Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов", 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Лихоманова Инна Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительный мир слов", 4 класс

2021/2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_slov.docx768.24 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования

(для 1-4 классов)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов»

для 4 б класса.

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.

                                                   Составитель:

                                     Лихоманова Инна Владимировна,

                                       учитель начальных классов

пгт. Излучинск, 2021

      Рабочая программа для 4 класса  разработана на основе:

- основной образовательной программой начального общего образованияМуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»,  

- программой внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности «Удивительный мир слов». Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной         деятельности

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач.

Универсальные учебные действия:

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение

и аргументировать его;

— анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое

высказывание.

— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного

русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить

логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить

к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных

языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по

результату выполнения задания.

—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о

происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в

справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать

словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том,

являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение(происхождение)

слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу

словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое

высказывание.

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной

задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении.

 - Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в

юмористических текстах;

— соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать

соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

  1. Содержание программы

Поиграем со звуками, словами и предложениями

Фонетические и графические правила и закономерности.

Слово, его значение и лексические нормы.

Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со слово-

образовательными моделями.

Практическая и игровая деятельность:

— фонетические и графические задачи;

— игры: «Наборщик», «Чудесные превращения слов»;

— решение анаграмм, кроссвордов, ребусов, шарад;

— игры со словообразовательными моделями: «Загадки тильды»,

«Наоборотки», «Неразрывная цепь слов», «Смешалости», «Лингвистические раскопки», «Бестолковый словарь»;

— шутливые лингвистические вопросы;

отгадывание зашифрованных словосочетаний, придумывание фраз, состоящих из искусственных слов.

Пора действовать!

Глагол в языке и речи.

Особенности текста-повествования и текста-описания.

Видовые пары глаголов, их значение.

Глаголы в личной форме.

Повествование от первого и третьего лица.

Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.

Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.

О чём может рассказать личная форма глагола.

Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.

Форма условного наклонения глагола.

Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.

Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.

Использование глаголов в прямом и переносном значении.

Художественное олицетворение.

Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Глаголы в пословицах и загадках.

Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.

Практическая и игровая деятельность:

лингвистические эксперименты: «Можно ли рассказать о событии, не используя глаголы?» (существительные, прилагательные); «Рассказываем только с помощью глаголов», «Как изменится смысл предложения, если поменять вид глаголов?»;

игра «Меняемся ролями»;

творческая работа на тему «Если бы я был директором школы…»;

ролевая игра «Просить или приказывать?»;

составление загадок с помощью глаголов;

игра-соревнование «Орфографический поединок».

Числа и слова

Как используются числительные в речи.

Обозначение дат и времени с помощью числительных.

Числительные во фразеологизмах и пословицах.

Нормы употребления имён числительных.

Исправление речевых ошибок.

Практическая и игровая деятельность:

проекты: «Главные события моей жизни», «Страница истории», «Мифы о числах»;

викторина «Числа в названиях художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов».

Прочные связи

Как связаны слова в словосочетании.

Словосочетания свободные и связанные.

Словосочетания с типом связи согласование.

Слова каких частей речи могут согласовываться.

Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.

Сочетаемость слов.

Словосочетания с типом связи управление.

Слова каких частей речи имеют «способность управлять».

Трудности в выборе формы слова при управлении.

Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением.

Словосочетания с типом связи примыкание.

Практическая и игровая деятельность:

игра «Словосочетания в пазлах»;

ролевая игра «Согласуем, управляем, примыкаем»;

конструирование словосочетаний по моделям (игра «Целое и части»);

творческая работа «Путешествие туда и обратно»;

итоговый конкурс «Любимые игры со словами».

  1. Календарно тематическое планирование 4 класс

                                  «Удивительный мир слов»  1 час в неделю, 34 недели

№ п/п

Тема занятия

К-во

часов

Дата

план

факт

                                   Поиграем со звуками, словами и предложениями

1

Смотрю, говорю, слушаю

1

2

Смотрю, говорю, слушаю

1

3

Лексические загадки

1

4

Лексические загадки

1

5

Словесный конструктор

1

6

Занимательная грамматика

1

Пора действовать!

7

Занимательная грамматика

1

8

Для чего нужны глаголы?

1

9

Для чего нужны глаголы?

1

10

Делать и сделать — не одно и то же.

1

11

Меняемся ролями.

1

12

Вчера, сегодня, завтра.

1

13

Одно вместо другого.

1

14

Она меня поняла и приняла.

1

15

Кто говорит, кто действует?

1

16

Сумею победить!

1

17

Мечтаем и фантазируем.

1

18

Дай-подай… и поезжай!

1

19

Дай-подай… и поезжай!

1

20

Живые образы.

1

21

Орфографический поединок.

1

22

Для чего нужны числительные?

1

23

Важные даты истории нашей страны (города, края).

1

24

Рекорды в цифрах.

1

25

За семью печатями

1

26

Треугольный шарик.

1

Прочные связи

27

Как водить машину за нос?

1

28

Послушный «подчинённый».

1

29

О «земляной» или «земной» красоте.

1

30

Строгий «управляющий».

1

31

В Сибири и на Урале.

1

32

Связаны смыслом

1

33

Любимые игры со словами

1

34

Обобщение и закрепление.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Удивительный мир слов»

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Удивительный мир слов» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составлена на основе авторск...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности " Магия слова"

рабочая программа разработана на 34 часа УМК" Перспектива. Цель программы:        Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников; со...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Удивительный мир слов"

Рабочая программа соответствует ФГОС. Составлена на основе авторской программы Л.В.Петленко. Содержит пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 3 классе «Волшебное слово»

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Удивительный мир слов"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу "Удивительный мир слов"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны слов" 2-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны слов» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)....