Рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа по технологии на тему

Вагнер Ирина Владимировна

 

Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический план

Способствует обучению конкретным трудовым навыкам;   знакомит детей с терминологией, техниками работы по ручному труду; формирует  интерес к декоративно- прикладному искусству;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ochumelye_ruchki.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Умелые ручки»

Составитель: И. В.Вагнер

Воспитатель ГПД

Содержание

1.        Пояснительная записка        

2.        Содержание учебного курса.        

3.        Учебно – тематический план        

4.        Ожидаемые результаты.        

5.        Ресурсное обеспечение реализации программы        

6.    Литература для учителя        


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального государственного стандарта начального общего образования.

  • Закон об образовании «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373.«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
  • Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)
  • Программа  Л.В. Занкова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2012.
  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010г.; Начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных программ по учебным предметам  начальной школы для  занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения,  в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

            При разработке данной программы были проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного  творчества: лепка, вышивка, батик, бисероплетение, и т.п.

Главная цель программы  «Очумелые ручки» –

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи программы:

  •  обучить конкретным трудовым навыкам;
  • обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
  • познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
  • формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
  •  формировать эстетический, художественный вкус;
  •  развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
  • поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;                                                               
  •  прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитывать нравственные качества детей;
  • воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Содержание программы «Очумелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. Программа  знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика,  изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
  • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
  • формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
  • освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
  • обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
  • знакомству с историей пластилина,  бисероплетения, бумагопластики,  и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

  1. Содержание учебного курса.

Творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Кружок «Очумелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
         
Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.


  1. Учебно – тематический план

№п/п

Тема

Виды

учебной деятельности

обучающихся

кол-во часов

Тема 1. «Работа с природным материалом». 4 часа

Осенние фантазии из природного материала.

Участвует  в беседе «Разнообразие осенних красок. Правила безопасности труда при работе с клеем, ножницами. Гигиена труда и организация рабочего места», “Флористика”, «История появления букетов и композиций”; в экскурсии;

Описывает красоту осенней природы, краски осени;

Сравнивает природные изменения.

Моделирует эскиз мозаики, сказочных героев.

Сочиняет сказку.

1

Картины из листьев.

1

Сказочные герои из овощей, фруктов, шишек.

1

Сказочные герои из овощей, фруктов, шишек.

1

Тема 2. Работа с пластичными материалами. 5 часов

Удивительная икебана

Участвует в беседе: “История пластилина”, «Цветовой круг. Контрастные цвета”, ”Соленое тесто, рецепт”, «Работа с соленым тестом”, «Из истории специй. Использование специй”

Подбирает контрастные цвета

Просматривает: презентацию о технике работы с соленым тестом.

Лепка из соленого теста.

1

Лепка из пластилина, комбинирование цветов. Ваза.

1

Брелок из соленого теста.

1

Панно из соленого теста.

1

Ароматный ёжик.

1

Тема 3. Оригами. 3 часа

Базовые формы.

Участвует в беседе: “История создания бумаги. История оригами”

Возможности бумаги. Что такое бумагопластика.

Знакомство с понятием модуль.

Просматривает презентацию: «От простого к сложному”.

Изготавливает простейшие базовые формы.

Конструирует предметные плоскостные модели геометрических фигур (работа в паре, группе);

Участвует в творческой практической работе. Изготавливает ёлочку.

1

Прыгающая лягушка.

1

Модули. Елочка в снегу.

1

Тема 4. Плетение.

4

Плетёные листья из бумаги.

 Участвует в беседе: “Техника плетения, где встречается”, “Какие бывают косы?”, “История создания бисера. Искусство бисероплетения. Использование бисера в украшении одежды”, “Орнаменты коренных народов севера.”

Просматривает  презентацию: “В гости к хантам”,“Косы”,“Украшение одежды”.

Изготавливает плетеные листочки по шаблону.

1

Плетение кос из шнурков.

1

Волшебная снежинка (плетение из бисера)

1

Волшебная снежинка (плетение из бисера)

1

Тема 5. Конструирование (Лего) 10 часов

Лего –конструирование

Участвует в беседе: “История LEGO”

“Конструктор ЛЕГО – детали, способы крепления. Кирпич круглый с крестовиной ”, “ Конструктор ЛЕГО – детали, способы крепления. Конус, пластина, гладкая пластина, пластина круглая с крестовиной, круглый скользящий башмак ”

“Пластина отверстиями, кирпич с отверстием для оси, балка с выступами”

“Штифты, оси, Соединители и втулки для осей, балки, фиксаторы, конекторы”

“Lego викторина”

Закрепляет названия деталей Lego.

Пишет мини сочинение “Lego истории”.

Создает простейшие модели Lego, по схемам.

Рисует иллюстрацию к лего- историям.

Просматривает презентацию “Экскурсия в Леголенд”

1

Лего- конструирование.

1

Лего- конструирование.

1

Лего- конструирование.

1

Лего- конструирование.

1

Лего- конструирование.

1

Лего- конструирование.

1

Лего- конструирование.

1

Лего- конструирование.

1

Лего- конструирование.

1

Тема 6. Изготовление кукол. 2 часа

Мартинички.

Участвует в беседе: “Народная кукла. Русские обряды и традиции”

“Разнообразные куклы. Из чего делают кукол”

Изготавливает эскиз  куклы.

Подбирает материал для изготовления куклы.

Презентetn готовое  изделие.

 Учувствует в выставке работ.

1

Техника – продевания: «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница».

1

Тема 7«Работа с бросовым материалом» 3часа.

Веселый автомобиль – аппликация из фантиков.

 Участвует в беседе: “Вторая жизнь старым вещам”, “История создания карандаша”

Изготавливает эскиз аппликации, панно.  

Подбирает фантики для аппликации, карандаши для изготовления панно.

Изготавливает аппликацию, панно.

1

Панно из карандашных стружек.

1

Панно из карандашных стружек.

1

Тема 8. Изготовление игрушек из помпонов. 3часа.

Веселые смешарики.

Участвует в беседе: “ Техника изготовления помпонов”, “Использование помпонов”.

Моделирует эскиз своей игрушки.

Подбирает нитки для работы.

Изготавливает помпон.

Презентует готовую игрушку.

Участвует в групповой работе  по изготовлению помпонов, соединение их в одно изделие, конкурсе на самую яркую, длинную, смешную и т.д. гусеницу.

1

Гусеничка.

1

Гусеничка.

1

4.Ожидаемые результаты.

Освоение детьми программы «Очумелые ручки» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

 - осознанных устойчивых эстетических предпочтений  ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

  - эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 - пользоваться средствами выразительности языка  декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

 - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

             Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  1. Анализ образцов
  2. Анализ схемы
  3. Знакомство с различными видами конструкторов
  4. Приёмы сборки моделей
  5. Тематические игры
  6. Беседа
  7. Ролевая игра
  8. Познавательная игра
  9. Задание по образцу (с использованием инструкции)
  10. Творческое моделирование (создание модели-рисунка)
  11. Викторина
  12. Проектная деятельность
  13. Разработка эскизов

   Виды деятельности учащихся:

1.  Обучение принципам формообразования по образцу

2.  Знакомство с терминологией

3.  Выработка навыков работы в микрогруппах.


  1. Ресурсное обеспечение реализации программы

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок.

2.Мультимедийный проектор.

3.Интерактивная доска.

4.Материал согласно теме занятия: бисер, нитки, бумага, пластилин, иголки ит.д.


6. Литература для учителя

  1. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004
  2. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
  3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
  4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  5. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.
  6. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
  7. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  9. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.
  10. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  11. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  12. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
  13. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
  14. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
  15. Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14

Литература для учеников

  1. Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
  2. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова  –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
  3. Носырева, Т. Г. Игрушки и украшения из бисера / Т. Г. Носырева. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 143, [1] с.6 ил. – (Домашняя творческая мастерская).
  4. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).
  5. Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).
  6. Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 157 с.: ил., [8] л. Ил. – (Город Мастеров).
  7. Ляукина, М. В. Бисер. – М.: АСТ –ПРЕСС, 1999. – 176 с.: ил. – («Основы художественного ремесла»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Консультация УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ ИЛИ 6 СПОСОБОВ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ РУЧКУ

Специалисты советуют использовать несколько способов для того, чтобы научить ребенка правильно держать ручку, все они представлены в данной консультации....

Открытый урок: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".

Единый открытый музейный урок«Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров.Выполнила: учитель начальных классов первой категорииБрёхина Елена ПавловнаГ.МоскваТема: «Русь ремесленная. Русь мастеро...

Презентация к открытому уроку: "Русь ремесленная. Русь мастеровая.Город мастеров".

1.«Русь ремесленная .Русь мастеровая».2.Русская матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка С.И.Ожег...

Открытые музейные уроки «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

Открытые уроки в рамках городского фестиваля и для студентов МПГУ...

Классный час по теме "Ой ты, Русь моя, Русь великая".

Аннотация к внеклассному мероприятию Данное мероприятие предназначено для организации внеучебной работы по патриотическому воспитанию, на достойных идеалах в духе возрождения духовно-культурных т...