Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".
учебно-методический материал по технологии (3 класс) по теме

Зайцева Инга Владимировна

В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota._zayceva_i.v.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

                         Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования

Центр повышения квалификации специалистов 

«Информационно-методический Центр»

 Кировского района Санкт-Петербурга

 

Курсовая работа по программе

«Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС»

                                           ДИДАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПЛАН УРОКА

  Программа «Перспектива»

       Тема урока:  Человек и вода

       Класс:  3 класс

       Предмет:  Технология

                            Выполнено

                                                        учителем  начальных классов

                                                     ГБОУ лицея № 389 «ЦЭО»

                                                                     Кировского района Санкт-Петербурга

                                                                                                             Зайцевой Ингой Владимировной

         

                                        Научный руководитель

                                                 канд. пед. наук Арьяева Л.В.

                       

Санкт-Петербург  2013

Целевой компонент урока

Педагогические цели:

  1. Сформировать представление об укрощении и использовании воды и управлении водой человеком.
  2. Изучить этапы строительства моста.
  3. Научить выполнять макет подвесного моста.
  4. Изучить виды водного транспорта.
  5. Научить выполнять макет яхты.
  6. Ввести алгоритм создания мягкой игрушки.
  7. Научить выполнять изделие «Осьминог» из перчатки.
  8. Изучить устройство и назначение фонтана.
  9. Научить выполнять изделие «Фонтан» из пластилина.
  10. Научить выполнять учебное задание, используя план, алгоритм.
  11. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
  12. Организовать работу детей в группе.

Ожидаемый результат:

  1. Ученики имеют представление  об укрощении и использовании воды и управлении водой человеком.
  2. Ученики знают этапы и алгоритм выполнения своих изделий.
  3. Ученики умеют выполнять макет моста, модель яхты, мягкую игрушку «Осьминог», изделие «Фонтан».
  4. Ученики работают в группе, принимают совместные решения по выполнению изделий и оцениванию своего результата, а также действий своих товарищей и озвучивают их.

Используемая технология: технология диалогического взаимодействия с элементами проектной деятельности.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный; репродуктивный; частично – поисковый (эвристический)*; исследовательский (рефлексия).

Организационные формы урока: групповая; фронтальная.

УМК: 

1. Роговцева Н.И. Технология. Учебник, рабочая тетрадь(комплект). 3 класс. ФГОС. Просвещение, 2011 г. – 144 стр., ил.

2. Роговцева Н.И. Технология. Методические рекомендации. Просвещение, 2011 г. – 78 стр.

Оборудование:

- мультимедиа комплекс;

 - презентация «Человек и вода»;

- карточки с заданиями для каждой группы;

- карточки с заданиями по выполнению рефлексии;

- образцы (модель моста, модель яхты);

- плакат  «Морские и речные животные».

                                                                                                                                                                 

               Таблица 1

                                                                                                      План урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводно - мотивационный

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Настрой обучающихся на работу.

Демонстрация презентации «Человек и вода».

Создание мотивации.

Организация групп.

Приветствие.

Подготовка к уроку.

Самоорганизация.

Просмотр презентации «Человек и вода».

Самоопределение в деятельности

«Стадия вызова»

Ситуативные задания.

Сообщения для каждого блока работы.

Диагностические задания.

Блоки А, Б, В, Г

  1. Дополнение предложений.
  2. Перечисление известных видов мостов; перечисление названий пассажирского транспорта; перечисление материалов и инструментов; составление рассказа о назначении фонтанов.
  3. Восстановление порядка выполнения моста;

определение плана выполнения макета яхты; определение названия и вида игрушки по описанию; рассматривание иллюстраций известных и уникальных фонтанов, определение названий каждого из них.

Учебно – познавательная деятельность

«Стадия осмысления»

Организация работы по выполнению изделий, коррекция работы в группах.

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новыми изделиями.

  1. Выполнение макета моста.
  2. Конструирование макета яхты.
  3. Изготовление мягкой игрушки «Осьминог».
  4. Выполнение изделия «Фонтан» из пластилина.
  5. Презентация своих изделий.

Интеллектуально преобразовательная деятельность*

- информативный;

- импровизационный;

- эвристический.

Стимулирование интереса к составлению правил сохранения и защиты воды, предлагая разные варианты интеллектуально – преобразовательной деятельности.

Демонстрация плакатов и иллюстраций о жизни в воде.

Составление правил сохранения и защиты воды.

Рефлексия

«Стадия рефлексии»

Самоанализ и самооценка учителя (заполняется учителем после освоения темы учащимися).

Составление и написание фраз – конструктов.

Выполнение заданий для самоанализа.

Самооценка деятельности групп.

Самооценка собственной деятельности.

             Таблица 2

Учебное задание

Формируемые УУД

1.

Ситуативные задания

Блок А Мост

Блок Б Яхта

Блок В Океанариум (осьминог)

Блок Г Фонтан

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять интерес к жизни морских обитателей;

- проявлять желание бережно использовать водные богатства Земли.

2.

Диагностические

задания Блок А Мост

  1. Дополнение предложений:

Мост – это…

Пилон – это…

     2. Перечисление известных видов мостов.

     3. Восстановление порядка выполнения макета моста

Блок Б Яхта

  1. Дополнение предложений:

Яхта – это…

Баржа – это…

     2. Перечисление названий пассажирского транспорта.

     3. Определение плана выполнения макета яхты.

Блок В Океанариум (осьминог)

  1. Дополнение предложений:

Аквариум – это…

Океанариум – это…

     2. Перечисление инструментов и материалов, необходимых для изготовления мягкой игрушки «Осьминог».

     3. Определение названия и вида игрушки по описанию.

Блок Г Фонтан

  1. Дополнение предложений:

Фонтан – это…

    2.Составление рассказа о назначении фонтанов.

    3.Рассматривание иллюстраций известных и уникальных фонтанов, определение названий каждого из них.

Личностные:

- проявлять интерес к истории мостостроения.

Познавательные:

- раскрывать значение понятий «мост», «виадук». «акведук», «путепровод», «балка», «пролёт», «пилон», «трос», «конструкция», «корабль», «баржа»,  «лодка», «судно», «фонтан», «чаша», «яхта»;

- определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение;

-определять назначение водного транспорта и обосновывать своё мнение;

- определять назначение аквариума, океанариума и обосновывать своё мнение;

- определять вид и назначение фонтана и обосновывать своё мнение;

- определять материалы и инструменты для изготовления своих изделий.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание, используя план.

Коммуникативные:

- формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога;

- приходить к общему мнению при оценивании выполнения учебного задания.

Предметные:

Блок А Мост

Рассказывать:

- об истории появления и развития мостостроения;

- о видах моста по назначению;

- об этапах выполнения макета моста.

Выполнять макет моста.

Блок Б Яхта

Рассказывать:

- о видах водного транспорта;

- о способах соединения деталей изделия.

Конструировать макет яхты.

Блок В Океанариум (осьминог)

Рассказывать:

- об обитателях аквариума, океанариума;

- о правилах содержания аквариума;

- о правилах поведения в океанариуме;

- об алгоритме изготовления мягкой игрушки.

Выполнять изделие «Осьминог» из перчатки.

Блок Г Фонтан

Рассказывать:

- об истории появления фонтанов;

- о видах фонтанов по назначению;

- о правилах работы с пластичными материалами.

Рассматривать иллюстрации фонтанов и составлять рассказ об их создании.

Придумывать и записывать сказку о фонтане.

Составлять и оформлять правила по сохранению питьевой воды.

Выполнять изделие «Фонтан» из пластилина.

3.*

Варианты заданий интеллектуально – преобразовательной деятельности*

Информативный

Составление правил сохранения и защиты воды, используя слова для справок, оформление их иллюстрациями.

Импровизационный

Составление правил сохранения и защиты воды, используя план, и оформление их рисунками.

Эвристический

Написание мини – сочинения на тему «Берегите воду – она источник жизни» и оформление его соответствующими иллюстрациями.

Личностные:

- проявлять интерес к составлению правил защиты воды.

Познавательные:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания.

Регулятивные:

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные:

- составлять правила сохранения и защиты воды.

4.

Рефлексия

Составление и написание фраз – конструктов

  1. Для того, чтобы сохранить живое на Земле. Человеку надо …, потому что…
  2. Главная обязанность человека на Земле - …, потому что …

(Для того  чтобы сохранить живое на Земле, человеку надо бережно относиться к водным богатствам, потому что вода – источник жизни.

Главная обязанность человека на Земле – охранять окружающую среду: воду, воздух, землю, потому что без них жизнь на Земле невозможна)

Задания для самоанализа.

Закончите предложения:

  1. Мне важно знать о значении воды в жизни человека, потому что …
  2. Для меня важно уметь бережно использовать воду, потому что …

Самооценка деятельности групп

Отметьте в карточках, как вы справились с заданием:

V «Мы справились с заданием на «отлично»

+ «Мы  справились с заданием хорошо, но нам помогали…»

! «В нашей группе не все могли справиться с заданием так, как хотелось. Нам надо ещё поучиться…»

Самооценка собственной деятельности

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если очень довольны, поднимите две руки.

Если вы довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.

Если не очень довольны, то поднимите одну руку.

Личностные:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания.

   

      Список источников:

  1. Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. СПб.: ИПК СПО, 2012г.- 244 стр.
  2. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.  Асмолова, 3 – е изд. М.: Просвещение, 2011 г.- 152 стр.
  1.  Божович Л.И. Проблема развития мотивационной среды ребёнка // Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика. 1972 г.- 351 стр.
  2. Большой энциклопедический  словарь. М.: БРЭ- СПб.: Норинт, 1998 г.- 1456 стр.
  3. Кондаков А.М. Современные педагогические технологии для реализации ФГОС. Электронный ресурс. Режим доступа: http//fgos.isiorao.ru. Дата обращения: 13.04.2013 г.
  4. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002 г.- 48 стр.
  5. Роговцева Н.И. Технология.УМК «Перспектива».  Учебник и рабочая тетрадь (комплект). Изд. Просвещение. ФГОС. 2011 г.- 144 стр., ил.
  6. Роговцева Н.И. Технология. Методическое пособие. Изд. Просвещение. 2011 г.-78 стр.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафроновой - М.: Просвещение, 2011 г.- 48 стр.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003 г.- №5- стр. 55 – 61
  9. Чиндилова О.В. Роль диалога в решении задач современного образования // начальная школа плюс До и После, 2012 г., №2, стр. 27 - 30
  1.  Якиманская  И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 г. 96 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....

Игровые педагогические технологии в реализации различных видов внеурочной деятельности

Сценарий внеурочного мероприятия для начальной школы (4 класс)  - "Рыцарский турнир" (праздник, посвященный 23 февраля)...

Современные педагогические технологии в условиях ФГОС. Здоровьесберегающие технологии

Современные педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе  в условиях ФГОС...

Показатели результативности педагогической технологии и показатели реализации дидактической цели урока.

Сообщение.Показатели результативности педагогической технологии и показатели реализации дидактической цели урока...