Рабочая программа по технологии
рабочая программа (технология, 3 класс) по теме
Рабочая прграмма по технологии 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekh3.rar | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе авторской программы «Технология» Рагозиной Т.М. (образовательная программа: Проект «Перспективная начальная школа») и учебного плана МОУ «Ракитянская СОШ №1» в соответствии с требованиями ФГОС.
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа»
1. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/Учебник.
2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник.
3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/ Учебник.
Учебно-методическая литература
1. Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 3 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
2. Рагозина Т.М. Технология. 3 класс: методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.
В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребёнка: нравственного, умственного, физического, эстетического.
Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
Цель курса «Технология» в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Основные задачи курса:
I – формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что всё необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека – «один для всех и большинство работают для одного»;
- расширение и обогащение практического опыта детей, знание о производственной деятельности людей, о технике, технологии;
- воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;
II – формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений;
- формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
- воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, в группе, умения распределять трудовые задания между собой;
- развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.
Реализация поставленных задач осуществляется через содержание курса, которое включает:
- ознакомление младших школьников с различными материалами, их основными свойствами;
- овладение правилами и примерами действий ручными инструментами – изготовление разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость;
- овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, работы; планирование, организация и контроль трудовой деятельности;
- обучение умениям вести наблюдения за жизнью растений и животных, ставить опыты, принимать посильное участие в сельскохозяйственном труде, овладевая агробиологическими знаниями, познавая оптимальные условия жизни и развития живых организмов.
В основе методики преподавания курса лежат проблемно – поисковые, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные технологии, технология опережающего, дифференцированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей.
2. Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Учебный курс «Технология» является составной частью развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».
Деятельностный подход к процессу обучения обеспечивается формированием у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознанием обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формированием универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Цель обучения и значение предмета выходит далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» решает значимые задачи проектирования УУД в 3 классе. Элементы учебной деятельности (целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия) предстают в наглядном виде и повышают эффективность процесса обучения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся в 3 классе: наблюдение и исследование свойств материалов, приемов их обработки; анализ конструкций, условий и способов их создания; моделирование, конструирование из различных материалов; решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, проектирование, практика работы на компьютере.
Большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
С 3 класса в программу включен раздел «Практика работы на компьютере», в котором предусматривается первичное освоение и использование информационных технологий. Содержательная часть программы представлена следующими разделами.
В первом разделе «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания» раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел (включая ремесла родного края), представляются первоначальные сведения о мире профессий, об эстетической культуре ручного, механизированного и автоматизированного труда; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников, включая самообслуживание, дается общее представление о проектной деятельности.
Во втором разделе «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» содержится информация о материалах, которые будут обрабатывать школьники, перечислены инструменты и приспособления для их обработки, технологические операции, подлежащие освоению, указаны виды практических работ.
Третий раздел «Конструирование и моделирование» представляет информацию о современном транспорте, в нем делается акцент на чтении схем и простейших чертежей, обеспечивающих конструирование и моделирование несложных технических объектов, естественным результатом изготовления которых является проверка их в действии на уроках технологии и других предметов.
Четвертый раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, с которыми обучающиеся целенаправленно работают (включая Интернет).
Особое внимание при изучении указанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям. Программа предполагает обязательное сочетание индивидуальной работы над заданием с работой в малых группах и с коллективной работой.
Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, детским садам, ученикам младших классов.
Программа позволяет осуществлять пропедевтическую профориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения и заготовки природных материалов), посещать местные музеи декоративно-прикладного творчества, выставки.
Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рациональных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.
Учебный предмет «Технология» начинает знакомство младших школьников с технологией как областью преобразовательной, творческой деятельности и решает следующие учебно-воспитательные задачи во 3-м классе:
- Развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;
- Освоение первоначальных представлений о мире профессий;
- Овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию общественно и личностно-значимых объектов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности;
- Воспитание трудолюбия, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Одной из основных задач курса является формирование в сознании школьника целостной научной картины мира на доступном восприятию первоклассников уровне с опорой на интеграцию с другими образовательными предметами (окружающим миром, математикой, литературным чтением).
3. Описание места учебного предмета «Технология»
В соответствии с планом МОУ «Ракитянская СОШ №1» для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», курс представлен в инвариативной области базисного плана в предметной области «Технология». На изучение технологии в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания
и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважения к результатам труда других людей;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
— формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»
Планируемые результаты изучения предмета «Технология» 3-й класс
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Метапредметным результатом изучения технологии в начальной школе является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 3-го года обучения
Обучающиеся научатся:
• рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;
• рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой текстильных материалов;
• рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей), связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
• анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
• осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное оформление культурно-бытовой среды);
• отбирать картон с учетом его свойств;
• применять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
• экономно размечать материалы по линейке и по угольнику;
• работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (картон, текстильные материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные технологически приемы их ручной обработки;
• изготавливать плоскостные изделия по эскизам;
• решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
• выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;
• создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.
По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:
• рассказывать об основных источниках информации и правилах организации труда при работе за компьютером;
• называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
• называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
• рассказывать о назначении основных функциональных устройств компьютера, периферийных компьютерных устройств; устройств внешней памяти;
• соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
• включать и выключать компьютер;
• использовать приемы работы с дисководом, электронным диском, мышью;
• работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по программе, используя элементы управления (кнопки);
• работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
• соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
• осуществлять проектную деятельность;
• создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи, воплощать этот образ в материале;
• использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной программы (графического редактора), с программными продуктами, записанными на электронных
дисках.
6. Содержание учебного предмета «Технология» 3 класс (34 часа)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания
Разнообразие предметов рукотворного мира из картона, текстильных материалов. Традиции и творчество мастеров в создании изделий из текстильных материалов. Распространенные виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей).
Организация рабочего места для работы с глиной, металлами, деталями конструктора. Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы, навыки сотрудничества.
Групповые проекты. Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта. Результаты проектной деятельности — «Парк машин для перевозки грузов», «Модели сельскохозяйственной техники».
Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, выполнение ремонта книг, декоративное оформление культурно-бытовой среды.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Пластические материалы. Глина. Применение глины для изготовления предметов быта и художественных изделий. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам: цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе.
Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание.
Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин.
Бумага и картон. Практическое применение картона в жизни. Виды картона, используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона: цветной и белый, гибкий, тол- стый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и многослойный, блестящий и матовый. Виды бумаги, используемые на уроках и их свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона.
Виды условных графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка деталей с опорой на эскиз.
Инструменты и приспособления для обработки картона: карандаш простой (твердость ТМ), ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского макетного ножа, шила.
Приемы работы с картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами, надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой, оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для письменных принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков, новогодних игрушек, открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно, фигурок для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме, эскизу.
Текстильные материалы. Общее понятие о текстильных материалах, их практическое применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в зависимости от их свойств.
Приемы работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой, сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным швами.
Практические работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций из ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг, подвесок для
новогодней елки).
Металлы. Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции, тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке.
Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение.
Практические работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения деталей картонных фигурок.
Пластмассы. Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: разъемные упаковки-капсулы. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пластмасс.
Инструменты и приспособления для обработки упаковок-капсул: ножницы, шило, фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом.
Приемы работы с упаковками-капсулами: прокалывание шилом, надрезание, соединение деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги.
Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.
3. Конструирование и моделирование
Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для определения движения теплового воздуха, часов, грузового транспорта и сельскохозяйственной техники (трактора). Конструирование и моделирование из металлических стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим условиям.
Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства, демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики, тележки-платформы.
4. Практика работы на компьютере
Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру
Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства компьютера. Назначение основных устройств компьютера.
Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с электронными дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его сохранность.
Организация работы на компьютере
Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной программы с помощью мыши.
Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Технология работы с инструментальными программами
Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
| 18 9 5 1 3 |
2 | Конструирование и моделирование | 6 |
3 | Практика работы на компьютере
| 10 2 5 3 |
ИТОГО | 34 |
Формы и средства контроля:
Текущая аттестация учащихся 3-х классов ведется в классных журналах в виде отметок по пятибальной шкале.
Критерии оценок:
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом. А также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.
Оценка «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделий.
За проявленную самостоятельность и творческие выполненную работу оценку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.
Изделие с нарушением, конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.
За готовое изделие во время проверочной работы оценка выставляется всем учащимся.
7.Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Характеристика основной деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | ||
По плану | Фактически | Примечание | ||||
1 | ВИ по ТБ. Первичный инструктаж по ТБ на рабочем месте. Лепка птиц из глины. | 1 | Анализ образца, способы соединения деталей, декоративное оформление изделия. Основные приёмы работы с пластичными материалами. Планирование и осуществление работы по схеме. Создание модели по собственному замыслу | |||
2 | Лепка декоративных пластин | 1 | Анализ образца, способы соединения деталей, декоративное оформление изделия. Основные приёмы работы с пластичными материалами. Планирование и осуществление работы по схеме. Создание модели по собственному замыслу | |||
3 | Устройство из полос бумаги | 1 | Анализ назначения, основных свойств и видов бумаги. Закреплять умения планировать и осуществлять свою работу по инструкционным рисункам и схемам. Организация рабочего места. Повторение правил безопасной работы с ножницами. Моделирование правил рациональной разметки листа | |||
4 | Мера для измерения углов | 1 | Изготовление плоскостных изделий из бумаги по самостоятельно изготовленному шаблону. Организация рабочего места. Повторение правил безопасной работы с ножницами. Моделирование правил рациональной разметки листа бумаги. | |||
5 | Подставка для письменных принадлежностей. | 1 | Моделирование правил бережного использования и экономного расходования материалов. Установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия клеем. Рицовка (понятие) Анализ назначения, основных свойств и видов бумаги. Закреплять умения планировать и осуществлять свою работу по инструкционным рисункам и схемам. Организация рабочего места. | |||
6 | Коробка со съемной крышкой | 1 | Формирование умения читать чертеж. Разметка квадратной заготовки по линейке. Проведение надрезов. Анализ особенностей крепления бумажных деталей. Создание модели по собственному замыслу. Организация рабочего места. Повторение правил безопасной работы с ножницами. Моделирование правил рациональной разметки листа бумаги складыванием. | |||
7 | Устройство для определения направления движения теплого воздуха | 1 | Анализ назначения, основных свойств и видов бумаги. Закреплять умения планировать и осуществлять свою работу по инструкционным рисункам и схемам. Организация рабочего места. | |||
8 | Куклы для пальчикового театра | 1 | Знакомство с профессиями и сферой использования человеком текстильных материалов. Сравнение и различение лицевой и изнаночной стороны ткани. Разметка и раскрой ткани; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки. Составление правил безопасной работы с иглами и булавками. | |||
9 | Коллаж | 1 | Сравнение и различение разных видов тканей. Разметка и раскрой ткани; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки. Повторение правил безопасной работы с иглами и булавками. Анализ образца, способы соединения деталей, декоративное оформление изделия. | |||
10 | Змейка для определения направления движения теплого воздуха | 1 | Уточнение понятия «модель». Формирование умений отбирать материал, организовывать рабочее место. Обобщение и систематизация правил безопасной работы с ножницами. Разметка детали. | |||
11 | Упаковка для подарков | 1 | Уточнение понятия «сувенир». Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по образцам, рисункам; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок. | |||
12 | Аппликации из ниток | 1 | Анализ и сравнение нитки по прочности, мягкости, толщине. Закрепление умения отбирать материал, учитывая его свойства и назначение изделия. Планирование и осуществление работы по инструкционному рисунку. Формирование умений делать изделие из ниток. | |||
13 | Декоративное оформление изделий вышивкой | 1 | Сравнение и различение лицевой и изнаночной стороны ткани. Разметка и раскрой ткани; способы разметки; резание ножницами по линиям разметки. Закрепление правил безопасной работы с иглами и булавками. Организация рабочего места для работы с тканью. Разметка по выкройке ткани. Оформление заготовки вышивкой. Вышивание стебельчатым и тамбурным швом. Создание декоративных изделий по собственному замыслу. Самоконтроль за соблюдением правил безопасной работы с иглами и булавками. | |||
14 | Палетка | 1 | Изготовление плоскостных изделий из бумаги по самостоятельно изготовленному шаблону. Организация рабочего места. Повторение правил безопасной работы с ножницами. Моделирование правил рациональной разметки листа бумаги. | |||
15 | Новогодние игрушки | 1 | Конструирование объектов с учетом технических и художественно-декоративных условий. Установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия клеем. Создание модели по собственному замыслу | |||
16 | Брелок из проволоки | 1 | Анализ технологических свойств проволоки. Установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия путем переплетения. Формирование техники работы с проволокой. | |||
17 | Открытка-ландшафт | 1 | Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых изделий. Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по образцам, рисункам; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок. Моделирование приёмов разметки складыванием. Выполнение симметричного вырезания. | |||
18 | Ремонт книг с заменой обложки | 1 | Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых изделий. Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. | |||
19 | Подарочные открытки из гофрированного картона | 1 | Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых изделий. Изготовление плоскостных и объёмных изделий из бумаги по образцам, рисункам; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок. | |||
20 | Игрушки-сувениры из пластмассовых упаковок-капсул | 1 | Установление пространственных отношений между деталями изделия. Конструирование объектов с учетом технических и художественно-декоративных условий. | |||
21 | Декоративное панно | 1 | Закрепление умения отбирать материал, учитывая его свойства и назначение изделия. Планирование и осуществление работы по инструкционному рисунку. | |||
22 | Картонные фигурки с элементами движения для театра | 1 | Знакомство с новым свойством материалов – влагостойкостью. Проектирование модели парусника. Установление пространственных отношений между деталями изделия. | |||
23 | Работа с конструктором | 1 | Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки. Характеристика с помощью учителя основных требований к изделию. Конструирование объектов с учетом технических и художественно декоративных условий: определение особенностей конструкций, подбор под руководством учителя соответствующих материалов и инструментов. | |||
24 | Проект коллективного создания парка машин для перевозки грузов | 1 | Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки. Характеристика с помощью учителя основных требований к изделию. Конструирование объектов с учетом технических и художественно декоративных условий: определение особенностей конструкций, подбор под руководством учителя соответствующих материалов и инструментов. | |||
25 | Технические устройства для работы с информацией. Компьютер. Правила безопасной работы на компьютере. | 1 | Подготовка компьютера к работе (включение компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм | |||
26 | Технические устройства, которые можно подключить к компьютеру. | 1 | Анализ, сравнение и основная характеристика технических устройств. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм | |||
27 | Работа с электронным диском. Компьютерные программы | 1 | Моделирование правил работы с электронным диском. Знакомство с основными видами компьютерных программ. | |||
28 | Как работать с компьютерной мышью. Клавиатура компьютера. | 1 | Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие о тренажере как программном средстве учебного назначения. Моделирование правил работы на клавиатуре компьютера. Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм | |||
29 | Компьютерная программа для создания и показа презентаций. | 1 | Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации творческого замысла. | |||
30 | Компьютерные коллекции. Работаем с программой для создания и показа презентаций. | 1 | Знакомство с компьютерными коллекциями. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Использование графического редактора для реализации творческого замысла. | |||
31 | Графические редакторы. Окно графического редактора PAINT. | 1 | Знакомство с графическими редакторами, их назначением и возможностями использования. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. | |||
32 | Сохранение рисунка на компьютере. | 1 | Составление алгоритма сохранения рисунка на компьютере. | |||
33 | Работаем с графическим редактором. | 1 | Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. | |||
34 | Работаем с графическим редактором. Как выключить компьютер. | 1 | Использование графического редактора для реализации творческого замысла. Работа с простыми информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование. |
8. Материально- техническое обеспечение учебного предмета
«Технология»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | количество | примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы) Методические пособия и книги для учителя Примерная программа по технологии Предметные журналы | Ф Д Д Д | |
Печатные пособия | ||
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения. Альбомы демонстративного и раздаточного материала | Д Д/П | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Ф | При наличии необходимых технических условий |
Технические средства обучения | ||
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету | Д | по возможности |
Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты (труд людей, технологические процессы, народные промыслы) Слайды соответствующего содержания Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д Д Д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения Набор демонстративных материалов, коллекций в соответствии с программой обучения. Конструкторы. Объёмные модели геометрических фигур | К Ф/П К Ф/П | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий) Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К Д Д Д Д Д | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
ЛИТЕРАТУРА
- Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32
- Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005
- Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011
- Рагозина Т.М. Технология.[текст] : 2 класс; методическое пособие/ Т.М.Рагозина – М.: Академкнига/ Учебник, 2011
- Рагозина Т.М. Технология Текст : 3 кл.:учебник / Т.М. Рагозина, А.А. Гринева/ под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2013
Примерный перечень материалов и инструментов, необходимых во 3-м классе на одного учащегося
- Цветная бумага — 3—4 набора.
- Белая писчая бумага — 5—6 листов (одна пачка на класс).
- Цветной картон — 1—2 набора.
- Пестрая бумага — вырезки из старых журналов, плакатов, календарей, упаковок.
- Фантики от конфет.
- Небольшие картонные коробочки разных размеров из-под спичек, скрепок, витаминов и пр.
- Скрепки (1—2 коробки на класс).
- Клеящий карандаш — 2 шт.
- Клей ПВА, кисточка для клея — 2 шт.
- Пластилин — 2 коробки (лучше всего отечественный — «Гамма» или «Луч»).
- Стеки — 2 шт. — пластмассовые или деревянные ножички для разрезания пластилина.
- Глина.
- Лоскутки различных тканей (хлопка, шерсти, шелка, льна, синтетических) с цветочным, геометрическим рисунком и однотонные.
- Небольшие кусочки кружев, тюля, шитья, драпа, сукна, цветной тесьмы и тонких ленточек.
- Канва для вышивания (специальная ткань для вышивания с крупным переплетением нитей) или ткань с крупным полотняным переплетением.
- Нитки для вышивания разных цветов — мулине или тонкая шерсть.
- Нитки швейные № 40 — одна катушка.
- Небольшие клубочки шерстяной пряжи (можно распущенной) разных цветов.
- Иглы для шитья и вышивания, булавки с колечком — в игольнице.
- Пяльцы, наперсток, нитковдеватель.
- Ножницы с тупыми концами.
- Пуговицы с двумя отверстиями разных цветов и размеров.
- Небольшое количество семян различных растений для декоративных композиций: арбуза, дыни, тыквы, подсолнечника, кукурузы, гороха, перца, ясеня, клена, косточки яблок, вишен, калины и др.
- Клеенка или подкладная доска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...