Урок технологии, 2 класс, "Олимпийская медаль Сочи - 2014,Барельеф"
план-конспект урока по технологии (2 класс) по теме

Яковлева Ирина Сергеевна

 

Урок технологии 2 класс,  УМК «Гармония», Н.М.Конышева «Олимпийская медаль Сочи – 2014. Барельеф».

В ходе урок будут решены следующие задачи:

1. Ознакомление учащихся с барельефом и горельефом, их декоративно-художественными особенностями.

2. Обучение технике выполнения барельефа.

3. Формирование представлений о сюжетах декоративного барельефа, о стилизации форм в композиции барельефа.

4. Обучение приёмам росписи декоративного барельефа из пластилина.

5. Обогащение сенсорного опыта. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения.

6. Воспитание художественного вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon olimpiyskaya_medal_sochi_2014._barelef.zip1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

с углубленным изучением отдельных предметов

Россия, Ставропольский край,  город Пятигорск,   улица 8- я линия, 54,

индекс 357500, тел. 31-68-85, 31-68-86 sch23.5gor@mail.ru

                                                       

Урок технологии

2 класс,  УМК «Гармония», Н.М.Конышева

 «Олимпийская медаль Сочи – 2014. Барельеф»

в рамках

городского методического

фестиваля педагогического мастерства

«Вместе к успеху»

                                                             Яковлева Ирина Сергеевна,

                                                              учитель начальных классов

                                                                  высшей квалификационной категории

                                                         

г.Пятигорск

2013г.

Цель урока:  

- создать условия для формирования и развития у школьников олимпийской культуры;

- способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности, гордости за свою страну; стремления к здоровому образу жизни.

Задачи: 

1. Ознакомление учащихся с барельефом и горельефом, их декоративно-художественными особенностями.

2. Обучение технике выполнения барельефа.

3. Формирование представлений о сюжетах декоративного барельефа, о стилизации форм в композиции барельефа.

4. Обучение приёмам росписи декоративного барельефа из пластилина.

5. Обогащение сенсорного опыта. Развитие тонкой моторики, внимания, воображения.

6. Воспитание художественного вкуса.

Материально-техническое оснащение:  музыка, презентация, экран, компьютер, проектор, пластилин, стеки, заготовки  для медалей.

Технология: метод проектов

Оформление класса: столы расставлены для пяти групп

Ход урока

I.     Введение в тему.

Звучит гимн Олимпиады в Сочи 2014. 
Красным, белым и синим светят небеса,
С нами вместе Россия – голосуем за!
И всей планете сказать об этом может с нами любой-
Игры, которые мы заслужили вместе с тобой.
Игры, которые мы заслужили вместе с тобой.
Разлетятся по свету наши голоса,
Верим только в победу – голосуем за!
Даешь России Олимпиаду, вместе с нами ты пой –
Игры, которые мы заслужили вместе с тобой.
Игры, которые мы заслужили вместе с тобой.
Готовы к бою за серебро и золото,
Душой и телом молоды, не боясь жары и холода
Идут гордо русские спортсмены.
Давай победу! - ревут трибуны сочинской арены.
Нам надо, чтобы мы о главном не забыли:
В единстве наша сила, услышь меня Россия!
Довольно споров, не прикрыться форс-мажором,
Если каждый город от фауны до флоры,
Отбросив все дела и, на погоду не глядя,
Хором миллионов скажет Да Олимпиаде!
Повстречаемся в Сочи, и скажу в глаза
Мы – достойны, и точно голосуем за!
Я верю - сбудется – то, что раньше было только мечтой –
Игры, которые мы заслужили вместе с тобой.
Игры, которые мы заслужили вместе с тобой.
Игры, которые мы заслужили целой страной
Игры, которые мы заслужили вместе с тобой.
 

Ребята, сегодня мы начали урок с песни. Скажите, о чем эта песня?

Ответы детей.

Совершенно, верно. Эта песня об Олимпиаде. Олимпиада – это  крупнейшие международные комплексные  спортивные соревнования, которые проводятся каждые  четыре года. За всю историю Олимпийских игр Олимпиада в России будет проводиться второй раз в 2014 году в городе Сочи. Это будет зимняя Олимпиада.

- Что такое Олимпиада? Что вы знаете про Олимпийские игры? Ответы детей.

Ученик 1.
Еще с времен античных знали,
 
Олимпиада - мирный бой,
 
И вместо войн ее создали,
 
Чтоб не губить свой край родной.
Нам игры подарили Боги
 
Лучами солнца с давних пор,
 
Гречанки факел зажигали
 
С прекрасных Олимпийских гор!
 
Из рук он в руки переходит,
 
Спортсмены с гордостью несут
 
И символ Олимпийских игр
 
Всегда хранят и берегут.

Ученик 2.
В 2014 мы рады
 
Принять огонь и у себя.
 
Организатор - город Сочи,
 
И факел принесут туда!
 
Мы флаг с эмблемой ввысь поднимем
 
С переплетением колец,
 
И это олимпийский символ -
 
Единство дружеских сердец!
 
Содружество земного шара:
 
Пять континентов, пять цветов.
 
Под Гимн возвысим это знамя,
 
Флаг Олимпийских игроков!


- Какие бывают Олимпийские игры?
(зимние и летние)
- Для чего проводят Олимпийские игры? С какой периодичностью?
(1 раз в 4 года)

- Назовите зимние виды спорта. Каждый вид спорта изобразили на рисунке схематично. (Слайд)

- В каком городе проходили последние зимние Олимпийские игры? (зимой 2010 года в Ванкувере, Канада)

- Когда пройдут зимние  Олимпийские игры в Сочи?
(XXII зимние Олимпийские игры 7-23 февраля 2014 года в Сочи, Россия)
- Вся наша огромная страна готовятся к этому грандиозному событию. И мы уже начали обратный отсчет времени. В нашем городе находятся часы обратного отсчета? Вы посетили  данное место?

- А почему для проведения такого важного события был выбран город Сочи? (Тёплый климат, ласковое море, красивейшие леса на высоких горах, чистый воздух, целебные источники - в России нет места, которое по своим природным условиям могло бы сравниться с Сочи. В Сочи можно приехать любым видом транспорта. Сюда ведут железные и шоссейные дороги, морские и воздушные пути)

- Вспомните, что вы почувствовали, когда узнали эту новость? (Радость, гордость, восхищение). 

- Чего вы ожидаете от предстоящих зимних Олимпийских игр в России? (К нам приедет много гостей, построят спортивные комплексы, будет много спортивных побед)

- Какими качествами должны обладать спортсмены, участвующие в Олимпийских играх? (на слайде)

Олимпийские ценности:

Совершенство - значит давать лучшее. Это не только победа, но и участие. Это - достижение личного успеха и стремление к самому лучшему в нашей повседневной жизни. 

Дружба - это инструмент для взаимного понимания людей всего мира. Олимпийские игры вселяют гуманность в преодолении политических, экономических, расовых и религиозных различий, в создании дружеских отношений, несмотря на отличия. 

Уважение - это качество включает в себя уважение к себе и своему телу, к окружающим, к правилам и нормам, к спорту и окружающей среде. Что касается спорта, то уважение предполагает честную игру и борьбу против применения допинга или другого неэтичного поведения.   
Наряду с Олимпийскими играми проводятся и паралимпийские игры. Что это такое? Кто принимает участие в паралимпийских играх?
(спортсмены - инвалиды)
XXI Паралимпийские зимние игры пройдут в Сочи с 7-16 марта 2014 года
- А какими же качествами должны обладать такие спортсмены?
 (смелость, решительность)
- Какие чувства испытывают люди, глядя на состязание паралимпийцев?
(уважение, вдохновение)

Паралимпийские ценности:

Смелость- преодоление трудностей, бесстрашие, способность преодолеть свои страхи.

Равенство – равные возможности людей с инвалидностью.
Решительность – способность, не смотря на инвалидность принимать участие в соревнованиях, побеждать и при этом улыбаться.
Вдохновение – чувство, которое подталкивает человека к свершениям, в том числе и спортивным.

Какие вы знаете олимпийские зимние виды спорта? (на столах лежат рисунки с изображением данных видов спорта)

II.     Основная часть.

Учитель:

К каждой Олимпиаде в работу включаются целые команды профессиональных художников, дизайнеров, скульпторов, композиторов и поэтов.

(Слайд) Они создают эмблемы и талисманы Олимпиад.  Эмблемы и талисманы Игр призваны продвигать принципы олимпизма и способствовать популяризации конкретных Игр. Талисманом может стать человек, животное или сказочное существо, которое отражает особенности культуры принимающей страны и символизирующее ценности современного Олимпийского движения.

А знаете ли вы, какую символику для игр в Сочи-2014 утвердил Международный Олимпийский комитет?

Ответы детей. (Слайд) Талисманы для Олимпиады в городе Сочи были выбраны в прямом эфире шоу «Талисмания. Сочи 2014» на  Первом канале. Талисманами Олимпийских Игр в Сочи стали: Зайка, Белый мишка и Леопард. Символами Паралимпийских Игр стали Лучик и Снежинка.

(Слайд) Международный Олимпийский комитет утвердил логотип города-кандидата Сочи на проведение Зимних Олимпийских игр 2014. Весь логотип выдержан в цветах российского флага. Синий — цвет моря и неба, белый — снег. Красная зигзагообразная полоса символизирует горные вершины курорта Красная Поляна. Бело-голубая снежинка ассоциируется с зимними видами спорта.

(Слайд) В основе идеи Сочинской эмблемы лежит понимание того, что сочинские Игры станут яркой страницей истории Новой России. Они покажут жителям страны и всему миру многообразие российской культуры и природы, будут способствовать интеграции с другими мировыми культурами. 

Ученик 3:

Если в Древней Греции голову победителя увенчивали венком, вручали ему оливковую ветвь, то с возобновлением игр в 1896 году победителям вручались медали, над обликом которых работали команды  художников, скульпторов, дизайнеров. Какие они были и что на них изображалось? Медаль, которой награждаются призеры ОИ. Впервые решение о награждении победителей ОИ медалями принял Первый Олимпийский конгресс, состоявшийся в 1894 в Париже. Основные принципы награждения и то, какими должны быть медали, были четко прописаны в Олимпийской хартии. Суть их такова: за первое и второе места вручаются медали из серебра 925-й пробы, но медаль победителя должна быть покрыта шестью граммами чистого золота. Диаметр награды около 60 мм, толщина 3 мм. За 3-е место спортсмены награждаются бронзовыми медалями.

Ученик 4. I ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, 1924. (Слайд)

Награды победителей и памятные медали ЗОИ не имеют ничего общего по сюжету с наградами летних Олимпиад и каких-либо устоявшихся традиций. Медаль чемпиона ЗОИ 1924 выглядит так: на лицевой стороне изображен спортсмен с лыжами и коньками на фоне горного массива. На оборотной — надпись в 14 строк на французском языке: Chamonix Mont-Blanc Sports D’Hiver 25 janvier — 5 fevrier 1924 Organises Par Le Comite Olympique Francais Sous Le Haut Patronage Du Comite International Olympique A L’occasion De La Celebration De La VIII Olympiade (Шамони, Монблан, зимние Игры, 25 января — 5 февраля 1924, организованы под руководством Французского олимпийского комитета при поддержке Международного олимпийского комитета по случаю празднования VIII Олимпиады).

Подпись на лицевой стороне — Рауль Бенар. Чеканка, позолоченное серебро, серебро, бронза, диаметр 55 мм.

Ученик 5. ХХI ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, 2010. (Слайд)

15 октября 2009 г. в Канаде был представлен дизайн медалей зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр в Ванкувере-2010 (результат двухлетнего труда дизайнера Омера Арбела и художницы Коррин Хант). 
Всего для Олимпиады изготовлено 615 медалей весом от 500 до 576 граммов и диаметром 100 мм.
 Каждая медаль изготовлена вручную и немного отличается формой от других, потому является уникальной. Олимпийские награды имеют более традиционную круглую форму, их диаметр - 100 мм. Медали для паралимпийцев представляют собой что-то среднее между квадратом со скругленными углами и эллипсом, их ширина 95 мм. Толщина всех медалей составляет около шести миллиметров.

В отличие от большинства своих предшественниц, ванкуверские олимпийские медали не плоские, а изогнутые: их создатели специально пошли на это, вдохновленные волнами Тихого океана, а также снежными просторами и горными пейзажами Британской Колумбии.

На аверсе каждой медали вместе с символическим изображением косатки или ворона, которые наносятся на металл лазером, также выгравированы, соответственно, олимпийские кольца или паралимпийский логотип. Реверс медали содержит название Игр на английском и французском языках (официальных языках как Канады, так и Международного олимпийского комитета), эмблему Ванкувера-2010, а также название вида спорта и дисциплины, в которой она будет разыграна. Кроме того, паралимпийские награды имеют надписи шрифтом Брайля, используемым для чтения слепыми.

Девиз Игр-2010, также на двух языках - With Glowing Hearts/Des plus brillants (С пылкими сердцами) - размещен на сине-зеленой медальной ленте. Каждая такая лента может выдержать до 90 кг веса

III.     Практическая работа.

1. Сообщение темы, постановка задач урока

– Что особенного можно заметить в медалях? Ответы. Изображение напоминает и плоскую картину, и объёмную скульптуру. Оно располагается на плоскости, но выступает, возвышается над ней.

Мы выполняли разные работы. Некоторые из них имели вид картин, на которых всё изображение располагалось на одной плоскости. Такие картины обычно висят на стене. Другие наши работы – круглые скульптуры (например, заяц и ёлка из пластилина).

- А сегодня мы познакомимся ещё с одним видом изображения; это не плоская картина и не круглая скульптура, а нечто среднее – рельефное изображение. Вы научитесь делать такие изделия, и за урок каждый создаст проект- медаль, которую можно вручить спортсменам на Олимпиаде в Сочи.

- По сложившейся олимпийской традиции, спортсмены перед началом

соревнований дают торжественную клятву, в которой обязуются соблюдать правила игры и честно бороться за первенство. Предлагаю не отходить от традиций олимпийцев. Возьмите сейчас друг друга за руки, и мы произнесём клятву спортсменов.

Пусть помогает в час опасный

Вам друга верного рука,

Пусть никогда для вас не гаснет

Свет олимпийского огня.

2. Анализ художественных и пластических особенностей барельефа

– На перемене вы рассматривали монеты, медали и другие предметы на этой выставке. Теперь рассмотрите изображения ещё некоторых подобных предметов.

– Такое изображение имеет особое название.

Прочитайте, что об этом сказано в учебнике на с. 130. «Если изображение возвышается менее чем на половину своего объёма, это барельеф. Более чем на половину возвышается горельеф. Это почти скульптура».

Сегодня мы будем учиться создавать именно барельеф. (Ученикам раздаются картонные заготовки, аналогичные по форме и размерам медали.)97

3. Обсуждение техники выполнения и возможных сюжетов барельефа

– Как вы думаете, с чего начинается лепка барельефа? (Сначала нужно слепить основу – пластину, на которой будет держаться изображение, а потом на эту пластину налепить все детали.)

– Что именно художник изображает в барельефе?

(Это зависит от его использования. Могут быть сложные сцены с множеством фигур, а могут быть простые изображения отдельных предметов. В любом случае художник берёт эти сюжеты из своих наблюдений. Очень часто он изображает объекты природы, которые может дополнять собственной фантазией, превращая их в красочные картины.)

– Но мы сегодня создаем медали. А это значит, что мы будем использовать еще и изображение зимних видов спорта.

4. Изготовление пластины – основы для барельефа

- Сейчас мы выполним работу в соответствии с инструкцией на с. 133–134.

Картонная заготовка, на которую наносят пластилин, у каждого ученика уже имеет определённую форму; именно такую форму будет иметь пластина. Вся работа выполняется учениками на дощечках, чтобы стол не пачкался.

5. Разметка композиции с помощью стеки

- На подготовленной пластине с помощью стеки или заострённой палочки наметьте контур рисунка, который будет рельефным. Но прежде чем наносить рисунок на пластилин, вы должны будете посоветоватсья в команде, и придумать общий эскиз медали, используя заготовки на вашем столе. Выбранное изображение нужно хорошо вписать в заданный формат пластины, чтобы оно было выразительным и не слишком мелким. Заострённой палочкой на пластилин нанесите самый общий контур изображения; ошибки легко исправить, заглаживая нанесённые линии.

6. Лепка барельефа

- Изображение в пределах нанесённого контура нужно сделать выпуклым. Технология работы показана в учебнике: небольшие кусочки пластилина примазывают к подготовленной основе, добиваясь нужной высоты изображения. Учитель демонстрирует приёмы работы на своём макете. Когда задуманное изображение станет выпуклым, необходимо его уточнить. С этой целью можно заострённой палочкой или ножичком подправить контуры изображения. Обязательно следует позаботиться о выразительности деталей, т. к. именно они делают всю работу более интересной. Например, если барельеф изображает человека, можно на его одежде налепить более выпуклые кружочки, а на них, в свою очередь, сделать палочкой углубления; нанести ритмичные линии – кольца. Прилепляя детали, следует как можно плотнее примазывать кусочки пластилина (или придавливать их в каких-то местах палочкой), иначе они потом могут отвалиться).

IV.     Заключительная часть. 

1. Выставка. Обсуждение и оценка работ. Рефлексия

- Каждая команда выходит и защищает свой проект медали. Рассказывают, почему они составили данную композицию. Далее анализируют медаль, выполненную каждым членом команды. Удалось ли воплотить их общий замысел.

- Дети проводят анализ работ, используя фразы:

Я научился ….

Мне удалось ….

Я смогу ….

Мне еще необходимо ….

2. Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание: выполнить эскиз медали в цвете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Олимпийские талисманы. Сочи- 2014"

Назначение мастер-класса "Олимпийские талисманы. Сочи- 2014": использование в работе с детьми младшего школьного возраста, так же  как украшение спортивного зала и в качестве украшения новог...

Мастер-класс «Олимпийские талисманы Сочи -2014»

Назначение: использование в работе с детьми младшего школьного возраста, так же  как украшение спортивного зала и в качестве украшения новогодней ёлки.Материалы:  Цветная бумага, клей, нитка...

Мастер-класс "Олимпийские талисманы СОЧИ -2014"

Данный мастер-класс предназначен: для  педагогов начальной школы, центров внешкольной работы,  домов  детского творчества, родителей, детей1- 4 классов, студентов педагогических вузов....

Презентация к уроку русского языка :Изложение "Медаль" (по С. Алексееву)

В презентации представлены основные этапы работы над изложением по произведению С. Алексеева "Медаль": знакомство с содержанием рассказа, деление текста на части, составление плана, орфографическая по...

Технологическая карта урока технологии в 4 классе "Монетный двор. Проект. Медаль"

Представленный материал содержит технологическую карту урока усвоения новых знаний по технологии по теме "Монетный двор. Проект. Медаль". Разработано для учащихся 4 класса, обучающ...

Конспект урока технологии по теме "Монетный двор. Медаль" (4 класс, УМК "Перспектива")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: Монетный дворИзделие: МедальЦели деятельности учителя: конструирование медали в технике тиснение по фольгеПланируемые результаты: Предметные:-знать: как изготавл...