Открытый урок по Кубановедению "Ремесла на Кубани"
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Дунаева Татьяна Викторовна

 В игровой форме познакомить учеников с видами ремесел на Кубани (ткачество, кузнечное дело, работа по дереву, гончарное дело, лозоплетение) с презентацией и творческим заданием. Урок комбинированный Кубановедение и Технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока37.74 КБ
Файл презентация к уроку2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Ремесла на Кубани

Класс: 2 «А»

Учитель: Дунаева Татьяна Викторовна

Цели:

Познавательная.  Познакомить с видами  ремесел на Кубани.

                               Способствовать привитию интереса к урокам кубановедения.

Развивающая.       Развивать любознательность, расширять кругозор, знания  

                                старины, творчество, трудовые навыки и умения.

Воспитательная. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свой край,

                                уважение к людям различных профессий. Учить жить с верой в Бога.

 «Если у Вас Бог будет на первом месте, всё остальное будет на своих      местах.»

Оборудование:

 Компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, презентация “ Ремёсла Кубани», музыкальное  оформление, аудиофайлы песен Кубанского народного хора, миска сделанная в стиле папье-маше, окрашенная в коричневый цвет. Кисть, гуашь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: «Всякое дело казаки начинали с молитвы»

Молитва «Царю небесный» , настрой на урок.

II. Повторение  изученого

Учитель:

Помолись, потрудись,

Только знай не ленись:

Без нужды проживёшь,

Да добра наживёшь.

-Ребята давайте вспомним, как называется наш край? Выберите правильный ответ.

 а) Красноярский

 б)Приморский

 в) Краснодарский  Слайд2

 Ответ: Краснодарский Слайд 3

Стихотворение о Краснодарском крае читает ученик:

Земля моя приметная

Зоря моя рассветная

Дороженька заветная

Пшеничные поля

Отцы, чья стать не старится,

Сыны, что делом славятся

Ты  все – Кубань моя.

-Звучит отрывок  «Гимн Кубани» Слайд 4

-Друзья мои, какой образ казака  вы слышите в словах гимна?

О тебе здесь вспоминаючи,

Как о матери родной,

На врага на басурманина

Мы идем на смертный бой.

О тебе здесь вспоминаючи,

За тебя ль не постоять,

За твою ли славу старую

Жизнь свою ли не отдать?

Ответы детей ( казак воин, он защищал свою землю, семью)

Учитель:

-А чем же казаки занимались в мирное время?

Ответы детей

Коренные жители станиц – казаки издавна занимались  земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое- либо мастерство занимались им

III. Открытие новых знаний.

- Какова же тема нашего урока?

Мы узнаем разгадав кроссворд. Слайд 4

Не летит, не пьет, в воде клюет.(Рыба)

Хлопотун Егорка

Взялся за уборку

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся, чистый пол!(Веник)

У реки стеной стоит и все время шелестит. (Камыш)

На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается и вытирается.(Полотенце, рушник)

Под крышей четыре ножки

А на крыше суп да ложки. (Стол)

Если встретишь на дороге

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Как написать одним словом « сухая трава»? (Сено)

Ребята, давайте все вместе прочитаем, какое ключевое слово получилось?(ремесло)

И так, тема нашего урока:  «Ремесла на Кубани» Слайд 5

-Что такое ремесло? Слайд 6

«Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом.»

Работа в группах:

-Я Вам сейчас раздам пословицы о ремесле, объясните их.

              «Всякое ремесло честно, кроме воровства».

              «Всякому молодцу ремесло к лицу».

              «Не просит ремесло хлеба, а само кормит».  

Ответы детей

- Молодцы ребята!

- На Кубани с давних времен люди занимались различными  ремёслами.            

Давайте кратко рассмотрим основные из них. Слайд 7

Давайте попробуем составить из этой абракадабры слова.( Разгадывание ребуса). Читаем ГОНплевытеЧАРшивНОЕкание. Слайд 8

 -( Рассказывают дети)

Наши ребята подготовили сообщения о ремёслах.

Гончарное ремесло. Слайд 9

Никого не может оставить равнодушным работа гончара на гончарном круге.

Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном из глины делали простую посуда, незатейливые игрушки для детей, сувениры. Глину так же использовали для изготовления кирпичей. Из глиняной посуды самым распространенным был «глечик» - горшок с высоким широким горлом. В этой посуде в наши дни хранят молоко, сметану.

Ткачество и вышивка. Слайд 10

       Искусство ткачества и вышивания всегда ценилось на Кубани. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Посмотрите, какой  нарядный рушник, украшенныйвышивкой!

Плетение, лозоплетение. Слайд 11

    Очень интересный вид народного искусства – плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы.  Значительную  часть домашней утвари жители кубанских станиц делали из гибкой ивовой лозы. Из листьев кукурузы плели кошельки, из соломы - большие шляпы /брыль/,  из камыша, плелись колыбели, столы и стулья корзины, лукошки.

IV.Физкультминутка.

А вы спортом любите заниматься? Для поддержки спортивной формы проведем зарядку. (Музыкальное сопровождение)

Кузнечное дело. Слайд 12

На Кубани наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него. Кузнецы были главными мастерами.Они изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы.

Обработка дерева. Слайд 13

Кубанские мастера по обработке дерева изготавливали: бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, игрушки, доски. Особое значение придавали деревянной отделке дома. Мастер, который изготавливал бочкиназывался(бондарь)

V. Практическая работа.

Откроем учебник на стр. 47

Рассматриваем иллюстрации

        Мы с вами сейчас представим себя мастерами гончарного дела. Вот миску мы уже изваяли, а теперь украсим ее орнаментом.

Наши кубанские орнаменты, как правило, делят на такие виды:

  • Геометрический
  • Растительный
  • Животный
  • Предметный
  • Смешанный.

Мы с вами будем украшать миску растительным орнаментом.

Итог урока:

- О каких ремёслах мы сегодня узнали?

- Каким ремеслом занимались?

Рефлексия:

Поднимите, смайлик один из трёх.

-Понравилось тебе, как ты работал на уроке.

 Учитель:

-Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.

Спасибо за урок! Счастья вам, здоровья и добра.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

а) Красноярский б) Приморский в) Краснодарский

Слайд 3

Краснодарский край

Слайд 5

Р Ы Б А В Е Н И К К А М Ы Ш П О Л О Т Е Н Ц Е С Т О Л Г Л И Н А С Е Н О

Слайд 6

«Ремёсла на Кубани»

Слайд 7

Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным, кустарным способом. Всякое ремесло честно, кроме воровства Всякому молодцу ремесло к лицу Не просит ремесло хлеба, а само кормит

Слайд 8

Ремёсла на Кубани

Слайд 9

ГОН пле вы те ЧАР шив НОЕ ка ние

Слайд 10

Гончарное ремесло глэчик гончарный круг

Слайд 11

Ткачество и вышивка рушник ткачиха за ткацким станком

Слайд 12

Плетение, лозоплетение брыль

Слайд 13

Кузнечное дело кузнец подкова

Слайд 14

Работа по дереву бондарь деревянные бочки

Слайд 15

Геометрический Растительный Животный Предметный Смешанный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок гражданственности и патриотизма. "Кубань моя, степная дочь России"

Дать первоначальные представления о родном крае, о Родине, познакомить с понятиями" государство" , "гражданин", "законы страны", "государственные символы: флаг, герб, Гимн", "права и обязанности...

Всекубанский урок под эгидой "Ты Кубань, ты наша Родина"

Урок по краеведению познакомить учащихся первого класса с их малой Родиной –      Краснодарским краем, с его месторасположением, с ролью в жизни большой страны – России; ...

Урок кубановедения по теме: «Кубань - многонациональный край». 2 класс

Кубань - многонациональный край, в котором проживают представители более 120 национальностей, но самые большие этнические группы - это русские, армяне, украинцы, адыгейцы. У каждого из народов свои о...

Открытый урок «Цвети, Кубань», посвященной музыкальной культуре Кубани

«Цвети,Кубань», посвященной музыкальной культуре Кубани...

Открытый урок по кубановедению в 3 классе по теме Проектная работа История Кубани в символах

Открытый урок по кубановедению в 3 классе по теме Проектная работа История Кубани в символах в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года Геленджика-2019"...

Открытый урок на тему: "Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани".

Представлен план-онспект урока по кубановедению на тему: ""Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани"....

Открытое мероприятие по кубановедению "Многоликая Кубань"

Сценарий мероприятия составлен для учащихся 3-4 классов в рамках изучения предмета кубановедение. При составлении сценария учитывались условия изучения предмета кубановедение в данной школе, а так же ...