Рабочая программа по технологии
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс) по теме

Татьяна Анатольевна Косырева

Предлагаю рабочую программу по технологии, по Конышевой, для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_po_tehnologii_konysheva.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по технологии составлена на основе авторской программы курса «Технология» Конышевой Н.М. и предназначена для 4 класса общеобразовательной школы. Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 68 учебных часов за год.

В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы. Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины: формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой; расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития; расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности; развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности; развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.); развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач; формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Требования к уровню подготовки.

У учащихся будут сформированы:

  1. положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  2. осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  3. уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  4. понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
  5. представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  6. понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  7. чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;

Учащиеся научатся:

  1. использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  2. правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  3. на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  4. отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия.

Учебно – тематический план.

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использова

ние ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Из глубины веков – до наших дней

16

+

2

Традиции мастеров в изделиях для праздника

17

+

3

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие

16

+

4

В каждом деле – свои секреты

15

+

5

Работа над проектами

4

+

+

+

Итого

68

19 %

6 %

6 %

Основное содержание тематического плана.

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

I раздел. Из глубины веков – до наших дней

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос. Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

16 часов

II раздел. Традиции мастеров в изделиях для праздника

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий.  Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

17 часов

III раздел. Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

16 часов

IV раздел. В каждом деле – свои секреты

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.

Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

15 часов

V раздел. Работа над проектами

«Город, в котором удобно и приятно жить», «Традиции мастеров: из глубины веков-до наших дней».

4 часа

 

Информационно – методическое обеспечение.

Учебно – методический комплект:

Конышева Н.М. Технология: Наш рукотворный мир: учебник для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. – 168

Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь для 4 класса. В 2 ч. Ч. 1. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. – 56

Конышева Н.М. Технология: рабочая тетрадь для 4 класса. В 2 ч. Ч. 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. – 56

Литература для учителя:

Колесник С.В. Азбука Мастерства. 4 класс. – Саратов: Лицей, 2004. – 64

Конышева Н.М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век.

Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. - Смоленск: Ассоциация XXI век

Петрушина С.В. Вырезаем силуэты. - Смоленск: Ассоциация XXI век

Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами. – СПб.: Кристалл, 1997. – 336

Литература для обучающихся:

Докучаева Н.Н. Серия: Мастерим бумажный мир. Короли и рыбки. – СПб.: ТОО Диамант, 1997. – 160

Докучаева Н.Н. Серия: Мастерим бумажный мир. Строим город. – СПб.: ТОО Диамант, 1997. – 160

Зорин В.А. Серия: Мастерим бумажный мир. Волшебный квадрат. – СПб.: ТОО Диамант, 1998. – 160

Лепим из пластилина. /Авт.-сост. З. Марина. – СПб.: Кристалл, 1997. – 224

Электронные носители:

        DVD диск. Мировая художественная культура.

Адреса сайтов:

http://files.schol-collection.edu.ru/ 

http://files.schol-collection.informika.ru/ 

http://cws.edu.ru/ 

http://pedsovet.su/ 

http://pedsovet.org/ 

http://www.uroki.net/ 

http://www.nachalka.com/

Календарно – тематический план.

№ п/п

тема

дата

основные понятия и термины

по плану

по факту

1

Из глубины веков – до наших дней. (теоретический урок)

2

Керамика. ИКТ

керамика

3

Лепка простого сосуда.

4

Из истории гончарного дела. ИКТ

гончарный круг, гончар

5

Роспись сосуда.

свастика

6

Архитектурная керамика. Израрец. ИКТ

керамика

7

Изготовление изразцового панно из пластилина.

8

Роспись готового панно.

9

Плетение. ИКТ

лоза, щепа, берёста

10

Изготовление коробочки. Прямое плетение.

11

Изготовление украшений. Фигурное плетение.

12

Украшения. ИКТ

13

Бусы и цепочки из бисера (колечки).

14

Бусы и цепочки из бисера (колечки).

15

Бусы и цепочки из бисера (крестик).

16

Бусы и цепочки из бисера (крестик).

17

Традиции мастеров в изделиях для праздников. ИКТ

колядки

18

Гофрированная подвеска из бумаги.

19

Из истории бумажных изделий. ИКТ

20

Раскладная открытка.

21

Раскладная открытка.

22

Упаковка-футляр для подарка.

23

Карнавал. Шапочка треуголка.

карнавал

24

Шапочка-пилотка и шлем богатыря.

25

Корона для карнавала.

26

Карнавальная шляпа.

27

Карнавальная маска.

28

Праздничный пряник. Лепка из теста «Праздничное печенье».

29

Праздничный пряник. Лепка из теста.

30

Декоративная рамка для фото. Барельеф.

31

Декоративная рамка для фото.

32

Декоративная рамка для фото.

33

Декоративная рамка для фото.

34

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие. ИКТ

35

Вязание крючком.

36

Вязание крючком.

37

Вязание крючком.

38

Вязание крючком.

39

Петельный шов. Сердечки – сувениры.

40

Декоративные кармашки из ткани.

41

Декоративные кармашки из ткани.

42

Закладка с вышивкой.

43

Обложка для проездного билета.

44

Ремонт книги. ИКТ

книжный блок, переплёт, форзац

45

Ремонт книги.

46

Записная книжка-малышка.

47

Записная книжка-малышка.

48

Папка для бумаг.

49

Украшение папки для бумаг.

50

В каждом деле - свои секреты.

51

Аппликация из соломки.

52

Аппликация из соломки.

53

Аппликация из соломки.

54

Игрушки из соломки.

55

Игрушки из ниток «Золотой петушок».

56

Игрушки из ниток «Лошадка».

57

Игрушки из ниток «Олень».

58

Металл в руках мастера. ИКТ

чекана

59

Ручное теснение по фольге.

60

Ручное теснение по фольге.

61

Секреты бумажного листа. Старинное искусство оригами. ИКТ

62

Оригами «Кусудама».

63

Оригами «Коробочка санбо».

64

Оригами «Вертушка».

65

Работа над проектом «Город, в котором удобно и приятно жить».

66

Работа над проектом «Традиции мастеров: из глубины веков-до наших дней».

67

Защита проектов. ИКТ

68

Защита проектов. ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...