Урок трудового обучения (технологии) 3(4) класс
план-конспект урока по технологии (3 класс) по теме

 Школы имеют свои особенности. Наша Восточная гимназия № 652  - единственная в городе Санкт - Петербурге (  по России – только в Москве существует гимназия, подобная нашей). Специфика Восточной  гимназии подразумевает изучение двух иностранных языков. Изучение такого языка, как китайский, подразумевает развитие особых способностей ( это и слуховой и зрительной памяти, ассоциативного мышления, музыкального слуха (т.к. язык имеет четыре тона)...        Сделать этот процесс обучения и формирования школьно – значимых функций более легким, запоминающимся, интересным, создать условия  для развития  интеллектуально – творческой личности наша задача. В соответствии с этим  целые циклы уроков по литературному чтению, изо,  технологии посвящаю Китаю. Такие уроки позволяют познакомить учащихся с китайской и славянской культурами, в контексте двух культур использовать богатый иллюстративный , дидактитический и  мультимедийную поддержку, что делает занятия яркими, запоминающимися. У ребенка расширяется кругозор, обогащается пассивный и активный словарный запас, происходит осознание своего национального «я», уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их национальной принадлежности, возрастает интерес к изучению китайского языка, к истории своей страны и страны изучаемого языка.

В соответствии с планом воспитательной работы гимназии, индивидуальным планом  мы в урочное и внеурочное время проводим много, посвященных Китаю, мероприятий, праздников (день образования КНР, праздник Фонарей, Китайский Новый год…). На литературе инсценируем  китайские сказки, читаем мифы; на изо - изучаем основы китайской живописи, рисуем символы Китая и символы года по китайскому календарю; на уроках технологии к каждому мероприятию готовим поделки и оформляем ими класс.

Неисчерпаемыми возможностями в формировании творческой личности обладают занятия художественным трудом, где осуществляется формирование эстетического сознания ребенка в процессе  творческой деятельности. Самым сложным  является интеграционно-креативный этап формирования эстетического сознания (это 3 этап), (1 этап – операционно-технологический, 2 этап - деятельностно- мотивационный). На третьем этапе уже преобладает творческая самостоятельная деятельность, развивающая фантазию, способность к самооценке своих результатов, сопоставлению своих работ, анализу своих достижений.

Предлагаю интересный урок технологии, посвященный Китаю, который можно провести и в 1 – 2 классе и даже на курсах подготовки к школе 6 – летних детей, упростив некоторые этапы, возможно заняв 2-3 урока технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kitayskiy_drakon.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок трудового обучения (технологии)

(3 класс  2ч.)

Тема:

Объемная игрушка из пластилина «Китайский дракон»

Цели:

Тип

урока:

Оборудо - вание:

Струк тура урока:

Ход

урока:

        

Физми-

нутка

на кит. языке

Обучающий аспект:

        *научиться лепке объемных фигур сложных форм;

        *пополнить знания о стране изучаемого языка, обогатить и детализировать знания и

представления о формах, образах животных;

        *овладеть способами пластического изображения животных в процессе лепки.

        Развивающий аспект:

        *развивать мыслительные операции анализа и синтеза (соотношение и сравнение

     различных частей фигуры) и синтеза (при создании объемной игрушки);

        *развивать фантазию и воображение, чувство формы, конструктивности, вариативности

мышления;

        *развивать мелкую моторику.

        Воспитательный аспект:

        *воспитывать культуру ручного труда;

        *формировать умение самооценки своей работы;

        *воспитывать культуру общения и взаимодействия на уроке.

Применения знаний. Практическая работа.

* пластилин, стека, стержень от ручки, карандаш, линейка и ручка для заполнения Листа

  успеха,фартуки, нарукавники, клеенки на столы, вл. салфетки и сухая тряпочка для рук.

        * интерактивная доска или мультимедийная система (ИКТ), музыкальный проигрыватель.

        * объемные геометрические фигуры, Китайские драконы (образец учителя и модель),

               книги о драконах, карточки с иероглифами

Этапы: актуализации и постановки учебной задачи (подготовительный), применения знаний

 (практическая работа), контроля и самоконтроля, итог на рефлексивной основе.

Формирование ключевых компетенций:

  • учебно – познавательная (целеполагание, анализ работы, самооценка);
  • коммуникативная (работа в паре).

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Задачи этапа:

1.Организационный момент.

2. Постановка целей урока.

3.Актуализация опорных знаний.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Метод: репродуктивный.

                                                        Организационный момент

Вы на этот урок сами выбрали того с кем хотите

работать в паре.  Повернитесь друг к другу,

возьмитесь за руки, подарите улыбки, пожелайте удачи.

Проверьте свою готовность к уроку, сядьте и оцените свою подготовку в Листе успеха.

Делают соответствующую запись в Листе успеха ( Приложение 1, п.№1)

Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим

увлекательное путешествие в другую страну.

Жители этой страны называют ее Чжунго или Тянься.

Кто догадался о какой стране идет речь?        

Город Пекин в этой стране номер один!

Что общего между Пекином и  Санкт - Петербургом?

( Пекин переводится как «Северная столица»)

Отгадывают загадку

( отгадка - Китай)

Прослушивают на фоне китайской музыки доклад о Китае подготовленного ученика, смотрят слайды (1-6 слайды).

Мы создадим то, чему издавна и по сей день жители Китая поклоняются, его почитают, даже в свой календарь его внесли. В  Китайском календаре из 12 зверей – знаков, символов года только одно животное - сказочное. У нас в России и в Европе в нем всегда видели злобное и опасное существо, а в Китае –

 наоборот - существо мудрое, уважаемое, доброе. Даже на старом флаге Китая он долгое время изображался. О каком животном идет речь?

Почему перед вами и герб Российской Федерации?

Что за всадник изображен на нем?

(Если время позволяет можно восстановить в памяти легенду о Георгии Победоносце)

Эта новгородская икона 14 века, хранится в Государственном  Русском музее, который в каком городе находится?

Смотрят слайд 7.

Отвечают (о драконе), прослушивают сообщение учащегося о Китайских драконах.

Смотрят слайд 8, отвечают (потому что на нем тоже изображен дракон, которого поверг Георгий Победоносец)

Смотрят слайд 9.

В Санкт – Петербурге.

                                               Постановка целей урока. Актуализация знаний

Прочитайте тему урока.                                

Какую цель мы ставим перед собой?

 С каким материалом будем работать, кого мы будем лепить?        

Проговорите в парах правила работы с пластилином и стекой. Посмотрите в Приложение  3.

Просмотр слайда 10.

Ответы детей.

Китайского дракона.

Смотрят слайд 11

Сначала вспоминают правила, затем, проверяют себя.

( Приложение 3)

Обменяйтесь  Листами Успеха с товарищем.  Оцените знание этих правил друг у друга.

Отмечают п. №2 в Листе успеха.

Какой будет наша работа – плоской или объемной?

Объемной.

Лепку каких базовых элементов объемных фигур нужно

вспомнить?

Выбирают из демонстрируемых учителем объемных фигур.

Необходимо будет вспомнить и то, как мы делили брусок пластилина на 1\2 (половинки), 1\4 (четвертинки) и 1\3 части.

Поскольку работать предстоит в парах, прочитайте

 правила работы в паре в памятке №2, затем проговорите их друг другу и оцените насколько хорошо вы их помните.

Чтобы правильно и последовательно выполнить работу достаточно ли у вас знаний о том, как выглядит Китайский дракон?

Узнавая составляющие Китайского дракона, работать будем, последовательно выполняя задания, по  Технологической карте. Она лежит у каждого на парте.

Работа с Приложением 3.

Отмечают п. № 3 в Листе успеха.

Ответы детей.

Знакомство с Технологической картой.

  1. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ  ЗНАНИЙ . 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задачи этапа:

  1. Вылепить дракона. Усвоить новые приемы лепки с использованием дополнительных средств (стержня от ручки, карандаша)
  2. Пополнить знания о Китае, китайском драконе (его составляющих).

Форма работы: парная, индивидуальная.

Метод: продуктивный.

                                     Практическая работа: лепка объемной игрушки

Вспомните правила Техники Безопасности при работе со стеками.  

Рассмотрите образец, из каких частей состоит дракон?

Начинаем работу с лепки туловища, кого напоминает

туловище дракона?

 «Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой»

Какую форму имеет тело змеи?

Нам понадобится 4 бруска пластилина зеленого цвета,

можно разных оттенков.

Выполняем задания 1 – 5 инструкции.

Прежде чем выполнить задание 6, отгадайте, чем покрыто тело Китайского дракона?

«Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

По земле не хожу, рот есть, да не говорю,

Глаза есть – не мигаю, крылья есть не летаю»

Выполняем задание 6 инструкции.

Лапы какого животного у Китайского дракона?

«Этот зверь почти как кот,

Играть же с ним опасно,

В природе он живет,

Большой он и клыкастый!»

А когти?

«На скале он строит дом.

 Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота, но такая высота!

Нет, хозяин не боится со скалы крутой скатиться –

Два могучие крыла у хозяина - ?»

Форма головы какого животного у Китайского дракона?

«Характер имеет гордый, бывает и одногорбый.

В былые времена и ныне незаменимый в пустыне»

Лепим голову по Технологической карте, задание № 1,

раздела «Голова».

Вот чьи глаза мы будем лепить-

«Домашний кусочек пуха, длинное ухо,

Плодится он ловко и любит морковку»

Прочитайте в Технологической карте задание №2

 раздела «Голова», выполните его.

Отгадайте 2 последние загадки, которые нам помогут

узнать, что еще должно быть на голове у Китайского

дракона?

«Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга»

                           «Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

                          Оберегает он семью коровью.

                          Всегда на страже собственного стада,

                          Дразнить его совсем не надо».

Выполните по инструкции задания № 3-6

Стеки опасны, брать их можно только с разрешения учителя, нельзя ими размахивать, резко с ними поворачиваться в сторону соседа, подносить близко к глазам.

Туловища, плавно переходящего в голову и лап.

Змею.

Ее тело удлиненное, что свойственно пресмыкающимся и хвостатым амфибиям.

Просмотр слайда, отгадывание загадки.

Работа  в парах по Технологической карте.

Просмотр слайда, отгадывание

загадки (отгадка – рыбья чешуя)

Работа  в парах

Просмотр слайдов, отгадывание

 загадок. Работа по

Технологической карте (задания №7-9 раздела «Лапы»)

Просмотр слайда, отгадывание

загадки (отгадка – верблюд).

Кролик. Просмотр слайда,

отгадывание загадки.

Работа в парах.

Работа по Технологической карте

(п.10- 12).

Просмотр слайда, отгадывание

загадок.

Отгадки: бык (у дракона его уши)

олень (дракон имеет его рога).

Работа по Технологической карте

(выполнение заданий №13-14  раздела «Голова»)

  1. ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Задачи этапа:

  1. Сравнить работу с образцом. Декоративная работа.
  2. Пополнить знания о мифах Китая.

Содержание учебного материала:

Форма работы: парная, индивидуальная, групповая.

Метод: продуктивный, репродуктивный.

Сравните свою работу с образцом:

 Чего не хватает вашему дракону?

Выполните последнее задание в Технологической

карте, закончите свою работу.        

Оцените  в Листе успеха (п.4) свою работу, и то, как вы

потрудились в паре (п. 5).         

Пока вы завершаете работу я вам расскажу интересный  Китайский миф о царе драконов – Лун-Ване.

Чего не хватает нашему дракону, с чем его всегда

 изображают?

Домашнее Задание будет такое:

 Узнать, почему Китайский дракон  всегда

 изображается с жемчужиной, какую роль она играет и

 что обозначает.  

 

Завершают работу.

Отмечают в Листе успеха(п. 4 – 5)

Просмотр слайдов, прослушивание мифа.

С огненной жемчужиной

  1. ИТОГ НА РЕФЛЕКСИВНОЙ ОСНОВЕ

Задачи этапа:

  1. Дать анализ успешности достижения цели
  2. Оценить работу учащихся на уроке..
  3. Обобщить полученные знания.

Содержание учебного материала: Листы Успеха.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Метод: продуктивный, репродуктивный.

Что мы делали на уроке? Чему научились?

Что нового для себя вынесли? Где сможете применить?

Какие цели ставили перед собой? Нравится ли вам ваша работа? Оцените себя в Листах успеха (п. 6 – 7)

Посчитайте количество баллов. Поставьте себе оценку за урок.

Покажите свою оценку пальчиками.

Понравилось ли вам на уроке?

Поставьте на выставку свои работы, возьмите жетоны и проголосуйте за самую, на ваш взгляд, лучшую работу (помни - за свою работу голосовать нельзя!). Победителя объявит дежурный по классу в начале сл. урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают свою работу в Листе успеха (п.6-7),затем в его нижней части выставляют себе оценку за урок.

Дети на перемене оформляют выставку работ; голосуют за лучшую на их взгляд работу (жетонами); дежурный  подсчитывает количество жетонов отданных каждой работе, подводит итог, готовится объявить результаты классу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок трудового обучения в 3 классе

попробуйте, у кого будут вопросы, пишите!)))...

Урок трудового обучения во 2 классе

Тема: «Шов вперёд иголку»Цели: познакомить детей с ручным швом вперёд иголку;           научить выполнять шов «вперёд иголку»...

Урок трудового обучения в 4 классе "Конусный театр кукол"

Кто из детей не любит театр? А если в роли актёра выступает сам ребенок?! А если куклы в этом театре сделаны своими руками, например, на основе конуса?! Да, всё-всё было именно так на уроке труда в ...

Урок трудового обучения в 4 классе для детей с умеренной умственной отсталостью Коррекционная школа 8 вида

Тема урока:Работа с тканевыми петлями.Панно «Мишка».  Цель:дать представление о тканях.Научить детей распознавать их.Учить правильно пользоваться инструментами при работе с тканями.Обу...

Урок трудового обучения (технологии) 3(4) класс

Школы имеют свои особенности. Наша Восточная гимназия № 652  - единственная в городе Санкт - Петербурге (  по России – только в Москве существует гимназия, подобная нашей). Специфика В...

Развитие трудовых навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида

«Развитие трудовых  навыков у детей на уроках трудового обучения в начальных классах коррекционной школы VIII вида» Трудовое  обучение  в  специальной  (коррек...

Урок Трудового обучения в 5 классе с применением игровой технологии.

Урок Трудового обучения в 5 классе с применением игровой технологии разработан для обучения детей с умеренной УО....