Программа "Бисероплетение"
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

           Программа "Бисероплетение” носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл бисероплетение, начальные классы31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6

ПРОГРАММА

«Бисероплетение»

(2-4 классы . Возраст  детей - 8-10 лет)

     

                                                                                        Автор программы:

Чернышева Марина Николаевна

учитель начальных классов

                     

г. Красный Сулин

2011г

Пояснительная  записка

          В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира .

            В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа – Человек – Предметная среда” .

           Программа "Бисероплетение” носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.  

Цель настоящей программы:

нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения,

активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.  

Задачи:

         Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

        Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  

        Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.  

                 Настоящая программа являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

         В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения . При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей рисования и математики.

         Возраст обучающихся – 8- 10 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения Каждый год обучения составляет 34 часа (1 раз в неделю).

       Программа рассчитана на реализацию в учреждениях внеурочной работы в начальной школы в рамках стандартов второго поколения. Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

        С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:  

I уровень – репродуктивный с помощью педагога;

II уровень – репродуктивный без помощи педагога;

III уровень – продуктивный и творческий.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III  уровнь обученности: участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

Умения  и  навыки

            В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать: правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;

  Уметь: гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

                                                  I год обучения  

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)  

Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.                         

2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ (32 ч.)

ПЛОСКИЕ ФЕНЕЧКИ И ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ

  Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка фенечек, фигурок животных. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.  

3. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

II год обучения 

      1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)

Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  

                                          2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ (20 ч.)

                                                          ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА 

  Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

3. ПЛЕТЕНИЕ НА ЛЕСКЕ (12 ч.)

ОСНОВНЫЕ  ПРИЁМЫ  БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ

Теоретические сведения. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание из бисера "в одну нить”: простая цепочка, цепочка "зигзаг”, цепочка "змейка. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек "в крестик”.

Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Выполнение украшений для кукол, брошей, кулонов и брелоков.  

4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

                                                          III год обучения  

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)  

Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.  

2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ (18 ч.)

ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА И БУСИНОК

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции. Оформление. Применение.  

                                                 3. ПЛЕТЕНИЕ  НА ЛЕСКЕ ( 14 ч.)

                         ОБЪЁМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА НА ЛЕСКЕ.

  Теоретические сведения. Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, жгута, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.  

Практическая работа. Выполнение деталей игрушек на основе изученных приёмов. Сборка и оформление игрушек.

                                           4. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

                                      Тематическое планирование

                                                 Первый  год обучения  

Тема занятия

количество часов

Дата

проведения

теорет.

практ.

всего

1.

Введение. Инструктаж по ТБ.

1

0

1

2.

Способы плетения на проволоке: «параллельное», «петельное» и «игольчатое» .

2

6

8

3.

Плетение фенечек:« Фрукты и овощи», « На кухне».

1

8

9

4.

Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок

1

3

4

5.

Плетение плоских фигурок животных : «Заяц», «Медведь», «Мышка», «Жираф», «Павлин».

1

10

11

6.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

0

1

Всего

7

27

34

                                                 Второй  год обучения  

           Тема занятия

       количество часов

        Дата

проведения

теорет.

практ.

всего

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

0

1

2.

Повторение способов  плетения на проволоке: «параллельное», «петельное» и «игольчатое» .

1

2

3

3.

Способ «низания дугами»

1

2

3

4.

Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок цветов и листьев на проволоке.

1

3

4

5.

Цветы из бисера: «Тюльпан», «Нарцисс», «Розы», «Незабудки».

0

10

10

6.

Низание из бисера "в одну нить”: простая цепочка, цепочка "зигзаг”, цепочка "змейка”, Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек "в крестик”.

1

4

5

7.

Украшения для кукол, броши, кулоны и брелки.

1

6

7

8.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

0

1

Всего

7

27

34

                                                  Третий  год обучения  

           Тема занятия

       количество часов

        Дата

проведения

теорет.

практ.

всего

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

0

1

2.

Повторение способов  плетения на проволоке.

0

1

1

3.

Приёмы плетения для  объемных игрушек из бисера и бусинок.

1

2

3

4.

Плетение объемных игрушек: «Крокодил», «Дельфин», «Заяц», «Какаду», «Куница».

1

13

14

5.

Техника объёмного плетения на леске.

1

2

3

6.

Изготовление объёмных изделий на основе плоского плетения.

1

1

2

7.

Изготовление игрушек на основе изученных приёмов. Творческие проекты.

1

8

9

8.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1

0

1

Всего

7

27

34

                                     

Литература:

1.

Игрушечки из бисера. Ю.С. Лындиной. Издательство «Культура и традиции». 2006 г.

2.

Животные из бисера. И. Морас. Издательство «АРТ- РОДНИК». 2007 г.

3.

Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. "Мартин" 2004 г.

4.

Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом "Литера", 1999 г.

5.

Мир бисера. Крайнева И.Н. Издательский дом "Литера", 1999 г.

6.

Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство "Культура и традиции" 2004 г.

7.

Фигуки из бисера. Мартынова Л. Издательство "культура и традиции" 2004 г.

8.

Поощрение и самооценка младшего школьника. Строганова Л.В. Педагогическое общество России, 2005 г.

9.

Формирование эмоциональной - волевой сферы у учащихся начальной школы. Практическое пособие. Слободяник Н.П.

10.

Метод приёмов в технологическом образовании школьников. Павлова М.Б., Питт Дж., и др. Издательский центр "Вентана - Граф", 2003 г.

11.

Учебная деятельность млад. школьников. Диагностика. Кудрина С.В. КАРО, 2004г

Индивидуальная карточка учёта результатов обучения  по программе «Бисероплетение»

Фамилия , имя ребёнка___________________________________________________

Возраст _______________

Ф.И.О. педагога ________________________________________________________

Сроки диагностики

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Показатели

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Результат обучения

 

 

 

1. Теоретическая подготовка ребёнка :

  • теоретические знания
  • владение специальной терминологией

 

 

 

 

 

 

2. Практическая подготовка:

  • практические умения и навыки
  • владение специальным оборудованием и оснащением
  • творческие навыки

 

 

 

 

 

 

3. Общеучебные умения и навыки:

  • учебно-интеллектуальные умения
  • подбирать и анализировать литературу
  • выступать перед аудиторией
  • вести полемику и участвовать дискуссии
  • учебно-организационные умения и навыки
  • умение организовать своё рабочее место
  • навыки соблюдения правил безопасности
  • умение аккуратно выполнять работу

 

 

 

 

 

 

4. Предметные достижения учащихся: 

  • на уровне детского объединения
  • на уровне школы
  • на уровне города