанному отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.

Третий и четвертый разделы - УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ НОВЫЕ ОПЕРАЦИИ и У НАС ПОЛУЧАЮТСЯ КРАСИВЫЕ ИЗДЕЛИЯ - определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.

                   Особое значение имеет учет возрастных особенностей учащихся младших классов: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Поэтому, выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на один урок, если же времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые. Например, для изготовления вертушки годится квадрат любого размера, его очень просто разметить сгибанием прямоугольного листа, поэтому задавать ребенку построить для вертушки квадрат по линейке и угольнику можно лишь в том случае, если мы вынуждены делать ее строго определенного размера (должна поместиться в обрезок очень красивой бумаги неправильной формы или нужно согласовать размер вертушки с имеющейся упаковкой для подарка).

Перечень изделий для изготовления рассчитан на использование бумаги, картона, текстильных материалов, полимерной пленки, пенопласта, природных растительных и минеральных материалов и ряда полуфабрикатов (спичечные коробки, деревянные катушки, картонные шпульки и т. д.).

Последний раздел программы - ЗА ГОД МЫ УЗНАЛИ НОВЫЕ СЛОВА - является своеобразным справочником-контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисленные слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу, т. е. учащемуся мы задаем вопросы в форме: «Как называется этот инструмент? Не можешь ли сказать, почему? Что им делают, какие у него есть «родственники»?»

                    В уроках-практикумах необходимо отказаться от пошагового инструктирования детей в практической работе, от постоянного использования операционного диктата, когда учащиеся выполняют одну операцию за другой вместе с учителем. Быстрая интересная вступительная часть урока, включая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана, должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

              Кроме того, учителю в рамках отведенного учебного времени предоставляется право использовать часть уроков для проведения экскурсий на природу для сбора семян, плодов, листьев и других растительных материалов и в школьные мастерские для обобщения представлений детей о разновидностях рабочих мест, инструментов, изделий.

                 В программе не предусмотрено жесткое разделение учебного времени по видам обрабатываемого материала: эту задачу учитель решает сам. Однако желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

              Главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать урок новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

                             

   

УЧИМСЯ  РАЗМЫШЛЯТЬ

1.        Коллективно обсуждая образец изделия или техническое
задание на его разработку, обосновываем конструктивные особенности вещи и ее назначение.

Коллективно анализируем задание на изменение конструкции изделия. Изменяем конфигурацию развертки изделия в зависимости от нового назначения предмета: достраиваем к имеющейся развертке прямоугольной коробки крышку; увеличивая или уменьшая высоту бортиков, проставляем на готовом эскизе новые размеры фрагментов, пересчитываем новые габаритные размеры.

Обосновываем возможную замену способов соединения: склеивание, сшивание скобами на щелевой замок; замену способов отделки деталей в отличие от использованных в образце.

2.        Самостоятельно составляем план работы, обоснованно выбирая наименее трудные операции. Различаем по назначению и конструктивным   особенностям   инструменты:   режущие — переплетный и макетный нож, канцелярские и портновские ножницы, иглы швейные, для штопки и вышивания;
разметочные — линейка, циркуль, угольник.

Отмечаем места возможных травмоопасных ситуаций, планируем условия соблюдения правил безопасной работы. Самостоятельно планируем оснащение рабочего места.

3.        Самостоятельно выбираем вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции. Обосновываем возможность замены одного материала другим. Различаем по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной упаковочный картон, эластичную тесьму, хлопчатобумажную и льняную гладкокрашеную и набивную ткань, флизелин, вату, искусственную кожу, пенопласт, полиэтилен, фанеру; растительные природные материалы: ветки, плоды, цветы, листья; клей ПВА и силикатный.

4. Наблюдаем за изменением свойств нити, покрытой силикатным клеем (жидкое стекло): появление блеска, жесткости, увеличение прочности, уменьшение горючести.

Устанавливаем основные технологические этапы изготовления пряжи, ниток и тканей из натуральных волокон.

ГОТОВИМСЯ  К ПРАКТИЧЕСКОЙ  РАБОТЕ

  1. Самостоятельно размещаем на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь.
  2. Выбираем в соответствии с заданием материалы нужного вида, фактуры и размеров.
  3. Проверяем  исправность инструментов.
  4. Готовим необходимые приспособления.


        


К концу учебного года учащиеся 4 класса должны

ЗНАТЬ:

- новые слова: тиснение, выпиливание, шлифование, пенопласт, сегмент, полуовал, пилка, лобзик, винт, гайка, макетный нож, пробойник и т. д.;

- правила ТБ с различными материалами и инструментами, правила санитарной и личной гигиены;

- приемы разметки (шаблон, угольник, циркуль, линейка);

- способы контроля размеров деталей.

УМЕТЬ:

        1 уровень:

- использовать изученные понятия для приготовления деталей;

- выполнять правила по ТБ и санитарии;

- организовать рабочее место;

- понимать рисунки, эскизы.

2 уровень:

- определять название деталей;

- определять материал, из которого сделана деталь;

- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

- различать графическое изображение и эскиз, рисунок;

- самостоятельно подсчитывать размеры по имеющимся данным.  

          Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

В рамках данного курса введен модульный узел «Информатика и программирование», на изучение программного материала отводится 16ч.

          Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы учащихся.



Раздел  «Практика работы на компьютере» (16 часов)


Пояснения

Введение данного раздела в курс «Технология» реализует  следующие цели:

  1. Формирование представлений об информационной картине мира.
  2. Формирование и развитие умений использования компьютера для получения, поиска, обработки и хранения информации в учебной деятельности и повседневной жизни.
  3. Формирование умений и навыков создания и преобразования информационных объектов с помощью компьютера.
  4. Воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.

Содержание курса предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования персональных ЭВМ (ПЭВМ) для решения практических задач, а также формирование определенных навыков и умений в работе с наиболее распространенными типами прикладных программных средств. В рамках раздела предусмотрены освоение и развитие так называемых пользовательских навыков работы с персональными компьютерами, т. е. работы с готовыми программными продуктами, облегчающими и автоматизирующими труд в различных прикладных, практических сферах человеческой деятельности.

 В ходе изучения раздела учащиеся знакомятся с понятием информации, видами информации, ее ролью в современном мире; источниками информации; способами получения, передачи, хранения и использования информации; использованием ПЭВМ для получения, переработки, передачи и хранения информации; компьютерными телекоммуникациями; освоением типичного прикладного программного обеспечения и аппаратных средств современных ПЭВМ для реализации современных информационных технологий: компьютерным набором и редактированием текста, работой с графическим редактором, созданием и редактированием изображений.

Большинство тем раздела предполагает формирование у учащихся определенных навыков. К таким темам можно отнести работу с текстовой и графической информацией, поиск информации в сети Интернет. Часть тем носит ознакомительный, информативный характер. Это работа со звуком, цифровой фото- и видеоинформацией.

К изучению раздела «Практика работы на компьютере» привлекаются учащиеся 3-4 класса.

В 3 классе происходит знакомство учащихся с понятием об информации и основных источниках информации (телефон, телевизор, проигрыватель, книга и т. д.). Также происходит знакомство с ПЭВМ на уровне освоения клавиатуры как средства ввода информации в ПЭВМ и управления простейшими объектами на экране монитора, знакомство с текстовым редактором. Знакомство с ПЭВМ и приобретение простейших навыков общения с ней посредством клавиатуры происходят в процессе дидактических игр на ПЭВМ. В результате учащиеся получают представление об основных источниках информации, они учатся обращаться с клавиатурой ПЭВМ, воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора в процессе игры.

В 4 классе учащиеся знакомятся с использованием ПЭВМ как инструмента для представления информации в текстовом и графическом виде, ее редактирования, хранения и получения твердых копий этой информации. Они знакомятся с текстовым и графическим редакторами, учатся работать в них, а также использовать ПЭВМ как калькулятор.

Ученики знакомятся с операционной системой Windows ХР, графическим редактором Paint, текстовым редактором Блокнот, текстовым процессором Word, программой презентационной графики PoverPoint, браузером Internet Explorer . При этом изучаются не программы сами по себе - они используются как инструментальные средства для создания и преобразования информационных объектов.

Очень важно так организовать работу, чтобы учащиеся освоили не разрозненные инструменты определенного  редактора и отдельные приемы создания конкретных информационных объектов в нем, а усвоили общие принципы создания и обработки информационных объектов с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.

Если работе с графическим редактором предшествует изучение текстового редактора, то учителю не нужно подробно объяснять ученикам назначение основных элементов окна приложения: под руководством педагога школьники могут самостоятельно провести сравнительный анализ окон уже известного и нового приложений.

В основу организации компьютерного практикума положены такие принципы: доступности (изучаемые технологические приемы и выполняемые задания соответствуют возрастным особенностям учащихся), самостоятельности (каждый ученик получает доступ к компьютеру и выполняет учебные задания самостоятельно, без посторонней помощи; роль учителя сводится к координации информационно-учебной деятельности); индивидуальной направленности (школьник в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей получает задание соответствующего уровня сложности и выполняет его в индивидуальном темпе);  

Содержание раздела соответствует  федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования предмета «Технология» ( Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.). Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, приёмы работы мышью. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Безопасные приёмы труда при работе на компьютере.

                       1. Общие сведения о компьютере и ИКТ
Понятие компьютер. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и внешних устройств.

Техника безопасности, правила поведения, эргономические и санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером.

Практика работы с программами, предусматривающими работу с клавиатурой, мышью.

                    2. Текстовая информация
Назначение текстовой информации. Основные возможности текстового редактора. Создание, редактирование, форматирование, сохранение и печать документа. Вставка в текст графического объекта. Копирование, удаление, перемещение объектов текста. Представление текста в несколько колонок, в табличном виде.

                 3. Графическая информация

Назначение графической информации, виды графических объектов.  Знакомство с графическими редакторами. Создание, редактирование и печать простых растровых и векторных изображений. Сканирование, обработка и оптимизация графических изображений для размещения в текстовом документе и на слайде презентации.

  1. Компьютерная анимация

Понятие компьютерной анимации и ее виды. Способы получения движущихся объектов на основе редактора презентаций.

                 4. Знакомство с цифровой фото- и видеоинформацией

Понятие цифровой фото- и видеоинформации, способы ее получения, ввод ее в компьютер.

                 5. Звук – информационный объект

 Звук как объект информации. Программы для работы со звуком и приёмами его  обработки.

                 6.  Интернет.

Компьютерные сети как новые, современные источники информации. Сайты Интернета. Знакомство с компьютерными поисковыми системами. Поиск информации в сети Интернет. Критическое отношение к  информации, полученной из Интернета.

                7. Проектная деятельность

Тематика проектов может быть следующей: Наш класс, Мир вокруг нас, История Земли, Россияне в космосе, Зачем люди летают в космос? Права детей, Дом, в котором я живу и т.д.

Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой, таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать.

Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображения на экране компьютера.

Для достижения прочных навыков работы на компьютере, практические работы с использование компьютера, должны присутствовать на каждом уроке, с учетом выполнения требований СанПиН.


          Раздел составляет 9 часов в III классе и 16 часов – в IV классе.

Гигиенические  требования к организации занятий.


Длительная работа с компьютером может приводить к расстройствам состояния здоровья. Кратковременная работа с компьютером, установленным  с грубыми нарушениями гигиенических норм и правил, приводит к повышенному утомлению. Вредное воздействие компьютерной системы на организм человека является комплексным. Параметры монитора оказывают влияние на органы зрения, оборудование рабочего места влияют на органы опорно-двигательной системы. Характер расположения оборудования в компьютерном классе и режим его использования влияет как  на  общее психофизиологическое состояние организма, так и на органы зрения.

Занятия с использованием компьютерного кабинета у младших школьников возможно проводить по расписанию любым уроком (1,2,3,4).

                       Правила поведения учащихся. Содержание занятий  ИКТ в начальной школе не предусматривает никакого взаимодействия учащихся с элементами управления энергопотреблением компьютера. Учащиеся не должны прикасаться к выключателям, проводам, электрическим розеткам и адаптерам. В рабочую зону, обслуживаемую учащимися, входит только клавиатура и мышь. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается

При использовании школьного кабинета  информатики учащиеся должны пройти инструктаж по правилам поведения в кабинете информатики, утвержденный директором школы. Инструктаж проводит ответственный за кабинет.

                     Требование к видеосистеме.        

На рабочем месте монитор должен устанавливаться таким образом, чтобы исключить возможность отражения от его экрана в сторону пользователя источников общего освещения помещения.

Расстояние от экрана монитора до глаз пользователя  должно составлять от 50-70 см. Не надо стремиться отодвинуть монитор как можно дальше от глаз, опасаясь вредных излучений ( по бытовому опыту общения с телевизором), потому что для глаза важен также угол обзора наиболее характерных  объектов. Оптимально размещение монитора на расстояние 1,5D от глаз пользователя, где D – размер экрана монитора, измеренный по диагонали.


        Завышенное расстояние от глаз до монитора приводит к дополнительному напряжению органов зрения, сказывается на затруднении перехода от работы с монитором к работе с книгой и проявляется в преждевременном развитии дальнозоркости.

                  Требование к рабочему месту.

Несмотря на то, что младший школьник проводит в компьютерном классе  сравнительно немного времени, обучить их правильной гигиене труда очень важно, чтобы полезные навыки закрепились на всю жизнь.

  1. Монитор должен быть  установлен прямо перед пользователем и не требовать поворота головы или корпуса тела.
  2. Рабочий стол и посадочное место должны иметь такую высоту, чтобы уровень глаз пользователя находился чуть выше центра монитора. На экран монитора следует смотреть сверху вниз, а не наоборот. Даже кратковременная работа с монитором,  установленным слишком высоко,  приводит к утомлению шейных отделов позвоночника.
  3. При работе с мышью рука не должна находиться на весу. Локоть руки или хотя бы запястье должны иметь твердую опору.

Основные требования к знаниям

 и умениям к концу 4 класса

обучающиеся должны знать:

  1. названия инструментов и материалов;
  2. правила безопасности труда при работе ручными инструментами.

обучающиеся должны уметь:

  1. самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку и эскизу); выбирать необходимый материал, инструмент, приспособление, правильно размещать заготовку, изготавливать детали, собирать изделие и проверять его в действии;
  2. решать простейшие технико-технологические задачи (правильный раскрой материала, использование приспособлений, облегчающий труд, планирование работы).

В результате изучение курса «Практика работы на компьютере» учащиеся начальной школы должны

        Знать/понимать:

  1. правила работы на компьютере и технику безопасности;
  2. виды информации и способы её представления;
  3. область применения компьютерной техники ;
  4. основные источники информации;
  5. назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации ;
  6. основные информационные объекты и действия над ними;

Уметь: 

  1. создавать, редактировать и сохранять тексты и изображения;
  2. представлять одну и ту же информацию различными способами;
  3. осуществлять поиск, преобразование, хранение и передачу информации, используя указатели, каталоги, справочники, Интернет;
  4. осуществлять простейшие операции с файлами;
  5. запускать прикладные программы, редакторы, тренажеры;

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Название темы урока

Кол-во

часов

Изделие

Дата

провед.

1

Урок-экскурсия в парк.  Сборка и сортировка природного материала.

1

2

Особенности сушки листовых и объёмных природных материалов.

1

Сортировка  и закладка материалов

3

Объемные игрушки из природного материала.

1

«Папа и сынок»

4

Объемные игрушки из природного материала.

1

«Лесные строители»

5

Объемные игрушки из природного материала.

1

«На отдыхе»

6

Объемные игрушки из природного материала.

1

«Райская птичка»

7

Выпуклая аппликация из соломки.

1

Аппликация  «Бабочка»

8

Выпуклая аппликация из соломки.

1

Аппликация «Лист»

9

Игрушки из нитяных помпонов.

1

«Домовенок»

10

Игрушки из нитяных помпонов.

1

«Утенок»

11

Игрушки из нитяных помпонов.

1

«Совенок – пушистик»

12

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик».

1

«Секретик»

13

Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик».

1

«Секретик»

14

Тетрадка – малышка.

1

Тетрадь - малышка

15

Тетрадка – малышка.

1

Тетрадь - малышка

16

Блокнот для записей.

1

Блокнот

17

Блокнот для записей.

1

Блокнот

18

Лягушонок озорник из бумажных конусов.

1

«Лягушонок»

19

Подсвечник из металлической банки.

1

Подсвечник

20

Подсвечник из металлической банки.

1

Подсвечник

21

Фигурки из бумажных салфеток.

1

22

Плетеный браслет.

1

Браслет

23

Игольничек «Мышка».

1

Игольница

24

Игольничек «Мышка».

1

Игольница

25

Сумочка – сюрпризница.

1

Сумочка

26

Сумочка – сюрпризница.

1

Сумочка

27

Елочное украшение «Складная звезда».

1

«Складная звезда»

28

Елочная подвеска «Золотая рыбка»

1

Подвеска

29

Подвеска «Петрушка» из конусов.

1

Подвеска

30

Подвеска «Петрушка» из конусов.

1

Подвеска

31

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона.

1

Ажурный елочный шарик

32

Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона.

1

Рыбка - принцесса

33

Папочка-игольница

1

Игольница

34

Папочка-игольница

1

Игольница

35

Папочка-игольница

1

Игольница

36

Раскладной конверт

1

Конверт

37

Раскладной конверт

1

Конверт

38

Однослойная прихватка

1

Прихватка

39

Однослойная прихватка

1

Прихватка

40

Браслет-булавочница

1

Булавочница

41

Браслет-булавочница

1

Булавочница

42

Браслет - булавочница

1

Булавочница

43

Динамическая игрушка «Зайчик – попрыгунчик».

1

«Зайчик – попрыгунчик»

44

Динамическая игрушка «Зайчик – попрыгунчик».

1

«Зайчик – попрыгунчик»

45

Динамическая игрушка «Зайчик – попрыгунчик».

1

«Зайчик – попрыгунчик»

46

Копилка из папье – маше на резиновой основе

1

Копилка

47

Копилка из папье – маше на резиновой основе

1

Копилка

48

Копилка из папье – маше на резиновой основе

1

Копилка

49

Копилка из папье – маше на резиновой основе

1

Копилка

50

Конфетница из половинок  ажурного нитяного кокона

1

Конфетница

51

Конфетница из половинок ажурного нитяного кокона.

1

Конфетница

52

Конфетница из половинок ажурного нитяного кокона.

1

Конфетница

53

Игрушки из поролона

1

54

Игрушки из поролона

1

55

Брелок для ключей из искусственной кожи.

1

Брелок

56

Кармашек для мелочей

1

«Слоненок»

57

Кармашек для мелочей

1

«Слоненок»

58

Кармашек для мелочей

1

«Слоненок»

59

Подвес для прищепок «Обезьяна-помощница».

1

«Обезьяна – помощница»

60

Подвес для прищепок «Обезьяна-помощница».

1

«Обезьяна – помощница»

61

Отреставрированное изделие – штопка.

1

62

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

Подвижная игрушка

63

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

Подвижная игрушка

64

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

Подвижная игрушка

65

Пенопластовые фигурки «Лебединое озеро»

1

Подвижная игрушка

66

Игрушка из полуфабрикатов «Японка».

1

«Японка»

67

Игрушка из полуфабрикатов «Японка».

1

«Японка»

68

Оформление отчетной выставки изделий.

1

Всего:

68

Список литературы


  1. Литература для учащихся:
  1. Геронимус Т.М. Технология. 4 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
  2. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 4 класс: Рабочая тетрадь  


  1. Литература для учителя:
  1. Программа "Трудовое обучение. Школа мастеров. 1-4 кл"
  2. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 4 классе: Методическое пособие  




Предварительный просмотр:

Список литературы


  1. Литература для учащихся:
  1. Геронимус Т.М. Технология. 4 кл. [АСТ-ПРЕСС ШКОЛА]
  2. Геронимус Т.М. Я все умею делать сам. 4 класс: Рабочая тетрадь  


  1. Литература для учителя:
  1. Программа "Трудовое обучение. Школа мастеров. 1-4 кл"
  2. Геронимус Т.М. Уроки технологии в 4 классе: Методическое пособие  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...