Рабочая программа по технологии 2 класс ПНШ
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Крутько Вера Ивановна

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tehnologii_pnsh_2_klass.docx64.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

          Согласовано                                                                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

    Управляющим советом                                                                                                                                     Директор МБОУ «СОШ №4»__

протокол №____ от_____     _ 2012 г.                                                                                                         __________________ Лапина Г.А.

_______________     Грипич Н.А.                                                                                                                               приказ №   от               2012 г.

                                                                                                                                                                              (протокол педагогического совета №___                

                                                                                                                                                                               от ________________ 2012 г)

«______»  ________________ 2012 г.                                                                                                       "_____"______________2012

Рабочая программа

по технологии

УМК

Перспективная начальная школа

Количество часов

____34___

Уровень базовый

Учитель:    Крутько Вера Ивановна

Программа разработана на основе авторской программы по технологии Т.М. Рагозиной, И.Б. Мыловой  «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2: 192 с)    Проект  «Перспективная начальная школа»,  соотнесённой с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)

 Программу разработала

 учитель  начальных классов

 МБОУ «СОШ №4» с. Сотниковское

 Крутько В.И.                                                                                                                                                                                      

Сотниковское,  2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

В соответствии с концептуальным положением системы программа по технологии учитывает опят ребёнка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой  инфростурктурой, но и опыт сельской жизни с естественно-природным ритмом, с удалённостью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приёмов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим  миром , осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета   выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать  способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:

  1. развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
  2.  освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;   – овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  3. воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
  4. развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

  1. Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки;
  2. Анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания;
  3. Моделирование, конструирование из различных материалов;
  4. Решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.

В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерная особенность учебного предмета в связи с внедрением в учебно-образовательный процесс требований Федерального стандарта второго поколения – практико-ориентированная направленность предлагаемого содержания, сформированность элементарных общетрудовых навыков, овладение универсальными учебными действиями; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора.

С третьего класса в программу включён раздел «Практика работы на компьютере». Он предусматривает первичное использование информационных технологий.

Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета программный материал каждого года обучения представлен следующими разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)».

Первый раздел — «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда» — состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности.

Освоение учащимися проектной деятельности по предметной области «Технология» следует начинать со второго класса. Особенность ее содержания состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят близкие и важные для ребенка цели (изготовление моделей для уроков по окружающему миру, математики, для внеурочной игровой деятельности и т. п). Организуя проектную деятельность, важно активизировать детей на самостоятельное обоснование проекта, выбор конструкции и ее улучшение, отбор материалов и экономное их расходование, продумывание последовательности проведения работ.

Второй раздел — «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» — состоит из следующих структурных единиц: «Природные материалы», «Искусственные материалы», «Полуфабрикаты», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач». Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа доступности с постепенным увеличением степени технологической сложности изготавливаемых изделий, учитывая при этом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Структурные единицы содержат информацию по применению материалов, наблюдения и опытное исследование некоторых их свойств как отдельно, так и в сравнении друг с другом, краткую характеристику технологических операций, описание практических работ, перечень объектов труда и творческие задания. В этом разделе учащиеся знакомятся информацией, необходимой для решения технических, технологических и практических задач, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей при конструировании изделий из различных материалов.

Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиций, возможностей школы вносить коррективы в перечень практических работ и объектов труда. На изготовление рекомендуемых изделий может быть затрачено от одного до четырех уроков.

Третий раздел – «Конструирование и моделирование» - представлен следующими структурными единицами: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задач», «Моделирование пособий для различных уроков».

В них на основе происходит знакомство с понятиями «конструкция изделие», «модель»; формируются первоначальные представления о видах конструкций и различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование» представлены конструкции изделий (пособий), выполнение которых необходимо для других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий является проверка их в действии на других уроках (функциональной составляющей изделия).

Четвертый раздел  – «Практика работы на компьютере», предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, работе с которыми целенаправленно обучаются дети, за счет включения электронных информационных источников.

Учебные материалы для четвертого класса позволяют организовывать практическую работу детей с электронным справочником для формирования первоначальных умений использовать электронные справочники и энциклопедии для поиска информации.

Программа предполагает обучение младших школьников умению организовать работу по самообразованию с использованием программных средств. В частности, дети учатся работать с тренажерами.

Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.

Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы с работой в малых группах и с коллективной работой, что особенно актуально для малокомплектных или разновозрастных классов сельской школы. Готовые работы желательно использовать на уроках по другим предметам, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой и других задач рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки, производственные предприятия.

Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рациональных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:

Методические пособия для учащихся:

Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1-4  класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

Учебно-методические пособия для учителя 

Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

Программа по курсу «Технология»:

Авторская  программа по технологии  Т.М. Рогозиной, И.Б. Мыловой  «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.2: 192 с.    Проект  «Перспективная начальная школа» , разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины  технология:

Личностные результаты

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Предмет технология способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  1. действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
  2. действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
  3. проектная деятельность
  4. контроль и самоконтроль.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД

  1. планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
  2. отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
  3. самоконтроль и корректировка хода практической работы;
  4. самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
  5. оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.

Познавательные УУД

  1. осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;
  2. сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;
  3. чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
  4. моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
  5. конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
  6. сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
  7. сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
  8. анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
  9. выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
  10. проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
  11. поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  1. учёт позиции собеседника (соседа по парте);
  2. умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
  3. умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);
  4. осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Планируемые результаты изучения курса «Технология»

2-й класс

Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений   искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений  искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции

  общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения,  возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения

  наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-  мастера;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила  поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое,   высказанное в ходе обсуждения).

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и  самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную  проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения   задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и  способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе  продуктивных заданий в учебнике);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые  средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и

  инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с   помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов  (средством формирования этих действий служит технология продуктивно   художественно-творческой деятельности);

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем  (средством формирования этих действий служит технология оценки  учебных успехов).

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно  использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия  нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в  учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно  делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и  письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством  формирования этих действий служит технология продуктивной  художественно-творческой деятельности);

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек

 (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

Предметные  результаты освоения учебной программы по предмету «Технология»  к концу 2-го года обучения

 Обучающиеся научатся:

  1. составлять сообщения о трудовой деятельности человека осенью и весной и описывать её особенности;
  2. рассказывать о наиболее распространённых в своём регионе традиционных народных промыслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом;
  3. подбирать материалы и инструменты для работы, рационально размещать их на рабочем месте;
  4. использовать информацию из словаря учебника при выполнении заданий;
  5. работать в малых группах;
  6. выполнять доступные действия по самообслуживанию (несложный ремонт одежды);
  7. рассказывать о практическом применении природных материалов и бумаги в жизни, бережно относится к природе, как к источнику сырья;
  8. отбирать природные и пластичные материалы, бумагу, нитки с учётом их свойств и технологии изготовления поделок;
  9. применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: режущими (ножницы), колющими (швейные иглы);
  10. экономно размечать материалы на глаз, складыванием, по клеткам, по шаблону, по линейке;
  11. отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (бумаги, природных, пластичных, текстильных материалов) оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
  12. анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
  13. выполнять практическое задание с опорой на простейший чертёж, схему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в предметном мире, как своего региона, так и страны, уважать их;
  2. понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её под руководством учителя: составлять план, определять последовательность изготовления изделия;
  3. работать в малых группах.

Описание места учебного предмета «Окружающий мир»

  В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Технология»  изучается с 1 по 4 класс по одному часу  в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов.

В учебном плане лицея  в  1-ом  классе на изучение предмета «Технология» выделяется 1 час в неделю - 33 часа в год; во 2-4 классах

-  1 часа в неделю – по 34 часа в год.

Общее представление о технологическом процессе, самообслуживании в разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» осваивается детьми в процессе изучения раздела «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»

Таблица тематического распределения количества часов.

По примерной программе:

135 ч  = 33 ч (1 кл) + 34 ч (2 кл) + 34 ч (3 кл) + 34 ч (4 кл)

По рабочей программе: 135 ч =  33 ч + 34 ч + 34 ч + 34 ч

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая  программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

135

         135

33

34

34

34

1

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

3

4

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Природные материалы

Пластичные материалы

Бумага и картон

Текстильные материалы

Металлы

Утилизированные материалы

Конструирование и моделирование

Практика работы на компьютере

Изучается во 2-ом раздел

103

21

9

39

23

3

8

12

20

Изучается во 2-ом разделе

103

21

9

39

23

3

8

12

20

33 

5

6

13

9

-

-

-

-

30 

15

2

8

5

-

-

4

-

18 

-

-

9

5

1

3

6

10

22 

-

-

10

5

2

5

2

10

ИТОГО

135

135

33

34

34

34

Материально- техническое обеспечение учебного предмета   «Технология»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание

                               Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты   УМК «Перспективная начальная школа»  для 1-4 классов   (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы)

Методические пособия  и книги для учителя

Примерная программа по технологии

Предметные журналы

К

Д

Д

Д

        

                                                               Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстративного и раздаточного материала

Д

Д/П

 

                   Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Ф

При наличии необходимых технических условий

                                               Технические средства обучения

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Д

по возможности

                                                     Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты (труд людей, технологические процессы, народные промыслы)

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

Д

               Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

Набор демонстративных материалов, коллекций в соответствии с программой обучения.

Конструкторы.

Объёмные модели геометрических фигур

К

Ф/П

К

Ф/П

                                                             Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий)

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К

Д

Д

Д

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Содержание учебного предмета «Технология»

2 класс

(34 часа)

Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность в жизни человека

Трудовая деятельность человека осенью и весной в родном крае.

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастеров в создании предметной среды (общее представление).

Распространённые виды профессий, связанных с использованием текстильных материалов, с воздушным и водным транспортом.

Общее представление о технологическом процессе

Подбор материалов и инструментов, рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем месте, анализ информации из словаря учебника при выполнении задания, соотнесение результатов деятельности с образцом, работа в малых группах.

Элементарная творческая и проектная деятельность

Проектирование изделий: составление плана деятельности, определение последовательности изготовления изделия. Результат проектной деятельности – изделия «Бумажный змей» и «Модель парусника».

Самообслуживание

Несложный ремонт одежды (пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (30 ч)

Природные материалы (15 ч)

Практическое применение природного материала в жизни. Бережное отношение к природе как источнику сырья.

Растительные природные материалы: листья, веточки, семена и плоды растений, солома. Минеральные материалы: яичная скорлупа.

Подготовка растительных материалов  к работе: сбор цветущих растений  в сухую погоду, сортировка материалов по цвету, размеру, форме; хранение. Подготовка яичной скорлупы для работы.

Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, карандаш, подкладная дощечка. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки природного материала: разметка деталей на глаз, резание ножницами, капельное склеивание деталей и по всей поверхности, окрашивание, отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление аппликаций по рисункам.

Искусственные материалы

Пластичные материалы (2 ч)

Пластилин и его свойства: пластичность, способность сохранять форму. Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки пластилина: сплющивание (расплющивание), прижимание.

Практические работы: лепка моделей предметов живой природы (грибов), декоративных композиций по рисункам.

Бумага (8 ч)

Практическое применение бумаги в жизни. Виды бумаги,  используемые  на уроках: цветная для аппликаций, для принтера, копирка, альбомная.  Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина.

Выбор материала для изготовления изделия с учётом свойств по его внешним признакам. Экономное расходование бумаги при разметке: на глаз, складыванием, сгибанием, по шаблону, по клеткам, по линейке.  Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, схема. Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза и сгиба). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, схеме.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, фальцовка, линейка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, надрезание, вырезание, гофрирование, сгибание, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, кнопкой), отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление  конвертов,  новогодних игрушек, этикеток, гофрированных подвесок-кукол, рамок.

Текстильные материалы (5 ч)

Практическое применение текстильных материалов в жизни. Виды тканей, используемых на уроках: ткани растительного происхождения (хлопчатобумажные и льняные). Лицевая и изнаночная сторона тканей. Экономное расходование ткани при раскрое от сгиба по выкройке прямоугольных деталей.

Нитки и их назначение. Свойства ниток: цвет, прозрачность, толщина..

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройка. Приёмы рационального и безопасного использования игл и булавок.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, сшивание деталей из ткани и украшение изделий ручным швом «вперёд иголку», обработка края ткани швом «через край», вышивание швом «вперёд иголку с перевивом», наматывание ниток на кольца, связывание ниток в пучок.

Практические работы: изготовление мешочков для хранения предметов, одежды для соломенных кукол, игрушек из помпонов.

Конструирование и моделирование (4 ч)

Общее представление о современном транспорте, используемом человеком в воздухе и на воде (назначение, исторические аналоги, общее представление о конструкции).

Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование несложных технических объектов по схеме и простейшему чертежу.

Практические работы: создание вертушек и моделей самолётов, динамической модели.

Календарно - тематическое планирование по технологии 2 класс 34 часа

Раздел

№ п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во  ч

уч-к, ч.; стр.

Дата

предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

2.1

1

 Т.б.  Приметы осени. Осенние заботы. Правила сбора, хранения и обработки природного материала

Знать:

приметы осени;

значения осенних видов работ для человека;

природные материалы: их название и использование.

Уметь:

собирать цветущие растения в солнечный день;

сушить, раскладывая вату под прессом.

Личностные:

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений

  искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции

  общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с

  одноклассниками;

- объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений

  искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции

  общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения,

  возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения

  наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-

  мастера;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила

  поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое,

  высказанное в ходе обсуждения).

Регулятивные

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и

  самостоятельно;

- учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную

  проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения

  задания материалы и инструменты;

- учиться предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и

  способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе

  продуктивных заданий в учебнике);

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые

  средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и

  инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций с

  помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов

  (средством формирования этих действий служит технология продуктивно

   художественно-творческой деятельности);

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

  (средством формирования этих действий служит технология оценки

   учебных успехов).

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно

  использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия

  нового знания и умения;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в

  учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в

  учебнике 2-го класса для этого предусмотрен словарь терминов);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно

  делать простейшие обобщения и выводы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

  письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством

  формирования этих действий служит технология продуктивной

  художественно-творческой деятельности);

- договариваться сообща;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек

 (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

- Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки;

- Анализ конструкций, их свойств, условий и приёмов их создания;

- Моделирование, конструирование из различных материалов;

-  Решение доступных конструктивно-технологических задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.

1

4-6

2.1

2

Т.б  Использование природных материалов человеком. Правила закладки и хранения природного материала

Знать: особенности труда человека осенью.

Уметь: правильно заготавливать и сохранять собранный природный материал

1

6

2.1

3

Т.б  Инструменты и приспособления при работе с природным материалом. Панно из листьев «Осенний узор»

Знать:

понятие «панно»;

правила безопасного труда с инструментами.

Уметь:

правильно применять инструменты при работе с природным материалом

1

7

2.1

4

Т.б  Работа с природным материалом. Панно «Животный мир»

Знать:

понятие «композиция».

Уметь:

правильно подобрать природный материал;

соединять детали с помощью клея

1

8-9

2.1

5

Т.б  Панно «Животный мир» (завершение работы)

1

8-9

2.1

6

Т.б  Аппликация «Цветы» из осенних листьев

Знать:

понятие «композиция».

Уметь:

правильно подобрать природный материал;

соединять детали с помощью клея.

1

10

2.1

7

  Т.б  Панно «Цветочный хоровод»

Знать:

понятие «композиция».

Уметь:

правильно подобрать природный материал;

соединять детали с помощью клея.

1

11

2.1

8

Т.б  Технологические свойства соломы. Масленичная кукла из соломы

Знать технику работы с соломой.

Уметь резать ножницами пучок соломы, перевязывать его нитками, связывать в пучок, переплетать

1

46-50

2.1

9

Т.б   Одежда для соломенной куклы

Знать:

понятие «выкройка»

особенности работы с бумагой и текстильным материалом.

Уметь:

использовать бумагу и текстильный материал для оформления изделия;

кроить ткань;

вырезать детали одежды;

соотносить результат деятельности с образцом

1

46-50

2.1

10

Т.б  Техника работы с яичной скорлупой. Сувенир «Пасхальное яйцо»

Знать:

понятие «сувенир»;

особенности работы с яичной скорлупой.

Уметь:

оформлять сувенир и приклеивать крепежную петлю

1

50-52

2.1

11

Т.б   Поделка из яичной скорлупы «Птенец в гнезде»

Знать:

понятие «коллекция»; правила  работы  с  несъедобными  семенами  растений.

Уметь:

выбирать

определять виды коллекции;

материалы с учетом формы изделия;

обсуждать плана организации рабочего места;

рациональное размещать материалы и инструменты.

1

53-54

2.1

12

Т.б   Коллекция семян и плодов. Композиция из семян «Коллекция насекомых»

1

54-58

2.1

13

  Т.б Композиция из семян «Подводный мир»

Знать:

понятие «композиция»;

Уметь:

последовательно изготавливать изделия по плану

1

54-58

2.1

14

Т.б   Композиция из семян «Аквариумная рыбка»

Знать:

область применения и назначения инструментов: карандаша 2М, линейки.

Уметь:

выполнять композицию по собственному замыслу

1

58-62

2.1

15

Т.б  Композиция из семян «Аквариумная рыбка» (завершение работы)

1

58-60

2.2

16

  Т.б  Лепка грибов из пластилина

Знать свойства

пластичных материалов.

Уметь:

анализировать рисунок;

выполнять объемные предметы;

делать из шара овальную тонкую пластину;

работать по плану;

украшать изделия.

1

2.2

17

Т.б  Композиция из пластилина «Грибная поляна»

1

2.3

18

Т.б  Рисунок для этикетки

Знать:

назначение бумаги;

понятие «этикетка»;

какая бумага используется для изготовления этикеток.

Уметь: сравнивать  свойства бумаги разных видов;

составлять рисунок этикетки

1

12-17

2.3

19

  Т.б  Аппликация «Этикетка».

Знать :

 понятие «Ось симметрии».

Уметь:

складывать бумажные заготовки;

резать ножницами по контуру;

оформлять этикетки с помощью аппликации, трафарета, штампа  

1

12-17

2.3

20

Т.б  Модель «Конверт»

Знать:

понятие «схема», «разверстка», «выкройка», «чертеж», «эскиз», «линия чертежа».

Уметь:

изготавливать изделие по чертежу. .

1

18-20

2.3

21

Т.б  Открытка  «Колоски»

Знать:

понятие «рамка».

Уметь:

надрезать, разрезать до определенной точки;

выполнять разметку по шаблону;

последовательно выполнять работу

1

20-22

2.3

22

Т.б  Рамка для работы с картинами

1

22-24

2.3

23

Т.б  Модель «Вертушка»

Знать:

понятие «флюгер».

Уметь:

читать чертеж;

выполнять разметкус помощью линейки по месту, указывать черточкой точное место на заготовке, соединять детали кнопкой.

1

24-28

2.3

24

Г Т.б  Гофрированные подвески «Куколка»

Знать способ работы.

Уметь гофрировать заготовки из бумаги;

разметка и бумаги.

1

34-36

2.3

25

Т.б  Подвески «Новогодние игрушки»

1

37-40

2.4

26

Т.б  Знакомство с текстильными материалом. Инструменты и приспособления

Знать профессии, понятия «лицевая, изнаночная сторона».

Уметь выполнять швы «змейка», «веревочка», «цепочка», «роспись», «через край».

1

41-42

2.4

27

Т.б  Изделия «Мешочки для всякой всячины»

Знать приёмы соединения деталей пластилином.

Уметь изготавливать сказочных героев из природного материала

1

42-46

2.4

28

Т.б  Изделия «Мешочки для всякой всячины» (окончание работы)

1

42-46

2.4

29

Т.б  Декоративное оформление игрушек. Моделирование «Весёлый зверинец»

Знать:

понятие «модель»;

соврем. транспорт.

Уметь:

создавать модели парусников из бумаги;

соблюдать послед. технологич. операций под контролем учителя

1

64-66

2.4

30

Т.б  Моделирование «Весёлый зверинец» (завершение работы)

1

64-66

3

31

Т.б  Соединение деталей кнопкой. Модель «Вертушка»

1

24-28

3

32

Т.б  Воздушный транспорт «Самолёт».

1

28-31

3

33

Т.б  Моделирование «Бумажный змей»

Знать :

понятие «проект».

Уметь:

анализировать объекты труда;

назыв. осн. эл-ты разл. моделей.;

проверять модель в действии

1

31-34

3

34

Т.б  Конкурс проектов «Бумажный змей»

1

31-34

                                                                                                                                                              Проверено

                                                                                                                               Заместитель директора по начальному образованию

                                                                                                                ______________________Алейникова М.А.

                                                                                                                      _____     __________________________2012 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...