"Лепка игрушки по мотивам народных образцов" (дымковская игрушка)
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме

Симонова Ольга Сергеевна

Данный материал поможет познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки. Развивать творческие способности учащихся, эстетическое воспитание, интерес к лепке, умение планировать работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Теме: "Лепка игрушки по мотивам народных образцов"

 (дымковская игрушка)

Цель:

  1. познакомить детей с историей возникновения игрушек, народных промыслов, с древним смыслом орнамента, которым украшали игрушки.

Задачи:

 • способствовать обучающим приемам наблюдения натуры и технике лепки из глины и пластилина;

• развивать творческие способности учащихся, эстетическое воспитание, интерес к лепке, умение планировать работу;

• воспитывать мотивацию, любовь и интерес к декоративно-прикладному искусству, трудолюбие;

• коррекция и развитие мелкой моторики кисти рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений), коррекция и развитие мыслительной деятельности.

 

Тип занятия: интегрированное занятие с элементами театрализации. Занятие технологии интегрирован с уроком ИЗО.

Методы: словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация игрушек, иллюстраций, схем), самостоятельной работы (лепка учащимися игрушек, роспись).

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока:

•для учителя: дымковская игрушка (натура), иллюстрации и картинки дымковских игрушек, презентация «Лепка игрушки по мотивам народных образцов»;

•для учащихся: пластилин, стеки, подкладная доска, гуашь, баночки для воды, кисти, тычки, тряпочка, палитра, глина.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! (Приложение 1)

– Давно мы вас поджидаем, занятие без вас не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Рассаживайтесь поудобнее, я расскажу вам сказку. Слушайте… (Слайд 2)

        В каменном веке земледельцы, жившие на территории современной Руси, делали глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зернами пшеницы и бросали в огонь. После исполнения этого магического обряда который должен принести плодородие их нивам, фигурки отдавали детям для игры. Так появились первые игрушки.

                Происхождение промысла связывалось с народным праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику.

        Игрушки лепили и расписывали только женщины и дети. Женская фигура символизировала мать – землю, конь – солнце, а водоплавающая птица – водную и воздушную стихию.

– Жил-был баран Золотые Рога (Слайд 3). Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках-красных, синих, желтых. Гулял баран по полям и горам, по лесам и лугам. Никого баран Золотые Рога не боялся. От холода его шуба спасала, а от лютых зверей – умная голова. Окружили раз барана серые волки. Да только баран Золотые Рога не испугался, поглядел на серых волков и говорит:

– Пора бы и поужинать, да волки все какие-то худые.

А волчий круг все уже.

Баран и говорит:

– Ошибся я, есть и жирные головы.

А волки все ближе. Закричал баран Золотые Рога на весь лес:

– Жирную пару волков на ужин выбрал!

Сверкают при лунном свете золотые рога. Испугались волки и пустились со всех ног наутек.

II. Постановка темы и определение целей урока.

 

– Эту сказку любят вспоминать вятские мастерицы. Игрушки из глины лепят, в печи обжигают, веселыми красками раскрашивают, а сами сказки сказывают. Поэтому такими веселыми и получаются у них игрушки.

– Смотрите, какая красота! (Слайд 4) (Демонстрация игрушек в классе)

– Нежно называют эти игрушки «дымка», потому что делают их в заречной слободе Дымково на высоком берегу реки Вятки (Слайд 5). Зимой слобода в дыму оттого, что топятся печи, а в пасмурные дни стелется туман от реки – отсюда и название – Дымковская слобода, а игрушка тоже именуется «дымковской» (Слайд 6). Жители этой слободы все от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке (Слайд 7).

– Давайте мы посмотрим на эти игрушки.

– Чем они похожи?

Белым фоном. Почему?

– Белые они от того, что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг все было белым – бело.

        В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит - вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой и чистой. Но игрушки делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.

– Ребята, а вам понравились эти игрушки?

(Ответы учеников.)

– А кому из вас захотелось сделать такую игрушку?

(Ответы учеников.)

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

(Ответы учеников.)

– Действительно, сегодня на занятии мы будем лепить дымковскую игрушку.

– Из чего можно лепить игрушку?

Из глины, пластилина, теста.

– Мастера лепили свои игрушки из глины, и  мы будем лепить из глины и пластилина.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа.

– Рассмотрите игрушку внимательно (Демонстрация игрушки).

– Сегодня у нас в гостях конек Дымок из села Дымково. Ребята, вы видите, это не простой конек, а сказочный. А почему он похож на сказочного?

Дымковский конек украшен узорами.

- Как представляют коня в русских сказках и легендах?

– Конь в русских сказках – существо фантастическое: шерсть у него серебристая, хвост и грива золотые. Бежит – из ноздрей и ушей пламя пышет. Скачет «выше лесу стоячего, выше облака ходячего, озера промеж ног пропускает, поля и луга хвостом заметает». Он друг и помощник человека.

– Древняя легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие полосы, круги, похожие на солнце и его лучи.

2. Анализ образца. (Слайд 8)

– Рассмотрите конька.

– Из каких частей состоит игрушка?

Голова, туловище, конечности.

– Какие детали можно выделить в игрушке?

Грива, хвост, уши.

– У коня обычно крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре конических ножки.

3. Показ и объяснение способов лепки. (Слайд 9)

Чтобы слепить игрушку лошадки, надо взять 3 куска пластилина:

Из 1 куска мы слепим туловище:

 1. катаем шар;

2. раскатываем в форме цилиндра (туловище);

Начинаем работать со 2-м куском пластилина:

 1. делим его на 4 равные части;

2. из каждой части куска лепим ноги в форме усеченного конуса (чуть суженные книзу);

Берем 3-й кусок пластилина:

 1. делим его на 2 части;

2. из 1-й части куска раскатываем удлиненный конус;

3. придаем ему перегибанием форму головы и шеи;

4. из оставшейся части пластилина раскатываем жгуты (для гривы и хвоста), делаем уши;

Затем соединяем части в целое:

К туловищу присоединяем конечности, голову, затем отдельные детали: хвост, гриву, уши.

Тщательно разглаживаем места соединений сырой тряпочкой, пальцами. Все части, как и фигурка, должны быть ровными, гладкими.

Эти же приемы характерны для выполнения других животных: барана, оленя, коровы, козла. Эти животные похожи между собой общим силуэтом. А отличаются друг от друга только формой рогов, хвоста (Слайд 10).

4. Практическая работа детей.

– Ребята, вы будете работать в группах. Каждая группа изготовит по 1 игрушки. Т.к. игрушка лепится по частям, вы распределите между собой работу.

– Не забывайте правила работы в группе. <Приложение 2>

– Затем вы покроете игрушку белой краской. За окном все белым-бело. И вам надо сделать игрушку такой же белой и чистой.

– В работе вам поможет инструкционная карта. <Приложение 3>

– Не забудьте правила безопасной работы с пластилином. <Приложение 4>

– Вспомните главное правило: «Работайте дружно!»

(Слайд 11) (Во время работы звучит русская народная музыка в исполнении ансамбля «Русичи»).

IV. Роспись игрушки.

1. Беседа.

– Ребята, сегодня у нас много игрушек. Какое настроение создают эти игрушки?

Веселое, радостное.

– Какими цветами мастера расписывали по белому?

Красный, синий, желтый, зеленый.

В росписи дымковской игрушки можно насчитать от 10 до 12 цветов.

– Ребята, посмотрите на разнообразие узоров (Слайд 12) .

– Как одним словом можно назвать узоры?

Геометрические.

– Из каких элементов они состоят?

Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Почему выбрали именно эти узоры?

– Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл: круги означали солнце, волнистые линии – воду, маленькие кружочки – семена, круг с серединкой – звездочкой – солнце. Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.

– Роспись фигурок животных начинают с опорных деталей – копыта, лапы. Работают кистью свободно, наклоняя игрушку за верхнюю часть. Использовать можно кисть, тычки. Не беда, если круги и полосы получаться неровными.

– Было раньше в русском языке слово коло. Оно означало круг. Давайте встанем, возьмемся за руки, образуя круг. Почувствуйте уверенность, силу, которая передается друг другу, единство, готовность работать вместе.

V. Динамическая пауза.

«Пляска»

Вот такой весёлый пляс

Начинается у нас!

Не стоит никто на месте.

Все танцуют с нами вместе.

Все ногами топают, все в ладоши хлопают!

«Долго, долго мы лепили».

Долго, долго мы лепили,

Наши пальцы утомили.

Пусть немножко отдохнут

И опять лепить начнут,

Дружно руки разведём,

И опять лепить начнём.

2. Практическая работа.

Роспись игрушек. Звучит музыка (наигрыши).

VI. Выставка детских работ.

 (Слайд 13)

(Звучит плясовая музыка «Камаринская»).

Ведущий:

Солнце яркое встает,

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары!

Пышут жаром самовары!

1-й зазывала:

Мы ребята удалые!

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовем!

Мы игрушки продаем!

2-й зазывала:

 А ну, честной народ!

Подходи посмелей,

Покупай товар, не робей!

3-й зазывала:

Давай – покупай!

Выбирай – забирай!

Ребята, не зевайте.

Кто что хочет – покупайте!

Не ходите никуда.

Подходите все сюда!

4-й зазывала:

Здесь игрушки знатные,

Складные да ладные!

Всегда повсюду славятся,

Они и вам понравятся!

Гости! Не зевайте!

Кто что хочет – выбирайте!

VII. Рефлексия.

– Ну, что ж, наше занятие  подходит к концу, но я хотела бы узнать достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?

- Из чего делают игрушки, над которыми мы работали?

- О каких игрушках мы говорили сегодня? (о дымковских)

- Какая у них основа? (белая)

- Каким узором украшают мастера игрушку? (геометрическим)

Как называется праздник, который проходит в Дымкове на берегу реки? Почему? (Свистунья)

– Ребята, поделитесь впечатлениями о работе в группе, оцените игрушки, выполненные другими ребятами.

Ответы учеников.

– Действительно, замечательные игрушки вы смастерили. Я думаю работу каждой группы можно оценить высшей оценкой.

– Ребята, как вы думаете, где можно применить эти игрушки?

Подарить младшим сестренкам и братишкам.

В каменном веке земледельцы, жившие на территории современной Руси, делали глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зернами пшеницы и бросали в огонь. После исполнения этого магического обряда который должен принести плодородие их нивам, фигурки отдавали детям для игры. Так появились первые игрушки.

Женская фигура символизировала мать – землю, конь – солнце, а водоплавающая птица – водную и воздушную стихию.

Происхождение промысла связывалось с народным праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику.

Игрушки лепили и расписывали только женщины и дети. Женская фигура символизировала мать – землю, конь – солнце, а водоплавающая птица – водную и воздушную стихию.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка игрушки по мотивам народных образцов. Филимоновская игрушка.

Конспект занятия кружка лепки. Можно использовать на уроках изо....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...

Изо.искусство. 5 класс.УМК "Школа России". « Народные игрушки. Лепка Дымковской игрушки.»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с различными видами театральных кукол; развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление; формировать эмоционально-эстетическое отношение к изо...

Технологическая карта урока ИЗО «Игрушки в нашем доме.Роспись дымковской игрушки» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения дымковских игрушек; формирование умений выполнять роспись дымковской игрушки.  Задачи уро...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...