рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Детистова Елена Петровна

рабочая программа по технологии в 3 классе УМК Гармония ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx70.04 КБ

Предварительный просмотр:

Учащиеся научатся:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«СОШ №4 г. Соль-Илецка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии для 3 класса

2014 г.

2. Пояснительная записка

Программа базового уровня, составлена на основе авторской программы «технология». Рабочие программы. 1-4 классы Н.М.Конышева.

2.1 Перечень нормативных документов, используемых для составления рабочей программы:

  • Закон Российской Федерации  от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ»  (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17.12.2010 г. №1897 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования"
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
  • Примерные программы общеобразовательных учреждений Конышева Н.М. Образовательная область «Технология»: 1-4 классы: Программа и тематическое планирование. -  Смоленск: « Ассоциация 21 век».2013.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования Оренбургской области  от  19.07.2013 № 01-21/1061  «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".
  • Устав Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения МОАУ «СОШ №4 Г.Соль-Илецка» Оренбургской области
  • Образовательная программа МОАУ «СОШ №4 Г.Соль-Илецка» Оренбургской области
  • Положение  МОАУ «СОШ №4 Г.Соль-Илецка» Оренбургской области   «О рабочей программе педагога».
  • Учебный  план МОАУ «СОШ №4 Г.Соль-Илецка» Оренбургской области  на 2014- 2015 учебный год

2.2 Ведущие целевые установки в предмете

Основная цель курса заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.

2.3 Цели обучения:

Основная цельизучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

2.4. Конкретизация целей обучения:

  • формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
  • формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
  • воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
  • формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
  • воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
  •  воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью. Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
  1. Задачи обучения по предмету
  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
  •  развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  •  развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
  •  развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
  •  формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
  • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Данный курс разработан по авторской программе «Художественно-конструкторская деятельность. Все материалы учебно-методического комплекта скорректированы в соответствии с требованиями образовательного стандарта нового поколения.

В основе всего курса лежит психолого-педагогическая концепция развивающего обучения, а его целью является углубление общего образования и развитие личности каждого ученика.

В итоге учебный предмет «Технология» выводится из разряда второстепенных дисциплин и получает статус важного и незаменимого в системе общего образования, что позволяет приблизить отечественную школу к наиболее прогрессивной мировой практике.

Практическая реализация этой концепции находит выражение в:

  • обновлении содержания курса;
  •  целенаправленном развитии у школьников мышления и формировании у них универсальных учебных действий;
  •  формирование у детей социально ценных умений и воспитании личностных качеств;
  •  организации дифференцированного обучения и разноуровневом подходе к освоению содержания;
  •  системной организации содержания курса и деятельности учащихся по его изучению.

В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими  и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

2.7. Общая характеристика учебного процесса.

Основные технологии обучения.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания.

В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческуюдеятельность учащихся; основные акценты смещаются от изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узкотехнологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.

Логические связи технологии с остальными предметами учебного плана.

Предлагаемый учебный курс является комплексным и интегрированным в самом глубоком смысле. Он включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

  • родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
  • литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного рада в целостном процессе создания образа изделия);
  • математика (моделирование - преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и проч., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
  • окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
  • изобразительное искусство  (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна).

Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и общеобразовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.

2.8 Обоснование выбора УМК на основе описания учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых им.

Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и  основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:

Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическоеразвитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

2.9 Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета«Технология» отводится не менее одного часа в неделю во всех классах начальной школы.

На изучение курса «Технология» в 3 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на  34 ч  (34 учебных недели).

2.10 Результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные

  • У учащихся будут сформированы:
  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способностьк самооценке;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения иценности труда;
  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществованияпредметного мира с миром природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценкеокружающей среды обитания.
  • Могут быть сформированы:
  • устойчивое стремление к творческому досугу на основепредметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний иумений по различным видам творческой предметно-практическойдеятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели,изобретательность;
  • чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
  • Предметные
  • использовать в работе приёмы рациональной и безопаснойработы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейнаяигла, шило);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.,осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическомприменении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  • выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы ихручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнятьразметку с опорой на них;
  • изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворногомира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоватьсяими в собственной практической деятельности.
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • определять утилитарно--конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером изадачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цветадля решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали этивещи);
  • понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах(упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок нарабочем месте;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотноситьсвои действия с поставленной целью;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя илипредставленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практическихдействий, корректировку хода практической работы.
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализациизамысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные

  • находить необходимую для выполнения работы информациюв материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели),сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решениязадач в умственной или материализованной форме; выполнятьсимволические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск и отбирать необходимую информациюиз дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенныетехнологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • создавать мысленный образ конструкции с целью решенияопределённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этотобраз в материале;
  • понимать особенности проектной деятельности, выдвигатьнесложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлятьвыбор средств и способов для его практического воплощения.

Коммуникативные

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их приорганизации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оцениватьдостижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
  • Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно организовывать элементарную творческуюдеятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путейегореализации,воплощение, защиту.

3. Содержание учебного процесса.

Формы природы и форма вещей

Изучение и анализ форм природы, их  переосмысление в декоративно- художественных  изделиях и предметах бытового назначения. Элементы бионики в изготовлении вещей с определенными конструктивными и декоративными свойствами.

         Композиция из природных форм: передача природных форм и образов в различных материалах: коллажи на темы природы; оригами, образы животных; лепка животных по наблюдениям.

         Стилизация природных форм в бытовых вещах: подбор декора к изделию в соответствии с его формой на основе стилизации растительных и других природных мотивов.

Характер и настроение вещи. Гармония вещей.

         Целесообразность формы и декора в предметах быта.  Проектирование вещей определенного назначения с учетом конкретных закономерностей и основных принципов дизайна.

Пригласительные билеты, поздравительные открытки; убранство праздничного стола; украшения для елки и интерьера: игрушки, упаковки для подарков (конструирование, стилизация, комбинированная работа); обложка для книги (ткань, аппликация); записная книжка определенного назначения (простой переплет).

         Основные принципы и конкретные примеры стилевой гармонии. Варианты стилевого объединения в вещах (комплекты предметов интерьера: кухонный комплект, сервиз, комплект украшений).

 Новые материалы и технологии

         Новые приемы разметки: работа с циркулем (построение окружности, развертки, построение форм на основе круга); построение прямоугольника с помощью угольника; комбинированное построение разверток с использованием разных инструментов.

          Новые приемы обработки ткани и новые технологии шитья: изготовление выкройки; раскрой парных деталей с припуском и без припуска; швы « назад иголку», стебельчатый, тамбурный.

        Технология переплета. Простой переплет (книжка- тетрадь в мягкой обложке).

        Изготовление изделий из бисера. Чтение и составление простейших схем.

        Комбинаторика в формообразовании. Использование модулей в формообразовании предметов.

        Технология печати оттисков с матриц. Эстамп.

Наблюдения и опыты в 3 классе: аналогии в формах и конструкциях природы и созданиях человека ( птица- самолет, рыба- подводная лодка, колючки репейника- застежка «репейник» и проч.); упорядоченное и строго закономерное строение объектов природы в соответствии с универсальными законами (семена в корзинке подсолнуха, чешуйки шишек, рыб; лепестки и листья растений,...); целесообразность и красота этих закономерностей; наблюдение и изучение форм животных, растений для последующего использования их в изделиях.

           Изучение образцов дизайна и декоративно- прикладного искусства: коллажи; посуда на основе стилизованных природных форм; декоративные предметы интерьера; декоративные игрушки и малая бытовая скульптура; стилизованные открытки и упаковки для подарков; комплекты предметов для кухни; сервизы; записные книжки; силуэты изображения; изделия из бисера; эстампы.

             Логические задачи и задания на пространственное мышление (мысленная трансформация плоской развертки в объемное изделие, вычисление размеров, внесение дополнений и изменений в конструкцию,...)

 Проекты: Кукольный театр с пальчиковыми куклами (коллективная работа).


4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности на ступень общего образования

        Наименование разделов и тем

Всего часов

Формы и образы природы – образец для мастера

9

1

Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год.

1

2

Образы природы в оригами.

Изделия: фигурки курицы, голубя

1

3

Образы природы в оригами.

Изделия: маски зайца, кролика.

1

4

Силуэт: красота линий и форм. Узоры в квадрате.

1

5

Силуэт: красота линий и форм. Узоры в полосе

1

6

Образы природы в коллаже (из ткани или бумаги).

Композиция на плоскости в технике «коллаж».

1

7

Отражение природных форм в изделиях человека. Технология изготовления помпона из ниток.

1

8

Лепка животных по наблюдениям.

Образы природы в изделиях из бисера.

1

9

Цветы и другие изделия из бисера.

1

Характер и настроение вещи, их выражение через конструкцию и внешний вид изделия

7

10

Пригласительные билеты и поздравительные открытки.

Открытка с окошком. Фигурная открытка/

1

11

Построение прямоугольника с помощью угольника.

1

12

Упаковка. Связь упаковки и предмета.

Упаковка для подарка «Домик».

1

13

Мини-проект: проектирование упаковки для определенного предмета.

1

14

Образ и конструкция игрушки. Новые приемы бумажной пластики.

Дед Мороз и Снегурочка из бумаги.

1

15

Разметка деталей с помощью циркуля.

Фонарик из кругов.

1

16

Разметка деталей с помощью циркуля.

Звезда на новогоднюю ёлку.

1

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля.

9

17

Стиль и основные качества бытовых вещей. Кухонная прихватка.

Кухонная прихватка. Изготовление выкройки.

Разметка деталей и раскрой ткани.

1

18

Кухонная прихватка. Сборка изделия.

Кухонная прихватка. Отделка изделия.

1

19

Стилевое единство предметов. Мини-проект: проектирование комплекта для кухни (прихватка и грелка на чайник).

1

20

Грелка на чайник. Изготовление выкройки. Разметка деталей и раскрой ткани.

1

21

Грелка на чайник. Сборка изделия.

Грелка на чайник. Отделка изделия.

2

22

Обложка для книги (ткань).

Изготовление выкройки. Разметка и раскрой ткани.

1

23

Обложка для книги (ткань). Сшивание изделия.

Обложка для книги (ткань). Обработка края изделия.

1

24

Стебельчатый шов. Монограмма.

1

25

Конструкция и образ записной книжки. Простой переплёт.

Записная книжка в мягкой обложке.

1

От мира природы к миру вещей.

9

26

Чудесный материал - соломка.

Простые конструкции из соломки.

1

27

Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях.

1

28

Мини-проект: творческое конструирование.

(дизайн-проект сооружений с подвижным и неподвижным соединением деталей).

2

29

Конструирование из разных материалов. Модель ракеты.

1

30-31

Подготовка к выполнению проекта.

1

32-33

Решение проектно-конструкторских задач, выполнение эскизов.

2

34

Обобщающий урок по теме «Как создается рукотворный мир: от мира природы – к миру вещей».

Подведение итогов года. Итоговая выставка.

2

Итого:

34

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

Для учителя:

  1. Инструменты для обработки различных материалов.
  2. Коллекции «Виды бумаги и картона», «Виды ткани».
  3. Муляжи «Овощи», «Фрукты».
  4. Модели геометрических фигур.
  5. Таблицы по темам.
  6. Технологические карты.

Для детей:

- Учебник: Н.М.Конышева «Технология» 3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013

- Рабочая тетрадь: Н.М.Конышева «Технология»  3 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013.

Материально-техническое обеспечение

Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учетом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что ее содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы. Для работы каждому ребенку необходимы:

  1. материалы: наборы цветной бумаги, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;
  2. инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

6. Планируемые результаты изучения предмета

К концу третьего класса учащиеся узнают:        

  • виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
  • способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента, для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;        
  • способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
  • что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки[1];
  • условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;                
  • способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и % формы);
  • что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
  • что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
  • как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
  • что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
  •  как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
  • швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
  •  о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;                
  • о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

Учащиеся научатся:

  • правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
  • с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
  •  читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
  • выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
  • чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
  • выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
  • выполнять разметку по предмету;
  • выполнять изображения в технике барельефа;
  • лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
  • создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
  • выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
  • выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;        
  • выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
  • выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
  • выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
  • анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
  • придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Учащиеся получат возможность узнать:

  • что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);    
  • что вещи должны подходить к окружающей обстановке, к характеру и облику своего хозяина;
  • что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
  • что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;        
  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;        
  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;         что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите           проектов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
  • выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;        
  • вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
  • создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
  • расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);    
  • выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

        Приложение 1

Система оценивания по технологии.

Оценивание теоретических знаний (учитывается использование технического языка», правильное применение и произношение терминов).

Оценка «5»:  учащийся полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами;  самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4»:  учащийся в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3»: учащийся не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2»:   учащийся почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

 Оценивание выполнения обучаемыми практических работ (учитываются  результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени).

Отметка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами (учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

Отметка  «4» выставляется с учетом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

Отметка  «3» выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу отметку можно повысить на один балл или оценить это дополнительной отметкой.

Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке (т.е. отметка «2» не выставляется).

За готовое изделие во время проверочной работы отметка ставится всем учащимся. (Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года.Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определенного количества уроков или как итоговый урок по видам труда).

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...