Педагогическое проектирование в деятельности педагогических и руководящих работников образования
проект по технологии по теме

Земцова Ольга Александровна

Учебные проекты, которые развивают творчество, мышление, изобретательские способности учеников не нуждаются в масштабном и помпезном исполнении, скорее, они требуют тишины и сосредоточенности.

Побольше дела, поменьше «барабанного боя!», как говорила когда-то Н.К. Крупская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._chteniya.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Проект (в переводе с лат. «брошенный вперед») – это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия.

Главным компонентом проектной деятельности на уроках технологии в начальной школе является интеллектуальный поиск. Центр тяжести поиска лежит в нахождении самой идеи конструкции, которая может сопровождаться несложными расчетами, эскизами, набросками.

Попробуем предложить модель, которая получила название «черный ящик»

Условия    ----------          ?          ----------    Результат

На входе в этот ящик даются определенные условия, требования к проектируемому предмету, а на выходе должен получиться определенный результат.

Решение задачи – то неизвестное, что скрыто в «черном ящике», конкретное устройство предмета, материалы и способы их обработки, приемы работы.

Поиск решения и составляет суть проектной деятельности. И деятельность ученика будет носить поисковый характер.

Предлагая проектные задания младшим школьникам, учитель должен быть уверен в их готовности к полноценному выполнению работы.

Например, конструируя записную книжку-тетрадь, ребенок должен видеть устройство и внешний вид этих изделий, а еще лучше пользоваться ими.

Запас полученных ранее знаний и опыта – необходимая база для воображения, следовательно, для подготовки школьников к проектной деятельности мы должны расширять их знания и представления о предметах окружающего мира.

Первые проекты школьников будут просты и опираться на те знания и умения, которые уже сформированы у детей. Ведь главный смысл проектной деятельности не в повышенной сложности заданий, а в сохранении ее принципиальной модели «черного ящика»

Остановимся на видах проектных задач, которые помогут  школьникам, учиться изобретательской, творческой деятельности.

Конструкторские задачи, доступные учащимся младшего школьного возраста – это задачи на доконструирование, переконструирование  изделия и, собственно, конструирование.

Доконструирование изделия.  

А) доведение до конца начатой кем - то работы

Б) внесение коструктивных дополнений в готовое изделие

Ученикам предлагается заготовка открытки с окошком. На обложке может быть незавершенный эскиз нейтрального характера. Учитель предлагает детям оформить открытку так, чтобы она была предназначена для новогоднего представления, например, маленькой девочке, старшему брату или дяде, увлекающемуся спортом и т.д.

При выполнении подобных заданий школьникам нужно не просто выполнить или повторить способы работы, а проявить творчество, имеющиеся знания и умения в новой ситуации.

Переконструирование изделия

Подобные проектные задачи связаны с необходимостью внесения в устройство или внешний вид  изделия некоторых конструктивных или декоративных изменений, для того чтобы изменить принцип его действия или преобразить внешний вид в соответствии с новыми условиями.

Второклассникам, после изготовления декоративной игольницы в виде цветка предлагается: «Подумай, что следовало бы изменить в такой игольнице, чтобы она подошла к украшению замка Снежной королевы.

Детям был предложен макет замка Снежной королевы, чтобы им было ясно, какой выбрать цвет и форму для исполнения замысла.

Ученикам четвертого класса после изготовления развернутой новогодней открытки, было предложено, используя те же приемы, изготовить открытку для поздравления с  другим праздником: 8 марта, к Дню победы, на День рождения.

Главное условие заданий на переконструирование – дети должны понимать смысл вносимых  в изделие изменений. Новый ли это облик или новая функция.

Конструирование

В данном виде проектной деятельности ученик полностью самостоятельно разрабатывает изделие, подчиняясь поставленной цели. Ученик сам определяет все особенности устройства и его внешнего вида.

Условия проектирования могут быть сформулированы двумя способами:

  1. В виде нескольких конкретных требований.
  2. В виде определения области функционирования вещи (где, как и кем она будет использована)

Что значит в виде требований. Например: сконструировать записную книжку из бумаги и картона.

  • Размер должен быть 80х120 мм
  • Количество страниц не менее 20
  • Книжный блок должен быть съемным, чтобы его легко было заменить.

 При конструировании изделия в соответствии с областью его применения обозначаются лишь общие условия использования вещи. Сообразуясь с ними, ученик должен выделить необходимые параметры, учет которых позволит создать изделие, отвечающее поставленным условиям. *

      В качестве примера можно привести задание по лепке чайной чашки:

«Выбери себе «заказчика» - героя любой сказки – и сделай чашку специально для него».

 Ученик полностью самостоятельно разрабатывает изделие, руководствуясь особенностями характера сказочного персонажа, которого он выбрал. Если он достаточно отчетливо представляет себе основные особенности характера героя и его внешности, значит, представляет и условия, которым должно соответствовать его изделие.

Учебные проекты, которые развивают творчество, мышление, изобретательские способности учеников не нуждаются в масштабном и помпезном исполнении, скорее, они требуют тишины и сосредоточенности.

Побольше дела, поменьше «барабанного боя!», как говорила когда-то Н.К. Крупская.

     

Паспорт проекта

Обоснование для разработки

Проектная деятельность школьников получила самое широкое признание и одобрение и с конца 90-х годов ХХ века активно внедряется в научно-практический обиход образовательной области «Технология». Однако, в целом, содержание программ по технологии осталось прежним, разве что появилось «одно из важнейших изменений – обязательный проект в каждом классе»

В проектной деятельности младших школьников содержится огромный развивающий потенциал. Именно поэтому проектная деятельность младших школьников не должна носить случайный характер. Она имеет дидактический смысл, предназначена для изучения деятельности человека и формирования познавательной, творческой деятельности, развития изобретательских  способностей.

Инновационные идеи проекта

Учебные проекты не нуждаются в помпезном и масштабном представлении. Суть проекта – поисковая деятельность младшего школьника, основанная на его знаниях и опыте. Правильная организация проектной деятельности школьников освобождает ее от формальных компонентов; строится с учетом возрастных особенностей и принципов развивающего обучения; вызывает стремление учащихся к творчеству, изобретательству и рационализаторству.

Потенциальные заказчики и потребители

Учащиеся, учителя

Разработчики проекта

Учитель нач. классов Земцова Ольга Александровна;                                                               учитель нач. классов Уткина Галина Николаевна    

Тема проекта

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии в начальной школе»

Цель

Формирование

Задачи

Используя проектную деятельность на уроках технологии учить мысленному прогнозированию, составлению замысла.

Развивать самостоятельность, инициативность , изобретательские способности. Формирование коммуникативных навыков. Совершенствование мышления и речи учащихся.

Воспитывать стремление к творчеству, внимательное отношение к идеям и творчеству других

Основные направления работы

Учебные проекты, выполняемые в рамках учебного предмета «Технология» и доступные детям младшего школьного возраста, можно разделить на виды: это задачи на доконструирование, переконструирование и собственно конструирование.

Задания на доконструирование связаны с доведением до конца, начатой кем-то работы или внесением конструктивных изменений в готовое изделие. Учащиеся в соответствии с требованиями должны придать работе определенное настроение и ярко выраженный характер. При выполнении подобных заданий школьникам необходимо осуществить творческий перенос имеющихся знаний и умений в новую ситуацию. Задания на доконструирование готовых изделий носят рационализаторский характер.

Проектные задачи на переконструирование связаны с необходимостью внесения в устройство или внешний вид изделия некоторых конструктивных или декоративных изменений, для того чтобы изменить принцип его действия  или преобразить внешний вид в соответствии с новыми условиями. При разработке подобных проектных заданий учащимся потребуется изменить пропорции и цвет, отделку изделия и  размер,  количество деталей и способы их соединения. Главное, чтобы учащиеся понимали, с какой целью они вносят изменения в изделие.

В заданиях на конструирование ученик полностью самостоятельно разрабатывает изделие, подчиняясь поставленной цели; он сам определяет все особенности устройства и внешнего оформления. Необходимые условия для  выполнения      подобных        заданий:  это      

  1. знания о конструируемом объекте;
  2.  практические умения, необходимые для выполнения проекта.  

Так, приступая к проектированию, школьник должен знать устройство и внешний вид подобных изделий, а еще лучше пользоваться ими.  

Важнейшей частью подготовки школьников к проектной деятельности является обогащение их знаний и представлений о предметах окружающего мира.

Результаты (показатели)

Учащиеся в процессе проектирования конкретных вещей учатся анализировать уже существующие аналоги подобных изделий, выдвигают собственные конструкторские и художественные идеи; самостоятельно выполняют, доступные их возрасту, расчеты, схемы, эскизы, продумывают декор.

Проектные задания представляют собой проблемную ситуацию: заданные условия и требования к конечному результату, определяют направление поиска. Соответственно, уроки на которых поставлена проектная задача, расширяют, обогащают и систематизируют накопленный опыт учащихся, развивают фантазию, воспитывают вкус, стилевое единство, гармонию.

Образовательная ценность проектной деятельности состоит в том, что авторы проектов учатся аргументированно отстаивать свои замыслы, гипотезы, идеи. Остальные школьники учатся быть внимательными зрителями, вдумчивыми оппонентами.

Сроки и этапы реализации проекта

Проект долгосрочный.

Проектная деятельность учащихся в учебном курсе «Технология» может осуществляться достаточно часто, почти на каждом уроке и соответственно с первого по четвертый класс.

Каждый учитель, независимо от УМК, который он представляет, может использовать идеи данного проекта в своей деятельности.

Мониторинг

Урок. (Проектная деятельность, которая осуществляется систематически  становится частью дидактической системы.)

Координатор

Учитель начальных классов, учитель технологии.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

Представлены документы, подтверждающие участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся...

Проектная деятельность обучающихся на уроках окружающего мира. Обобщение педагогического опыта в рамках районной августовской конференции работников образования

В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи оди...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся

В данном разделе представлено участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием учащихся...

Транслирование опыта профессиональной деятельности педагогического работника; Профессиональные достижения педагогического работника.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.)Участие в муниципальных, региональных, ...

Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся, продуктивность личного вклада педработника в повышение качества образования, профессиональный рост педагога

1. КЗ по внутришкольному контролю2. Продуктивность деятельности педагогического работника по развитию обучающихся3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества об...