Рабочая программа по внеурочной деятельности ."Удивительный мир"
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Серебрякова Юлия Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности, рассчитанная на два года. 1-2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       МКОУ «СОШ №2 р.п.Самойловка Самойловского района Саратовской области»

                                                       

«Согласовано»

     Руководитель  ШМО начальных        классов  

Е. М. Тихановская        

    ______________  

    «    »  ___________   2013 год                                                            

«Проверено»

Заместитель директора по УВР

О. А. Фомина

     ___________    

    «    »  ___________   2013 год

«Утверждаю»

Директор МКОУ  «СОШ № 2 р.п.Самойловка»

Р. Н. Будённый

_______________  

«      »  _____________  2013 год

Программа

 внеурочной деятельности в начальной школе.

(1-2 класс)

Кружок художественного творчества

 «Удивительный мир»

Автор программы:

учитель начальных классов

Серебрякова Юлия Николаевна

2013 - 2014 учебный год

2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Л.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю (всего 33 часа за учебный год).

Данная программа кружка художественного творчества «Умелые ручки» рассчитана на два года обучения учащихся 6 - 8 летнего возраста, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения, проектная деятельность.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, пошив и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном¸ нитками. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа кружка художественного творчества:

  • представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами.
  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои  способности.
  • позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:

  • Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
  • Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
  • Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.
  • Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.
  • Воспитывать любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству.

Должны знать и уметь:

  • Историю возникновения народной игрушки
  • Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.
  • Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.
  • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
  • Правила общения.
  • Правила безопасности труда.
  • Правила личной гигиены.
  • Научиться создавать проекты, их отстаивать и защищать.

Формы контроля:

  • Рейтинг готового изделия.
  • Наблюдение
  • Беседа, объяснения учащихся.
  • Практический контроль.
  • Защита проекта совместно с родителями.

Условия реализации программы.

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Календарно - тематическое планирование (первый год)

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Работа с бумагой и картоном.

10 ч.

Вводное занятие. «Из истории бумаги». Плоскостная аппликация.

1

04.09.2013

Изготовление шкатулки из бумаги.

Художественное  оформление шкатулки из бумаги путем складывания.

2

11.09.

18.09.

Из истории аппликации. Обрывной аппликация. Чудо-дерево.

2

25.09.

02.10.

Что такое проект? Как и почему?

1

09.10.

Объемная аппликация из гофрированной бумаги.

Выставка фотографий.

2

16.10.

23.10.

Поделки из одноразовых картонных тарелок. «Солнышко».

Сбор информации для проекта.

2

30.10.

13.11.

Работа с природным материалом.

3 ч.

Понятие о флористике. Изготовление композиций из засушенных листьев и цветов.

1

20.11.

Панно из семян.

1

27.11.

Выбор темы и оформления  проекта.

1

04.12.

Работа с пластилином.

5 ч.

Лепка. Из истории лепки. Рисунок на пластилине.

Составление плана работы над проектом.

2

11.12.

18.12.

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропический остров».

1

25.12.

Налепные украшения. Панно.

1

15.01.2014

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных. Композиция по сказке.

1

22.01.

Работа с тканью и нитками.

6 ч.

Из истории ткани. Виды тканей. Аппликация из

ткани.

2

29.01.

05.02.

Из истории ниток. Виды ниток. Аппликация из ниток.

Изготовление календаря для проекта.

2

19.02.

26.02.

Игрушка из ниток и картона «Гномик».

Оформление календаря.

2

05.03.

12.03.

Работа с разными материалами.

9 ч.

Из истории мозаики. Мозаика из кусочков пластиковых трубочек.

2

19.03.

02.04.

Мозаика из карандашных стружек. «Цветочная полянка».

Оформление календаря.

2

09.04.

16.04.

Мозаика из газетных комков. «Барашек».

1

23.04.

Мозаика из ватных шариков.

1

30.04.

Мозаика из яичной скорлупы.

Презентация «Календаря школьных дел»

2

07.05.

14.05.

Итоговое занятие. Выставка поделок и проекта.

1

21.05.

Календарно - тематическое планирование (второй год)

Тема

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Работа с бумагой и картоном.

10 ч.

Вводное занятие.. Оригами.

Лебедь и утка.         

1

Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

Выставка «Удивительные овощи»

2

Панно из оригами «Лесные мотивы».

Сбор информации для проекта.

2

Объемная аппликация. Аппликация из скрученной бумаги.

1

Объемная аппликация из гофрированной бумаги.

Выбор темы проекта.

2

Чудесные ложечки. Поделки из одноразовых пластиковых ложек. «Ромашка».

2

Работа с природным материалом.

3 ч.

Составление плана работы над проектом.

1

Панно из семян.

1

Объемные композиции из природных материалов.

1

Работа с пластилином.

5 ч.

Изготовление муляжа овощей для проекта.

Оформление газеты «Овощи».

2

Лепка конструктивным способом из разных частей. «Аквариум»

1

Украшения из пластилина. Цветы.

1

Лепка из целого куска вытягиванием. Фигурки животных. Композиция по сказке «Колобок»

1

Работа с тканью и нитками.

6 ч.

Аппликация из ткани «Цветочная мозаика».

Презентация газеты.

2

 Аппликация из ниток.

Изготовление косичек и закладок.

2

Игрушка из ниток и ткани с элементами пластика.

«Мышонок».

2

Работа с разными материалами.

9 ч.

Что такое витраж?

Мозаика из кусочков стекла.

2

Мозаика из пуговиц и камешков.

«Морское дно».

2

Изготовление масок овощей для проекта.

1

Мозаика из ватных шариков.

1

Мозаика из яичной скорлупы.

Праздник. Реклама овощей в масках и костюмах.

2

Итоговое занятие. Выставка поделок, определение рейтинга.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные  универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой  деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и  материалов;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую  задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  •  самостоятельно   учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   незнакомом  материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения  поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных  работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;  
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру  необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь;  

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с  использованием учебной и дополнительной литературы;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • анализировать объекты, выделять главное;  
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и  выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном  учебном процессе и повседневной жизни.

В  результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и  областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими  приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми  функциями уже известных инструментов;
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со  сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные  роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;
  • Сформировать навыки работы с информацией.

Список литературы:

  • Геронимус Т.М. 150 уроков труда  в 1 – 4 классах: Методическое пособие. – Тула: Арктоус, 1996.
  • Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. Поделки из тарелки. Для дошкольников и младших школьников. – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2009.
  • Конышева Н.М. Праздник делаем сами. Подарки, сувениры, украшения. Альбом для занятия с детьми 6 – 9 лет дома и в школе. М.:  ТОО «Линка-Пресс», 1995.
  • Лутцева Е.А., Колисниченко И.И. Учимся работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам труда. – М.: АРКТИ , 2002.
  • Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров», 2000.
  • Ширшина Н. В. , « Проектная деятельность учащихся». -Волгоград, издательство «Учитель», 2013.
  • Виноградова Н. Ф. , «Сборник программ внеурочной деятельности» -Москва, издательский центр «Вентана-Граф»-2013.

Приложение

Проект «Календарь классных дел».

1 класс

Цель: придумать календарь 1 класса.

Задачи: Познавательные: выяснить, что такое календарь, расширить представления о многообразии календарей, истории их появлении.

Речевые: формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа с опорой на модель.

Воспитательные:  формировать интерес к дизайнерской работе, повышать заинтересованность родителей в продуктивной деятельности детей.

Предполагаемые результаты. Изготовление календаря. Ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности.

План мероприятий в рамках проекта:

  1. Выставка фотографий «Первый раз в первый класс». Участники: дети. Результат: мотивация детей на предстоящую деятельность.
  2. Сбор информации: рассматривание энциклопедий, подбор иллюстраций, фотографий, открыток. Участники: дети, учитель, родители.
  3. Выбор темы для познавательного сообщения. Участники: дети.
  4. Составление плана-сообщения. Участники: дети, учитель.
  5. Оформление календаря. Участники: дети, родители. Результат: выпуск календаря.
  6. Презентация календаря: заслушивание мини-докладов с опорой на модель. Участники: учитель, дети. Результат: календарь.
  7. Досуг: представление «Календаря классных дел» на празднике. Участники: дети, родители, учитель. Результат: чувство удовлетворения всех участников.

Проект «Овощной марафон»

2 класс

Цель: Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять мини-доклады; формировать интерес к книге как к источнику знаний.

Задачи. 

Познавательные: расширять представления об овощах: о многообразии их сортов, истории их появления в нашей стране, способствовать поиску новой информации.

Речевые: формировать умение готовить сообщение по определенной теме в форме познавательного рассказа с опорой на модель.

Воспитательные: формировать интерес к произведениям малой фольклорной формы, повышать заинтересованность родителей в продуктивной деятельности детей.

Предполагаемые результаты. Изготовление стендовых презентаций об овощах. Связные логически оформленные сообщения детей по теме. Ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности.

План мероприятий в рамках проекта:

  1. Выставка «Удивительные овощи». Участники: дети. Результат: мотивация детей на предстоящую деятельность.
  2. Сбор информации: рассматривание энциклопедий, подбор иллюстраций, вырезок из газет, открыток. Участники: дети, учитель, родители.
  3. Выбор темы для познавательного сообщения. Участники: дети.
  4. Составление плана-сообщения. Участники: дети, учитель.
  5. Оформление газеты. Участники: дети, родители. Результат: выпуск газет.
  6. Презентация газеты (стенда): заслушивание мини-докладов с опорой на модель. Участники: учитель, дети. Результат: фотографии.
  7. Досуг: представление «Рекламы овощей» на празднике. Участники: дети, родители, учитель. Результат: чувство удовлетворения всех участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"

Рабочие программы по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Удивительный мир слов"

Программа внеурочной деятельности дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" для 3 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов", 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов", 4 класс2021/2022 учебный год...