Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса «Удивительный мир слов»
рабочая программа (3 класс) по теме
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Удивительный мир слов» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов»(Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_3_klass_udivit_mir_slov.docx | 46.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности курса «Удивительный мир слов» для 3 класса МБОУ « СОШ №40» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов»(Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2013, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Нормативно-правовые основы разработки программы
Федеральный уровень:
- Приказ Минобрнауки РФ 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785).
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
- Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.: Просвещение, 2010.-223с. - (Стандарты второго поколения)
- Кондаков А.Н. ФГОС и ключевые эффекты образования как ведущей социальной деятельности общества ( Нижний Новгород. Май 2010).
- Назарова И.Г. Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников (Ярославль, ИРО, 22.01.09).
Региональный уровень:
- Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
- Информационное письмо Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.01.2010 №356 «О переходе на федеральный государственный стандарт начального общего образования».
Муниципальный уровень
Приказ департамента образования администрации г. Нижневартовска от 26.07.2010 №260 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях города Нижневартовска в 2010 году»
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
Общая характеристика курса
«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место курса в учебном плане
Изучение курса целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).
Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания курса
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
- развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
- формирование представлений о языке как универсальной ценности;
- изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
- развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
- формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
- развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
- включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные:
В процессе изучения данного курса ученики получают знания:
- об истории русского языка,
- рассматривают памятники древней письменности,
- знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
- осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.
Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Особенности содержания обучения
Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры
Содержание курса
Из истории языка.2ч
- наблюдать использование устаревших слов и новых слов в тексте;
- уточнять значение слова по толковому словарю;
- сравнивать толкование слова в различных словарях;
- формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;
- самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания
Загадки простого предложения. 9ч
- наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл;
- устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении;
- наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений. Различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложений;
- исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения;
- осуществлять учебное сотрудничество;
- контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания;
- составлять письменное высказывание по предложенному образцу;
- оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания;
- оценивать положительные качества личности одноклассников;
- создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично;
- сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их;
- работать с информацией, представленной в виде модели;
- соотносить схемы предложений с их моделями;
- анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой.
Лабиринты грамматики.2 ч
- формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;
- наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления;
О существительных по существу.12 ч
- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника;
- воспринимать на слух и понимать информационный текст;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
- осуществлять учебное сотрудничество. Контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь
Такие разные признаки предметов.9ч
- составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;
- анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом;
- соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных;
- контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки;
- выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства;
- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках;
- самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта;
- оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания;
- осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности;
- контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь
Календарно-тематическое планирование для 3 класса
№п/п | Содержание темы занятия | Универсальные учебные действия | Дата | |
план | факт | |||
Из истории языка (2 ч) | ||||
1 | Старые и новые слова в языке | — наблюдать использование устаревших и новых слов в тексте; -уточнять значение слова по толковому словарю; -сравнивать толкование слова в различных словарях; -формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы; -самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; -оценивать правильность выполнения действий, -осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. | 02.09.14 | |
2 | Сокровища бабушкиного сундука | 09.09.14 | ||
Загадки простого предложения (9 ч) | ||||
3 | «Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении | — наблюдать и анализировать порядок слов в простом предложении, на основании наблюдения строить рассуждение о том, как взаимосвязаны порядок слов в предложении и его смысл; -устранять допущенные ошибки в порядке слов в предложении; -наблюдать за интонационным оформлением восклицательных и вопросительных предложений -различать интонацию восклицательного и невосклицательного, вопросительного и невопросительного предложения; -исследовать взаимосвязь логического ударения и смысла предложения; -осуществлять учебное сотрудничество; - контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста-описания; - составлять письменное высказывание по предложенному образцу; -оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы по ходу и в конце выполнения задания; - оценивать положительные качества личности одноклассников; -создавать небольшие письменные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию вербально и схематично (проект «Безопасный маршрут»); - сопоставлять тексты приглашений, анализировать их структуру, выявлять неточности и исправлять их; работать с информацией, представленной в виде модели; - соотносить схемы предложений с их моделями; -анализировать смысл предложения и выявлять на основе анализа место постановки запятой. | 16.09.14 | |
4 | Важные мелочи | 23.09.14 | ||
5 | Требуется определение | 30.09.14 | ||
6 | Важные обстоятельства | 07.10.14 | ||
7 | Необходимо дополнить. | 14.10.14 | ||
8 | «Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж» | 21.10.14 | ||
9 | Стройтесь в ряд! | 28.10.14 | ||
10 | Запятые, по местам! | 11.11.14 | ||
11 | Запятые, по местам! | 18.11.14 | ||
Лабиринты грамматики (2 ч) | ||||
12 | Слово в грамматике | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; | 25.11.14 | |
13 | Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика | 02.12.14 | ||
О существительных по существу (12 ч) | ||||
14 | «Лебедь белая плывёт». | -наблюдать использование существительных общего рода, на основании наблюдений выводить закономерности их употребления; -на основе наблюдения форм имён существительных в текстах строить рассуждения о способах выражения числа у имён существительных в русском языке; -соблюдать нормы русского литературного языка в образовании падежных форм и форм множественного числа имён существительных и контролировать их соблюдение в речи собеседника; -воспринимать на слух и понимать информационный текст; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием различных источников; -самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; - оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания; - осуществлять учебное сотрудничество, контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 09.12.14 | |
15 | Может ли род быть общим? | 16.12.14 | ||
16 | Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? | 23.12.14 | ||
17 | Как быть, если нет окончания? | 30.12.14 | ||
18 | Один, два, много. | 13.01.15 | ||
19 | Почему именительный падеж назвали именительным? | 20.01.15 | ||
20 | Как «работает» родительный падеж? | 27.01.15 | ||
21 | «Щедрый» падеж. | 03.02.15 | ||
22 | Винительный падеж — великий маскировщик. | 10.02.15 | ||
23 | Падеж-работяга | 17.02.15 | ||
24 | Любимая «работа» предложного падежа. | 24.02.15 | ||
25 | Кому принадлежат имена собственные? | 03.03.15 | ||
Такие разные признаки предметов (8 ч) | ||||
26 | Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах | -составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; -анализировать особенности строения современных обращений и в историческом прошлом; -соблюдать нормы русского литературного языка в образовании и использовании степеней сравнения имён прилагательных; -контролировать соблюдение этих норм в речи собеседника и исправлять допущенные при речевом общении ошибки; -выдвигать гипотезы, находить аргументы для их доказательства; - осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации в различных источниках; - составлять небольшое монологическое высказывание по предложенной теме; -самостоятельно планировать действия по выполнению учебного проекта; -оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результатам выполнения задания; - осуществлять учебное сотрудничество и взаимодействие, уметь договариваться, распределять роли в игровой деятельности; - контролировать действия партнёра и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | 10.03.15 | |
27 | «Красны девицы» и «добры молодцы». | 17.03.15 | ||
28 | Всё познаётся в сравнении. | 07.04.15 | ||
29 | Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем | 14.04.15 | ||
30 | Что из чего и для чего? | 21.04.15 | ||
31 | Что кому принадлежит? | 28.04.15 | ||
32 | Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных | 05.05.15 | ||
33 | «Крокодиловы слёзы» | 12.05.15 | ||
34 | Обобщение. Чему научились за год | 19.05.15 |
Материально – техническое обеспечение по внеурочной деятельности
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М –во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. -48 с.
- Сборник программ по внеурочной деятельности. Начальная школа, часть 1 - М. Просвещение, 2011. – 230 с.
- Планируемые результаты начального общего образования. – М. Просвещение, 2011. -119 с.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ и УЧАЩИХСЯ
- Орфографический словарь: для учащихся 1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003
- Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения:Ушакова О.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007
- Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007
- Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
- Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
- Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
- Хаткина М. А. Русский язык. 3 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005
- Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Пишем без ошибок: комплект рабочих тетрадей для 3-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Цифровые образовательные ресурсы
№ | Название | |
1 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | |
2 | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) | |
3 | Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" | |
4 | Школьный клуб | |
5 | Начальная школа | |
6 | http://nsc.1september.ru | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |
Материально-техническое обеспечение программы
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Мультимедийный проектор
3.Антибликовая (интерактивная) доска
4.Компьютер
5.Документ-камера
6.Принтер
7.Сканер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"
Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "В мире слов"...
Рабочая программа внеурочной деятельности 3 класса "Удивительный мир слов"
Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Удивительный мир слов» для учащихся 3-х классов рассчитана на 34 часа. Рабочая программа курса ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир звуков и слов!"
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» 1 класс
Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...
Рабочая программа по внеурочке для 2 класса "Удивительный мир слов ".
Рабочая программа по внеурочке для 2 класса "Удивительный мир слов "....