Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии 1 класс.УМК "Гармония" 2013– 2014 учебный год
    рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

    Червонова Татьяна Михайловна

    Рабочая программа по учебному курсу «Технология» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включает: пояснительную записку, структуру учебного курса, учебно-тематическое планирование, планируемые результаты в соответствии с ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon rabochaya_programma_tehnologiya_1_klass.zip71.37 КБ

    Предварительный просмотр:

         МБОУ «Екатеринославская средняя общеобразовательная школа»

    Согласовано:                                                               Утверждаю                                                                                                     

    Протокол заседания МО                                     Директор школы__________   /Тарасов И.И./

    учителей начальных классов                                          Приказ № _____ от _______________                                                            

    от_________ №______                                                                    

    Руководитель МО ________  /Червонова Т.М./

    Рабочая программа

    по курсу «Технология»

    на 2013 – 2014 учебный год

    1 класс

    Образовательная система:

    «Гармония»

                                                       Учитель:

                                      Червонова Т.М.

    1 категория

                               

    2013 год

    с. Екатеринославка

    Пояснительная записка

    Данная рабочая учебная программа по курсу «Обучение грамоте» разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.2 пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.

    Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

    1.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Екатеринославская СОШ».

    2.Программы общеобразовательных учреждений Технология: программа 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1–4 классы / Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

    3.Конышева Н. М. Технология: методические рекомендации к учебнику «Наш рукотворный мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений. / Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

    Содержание  программы  направлено  на  освоение  учащимися  знаний,  умений  и навыков  на  базовом  уровне,  что  соответствует Образовательной программе школы. Она включает  все  темы,  предусмотренные  федеральным  компонентом  государственного образовательного  стандарта  начального  общего  образования  по  курсу «Технология» и  авторской программой учебного курса.  Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

    Содержание программы 1 класса рассчитано на 33 часа (1 час в неделю).

    Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников,

    формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.

    Задачи изучения дисциплины:

    1. формировать представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
    2. формировать представления о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
    3. расширять культурный кругозор, обогащать знания о культурно-исторических традициях в мире вещей, формировать представления о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
    4. расширять знания о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений
    5. использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
    6. развивать созидательные возможности личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
    7. развить познавательные психические процессы (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
    8. развить сенсомоторные процессы  руки, глазомера и пр., через формирование практических умений;
    9. развить регулятивную структуру деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
    10. формировать информационную грамотность, умение работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
    11. формировать коммуникативную культуру, развивать активность, инициативность; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

    Концептуальные основы программы

    Для развития ребёнка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Уроки практического труда (или технологии), как никакие другие, реально могут обеспечить такую интеграцию. Эти уроки уникальны и исключительно важны для общего развития детей, особенно в младшем школьном возрасте. Их специфические возможности в системе общего образования наиболее ярко выражаются в следующих взаимосвязанных аспектах:

    1. возможность активизации познавательной деятельности и углубления общего образования (за счёт соединения различных форм познания, видов деятельности и специфической содержательной базы предмета);
    2. возможность самореализации и социальной адаптации личности (через формирование комплекса социально ценных умений и развитие творчества);
    3. возможность гармонизации развития личности (на основе более реалистического учёта в образовательном процессе психофизиологических возможностей ребёнка и природных закономерностей развития). 

    Первая и главная специфическая черта уроков практического труда состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — на основе предметно-практической деятельности. Следовательно, в них более ярко, чем в других учебных предметах, представлены наглядно-образная и наглядно-действенная формы познания.

    Познавательная деятельность человека едина, поэтому отвлечённое мышление, хотя по определению и требует способности оторваться от жизни, оказывается наиболее продуктивным, когда сочетается с практическими действиями.

    Эмоционально-эстетическое развитие на уроках художественного конструирования связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля.

    Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках художественного конструирования может быть очень эффективным, если их содержание направить на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой по правилам современного дизайна. В этом случае школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

    Развитию духовности и нравственных принципов в художественно-конструкторской деятельности способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора.

    На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл.

    Физическое развитие на уроках практического труда обусловлено тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними - рост клеток и развитие мускулов. При этом важно учесть, что рост крупных мышц у детей опережает рост мелких, поэтому дети 6—7 лет с трудом держат ручку, неуклюже выполняют различные виды работ, связанные с деятельностью мелкой мускулатуры: письмо, разметку, вырезание фигур и т. д. Кроме того, в этом возрасте у них ещё не сформировался узел связи предплечья и кисти, поэтому недостаточно развита координация движений руки. Предусмотренные на уроках художественного конструирования практические операции способствуют ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребёнка

    .

    ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА «ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»          В 1-4 КЛАССАХ

     В основе всего курса лежит психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, а его целью является углубление общего образования и развитие личности каждого ученика. 

    Практическая реализация этой концепции находит выражение:

    1. в обновлении содержания курса;
    1. в целенаправленном развитии у школьников мышления и формировании у них универсальных учебных действий;
    2. в формировании у детей социально ценных умений и воспитании личностных качеств;
    3. в организации дифференцированного обучения и разноуровневом подходе к освоению содержания;
    4. в системной организации содержания курса и деятельности учащихся по его изучению.

    Кратко охарактеризуем каждый из перечисленных пунктов.

    1. Главным в содержании обучения является нравственно-эстетический и социально-исторический опыт человечества, который обязательно отражается в материальной культуре. Специальная «технологическая» подготовка, которая традиционно была в этом предмете на первом месте, занимает подчинённое положение по отношению к общеобразовательным знаниям и умениям. В УМК нашёл отражение дизайнерский подход к созданию учебных изделий как части предметной среды; это в наибольшей степени отвечает современному социальному заказу применительно к учебному курсу «Технология». Однако школьники не обременяются формальным изучением специальных вопросов по теории дизайна и не нацеливаются на их заучивание. Весь материал осваивается по существу, в непосредственной связи с практическим решением задач, касающихся создания предметов материального мира. Такой подход позволяет уйти от формального запоминания материала и формировать у учеников реальную систему необходимых компетентностей — знаний о правилах создания гармоничной среды обитания и умения применять их в собственной деятельности.

    2. Содержание изучаемого материала и способы включения учащихся в деятельность по его усвоению выстроены таким образом, чтобы создавались реальные условия для развития мышления и формирования универсальных учебных действий: самостоятельной ориентировки в задании; анализа и отбора информации, необходимой для его выполнения; планирования работы; выбора оптимальных способов деятельности; самоконтроля и корректировки работы; оценки и самооценки выполненной работы.

    Обучение по строго заданным инструкциям предлагается лишь в тех случаях, когда это наиболее целесообразно; в основном это касается ситуаций, когда необходимы прямая трансляция конкретных знаний или обучение конкретным способам работы, а поиск собственного решения не имеет дидактического смысла. В подавляющем же большинстве случаев учебники не диктуют готовых решений, а учат размышлять, сравнивать, сопоставлять информацию, задумываться над ней и делать выводы, искать и находить правильное решение. Такой подход предпринят в рамках всех разделов и тем, начиная с 1 класса.

    По каждой теме ученикам предлагаются специальные задачи: на сообразительность, пространственное мышление, на поиск художественного образа и др. Поскольку все они выполняются практическим путём, в материале, такая работа одновременно развивает и руку ребёнка, что, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию определённых участков мозга. Всё это позволяет решать большинство образовательных и развивающих задач одновременно, во взаимосвязи друг с другом. Таким образом, уроки, построенные на материале учебника, являются полифункциональными, т. е. одновременно выполняю: целый ряд важнейших общеобразовательных функций.

    3.        В содержании учебного материала и методическом оснащении  авторского курса учитывается также важность формирования у школьников социально ценных практических умений, личностных качеств и общей творческой направленности личности.

    Задания подобраны таким образом, чтобы ученики имели возможность постепенно приобретать реальный опыт практической преобразовательной деятельности, учиться мастерству в различных видах рукоделия, развивать у себя вкус к творчеству, привычку к продуктивным видам деятельности. Систематизация заданий произведена в учебниках с таким расчётом, чтобы работа над изделиями требовала от школьников усидчивости, терпения, добросовестности и аккуратности. При этом мы учитывали, что все эти качества ученики будут более охотно проявлять ради достижения желаемого результата, в актуальных и привлекательных для них видах деятельности.

    Содержание учебников также позволяет целенаправленно формировать положительное отношение к человеку, умеющему что-то сделать своими руками, устроить свой быт творчески и оригинально, способному к яркому самовыражению. Это обеспечивается подбором изделий для изготовления и специально отобранной информацией о мастерах и мастерстве, о красоте и выразительности предметов, созданных руками мастеров (в том числе зрительным рядом, содержащим высокохудожественные образцы декоративно-прикладных изделий).

    4.        Возможность дифференцированного обучения и разноуровневого подхода к освоению учебного содержания заключается в том, что в учебниках и рабочих тетрадях для всех классов по каждой теме предлагаются разные варианты выполнения заданий. Эти варианты построены с учётом того, что отдельные ученики в классе могут иметь разный уровень практических умений или интеллектуальных возможностей, а также несколько разные предпочтения в выборе конкретных изделий для изготовления. Для того чтобы учебная мотивация и познавательная активность у школьников не снижались из-за несоответствия заданий их возможностям и интересам, более сильным ученикам следует предлагать задания повышенной сложности, а более слабым — адаптированные. Кроме того, желательно по возможности предоставлять выбор вариантов и в соответствии с разными вкусовыми предпочтениями детей или учителя, что также учтено в авторском УМК.

    5. Учебный материал систематизирован с учётом последовательности в овладении и использовании:

    1. практических умений и технологий;
    2. теоретических знаний;
    3. приёмов умственной деятельности.
      Системность учебных заданий выражается также:

    —        в опоре на психологические особенности возраста, на имеющийся у детей опыт и знания об окружающем мире;

    - в соединении практической деятельности с умственной, действий с предметными формами и конструкциями и с их моделями (техническими рисунками, схемами, эскизами, чертежами и др.).

    Кроме того, содержание и методическое сопровождение авторского УМК создают условия для системной организации творческой и проектной деятельности учащихся. Творческие задания предлагаются в непосредственной связи с изучаемым материалом и требуют от школьников его сознательного использования в поисковых ситуациях, для решения конкретных задач. Такая система в организации творческой деятельности создает надежную основу для выполнения итоговых проектов во 2—4 классах. В свою очередь тематика и содержание проектных заданий тесно связаны с основным учебным содержанием в каждом классе.

    Основные задачи технологии в 1 классе

    В рамках авторской программы «Художественно-конструкторская деятельность» первый год обучения занимает особое место. В частности, большое внимание уделяется адаптационным возможностям уроков практического труда в школе. Проблема адаптации первоклассников к условиям школьной жизни является важной для их последующего успешного обучения, но решается она подчас с большим трудом. Между тем, уроки технологии позволяют решать многие сложные аспекты этой проблемы естественным образом, без специальных дополнительных мероприятий.

    Во-первых, они сами по себе вызывают у детей большой интерес, поскольку основаны на живой преобразовательной деятельности. Поддержанию этого интереса за счёт содержания уроков и творческих методов работы мы уделяем особое внимание, а это. в свою очередь, положительно сказывается на учебной мотивации в целом.

    Во-вторых, эти уроки эффективно помогают устранять психофизиологическое недоразвитие, которым отмечены многие первоклассники и с которым связаны основные учебные трудности первого этапа школьной жизни.

    Под психофизиологическим недоразвитием подразумеваются:

    а)        недостаточный уровень развития основных психических процессов, участвующих в познавательной деятельности (внимания, воображения, памяти, мышления и речи);

    б)        ограниченный запас сенсорного опыта и живых представлений об окружающем мире;

    в)        недостаточный уровень важнейших физиологических показателей (развитие мелкой мускулатуры, координация движений и пр.).

    Для решения этой задачи мы предлагаем специально выстроенную систему уроков, направленную на гармонизацию психофизиологического развития детей.

    В-третьих, умственные действия учеников на этих уроках имеют внешнее, материальное выражение — что позволяет их лучше диагностировать и управлять их развитием. Данное обстоятельство также нашло своё отражение в программе первого года обучения. Наконец, практическая форма выполнения учебных заданий позволяет включать детей в совместную работу, учить их коммуникативной практике.

    С учётом сказанного основные задачи уроков технологии в работе с первоклассниками можно обозначить следующим образом:

    1. привитие интереса к занятиям, формирование учебной мотивации;
    2. формирование произвольности поведения, умения слушать и понимать учителя;
    3. воспитание коммуникативных умений, правильного поведения в коллективе сверстников, организованности и культуры труда;
    4. развитие моторики рук, координации движений и действий;
    5. расширение сенсорного опыта, обогащение знаний и впечатлений об окружающем мире;
    6. развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи;
    7. развитие приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, классификации, обобщения и т. д.;
    8. практическое ознакомление со свойствами отдельных материалов, формирование умений их обработки;
    9. формирование первоначальных приёмов работы с инструментами для ручного труда;
    10. формирование умения работать с учебником.

    Все перечисленные задачи реализуются через содержание и методику проведения уроков, последовательность которых в учебнике для первого класса в определённой мере рассчитана именно на адаптацию к школе.

    Общие подходы к разработке программного содержания

    В качестве специфической содержательной базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников элементарных знаний и представлений (и соответствующих умений) из области дизайна, однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся. Как известно, дизайн - это вид человеческой деятельности, направленный на создание удобной и красивой предметной среды. Каждый человек независимо от образа жизни и профессии является «пользователем» этой среды, поскольку он проводит в ней большую часть жизни. В процессе пользования осуществляется и воздействие на среду, и оно может быть более или менее адекватным. Следовательно, элементарные знания и умения из области дизайна следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных), соответственно, современным школьникам необходимо получить образование в данной области.

    Поскольку на уроках практического труда ученики обычно создают вещи для реального применения в жизни, наиболее целесообразно использовать именно эти уроки как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. При этом ни в коей мере не имеется в виду вооружение школьников специфическими дизайнерскими знаниями, а тем более заучивание специальной терминологии и освоение соответствующих узкоспециальных видов деятельности. Программа предусматривает лишь формирование правильных представлений о смысле и красоте вещей, а именно:

    • о самых общих правилах и требованиях, которые человек предъявляет к вещам (и которые, следовательно, надо учитывать при их производстве и использовании);

          •        о взаимосвязи предметного мира с миром природы.

    Предлагаемый учебный курс является комплексным и интегрированным в самом глубоком смысле.

     Он включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

    1. родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
    2. литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного рада в целостном процессе создания образа изделия);
    3. математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и проч., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
    4. окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
    5. изобразительное искусство  (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна).

    Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и общеобразовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.

    Методы обучения:

    1. объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником;
    2. репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму,               программирование;
    3. проблемное изложение изучаемого материала;
    4. частично-поисковый, или эвристический метод;
    5. исследовательский метод, проектная деятельность, учебная экскурсия.

    Формы организации процесса обучения:

    1. индивидуальная,
    2. парная,
    3. групповая,
    4. фронтальная.

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Личностные

    У учащихся будут сформированы:

    1. положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
    2. осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
    3. способность к самооценке;
    4. уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
    5. понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
    6. представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
    7. понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
    8. чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

    Могут быть сформированы:

    1. устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
    2. установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
    3. привычка к организованности, порядку, аккуратности;
    4. адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
    5. чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

    Предметные

    Учащиеся научатся:

    1. использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
    2. правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.,
    3. осуществлять целесообразный выбор инструментов;
    4. на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
    5. выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
    6. работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
    7. изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
    8. решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
    9. понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    1. определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
    2. творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
    3. понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
    4. понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

    Метапредметные

    Регулятивные

    Учащиеся научатся:

    1. самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
    2. планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
    3. следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
    4. руководствоваться правилами при выполнении работы;
    5. устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
    6. осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    1. самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
    2. прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

    Познавательные

    Учащиеся научатся:

    1. находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
    2. анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
    3. анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
    4. выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
    5. использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
    6. выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    1. осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий пр.);
    2. самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
    3. создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
    4. воплощать этот образ в материале;
    5. понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.

    Коммуникативные

    Учащиеся научатся:

    1. организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
    2. формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
    3. выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
    4. в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
    5. проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

    Учащиеся получат возможность научиться:

    1. самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.

    Содержание курса

    Содержательные линии

    Требования ФГОС

    Планируемые результаты

    Предметные результаты

    Базовый уровень

    Выпускник научится:

    Повышенный уровень

    Выпускник получит возможность научиться:

    1 класс (33 часа)

    Узнаём, как работают мастера

    1 час[1]

    Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.

    Учимся работать с разными материалами 12 часов

    Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.

    Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

    Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

    Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

    Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.

    Поднимаемся по ступенькам мастерства 12 часов

    Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.

    Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

    Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.

    Конструируем и решаем  задачи

    8 часов

    Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.

    Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.

    Обучающиеся должны знать:

    1. основные требования культуры и безопасности труда:

    – о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;

    – правила безопасной работы с ножницами и иглой;

    – приёмы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);

    – правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

    – правила аккуратной работы с клеем;

    1. названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);
    2. наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);
    3. наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности  (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);
    4. названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);
    5. назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.

    Обучающиеся должны уметь:

    1. подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока;
    2. соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
    3. выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
    4. использовать правила и приемы рациональной разметки;
    5. аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
    6. аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
    7. аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
    8. аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
    9. аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
    10. изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
    11. пришивать пуговицы;
    12. выполнять комбинированные работы из разных материалов;
    13. воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
    14. внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
    15. выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

    Обучающиеся могут знать:

    1. свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;
    2. происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;
    3. разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.

    Обучающиеся  могут уметь:

    1. самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
    2. устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
    3. на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;
    4. мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;
    5. создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
    6. пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
    7. устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;
    8. осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).

    Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

    Учебники и учебные пособия для учащихся:

    1. Конышева Н. М.  Учебник «Технология» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации , - Смоленск    « Ассоциация 21 век»  2011г.
    2. Конышева Н.М. Рабочая тетрадь в 2 частях к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. -  Смоленск « Ассоциация 21 век»  2012г.

    Методические пособия для учителя:

    1. Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

    Демонстрационный и раздаточный материал

    Коллекция «Бумага и картон»

    Интернет-ресурсы

    1. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
    2. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ 
    3. Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
    4. Сайт для учителя http://www.uroki.net/ 
    5. Сайт страны мастеров: http://stranamasterov.ru/
    6. Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/
    7. Сеть творческих учителей http://it-n.ru/ 
    8. Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
    9. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/ 

    Технические средства обучения

    1. Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц (магниты)
    2. Персональный компьютер у учителя



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы 1 класс 2013-2014 уч. год УМК "Школа России"

    Рабочие программы по УМК "Школа России" 1 класс ФГОС второго поколения в таблице с УУД к каждому уроку...

    Программа воспитания на 2013 -2014 учебный год.

    Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и,...

    Рабочая программа воспитательный работы 2013-2014 учебного года

    Моя рабочая программа для работы 2013-2014 учебного года....

    Рабочие учебные программы 4 класс 2013-2014 учебный год

    Рабочие учебные программы 4 класс по программе  "Школа России"....

    Методическая разработка учебного занятия по ФГОС 2013-2014 учебный год

    Методическая разработка учебного занятия по ФГОС2013-2014 учебный годМБОУ «СОШ № 12»        Класс: 1 «Б»         Учитель: Очи...

    рабочая программа 1 класс 2013-2014 учебный год

    Рабочая программа по предметам разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лично...