Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Выскребенцева Ирина Владимировна

 

Данная рабочая программа курса «Технология» разработана для обучения

учащихся 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа курса «Технология» разработана для обучения

учащихся 3 класса МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа» на основе:

 Федерального государственного стандарта начального общего образования.

 Программы Е.А Лутцева «Технология», взятой из сборника программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой  

(М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г.).

Инструктивно-методического письма Департамента Образования, культуры и молодежной политики Белгородской области БелРИПКППС «Начальная школа в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  в 2012-2013 учебном году».

            Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной  целью этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки, органичным образом реализуется обучение учащихся проектной деятельности, которая особенно  способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, дает возможность почувствовать себя в разных ролях (руководитель, исполнитель и др.). Она предполагает включение учащихся в активную познавательную деятельность от идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии) до его практической  реализации.

В связи с этим задачами курса являются:

• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);

• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

• овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

• расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

           

  В авторскую программу внесены изменения:

Количество учебных часов  в рабочей программе увеличено на 2 часа в соответствии с учебным планом МОУ «Насоновская СОШ»» и на основе федерального базисного плана.  

 

   Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 

 1.Учебник: «Технология», 3 класс, Е.А.Лутцева, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.:

2.Рабочие тетради: «Учимся мастерству», 3 класс, Е.А.Лутцева, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», (переработанное), 2011г.

     Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.

     Для организации учебного процесса используются следующие типы уроков: 

-уроки изучения нового учебного материала (с использованием игровых технологий: урок-путешествие, урок-беседа, урок теоретических или практических самостоятельных работ, смешанный урок (сочетание различных видов на уроке);

- урок-игра, урок самостоятельных работ, урок коллективного творчества, урок – презентация);

                 

                Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 3 класс

В результате изучения предмета технологии ученик должен

иметь представление:

  • о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный);
  • о качествах человека-созидателя;
  • о производительности труда (не называя понятие)
  • о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;
  • о способах получения искусственных и синтетических материалов;
  • о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;
  • о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток; электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.

Знать:

  • что древесина не только природный материал, но и сырьё для получения искусственных         материалов;
  • названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани)
  • простейшие способы достижения прочности конструкций;
  • последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • линии чертежа (осевая и центровая);
  • правила безопасной работы с канцелярским ножом;
  • косую строчку, её варианты, назначение;
  • агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений;
  • размножение растений отпрысками и делением куста;
  • назначение технологических машин;
  • несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);
  • основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
  • профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии  относятся.

Уметь:

  • под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
  • читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
  • соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов – к деталям) и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;
  • изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
  • подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
  • выполнять рицовку с помощью канцелярского ножа;
  • оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;
  • осуществлять перевалку и пересадку растений;
  • выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;
  • собирать простейшую электрическую цепь и проверять её действие;
  • безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.

Самостоятельно:

анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему,  искать практическое решение выделенной проблемы;

обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

выполнять доступные практические задания с опорой на чертеж (эскиз), схему.

С помощью учителя: 

формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

выдвигать возможные способы их решения.

                             Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

Дата по плану

Дата фактическая

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры

60

Элементы материаловедения

1

2

3

Зеркало времени Зеркало времени. Костюм определенной эпохи

1

1

1

Обсуждение вопросов: что такое культура? Что такое технология? Работа с текстом учебника, с. 6-12. Ввести понятия «проект», «проектирование», «архитектура», «эпоха». Рассматривание фотографий и рисунков, отображающих жизнь людей в разные исторические времена.

Выполнение задания № 1 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: коллаж «Костюм определенной эпохи»

4

5

Постройки Древней Руси

2

Рассматривание построек Древней Руси. Работа с текстом  учебника, с.16-17. Задание: макет крепости Древней Руси.

6

7

8

Плоские и объемные фигуры Тульский кремль Изготовляем объемные  формы

1

1

1

Дать понятия: «плоские» и «объемные» фигуры, «грань». Рассматривание фигур на рисунке. Работа с текстом учебника, с.22-31. Задание: подготовить пустые спичечные коробки.

9-10

Плоские фигуры. Поздравительная открытка

2

Выполнение задания № 2 в рабочей тетради «Учимся мастерить».  Изготовить открытки (плоская фигура).

11

Объемные фигуры. Макет мебели спичечных коробков

1

Выполнение задания № 3 в рабочей тетради «Учимся мастерить».  Изготовить макет мебели из спичечных коробков (объемная фигура)

12-13

Объемные фигуры. Макет игрушки из спичечных коробков

2

Выполнение задания №4 - № 9 в рабочей тетради «Учимся мастерить».  Изготовление  макета игрушки  по желанию детей из спичечных коробков  (объемная фигура)

14-15

Изобретение русской избы.

2

Работа с текстом учебника, с. 32-37. Введение понятий «ансамбль», «энтография», «рубленники», «терем».  Чтение отрывка из сказки

А.С. Пушкина «Сказка о спящей царевне и семи богатырях»  (описание царского терема). Задание: лепим из пластилина убранство царского терема.

16-17

Доброе мастерство. Ярмарка Русский костюм

2

Описание старинной ярмарки. Работа с текстом учебника, с. 38-39. Выполнить  текстовое задание №10  в рабочей тетради. Задание № 12: приготовить соленое тесто для лепки изделий народного промысла. Задание № 13: лепим и раскрашиваем изделие (игрушка, посуда).

Основы конструкторских знаний и умений

18-19

Разные времена   разная одежда. Застежки и отделка одежды

2

Обсудим вместе: что ты уже знаешь?  Ввести понятия: «гардероб». Работа с текстом учебника, с. 42-50. Задание

№ 14: костюм для куклы. Коллаж.

20-21

Какие бывают ткани. Тканевая закладка

2

Беседа «Что ты знаешь о тканях?». Работа со статьей учебника, с. 50-52. Выполнение задания № 15 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: «Коврик, плетенный из бумаги», «Тканевая закладка».

22-23

Свойства тканей. Практическая работа

2

Выполнение задания № 16  в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: исследовать искусственную ткань, результаты записать в таблицу.

24-25-26

Отделка одежды. Салфетка с вышивкой

3

Работа со статьёй учебника, с. 53-55. Выполнение задания

№ 17, № 19 в рабочей тетради «Учимся мастерству» Задание: изготовь салфетку с вышивкой «крестом».

27-28

Отделка одежды. Закладка из фотопленки

2

Выполнение задания № 18 в рабочей тетради «Учимся мастерству» Задание: изготовь закладку из фотопленки.

29-30

От замысла к результату

2

Обсудить технологические задачи, которые нужно решить при создании любого изделия или проекта.  Работа с текстом учебника, с 57. Выполнить задание № 20  в рабочей тетради «Учимся мастерству».

31-32

От замысла  к результату. Кукольная мебель

2

Обсудить технологические задачи, которые нужно решить при создании любого изделия или проекта. Работа с текстом учебника, с. 57 – 58. Выполнить задание № 21- 22  в рабочей тетради «Учимся мастерству».

33 -34

Изделие с неподвижным соединением деталей. Блокнот

2

Обсудить технологические задачи, которые нужно решить при создании любого изделия или проекта. Работа с текстом учебника, с. 58 – 59.  Выполнить задание № 23  в рабочей тетради «Учимся мастерству».

35-36

Изделие с подвижным соединением деталей. Игрушка «Мишка»

2

Обсудить технологические задачи, которые нужно решить при создании любого изделия или проекта. Работа с текстом учебника, с. 59 – 60.  Выполнить задание № 24  в рабочей тетради «Учимся мастерству».

37

От замысла  к результату. Как сделать конструкцию прочной?

1

Обсудить технологические задачи, которые нужно решить при создании любого изделия или проекта. Работа с текстом учебника, с. 60 – 61.  Выполнить задания № 25 -№ 26  в рабочей тетради «Учимся мастерству».

38

От замысла – к результату. Парашют

1

Беседа «Что может подсказать изобретателю природа?». Работа с текстом учебника, с.62 – 63. Выполнение заданий № 27 – 28  в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: изготовь модель парашюта.

39

От замысла  - к результату. Обобщение. Разработка проекта

1

Самостоятельная работа учащихся. Выполнение заданий рубрики «Проверь себя», учебник, с. 64.

 

Основы технологических знаний

 

40- 41

Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка

2

Работа с текстом учебника, с. 66 – 69. Рассматривание иллюстраций «Агротехника выращивания комнатного растения из черенка и уход за ним». Практическая работа: вырастить любое комнатное растение. Выполнить задание

№ 31  в рабочей тетради «Учимся мастерству».

42

Размножение растения делением куста и отпрысками

1

Работа с текстом учебника, с. 70– 71.  Выполнить задание

№ 32  в рабочей тетради «Учимся мастерству». Составить инструкционную карту «Размножение растения делением куста»

43-44

Когда растение просит помощи

2

Работа с текстом учебника, с. 71– 72.  Выполнить задание

№ 33  в рабочей тетради «Учимся мастерству». Практическая работа «пересаживаем растение»

 45-46

Цветочное убранство интерьера. «Наш зимний сад»

2

Работа с текстом учебника, с. 72. Ввести понятия: «кашпо», «менеджер», «дизайнер», «флорист».  Выполнить задание

№ 34  в рабочей  «Учимся мастерству». Коллективный проект «Наш зимний сад»

 47-48

Человек и стихии природы. Огонь работает на человека

2

Работать с текстом учебника,

с. 76 - 80.  Задание: сделать  и раскрасит изразец для печи.

49-50

Главный металл. Игрушки из проволоки для мини-сада

2

Работать с текстом учебника,

с. 80 - 82.  Введение понятий: «руда», «меха». Выполнить задание

№ 35 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: игрушки из картона и проволоки для украшения мини-сада

51-52

Ветер работает на человека

1

Работа с текстом учебника,

с. 83 - 87.  Введение понятия: «передаточный механизм». Выполнить задание

№ 37 -39  в рабочей тетради «Учимся мастерству».

 53-54

Вода работает на человека

1

Работа с текстом учебника,

с. 88 - 91.  Введение понятий: «водяные двигатели», «паровые двигатели». Выполнить задание

№ 40 – 42  в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание:  коллективная работа «модель водяной мельницы»

55

56

57

Получение и использование электричества Электрическая цепь

3

Работа с текстом учебника,

с. 92 - 98.  Введение понятий: «электричество», «электрический ток», «электростанция», «источник электрического тока». Повторить правила безопасного обращения с электроприборами. Выполнить задание

№ 43 в рабочей тетради «Учимся мастерству». Задание: собрать простейшую электрическую цепь.

 

58

 

Какая бывает информация. Практикум овладения компьютером. Знакомство с компьютером

1

Работа с текстом учебника,

с. 100 – 125.  Введение понятий: «информация», компьютер, «археолог», «папирус», «пергамент»..  

  59

Книга – источник информации. Практикум овладения компьютером Включение компьютера

     1

Работа с текстом учебника,

с. 100 – 125.  Введение понятий: «информация», «археолог», «папирус», «пергамент»..  

   60

Изобретение бумаги Практикум овладения компьютером Компьютерные программы

  1

61-62

Основные технологические этапы изготовления бумаги. Практикум овладения компьютером Работа с компакт-диском (CD-ROM)

2

Рассматриваний иллюстраций в в учебнике. Выполнить задание

№ 44 в рабочей тетради «Учимся мастерству».

Из истории технологии

8

63

Технологии изготовления печатной книги

1

64-65

Технологии изготовления печатной книги

2

Повторить конструкцию современных книг

66

Конструкции современных книг

1

Повторить конструкцию современных книг

67

Изобретение колеса

1

Изучение конструкции современного колеса

68

Изобретение часов

1

Разработать дизайн часов

69

Изобретение телескопа ,фотоаппарата и кинокамеры   микроскопа

1

Изучение конструкции  телескопа, фотоаппарата, кинокамеры, микроскопа

70

Итоговый урок

1

Содержание программы

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (60 ч)

Элементы материаловедения.  Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение.

Основы конструкторских знаний и умений. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей в нахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия существ животного мира для решения инженерных задач (бионика)

Основы  технологических знаний и умений.

Разметка разверток с опорой на их простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

Сборка изделия.

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой через край.

Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т.д.

Агротехнические приемы пересадки и перевалки растений, размножения растений отпрысками и делением куста.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).

Из истории технологии (8 ч)

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быте и одежде людей. Использование энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.  

Формы  и средства контроля

Контроль и оценка знаний, умений и навыков осуществляется на каждом уроке посредством выставления оценок по пятибалльной системе. В конце каждого полугодия учащиеся защищают творческие проекты: «Аппликация», «Вышивка»

Учебно-методические средства обучения

Е.А. Лутцева  учебник «Ступеньки к мастерству» 3 класс

Е.А. Лутцева рабочие тетради «Технология. Учимся мастерству». М.: Вентана – Граф, 2011),

Е.А.  Лутцева методическое пособие по технологии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...