Рабочая программа по технологии
рабочая программа (технология, 3 класс) по теме

Рабочая прграмма по технологии 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh3.rar32.07 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена на основе авторской программы «Технология» Рагозиной Т.М. (образовательная программа:  Проект «Перспективная начальная школа») и учебного плана МОУ «Ракитянская СОШ №1» в соответствии с требованиями ФГОС.

Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»

1. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/Учебник.

2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.

3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/ Учебник.

Учебно-методическая литература

1. Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 3 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

2. Рагозина Т.М. Технология. 3 класс: методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.

         В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребёнка: нравственного, умственного, физического, эстетического.

Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

Цель курса «Технология» в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

Основные задачи курса:

I – формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что всё необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека – «один для всех и большинство работают для одного»;

 - расширение и обогащение практического опыта детей, знание о производственной деятельности людей, о технике, технологии;

 - воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;

II – формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений;

 - формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;

 - воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, в группе, умения распределять трудовые задания между собой;

 - развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.

Реализация поставленных задач осуществляется через содержание курса, которое включает:

- ознакомление младших школьников с различными материалами, их основными свойствами;

- овладение правилами и примерами действий ручными инструментами – изготовление разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость;

- овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, работы; планирование, организация и контроль трудовой деятельности;

- обучение умениям вести наблюдения за жизнью растений и животных, ставить опыты, принимать посильное участие в сельскохозяйственном труде, овладевая агробиологическими знаниями, познавая оптимальные условия жизни и развития живых организмов.

В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, технология опережающего, дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей.

2. Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Учебный курс «Технология» является составной частью развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» решает значимые задачи проектирования УУД в 3 классе. Элементы учебной деятельности (целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия) предстают в наглядном виде и повышают эффективность процесса обучения.

Основные виды учебной деятельности обучающихся в 3 классе: наблюдение и исследование свойств материалов, приемов их обработки; анализ конструкций, условий и способов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, проектирование, практика работы на компьютере.

Большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

С 3 класса в программу включен раздел «Практика работы на компьютере», в котором предусматривается первичное освоение и использование информационных технологий. Содержательная часть программы представлена следующими разделами.

В первом разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел (включая ремесла родного края), представляются первоначальные сведения о мире профессий, об эстетической культуре ручного, механизированного и автоматизированного труда; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников, включая самообслуживание, дается общее представление о проектной деятельности.

Во втором разделе «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» содержится информация о материалах, которые будут обрабатывать школьники, перечислены инструменты и приспособления для их обработки, технологические операции, подлежащие освоению, указаны виды практических работ.

Третий раздел «Конструирование и моделирование» представляет информацию о современном транспорте, в нем делается акцент на чтении схем и простейших чертежей, обеспечивающих конструирование и моделирование несложных технических объектов, естественным результатом изготовления которых является проверка их в действии на уроках технологии и других предметов.

Четвертый раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, с которыми обучающиеся целенаправленно работают (включая Интернет).

Особое внимание при изучении указанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям. Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой.

Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, детским садам, ученикам младших классов.

Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки.

Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рациональных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.

Учебный предмет «Технология» начинает знакомство младших школьников с технологией как областью преобразовательной, творческой деятельности и решает следующие учебно-воспитательные задачи во 3-м классе:

- Развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;

- Освоение первоначальных представлений о мире профессий;

- Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию общественно и личностно-значимых объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности;

- Воспитание трудолюбия, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Одной из основных задач курса является формирование в сознании школьника целостной научной картины мира на доступном восприятию первоклассников уровне с опорой на интеграцию с другими образовательными предметами (окружающим миром, математикой, литературным чтением).

3. Описание места учебного предмета «Технология»

             В соответствии с планом  МОУ «Ракитянская СОШ №1» для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», курс представлен в инвариативной области базисного плана в предметной области «Технология». На изучение технологии в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»

Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:

— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания

и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважения к результатам труда других людей;

— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе

общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;

— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

Планируемые результаты изучения предмета «Технология»    3-й класс

Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметным результатом изучения технологии в начальной школе является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения

Обучающиеся научатся:

• рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;

• рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;

• рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;

• анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;

• осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);

• отбирать картон с учетом его свойств;

• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);

• экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;

• работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологически приемы их ручной обработки;

• изготавливать плоскостные изделия по эскизам;

• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;

• выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;

• создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.

По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:

• рассказывать об основных источниках информации и правилах организации труда при работе за компьютером;

• называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);

• называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);

• рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;

• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;

• включать и выключать компьютер;

• использовать приемы работы с дисководом, электронным диском, мышью;

• работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);

• работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;

• соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);

• осуществлять проектную деятельность;

• создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;

• использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графического редактора), с программными продуктами, записанными на электронных

дисках.

6. Содержание учебного предмета «Технология»  3 класс (34 часа)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Разнообразие предметов рукотворного мира из картона, текстильных материалов. Традиции и творчество мастеров в создании изделий из текстильных материалов. Распространенные виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей).

Организация рабочего места для работы с глиной, металлами, деталями конструктора. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.

Групповые проекты. Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта. Результаты проектной деятельности — «Парк машин для перевозки грузов», «Модели сельскохозяйственной техники».

Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, выполнение ремонта книг, декоративное оформление культурно-бытовой среды.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Пластические материалы. Глина. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных изделий. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе.

Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание.

Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин.

Бумага и картон. Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, тол- стый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и многослойный, блестящий и матовый. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона.

Виды условных графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка деталей с опорой на эскиз.

Инструменты и приспособления для обработки картона: карандаш простой (твердость ТМ), ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского макетного ножа, шила.

Приемы работы с картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для письменных принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков, новогодних игрушек, открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно, фигурок для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме, эскизу.

Текстильные материалы. Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.

Приемы работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.

Практические работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций из ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг, подвесок для

новогодней елки).

Металлы. Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке.

Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение.

Практические работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.

Пластмассы. Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: разъемные упаковки-капсулы. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пластмасс.

Инструменты и приспособления для обработки упаковок-капсул: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом.

Приемы работы с упаковками-капсулами: прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги.

Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.

3. Конструирование и моделирование

Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплового воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной техники (трактора). Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим условиям.

Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики, тележки-платформы.

4. Практика работы на компьютере

Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру

Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.

Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.

Организация работы на компьютере

Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.

Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Технология работы с инструментальными программами

Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.

                                    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

1

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

  1. Бумага и картон.
  2. Текстильные материалы.
  3. Металлы.
  4. Утилизированные материалы

18


9

5

1

3

2

Конструирование и моделирование

6

3

Практика работы на компьютере

  1. Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру
  2. Организация работы на компьютере
  3. Технология работы с инструментальными программами

10

2


5

3

ИТОГО

34

Формы и средства контроля:

Текущая аттестация учащихся 3-х классов ведется в классных журналах в виде отметок по пятибальной шкале.

Критерии оценок:

Оценка «5»  выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом. А также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделий.

За проявленную самостоятельность и творческие выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.

Изделие с нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.

За готовое изделие во время проверочной работы оценка выставляется всем учащимся.

                                             

                                     7.Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Характеристика основной деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения

По плану

Фактически

Примечание  

1

ВИ по ТБ. Первичный инструктаж по ТБ на рабочем месте. Лепка птиц из глины.

1

Анализ образца, способы соединения деталей, декоративное оформление изделия. Основные приёмы работы с пластичными материалами. Планирование и осуществление работы по схеме. Создание модели по собственному замыслу

2

Лепка декоративных пластин

1

Анализ образца, способы соединения деталей, декоративное оформление изделия. Основные приёмы работы с пластичными материалами. Планирование и осуществление работы по схеме. Создание модели по собственному замыслу

3

Устройство из полос бумаги

1

Анализ назначения, основных свойств и видов бумаги. Закреплять умения планировать и осуществлять свою работу по инструкционным рисункам и схемам. Организация рабочего места. Повторение правил безопасной работы с ножницами. Моделирование правил рациональной разметки листа

4

Мера для измерения углов

1

Изготовление плоскостных изделий из бумаги по самостоятельно изготовленному шаблону. Организация рабочего места. Повторение правил безопасной работы с ножницами. Моделирование правил рациональной разметки листа бумаги.

5


Подставка для письменных принадлежностей.

1

Моделирование правил бережного использования и экономного расходования материалов. Установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия клеем. Рицовка (понятие)

Анализ назначения, основных свойств и видов бумаги. Закреплять умения планировать и осуществлять свою работу по инструкционным рисункам и схемам. Организация рабочего места.

6

Коробка со съемной крышкой

1

Формирование умения читать чертеж. Разметка квадратной заготовки по линейке. Проведение надрезов. Анализ особенностей крепления бумажных деталей. Создание модели по собственному замыслу. Организация рабочего места. Повторение правил безопасной работы с ножницами. Моделирование правил рациональной разметки листа бумаги складыванием.  

7

Устройство для определения направления движения теплого воздуха

1

Анализ назначения, основных свойств и видов бумаги. Закреплять умения планировать и осуществлять свою работу по инструкционным рисункам и схемам. Организация рабочего места.

8

Куклы для пальчикового театра

1

Знакомство с профессиями и сферой использования человеком текстильных материалов. Сравнение и различение лицевой и изнаночной стороны ткани. Разметка и раскрой ткани; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки. Составление правил безопасной работы с иглами и булавками. 

9

Коллаж

1

Сравнение и различение разных видов тканей. Разметка и раскрой ткани; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки. Повторение  правил безопасной работы с иглами и булавками. Анализ образца, способы соединения деталей, декоративное оформление изделия. 

10

Змейка для определения направления движения теплого воздуха

1

Уточнение понятия «модель». Формирование умений отбирать материал, организовывать рабочее место. Обобщение и систематизация правил безопасной работы с ножницами. Разметка детали.

11

Упаковка для подарков

1

Уточнение понятия «сувенир». Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по образцам, рисункам; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок.

12

Аппликации из ниток

1

Анализ и сравнение нитки по прочности, мягкости, толщине. Закрепление умения отбирать материал, учитывая его свойства и назначение изделия. Планирование и осуществление работы по инструкционному рисунку. Формирование  умений делать изделие из ниток.

13

Декоративное оформление изделий вышивкой

1

Сравнение и различение лицевой и изнаночной стороны ткани. Разметка и раскрой ткани; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки. Закрепление правил безопасной работы с иглами и булавками.

Организация рабочего места для работы с тканью. Разметка по выкройке ткани. Оформление заготовки вышивкой. Вышивание стебельчатым и тамбурным швом. Создание декоративных изделий по собственному замыслу. Самоконтроль за соблюдением правил безопасной работы с иглами и булавками.

14

Палетка

1

Изготовление плоскостных изделий из бумаги по самостоятельно изготовленному шаблону. Организация рабочего места. Повторение правил безопасной работы с ножницами. Моделирование правил рациональной разметки листа бумаги.

15

Новогодние игрушки

1

Конструирование объектов с учетом технических и художественно-декоративных условий. Установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия клеем. Создание модели по собственному замыслу

16

Брелок из проволоки

1

Анализ технологических свойств проволоки. Установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия путем переплетения. Формирование техники работы с проволокой.

17

Открытка-ландшафт

1

Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых изделий. Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по образцам, рисункам; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок. Моделирование приёмов разметки складыванием. Выполнение симметричного вырезания.

18

Ремонт книг с заменой обложки

1

Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых изделий. Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

19

Подарочные открытки из гофрированного картона

1

Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых изделий. Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по образцам, рисункам; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок.

20

Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул

1

Установление пространственных отношений между деталями изделия. Конструирование объектов с учетом технических и художественно-декоративных условий.

21

Декоративное панно

1

Закрепление умения отбирать материал, учитывая его свойства и назначение изделия. Планирование и осуществление работы по инструкционному рисунку.

22

Картонные фигурки с элементами движения для театра

1

Знакомство с новым свойством материалов – влагостойкостью. Проектирование модели парусника. Установление пространственных отношений между деталями изделия.

23

Работа с конструктором

1

Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки. Характеристика с помощью учителя основных требований к изделию. Конструирование объектов с учетом технических и художественно декоративных условий: определение особенностей конструкций, подбор под руководством учителя соответствующих материалов и инструментов.

24

Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов

1

Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки. Характеристика с помощью учителя основных требований к изделию. Конструирование объектов с учетом технических и художественно декоративных условий: определение особенностей конструкций, подбор под руководством учителя соответствующих материалов и инструментов.

25

Технические устройства для работы с информацией. Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере.

1

Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм

26

Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру.

1

Анализ, сравнение и основная характеристика технических устройств. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм


27

Работа с электронным диском. Компьютерные программы

1

Моделирование правил работы с электронным диском. Знакомство с основными видами компьютерных программ.

28

Как работать с компьютерной мышью. Клавиатура компьютера.

1

Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Моделирование правил работы на клавиатуре компьютера. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм

29

Компьютерная программа для создания и показа презентаций.

1

Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора

для реализации творческого замысла.

30

Компьютерные коллекции. Работаем с программой для создания и показа презентаций.

1

Знакомство с компьютерными коллекциями. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.

31

Графические редакторы. Окно графического редактора PAINT.

1

 Знакомство с графическими редакторами, их назначением и возможностями использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование.

32

Сохранение рисунка на компьютере.

1

Составление алгоритма сохранения рисунка на компьютере.

33

Работаем с графическим редактором.

1

Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование.

34

Работаем с графическим редактором. Как выключить компьютер.

1

Использование графического редактора для реализации творческого замысла. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование.

8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета  

                                                «Технология»

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты   УМК «Перспективная начальная школа»  для 1-4 классов   (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы)

Методические пособия  и книги для учителя

Примерная программа по технологии

Предметные журналы

Ф




Д


Д

Д

Печатные пособия

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстративного и раздаточного материала

Д


Д/П

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Ф

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Д


по возможности

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты (труд людей, технологические процессы, народные промыслы)

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д


Д


Д



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

Набор демонстративных материалов, коллекций в соответствии с программой обучения.

Конструкторы.

Объёмные модели геометрических фигур

К



Ф/П



К

Ф/П

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий)

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К


Д

Д


Д

Д


Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
  2. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
  8. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
  9. Рагозина Т.М. Технология.[текст] : 2 класс; методическое пособие/ Т.М.Рагозина – М.: Академкнига/ Учебник, 2011
  10. Рагозина Т.М. Технология Текст : 3 кл.:учебник / Т.М. Рагозина, А.А. Гринева/ под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2013

Примерный перечень материалов и инструментов, необходимых во 3-м классе на одного учащегося

  • Цветная бумага — 3—4 набора.
  • Белая писчая бумага — 5—6 листов (одна пачка на класс).
  • Цветной картон — 1—2 набора.
  • Пестрая бумага — вырезки из старых журналов, плакатов, календарей, упаковок.
  • Фантики от конфет.
  • Небольшие картонные коробочки разных размеров из-под спичек, скрепок, витаминов и пр.
  • Скрепки (1—2 коробки на класс).
  • Клеящий карандаш — 2 шт.
  • Клей ПВА, кисточка для клея — 2 шт.
  • Пластилин — 2 коробки (лучше всего отечественный — «Гамма» или «Луч»).
  • Стеки — 2 шт. — пластмассовые или деревянные ножички для разрезания пластилина.
  • Глина.
  • Лоскутки различных тканей (хлопка, шерсти, шелка, льна, синтетических) с цветочным, геометрическим рисунком и однотонные.
  • Небольшие кусочки кружев, тюля, шитья, драпа, сукна, цветной тесьмы и тонких ленточек.
  • Канва для вышивания (специальная ткань для вышивания с крупным переплетением нитей) или ткань с крупным полотняным переплетением.
  • Нитки для вышивания разных цветов — мулине или тонкая шерсть.
  • Нитки швейные № 40 — одна катушка.
  • Небольшие клубочки шерстяной пряжи (можно распущенной) разных цветов.
  • Иглы для шитья и вышивания, булавки с колечком — в игольнице.
  • Пяльцы, наперсток, нитковдеватель.
  • Ножницы с тупыми концами.
  • Пуговицы с двумя отверстиями разных цветов и размеров.
  • Небольшое количество семян различных растений для декоративных композиций: арбуза, дыни, тыквы, подсолнечника, кукурузы, гороха, перца, ясеня, клена, косточки яблок, вишен, калины и др.
  • Клеенка или подкладная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...