Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Удивительный мир слов»
рабочая программа (3 класс) по теме

Власова Вероника Михайловна

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Удивительный мир слов» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова  «Удивительный мир слов»(Сборник  программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_3_klass_udivit_mir_slov.docx46.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Настоящая  рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Удивительный мир слов» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова  «Удивительный мир слов»(Сборник  программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта.

Нормативно-правовые основы разработки программы

Федеральный уровень:

  • Приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  арегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785).
  • Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
  • Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223с. - (Стандарты второго поколения)
  • Кондаков А.Н. ФГОС и ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества ( Нижний Новгород. Май 2010).
  • Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников (Ярославль, ИРО, 22.01.09).

Региональный уровень: 

  • Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
  •  Информационное письмо Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2010 №356 «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».

Муниципальный уровень

Приказ департамента образования  администрации г. Нижневартовска от 26.07.2010   №260 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных  учреждениях города Нижневартовска в 2010 году»

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Общая характеристика курса

 «Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место курса  в учебном плане

    Изучение курса целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

                                 

Ценностные ориентиры содержания курса

 Важными ориентирами содержания данного курса являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;
  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса

 Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные:

В процессе изучения данного курса ученики получают знания:

  • об истории русского языка,
  • рассматривают памятники древней письменности,
  •  знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
  • осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

         Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

         Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику словообразование и грамматику.

         Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

       Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

         Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения

       Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

         Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности.                  Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

     Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

       Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры

Содержание курса

Из истории языка.2ч

  •  наблюдать использование устаревших слов и новых слов в тексте;
  •  уточнять значение слова по толковому словарю;
  •  сравнивать толкование слова в различных словарях;
  •  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
  •  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
  •  самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
  •  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания

Загадки простого предложения.  9ч

  •  наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
  •  устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
  •  наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложений;
  •  исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
  •  осуществлять учебное сотрудничество;
  •  контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  •  анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
  •  составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
  •  оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
  •  оценивать положительные качества личности одноклассников;
  •  создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;
  •  сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
  •  работать с информацией, представленной в виде модели;
  •  соотносить схемы предложений с их моделями;
  •  анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

Лабиринты грамматики.2 ч

  •  формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
  • наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

О существительных по существу.12 ч

  •  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
  •  воспринимать на слух и понимать информационный текст;
  •  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
  •  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
  •  осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь

Такие разные признаки предметов.9ч

  •  составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
  •  анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
  •  соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;
  •  контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
  •  выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
  •  осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
  •  самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
  •  оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
  •  осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
  • контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь

Календарно-тематическое планирование для 3 класса

№п/п

Содержание темы занятия

Универсальные учебные действия

Дата

план

факт

Из истории языка (2 ч)

1

Старые и новые слова в языке

— наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте;  -уточнять значение слова по толковому словарю;

-сравнивать толкование слова в различных словарях;

-формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

-самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

-оценивать правильность выполнения действий,

 -осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

02.09.14

2

Сокровища бабушкиного сундука

09.09.14

Загадки простого предложения (9 ч)

3

«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении

— наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны  порядок слов в предложении и его смысл;

-устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;

-наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений

 -различать интонацию восклицательного         и невосклицательного,         вопросительного         и невопросительного предложения;

-исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;

-осуществлять учебное сотрудничество;

- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;

- составлять письменное высказывание по предложенному образцу;  -оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;

- оценивать положительные качества личности одноклассников;

-создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект  «Безопасный маршрут»);

- сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;

работать с информацией, представленной в виде модели;  - соотносить схемы предложений с их моделями;

-анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.

16.09.14

4

Важные мелочи

23.09.14

5

Требуется определение

30.09.14

6

Важные обстоятельства

07.10.14

7

Необходимо дополнить.

14.10.14

8

«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж»  

21.10.14

9

Стройтесь в ряд!

28.10.14

10

Запятые, по местам!

11.11.14

11

Запятые, по местам!

18.11.14

Лабиринты грамматики (2 ч)

12

Слово в грамматике

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении  проблемы;

25.11.14

13

Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика

02.12.14

О существительных по существу (12 ч)

14

«Лебедь белая плывёт».

-наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;

-на основе наблюдения форм имён существительных         в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке;

-соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;

-воспринимать на слух и понимать информационный текст;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;

-самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

- осуществлять учебное сотрудничество, контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

09.12.14

15

Может ли род быть общим?

16.12.14

16

Как на уроках русского языка может пригодиться счёт?  

23.12.14

17

Как быть, если нет окончания?

30.12.14

18

Один, два, много.

13.01.15

19

Почему именительный падеж назвали именительным?  

20.01.15

20

Как «работает» родительный падеж?

27.01.15

21

«Щедрый» падеж.

03.02.15

22

Винительный падеж — великий маскировщик.

10.02.15

23

Падеж-работяга

17.02.15

24

Любимая «работа» предложного падежа.  

24.02.15

25

Кому принадлежат имена собственные?

03.03.15

Такие разные признаки предметов (8 ч)

26

Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах

-составлять         устно         небольшое         монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

-анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;

-соблюдать нормы русского литературного языка в образовании  и использовании степеней сравнения имён прилагательных;

-контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;

-выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;  - осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;

- составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме;

-самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;

-оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания;

- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;

- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

10.03.15

27

«Красны девицы» и «добры молодцы».

17.03.15

28

Всё познаётся в сравнении.

07.04.15

29

Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем

14.04.15

30

Что из чего и для чего?

21.04.15

31

Что кому принадлежит?

28.04.15

32

Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных

05.05.15

33

«Крокодиловы слёзы»

12.05.15

34

Обобщение. Чему научились за год

19.05.15

Материально – техническое обеспечение по внеурочной деятельности

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М –во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -48 с.

  • Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1  - М. Просвещение, 2011. – 230 с.

  • Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.

 ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ и УЧАЩИХСЯ

  • Орфографический словарь: для учащихся  1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003

  • Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981

  • Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007

  • Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007
  • Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
  • Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
  • Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
  • Хаткина М. А. Русский язык. 3 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005
  • Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 3-4 классов. – М.: Вентана-Граф

Цифровые образовательные ресурсы

Название

1

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2

http://fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

3

http://www.ict.edu.ru

Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"

4

http://www.school-club.ru

Школьный клуб

5

http://nachalka.info

Начальная школа

6

http://nsc.1september.ru

Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября»

Материально-техническое обеспечение программы

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2.Мультимедийный проектор

3.Антибликовая (интерактивная) доска

4.Компьютер

5.Документ-камера

6.Принтер

7.Сканер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"

Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"...

Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "Удивительный мир слов"

Рабочая программа учителя  по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 3-х классов рассчитана на 34 часа. Рабочая программа курса ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир звуков и слов!"

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» 1 класс

Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...

Рабочая программа по внеурочке для 2 класса "Удивительный мир слов ".

Рабочая программа по внеурочке для 2 класса "Удивительный мир слов "....