Конспект 1 урока по технологии в 3 классе к учебнику Роговцевой.
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме

Карпенко Татьяна Станиславовна

Разработка урока по технологии в 3 классе была взята из универсальных поурочных разработок по технологии для 3 класса к учебнику Н.И.Роговцевой, составитель Максимова Т.Н..Этот материал можно взять за основу для построения урока или использовать в оригинальном виде. Материал представлен в виде документа Word и удобен для работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с учебником.

Планируемые результаты: 

предметные: учащиеся научатся отбирать материалы и инструменты для выполнения изделия, ориентироваться в системе условных обозначений учебника; 

метапредметные: работать в паре, слушать и слышать друг друга, осуществлять сотрудничество, объяснять новые понятия, обобщать, делать выводы; 

личностные: осуществлять творческий подход к выполнению заданий.

Урок 1.

Как работать с учебником. Путешествуем по городу.

Цели: актуализировать знания о технологическом процессе, отборе материалов и инструментов для выполнения изделия; познакомить с технологической картой и критериями оценки выполнения работы, с новым учебником, с условными обозначениями.

Формируемые УУД: отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах, работать с информацией, планировать изготовление изделия.

Оборудование: учебник, загадки на листочках для групповой работы, 

инструменты: простой карандаш, ластик, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент[1]

-Отгадайте загадку.

На каком уроке можно

Резать, клеить и пилить,

Шить, строгать, поделки делать

И друг с другом говорить? 

(На уроке труда, трудового обучения.)

-Как правильно называется изучаемая нами дисциплина? (Технология.)

   -Что нужно для уроков технологии? (Учебник, тетрадь, различные инструменты и материалы.)

  -О чем следует помнить на этих уроках, да и не только на них? Вставьте подходящее слово в пословицу:

«... на столе — ... в голове». (Это  слово  «порядок». Порядок на столе — порядок в голове. На  уроках  технологии  все должно лежать на своем месте, тогда ничего не потеряется, и работа будет спориться.)

II Актуализация знаний

-Давайте вспомним, что же такое технология.

    Технология — наука о том, как правильно изготавливать вещи, предметы из разных материалов, а также экономно расходовать материалы и силу человека, чтобы созданное им было полезным, качественным (наука, которая помогает человеку изготовить много красивых и нужных вещей из разных материалов).

-Добро пожаловать в мир мастерства и творчества! Мы все вместе научимся делать много красивых и полезных вещей.

Что-то вечно мастерим

И без дела не сидим —

Сшили мягкую игрушку

И игольницу-подушку,

В книгу сделали закладку

И обложку для тетрадки,

А из ленточек атласных

Вышло много роз прекрасных!

Нам не скучно никогда —

Любим мы урок труда!

    -Как вы  думаете, чем мы будем заниматься на уроках в 3 классе? (Ответы учеников.)

-Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В учебной книге, нужно посмотреть содержание.)

III Работа по теме урока

1. Знакомство с учебником

-Рассмотрите обложку учебника. О чем она вам может рассказать? (Мы будем выполнять поделки из природного материала, ткани, ниток, пластилина, бумаги и т. д.)

-Что на обложке вам уже знакомо? (Совенок, который держит линейку. Мы с ним встречались в 1 и во 2 классах. А также нам знакомы фамилии авторов учебника: Роговцева,  Богданова, Добромыслова.)

-Вспомните, как звали персонажей учебника, которые помогали нам два года на уроках технологии. (Аня - дизайнер и Ваня — изобретатель.)

-Откройте учебник на с. 3. Кого вы увидели? (Аню и Ваню.) 

-Прочитаем обращение авторов. (Учащиеся читают текст «Здравствуй, дорогой друг», затем учитель  проводит обсуждение.)

-Кто вспомнит, куда мы совершили путешествие во 2 классе? (В прошлое.)

-Куда мы отправляемся в этом году с Аней и Ваней? (В настоящее.)

-Задайте вопросы по прочитанному тексту. (Ученики еще раз просматривают текст и составляют вопросы, на которые сразу отвечают.)

-Где  будет проходить наше путешествие? (В современном городе.)

-О чем мы узнаем из нашего путешествия?

-Что создадим, путешествуя по городу?

-Какое слово выделено? (Современники.)

-Что это значит? (Значение слова можно найти в словарике юного технолога, который приводится в конце учебника.)

-А как вы думаете, кто такие современники? (Предположения учеников.)

-Давайте проверим, верны ли наши предположения. (Ученики открывают учебник на с. 141 и читают определение.)

-Вернемся к первым страницам учебника. На что еще нам следует обратить внимание? (На условные обозначения.)

-Рассмотрите условные обозначения. Что вы можете сказать? (Они такие же, какие были в учебнике для 2 класса.)

-Предлагаю вспомнить, как работать по учебнику. Аня и Ваня нам в этом помогут. Прочитайте по ролям текст на с. 4—5.

(Работа в паре.)

-Что вам напомнили разделы? (Они такие же, как во 2 классе.)

-Давайте посмотрим, где мы будем путешествовать, изучая каждый раздел учебника. Рассмотрите содержание нас. 142-143.

-Где вам захотелось побывать? (Ответы учеников.)

-Что вы можете сказать о значках на с. 6? (Они повторяются, но появился и новый значок: стоимость изделия — дешево и дорого.)-

-Как вы понимаете слова «дешево» и «дорого»? (Ответы учеников.)

-Как вы ответили на вопросы Ани к рисункам на с. 4 учебника? (Примерный ответ. На 1-м рисунке — флюгер. Думаю, он из задания раздела «Человек и воздух». Материал: фольга, картон; инструменты: ножницы, карандаш, скрепка. На 2-м рисунке — кошка-игрушка. Раздел «Человек и земля». Материал: соленое тесто; инструменты: лопаточка для размешивания теста, кисточка и краски для оформления изделия. На 3-м рисунке — лошадка. Это дымковская игрушка. Раздел «Человек и земля». Материал: пластилин (глина); инструменты: стеки. На 4-м рисунке - игрушка из яйца. Раздел «Человек и земля». Материал: яичная скорлупа, цветная бумага; инструменты: ножницы, карандаш, шило, краски. На 5-м рисунке - ветряная мельница. Раздел «Человек и воздух». Материал: бумага, картон; инструменты: ножницы, карандаш, скрепка. На 6-м рисунке — матрешка. Раздел «Человек и земля». Материал: картон, цветная бумага, ткань; инструменты: ножницы, карандаш, клей, украшения.)

Игра «Не ошибись»

— Продолжим вспоминать материалы и инструменты. Первый вариант называет материал, второй — инструмент. Кто назовет больше и не ошибется? Но прежде вспомним, что такое инструмент и материал. (Инструмент — орудие человеческого труда. Материал — предметы, вещества, идущие на изготовление чего-нибудь.)

Инструменты:

ножницы с закругленными концами лезвий;

линейка 30 см (деревянная или пластмассовая);

выдвижной резачок (острый перочинный нож);

карандаш (М или ТМ);

кисточки;

стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка);

прочная нитка для разрезания пластилина;

клеенка (или плотная бумага);

циркуль;

шило и т. д.

Материалы:

тонкая цветная бумага;

тонкий и гофрированный картон;

пластилин, глина;

масса для моделирования;

цветные нитки (мулине);

тальк или крахмал;

бисер;

фольга;

краски акварельные;

клей ПВА;

клейкая лента и т. д.

2.Работа по учебнику

-Давайте вспомним вопросы юного технолога.(Ученики еще раз читают вопросы на с. 6.)

-Мы с вами рассмотрели учебник, он поможет нам на уроках. Учебники в конце учебного года нам нужно сдать в библиотеку, поэтому вспомним правила обращения с учебником. (Ученики называют правила.)

    -Бережно сохраняйте ваши учебники — помните, что после вас ими будут пользоваться ваши младшие товарищи. Оберните учебник специальной обложкой, подпишите, вложите закладку. Не кладите в учебник ручки, карандаши и другие предметы, не загибайте углы страниц, не делайте никаких пометок ручкой. Испорченный или утерянный учебник вы обязаны заменить.

-Подведем итог.

-Чему же мы будем учиться на уроках технологии? (Делать изделия из разных материалов, а также наблюдать, размышлять, формулировать выводы, придумывать новое, планировать работу, работать над проектами, получать удовольствие от творчества.)

IV. Физкультминутка

(Упражнения выполняются сидя за партой.)

  • Исходное положение (И. п.) — руки согнуты, кисти на уровне плеч, ладони вперед:
  • сильно сжать пальцы в кулаки;

       - руки вперед, кулаки разжать, пальцы расслабить;

       - вернуться в И. п.

       - И. п. — руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки:

       - руки вперед, пальцы широко развести;

     - руки к плечам, пальцы сжать в кулаки;

     - то же, но руки вверх.

     - И. п.— руки перед грудью:

     - поворот туловища влево, левая рука в сторону, посмотреть на кисть левой руки;

     - вернуться в И. п.;

     - то же в другую сторону.

V. Продолжение работы по теме урока

1.Работа по учебнику

                      -Отгадайте, о чем идет речь.

Крупный населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. {Город.)

Дома стоят,

Друг на друга глядят.

Пешеходы идут,

Сумки несут.

И автомобили

Куда-то покатили. (Улица.)

-Начинаем путешествие по городу. Прочитайте первые три абзаца текста на с. 7.

-Что нового вы узнали? (Ответы учеников.)

-О какой профессии вы прочитали? (Архитектор-проектировщик.)

-Где мы можем подробно узнать об этой профессии? (Посмотреть в справочной литературе, Интернете.)

    Архитектор-проектировщик занимается разработкой проекта зданий и всевозможных сооружений. Он определяет внешний вид конструкции, объемы, габариты и полезную площадь. Архитектор-проектировщик создает подробные чертежи будущего здания. При разработке проекта специалист должен рассчитать срок использования и прочность сооружения, учитывая всевозможные погодные условия и чрезвычайные ситуации. В случае разрушения здания из-за неверных расчетов при проектировании ответственность несет именно архитектор.

-Дочитаем по цепочке текст до конца.

2.Работа в группе

-Посмотрим, насколько хорошо вы знаете городские объекты. Посовещайтесь в группе, отгадайте загадки и запишите ответ.

(Каждой группе учитель выдает листочек с загадками.)

Вот проснулись утром рано

Два больших подъемных крана,

Чтобы собирать высотку —

Настоящую красотку.

Близко вы не подходите,

Но объект мне назовите. (Стройка.)

Он огромный, городской,

Часто он с большой трубой.

Здесь машины собирают

Или нефть перегоняю! (Завод.)

В каждом городе есть место

Сладкое и вкусное —

Там в цехах замесят тесто

Мастера искусные

И в него добавят дрожжи,

Ванилин, цукаты.

Как приятны  всем прохожим

Эти ароматы! (Кондитерская фабрика.)

Угадай, куда ведут

Малышей с утра.

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (Детский сад.)

Тут на каждом этаже

Побывали мы уже:

Вот внизу регистратура,

А повыше — логопед,

Врач лечебной физкультуры

И массажный кабинет.

А пройдете коридор —

Там табличка «Доктор ЛОР». (Поликлиника.)

Вот большой и круглый дом —

Ой, какое место, —

Ведь всегда ребятам в нем

Очень интересно.

В этом доме непременно

Есть и звери, и арена. (Цирк.)

Ты иди сюда скорей,

Посмотри-ка на зверей,

На заморских, очень редких,

Что живут в просторных клетках. (Зоопарк.)

Нам вчера в античном зале

Про Афины рассказали.

А потом сказала мама:

«В древнем зале есть и мамонт!»

Угадайте-ка, ребята:

Где такие экспонаты? (В музее.)

В городе деревьев мало,

И гулять стремятся все,

Уходя на два квартала

От проспектов и шоссе.

Тут прохладно средь аллей

И зеленых тополей. (Сквер, парк.)

Сидим, пока над нами Ночь,

Как рассветет - уходим прочь. (Кинотеатр.)

Надо хлеба нам купить

Иль подарок подарить -

Сумку мы с тобой берем

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в... {магазин).

-Какие из этих объектов есть в нашем городе?

-Какие еще городские объекты вам известны? (Ответы учеников.)

3.Работа по учебнику

С. 8-9

(Работа в паре.)

-Прочитайте разговор Ани и Вани. Не забудьте заглядывать в словарик юного технолога.

(Ученики читают текст  по ролям. После  работы в паре учитель предлагает ответить на вопросы Вани на с. 9 учебника, рассматривают схему  маршрута и отвечают на вопросы.)

-Теперь выполним задание, которое предлагает нам Аня на с. 9 учебника. Какие знания и умения для этого понадобятся? (Знание расположения объектов своего города, умение схематически изобразить эти объекты.)

-Какие материалы потребуются? (Бумага.)

-Какие инструменты нужны? (Простой карандаш, линейка, цветные карандаши.)

Нарисуем схему маршрута.

-Расскажите друг другу о своей схеме. Куда вы хотите отправиться в путешествие, почему именно эти городские объекты вас интересуют?

   (Работа в паре. У доски можно заслушать 2—3 желающих.)

IV. Рефлексия

-Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей ра- ботой?

-Все ли было понятно?

-Что показалось вам интересным?

-А что сегодня было для вас трудным?

-Кого из одноклассников можно поблагодарить за работу на уроке?

VII. Подведение итогов урока

-Куда мы отправимся в путешествие? (В мир современных  технологий.)

-Чему будем учиться на уроках технологии? (Ответы учеников)

Домашнее задание.

1.Прочитать диалог Вани и Ани на с. 10 учебника. Выполнить задание Вани.

2.Выполни  по выбору задание для любознательных:

    1) узнай историю своего города;

    2) узнай о достопримечательностях города;

    3) узнать об улицах города (названия улиц, почему так назвали, сколько улиц, переулков и т. д.);

    4) узнать о знаменитых людях города (городская Доска почета);

        5) найти  и прочитать книги о родном городе (экскурсия и библиотеку);

        6) создать иллюстрированную книгу «Азбука безопасности и городе».

3.Написать сочинение на тему (по выбору): «Любимый уголок  моего города», «Почему я люблю свой город», «Будущее нашего города», «Город моей мечты», «Красота родного города»  и т.д..


[1] Далее: организационный момент предполагает обязательную проверку готов ности к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии 3 класс (к учебнику Роговцевой Н.И.) ФГОС

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

Рабочая программа по технологии 2 класс, Н.И.Роговцева

Рабочая программа составлена в соответствие с требования ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа по технологии 3 класс по программе Роговцевой Н.И. Школа России

Рабочая программа отражает содержание курса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и концепции духовно-нравственного развития. Программа раскрывает цели, задачи курса технологии, его мес...

Рабочая программа по технологии 1 класс Н.И.Роговцевой ФГОС

Рабочая пограмма по технологии 1 класс ФГОС...

Поурочные разработки по технологии для 2 класса к учебнику Роговцевой Н.И.

Поурочные разработки по технологии для 2 класса к учебнику Роговцевой Н.И. к УМК "Школа России"...