Рабочая программа по технологии 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Рабочая программа по технологии по программе "Гармония" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_2014.docx100.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лысково Нижегородской области

Утверждаю:                                                                      Согласовано:                                                                 Рассмотрено на заседании ШМО:

Директор __________                                                      Зам. Директора по УР____________                          Протокол №______________

«___» августа 2014 г.                                                       «___» августа 2014 г.                                                    от «___» августа 2014 г.

Рабочая программа

по  технологии

для 2 класса

на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа разработана на основе программы по технологии УМК «Гармония», Н.М. Конышева, Смоленск Ассоциация 21 век, 2013

                                                                                                                                                                                             Составитель программы:

Учителя начальных классов

Родина Г.Е.

Высшая категория

Корнилова Е.Ю.

2 категория

Шилыганова Е.В.

Лысково, 2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.

    Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности.

    Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

    В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.

    Задачи изучения дисциплины:

- формирование представлений о материальной культур как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

 - расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;

- формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др.);

- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношенияк человеку-творцу и т. п.

     Содержание курса определяется рядом принципов.

    Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство – как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

    Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех сторон личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом  основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

    Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счёт выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части.  Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, на решение нестандартных практических задач.

    Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно, от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов с целью достижения необходимой глубины их понимания строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.  

    В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

      Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.  

    Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.  

    Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

    Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.  Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

    На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.  Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

    Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.

    При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

Общая характеристика учебного предмета.

     В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

    Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

    Учебный материал каждого года имеет системную блочно тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

    Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

    Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания.

     Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.

    Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане.

    Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее одного часа в неделю во всех классах начальной школы. Наряду с этим в новом государственном стандарте начального общего образования неоднократно подчёркивается особое значение предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, важности сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования.

    С учётом этого рекомендуется использовать все имеющиеся возможности для увеличения количества часов на изучение данного

учебного предмета. Наша программа и обеспечивающие её учебно-методические материалы (учебники, тетради на печатной основе) предполагают возможность вариативного планирования уроков в зависимости от конкретной ситуации и особенностей образовательного учреждения. В качестве основного варианта для 2 класса ниже предлагается план из расчёта 1 час в неделю, но содержание учебника допускает увеличение учебного времени на его освоение до двух часов в неделю.

    Помимо этого в новом ФГОС отмечается возможность организации дополнительных занятий по предмету (соответствующих кружков и факультативов) путём использования часов из объёма, предусмотренного для внеурочной работы.

    Содержательная и методическая поддержка проектной работы и дополнительных кружковых занятий обеспечена соответствующими разработками, созданными в рамках целостного УМК.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

    Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

Планируемые результаты освоения программы по предмету «Технология» выпускником начальной школы

Личностные

   У учащихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

- способность к самооценке;

- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;

- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

 - чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

Могут быть сформированы:

 - устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

 - установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

- привычка к организованности, порядку, аккуратности;

 - адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели,изобретательность;

 - чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

Предметные

Учащиеся научатся:

 - использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.,

- осуществлять целесообразный выбор инструментов;

- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

 - выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их

ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;

- работать с простейшей технической документацией:

- распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира:

- соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

 - творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

- понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

- понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

 - следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

 - руководствоваться правилами при выполнении работы;

 - устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

 - прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели),

- сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;

-выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

Учащиеся получат возможность научиться:

 - осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;

- воплощать этот образ в материале;

- понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

- формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;

- выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

 - самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.

Содержание учебного предмета «Технология»

2 КЛАСС (34 ЧАСА)

Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях (8 часов)

    Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.

       Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии.

      Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приёмы работы  с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материаловна ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника  (9 часов)

Правила и приёмы разметки прямоугольника от двух пря-мых углов. Упражнения. Что такое развёртка объёмного изделия.  Получение и построение прямоугольной развёртки. Упражнения в построении прямоугольных развёрток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчётно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка. коробочка,упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).

Изделия по мотивам народных образцов (4часа)

Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетёрки». Раньше из соломки, теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.

Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов)

Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из  ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продёргивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперёд иголку», вышивка швом «вперёд иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).

Декоративно-прикладные изделия различного назначения(6 часов)

    Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись). Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приёмов работы.

Основные результаты освоения предметного содержания курса «Технология» в 2 классе

Учащиеся будут знать:

- простейшие виды технической документации (чертёж, эскиз, рисунок, схема);

-способ использования линейки как чертёжно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;

- способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;

- что такое развёртка объёмного изделия (общее представление), способ получения развёртки;

- условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;

- способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и 1/4 формы);

-что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;

- что такое барельеф, технику выполнения барельефа;

-как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;

- что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продёргивания нити;

- как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

- швы «вперёд иголку» и «через край», способы их выполнения;

- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;

- о символическом значении народной глиняной игрушки, её основных образах

Учащиеся могут знать:

- что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);

- что вещи должны подходить к окружающей обстановке, характеру и облику своего хозяина;

- что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;

- что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

- о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;

- что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;

- что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

Учащиеся будут уметь:

- правильно использовать линейку как чертёжно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;

- с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

- читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;

 - выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;

 - чертить простые прямоугольные развёртки (без соблюдения условных обозначений);

 - выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

- выполнять разметку по предмету;

- выполнять изображения в технике барельефа;

 - лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

- изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

 - создавать простые фронтальные и объёмные композиции из различных материалов;

- выполнять разметку на ткани способом продёргивания нитей;

- выполнять разметку на ткани по шаблону;

- выкраивать из ткани детали простой формы;

- выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

- выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;

- выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);

- анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

- придумывать и выполнять несложное оформление изделияв соответствии с его назначением.

Учащиеся могут уметь:

- планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;

- выполнять несложные эскизы развёрток изделий с использованием условных обозначений;

- вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;

 - создавать творческие фронтальные и объёмные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей;

- подбирать материалы и способы их обработки;

- расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);

 - выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

    Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.

Для работы каждому ребёнку необходимы следующие материалы:

наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь

 и инструменты: 

ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по данному курсу.

Состав комплекта учебно-методических материалов по учебному предмету «Технология» указан далее.

Для разнообразия материалы могут пополняться за счёт ненужной полиграфической продукции (открыток, красочных журналов, обёрточной бумаги и пр.). Количество необходимых материалов, порядок их подготовки и хранения указаны в учебниках.

 Состав комплекта учебно-методических материалов по предмету «Технология» 2 КЛАСС

    Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.  

   Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради № 1и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

    Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендациик учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

    Конышева Н. М. Дидактические материалы и наглядные пособия для уроков технологии. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация  XXI век.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ТЕХНОЛОГИИ

Изучаемая тема

Количество учебных часов

Общее

Лабораторные работы\практические работы

Контрольные работы

1 четверть (8 ч)

1

Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях.

8

2 четверть (8 ч)

2

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника.

8

3 четверть (10 ч)

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника.

1

3

Изделия по мотивам народных образцов.

4

4

Обработка ткани. Изделия из ткани.

5

4 четверть (8 ч)

Обработка ткани. Изделия из ткани.

2

5

Декоративно-прикладные изделия различного назначения.

6

Итого

34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Тема

Формируемые умения/личностные качества

Характеристика деятельности учащихся

Предметные умения

УУД

Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях.

1. Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного,

ознакомление с содержанием

работы на новый учебный год.

Ознакомление с задачами,

содержанием и организацией  работы в предстоящем учебном году.

Ознакомление с новыми свойствами материалов и особенностями их обработки на уроках технологии.

Формирование умения работать с информацией (учебником).

Ориентироваться в содержании учебника.

Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики,

расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).

Проводить эксперименты

с материалами.

Вступать в общение, соблюдая правила общения выражать свою точку зрения, слушать другого.

Руководствоваться правилами при организации рабочего места и выполнении работы.

Рассматривают, читают учебник и рабочие тетради.

Рассказывают о подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем

месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами.

Обсуждают содержание учебника и тетрадей.

 Выполняют отдельные опыты с материалами.

Наблюдают изменения свойств материалов, обсуждать наблюдения.

2. Разметка прямоугольных деталей из бумаги

Способом сгибания. Изготовление

квадрата. Оригами (рыбка). Разметка и изготовление прямоугольника из листа неправильной формы.

Ознакомление с технологией получения квадрата нужного размера из прямоугольного листа способом

сгибания.

 Ознакомление с приёмами получения простых базовых форм в оригами и изготовления на их основе разных фигур.

Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы.

 Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативно-образного мышления.

Анализировать информацию в учебнике.

Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

Выполнять работу по инструкции.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, планировать работу.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Рассматривают образцы изделий, сравнивают их формы с формами

объектов природы (природными прототипами).

Читают и анализируют графические схемы изготовления изделий.

Упражняютя в изготовлении квадрата из прямоугольного листа

бумаги способом сгибания.

Упражняются в изготовлении базовой формы треугольник.

Упражняются в изготовлении различных фигур на основе базовой формы.

3. Новые формы оригами (бабочка,

лягушка). Композиция с

фигурками оригами

Формирование понятия и общего представления о композиции. Воспитание художественного вкуса.

Развитие ассоциативно-образного мышления, коммуникативных

умений, воображения.

Воспринимать и анализировать учебную информацию.

Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать.

Производить оценку текстовой и визуальной информации.

Принимать учебную задачу; понимать

Смысл   предлагаемой информации, действовать в соответствии с ней.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Прогнозировать необходимые действия для получения практического результата.

Рассматривают образцы изделий и композиций.

Читают, слушают новую информацию по изучаемой теме, обсуждать её.

Упражняются   в изготовлении различных фигур на основе базовой

формы треугольник.

Обсуждают варианты работы с товарищами.

Создают коллективные, групповые или индивидуальные композиции на плоскости.

Планируют  работу и выполняют её по плану.

Аргументировано излагают свою точку зрения, внимательно выслушивают мнения одноклассников.

Творчески используют

полученные знания и умения в практической работе.

Производят  оценку выполненной работы (своей и товарищей)

4. Приемы разметки и вырезания

симметричных форм с зеркальной

симметрией.

(Орнамент).

 Ознакомление с особенностями симметричных форм, гармонией симметрии и асимметрии в объектах природы.

Закрепление приёмов разметки и вырезания простых симметричных форм (с зеркальной симметрией). Развитие тонкой моторики, глазомера,

воображения, ассоциативно-образного

мышления, художественного вкуса. Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы.

Воспринимать и анализировать учебную информацию.

Анализировать образцы, способы получения симметричной формы, обсуждать их и сравнивать.

Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации,

действовать в соответствии с ним.

Прогнозировать практические действия, необходимые для разметки и вырезания симметричной формы.

 Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы.

Читают, слушают объяснения, рассматривают и анализируют

симметричные формы (образцы изделий, формы природы).

Упражняются в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии.

Упражняются в использовании различных приёмов дополнительного декорирования симметричных форм.

Создают орнамент из симметричных фигур.

5. Симметрия и асимметрия в

композиции.

(Картина для сказочного героя).

Ознакомление с использованием

симметрии и асимметрии в композиции, с их эстетическим смыслом.

 Формирование первоначальных представлений о выражении характера человека через его вещи.

Воспитание художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Воспринимать и анализировать учебную информацию.

Анализировать образцы изделий, обсуждать их.

Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации,

действовать в соответствии с ними.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе Проектировать декоративно-художественную композицию для воплощения собственного замысла.

Прогнозировать действия,

необходимые для получения определённого декоративно-художественного эффекта.

Аргументировано излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать

мнения одноклассников.

Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей).

 Читают, слушают информацию о симметрии как средстве художественной выразительности, обсуждают её; рассматривают образцы.

Воображают композицию – картину для сказочного героя.

Подбирают  материалы (белую и цветную бумагу) для получения декоративно-художественных эффектов.

Упражняются  в использовании новых знаний и освоенных приёмов работы для создания выразительной композиции.

Создают  смысловую композицию в технике художественной аппликации.

6. Приемы разметки и вырезания

форм с двумя осями симметрии.

(Композиция с лилией).

Ознакомление с приемами разметки

и вырезания симметричных форм (с двумя осями симметрии).

Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления.

Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции.

Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

Осуществлять мысленную трансформацию формы.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Осуществлять поиск способа выполнения задания.

Аргументировано  излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

Читают, слушают объяснения, рассматривают и анализируют

образцы.

Рассматривают и анализируют  графические схемы и инструкции.

Обсуждают приёмы получения симметричных форм с поворотной

симметрией.

Упражняются  в разметке и вырезании фигур с поворотной симметрией.

Создают  композицию с симметричными фигурами.

7-8. Композиции на плоскости из

засушенных растений. (Аппликации на плоскости).

Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в декоративно-прикладных изделиях.

 Освоение различных способов работы и создания различных видов композиции в зависимости от целей

и декоративно-художественных качеств материала.

Расширение сенсорного опыта развитие сенсомоторной сферы.

Развитие наблюдательности, образного мышления, творческого воображения.

Воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

Воспринимать и анализировать информацию.

 Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.

Оценивать природные материалы с точки зрения художественно-эстетической выразительности.

Проектировать декоративно-художественную композицию на плоскости; создавать в воображении выразительный художественный образ.

Прогнозировать действия, необходимые для получения определённого декоративно-художественного эффекта.

Аргументировано излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников.

Творчески использовать полученные знания и умения в практической работе;

воплощать замысел в изделии.

Анализировать и оценивать результаты выполненной работы.

Проявлять внимательное и вдумчивое отношение к объектам природы.

Читают, слушают объяснения, рассматривают, анализируют,

сравнивают особенности формы, фактуры, окраски природных материалов.

Отбирают материал для работы.

Осваивают новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы.

Создают  композиции на плоскости.

9. Объёмно-пространственные композиции из природных

материалов.

(Скульптуры из природных

материалов).

Ознакомление с особенностями

использования форм и образов природы в объѐмно-пространственных композициях.

Освоение новых способов работы.

Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы.

Читать, слушать объяснения, рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы,фактуры, окраски природных материалов.

Отбирать материал для работы.

Осваивать новые приёмы работы.

Создавать композиции в объёме.

Воспринимать и анализировать информацию в учебнике.

 Принимать учебную задачу; понимать

смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии с ним.

Производить оценку и отбор материала для работы на ассоциативно-образной

основе.

Проектировать декоративно-художественную композицию в объёме; создавать в воображении выразительный художественный образ.

Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Аргументировано излагать свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников.

Творчески использовать  полученные знания и умения в практической работе;

воплощать замысел в изделии.

Анализировать и оценивать результаты выполненной работы.

Проявлять внимательное и вдумчивое отношение к объектам природы.

Рассматривают, анализируют, сравнивают  особенности формы, фактуры, окраски природных

материалов.

Отбирают материал для работы.

Осваивают новые приемы работы.

Создают композиции в объѐме.

Оценивают материал с точки зрения

художественно-эстетической выразительности.

Создают в воображении выразительный  художественный образ.

Воплощают замысел в изделии. Оценивают результаты выполненной работы.

10. Построение прямоугольника от двух прямых углов.

Ознакомление с приёмами построения прямоугольника от двух прямых углов.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Воспитание аккуратности, точности в работе.

Воспринимать и анализировать информацию в учебнике.

Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат.

Самостоятельно планировать умственные и практические действия.

Оценивать результаты выполненной работы.

Читают, слушают объяснения учителя, рассматривают графическую инструкцию в учебнике о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов.

Упражняются в построении прямоугольника от двух прямых углов.

11. Развертка. Построение

прямоугольных разверток.

(Подставка для кисти).

Ознакомление с понятием развёртки

и способами получения прямоугольных развёрток объёмных предметов.

Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов.

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Воспитание аккуратности, точности в работе.

Воспринимать и анализировать, читать простейшую техническую документацию (технический рисунок, чертёж, эскиз)

в учебнике и объяснение учителя. Анализировать информацию в учебнике; принимать учебную задачу.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Строить работу в соответствии с инструкцией.

Выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Моделировать, прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Планировать умственные и практические действия.

Оценивать результаты выполненной работы.

Рассматривают графическую техническую документацию: чертёж,

технический рисунок, эскиз; читают, слушают объяснения учителя об их назначении. 

Знакомятся условными обозначениями, принятыми в простейшей технической документации.

Решают задачи на мысленную трансформацию объёмной формы в плоскую развёртку.

Выполняют расчётно-измерительные и вычислительные задания.

Выполняют построение прямоугольной развёртки от двух прямых углов в соответствии с чертежом.

12. Образ и конструкция открытки.

(Новогодняя поздравительная

открытка).

Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование представлений об использовании в новогодних открытках отдельных средств

художественной выразительности (цвета, символики образов,материала).

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Воспитание аккуратности, художественного вкуса.

Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Анализировать и сравнивать образцы. Понимать и анализировать информацию, предложенную в учебнике, учитывать её в своей работе.

Прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат.

Планировать умственные и практические действия.

Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

Рассматривают и обсуждают образцы изделий.

 Обсуждают возможные варианты выполнения работы.

Подбирают материалы в соответствии с решаемой декоративно-художественой задачей.

Выполняют построение прямоугольных деталей и разметку деталей декора.

Выполняют работу по созданию декоративной композиции в заданном

формате.

13-14

Конструирование прямоугольной

развертки объемного изделия.

(Коробка – упаковка для подарка.

Закрепление понятия «развёртка»,

совершенствование приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов.

Формирование первоначальных представлений о функциях упаковки, единстве упаковки и вещи.

Закрепление умения читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним.

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Воспитание аккуратности, художественного вкуса.

Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Анализировать информацию в учебнике; анализировать и сравнивать образцы .

Читать чертёжно-графическую документацию, выполнять работу на её основе.

Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с его назначением.

Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Планировать умственные и практические действия.

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Оценивать результаты выполненной работы

Рассматривают и обсуждают образцы изделий. 

Решают задачи на мысленную трансформацию развёртки в объёмное

изделие, на построение развёрток.

Подбирают материалы в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественной задачей.

Обсуждают возможные варианты выполнения работы.

Выполняют построение прямоугольных деталей.

Подбирают детали декора и изготавливать их, используя известные

способы работы.

Выполняют работу по изготовлению коробочки – упаковки для подарка.

15,16

Конструирование объѐмных

изделий из бумаги. Новые приѐмы

бумажной пластики.

(Фонарик - ѐлочное украшение, кольцо-цветок)

Формирование новых приёмов обработки и пластической трансформации бумажных

заготовок.

 Закрепление понятия «развёртка», совершенствование приёмов построения прямоугольной

развёртки.

Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий.

Развитие внимания, воображения и пространственного мышления. Развитие конструкторских умений,

дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Анализировать информацию в учебнике.

Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать.

Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.

Планировать умственные и практические действия.

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

Рассматривают и обсуждают образцы изделий.

Упражняются в выполнении разметки с помощью линейки.

Упражняются в выполнении разметки сгибанием бумаги.

Мысленно трансформируют объёмные изделия в двухмерные заготовки.

Изготавливают фонарик по образцу (по собственному замыслу).

17 Конструирование объѐмных изделий из бумаги. Новые приѐмы  бумажной пластики.

(Ёлочка).

Обучение новым приёмам обработки и

пластической трансформации бумажных заготовок.

 Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие воображения,

художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки.

Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Воспринимать объяснения и инструкции учителя.

Анализировать информацию в учебнике.

Анализировать конструкцию образцов.

Моделировать, выполнять мысленную трансформацию объёмного изделия в плоскую развёртку.

Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности.

Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов.

Планировать умственные и практические действия.

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

Рассматривают и обсуждают образцы изделий.

Осваивают новые приёмы разметки и пластической трансформации бумаги.

Упражняются в выполнении разметки сгибанием бумаги.

Мысленно трансформируют объёмные изделия в двухмерные заготовки.

Изготавливают ёлочку заданной конструкции.

18. Изделия по мотивам народных

образцов.

(Весеннее печенье «Тетѐрки»).

Ознакомление с новым поделочным материалом – солёным тестом, изучение его декоративно художественных свойств.

Обучение новым приёмам обработки материала.

Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. Первичное ознакомление с народными традициями в быту, воспитание уважительного отношения к ним.

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике.

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Планировать умственные и практические действия.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Творчески использовать приобретённые знания и умения в своей деятельности.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

Проявлять внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям.

Рассматривают и обсуждают образцы.

Читают, слушают и обсуждают информацию о народных традициях и их отражении в вещах.

Упражняются в обработке материала, осваивают новые приёмы работы.

Сочиняют узор для печенья на основе традиционной символики.

Изготавливают печенье по мотивам народных образцов.

19. Изделия по мотивам народных

образцов.

(Кукла из ниток).

Ознакомление с технологическими и декоративно-художественными свойствами волокнистых материалов, с новыми приёмами их обработки;

обучение приёму отмеривания нитей с помощью шаблона.

Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям.

Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-

творческих способностей, вкуса.

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике.

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Планировать умственные и практические действия.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

Проявлять внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям.

Рассматривают и обсуждают образцы.

Читают, слушают и обсуждают информацию о народных традициях и их отражении в вещах.

Осваивают новые приёмы работы.

Изготавливают куклу из ниток по мотивам народных образцов.

20. Игрушка по мотивам народных

образцов.

(Игрушка-свистулька).

Обучение новым приёмам лепки из глины и пластилина.

Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям.

Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, вкуса.

Воспринимать, анализировать и оценивать информацию в учебнике.

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

 Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.

Планировать умственные и практические действия.

Руководствоваться правилами при выполнении работы.

Творчески использовать приобретённые знания и умения в своей деятельности.

Анализировать и оценивать полученные результаты.

Проявлять внимательное и уважительное отношение к народной культуре и традициям.

Рассматривают и обсуждают образцы.

Читают, слушают, оценивают и обсуждают информацию о народных

культурных традициях и их отражении в вещах.

Изготавливают игрушку по мотивам народных образцов.

21-22 .      

Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей.

(Дорожная игольница).

Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия.

Освоение приёма разметки деталей на ткани с помощью шаблона. Формирование навыка вырезания деталей из ткани.

Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.

Развитие речи и пространственного мышления.

Воспринимать и усваивать новую  информацию.

Анализировать и сравнивать образцы изделия.

Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе.

Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.

Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций.

Проектировать изменение конструкции изделия в соответствии с дополнительной функцией (мини-проект).

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Производить контроль и оценку результатов работы.

Рассматривать и обсуждать образцы изделия.

Выполнять расчётно-измерительные операции.

Выполнять эскизы вариантов изделия. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией.

Обсуждать и аргументировать свой выбор.

Изготавливать игольницу.

23. Работа с тканью.

Полотняное переплетение нитей в ткани; разметка   продѐргиванием нити. Выполнение бахромы.

(Салфетка с бахромой).

Ознакомление с тканями полотняного переплетения.

Освоение приёма разметки ткани продёргиванием нити; обучение выполнению бахромы в изделиях из ткани.

Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.

Воспринимать и усваивать новую информацию.

Анализировать и сравнивать образцы изделия; делать умозаключения о возможных вариантах конструкций.

Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий, выполнять работу на его основе.

Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.

Планировать умственные и практические действия, оптимальную последовательность операций.

Производить контроль и оценку результатов работы.

Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Рассматривают и изучают образцы изделия.

Воспринимают информацию о переплетении нитей в тканях.

Упражняются в разметке ткани способом продёргивания нитей.

Упражняются в выкраивании ткани по прямолинейной разметке.

 Упражняются в изготовлении бахромы по краю ткани.

Изготавливают салфетку из ткани.

24, 25. Шов «вперед иголку». (Салфетка

с бахромой; завершение работы).

Развитие тонкой моторики, глазомера.

Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.

Развитие креативности и творческих качеств личности.

Планировать порядок действий.

Анализировать и сравнивать образцы изделия.

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы. 

Производить контроль и оценку результатов работы; корректировать ход работы.

Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Рассматривают, изучают, обсуждают образцы изделия.

Воспринимают информацию о взаимосвязи формы изделия и расположения вышивки.

Упражняются в разметке ткани способом продёргивания нитей.

Упражняются в выполнении прямых стежков и шва «вперёд иголку». Изготавливают салфетку из ткани с вышивкой.

26. Работа с тканью.

Разметка деталей с припуском.(Декоративная игольница).

Формирование представлений о

единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Закрепление приема разметки

деталей из ткани по шаблону.

Обучение разметке с припуском. Развитие воображения, художественного вкуса.

Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.

Воспринимать и усваивать новую информацию.

Анализировать и сравнивать образцы изделия.

Принимать учебно-познавательную задачу, понимать алгоритм действий,

выполнять работу на его основе.

Планировать последовательность операций.

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Творчески использовать приобретённые знания и умения в собственной деятельности. 

Производить контроль и оценку результатов работы.

Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

 Рассматривают, изучают, обсуждают образцы изделия.

Определяют выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией.

Обсуждают и аргументируют свой выбор с учётом единства функциональных и декоративных качеств изделия.

Упражняются в разметке деталей из ткани с припуском.

Изготавливают декоративную игольницу по вариативным образцам.

27. Обтягивание тканью деталей

простой формы. Шов «через

край». (Декоративная игольница;

завершение работы).

Формирование представлений о

единстве функциональных и

декоративных качеств изделия.

Развитие тонкой моторики,

глазомера.

 Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.

Развитие проектных умений,  формирование предпосылок

проектной деятельности.

Анализировать и сравнивать образцы изделия.

Принимать учебно-познавательную задачу, понимать смысл предлагаемой

информации, действовать в соответствии с ним.

Планировать последовательность операций.

Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.

Аргументировано  излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Творчески использовать

приобретённые знания и умения в собственной деятельности.

Производить контроль и оценку результатов работы.

Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда

Рассматривают и изучают образцы изделия.

Определяют наиболее целесообразные способы выполнения работы.

Обсуждают и аргументируют свой выбор.

Упражняются в выполнении швов «вперёд иголку» и «через край».

Изготавливают декоративную игольницу по вариативным образцам.

28,29, 30

 Мозаика: технология,

декоративно-художественные

особенности, композиция.

Повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталей из бумаги,

приёмов работы с клеем.

Обогащение сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира.

 Формирование представлений

о выразительном художественном образе и возможных путях его создания из разных материалов.

 Развитие вариативности и гибкости мышления.

Развитие сенсомоторной сферы.

Воспринимать и усваивать новую информацию.

Анализировать и сравнивать художественные произведения, образцы изделий.

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов.

Планировать последовательность операций.

Создавать в воображении выразительный образ изделия; проектировать собственное произведение. 

Творчески использовать приобретённые знания и умения в собственной деятельности.

Производить контроль, корректировку работы и оценку её результатов.

Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Оценивать результаты выполненной работы.

31. Барельеф. Композиция,

стилизация.

(Декоративная пластина из

пластилина).

Ознакомление с барельефом, его декоративно-художественными особенностями.

Обучение технике выполнения барельефа.

Формирование представлений о сюжетах декоративного барельефа, о переработке природных форм в композиции барельефа (стилизации).

Обогащение сенсорного опыта.

Развитие тонкой моторики, внимания, воображения.

Воспитание художественного вкуса.

Воспринимать и усваивать новую информацию.

Анализировать и сравнивать художественные произведения, образцы изделий.

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Планировать последовательность операций.

Создавать в воображении выразительный образ для барельефа, проектировать собственное изделие.

Творчески использовать приобретённые знания и умения в собственной деятельности.

Производить контроль, корректировку работы и оценку её результатов.

Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Оценивать результаты выполненной работы .

Читают, слушают, обсуждают информацию о барельефе (горельефе)

и технологии изготовления барельефа.

Рассматривают и обсуждать образцы аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира.

Изготавливают декоративную пластину –барельеф из пластилина.

32.

 Предмет и среда: Декоративная

ваза как предмет интерьера.

(Ваза из пластилина).

Формирование первоначальных представлений о связи предмета со средой, о единстве функции предмета и его внешней формы.

 Формирование представлений о гармонии формы, развитие чувства формы.

Обучение приёмам лепки сосуда. Обучение приёмам декорирования поверхности сосуда в соответствии с его формой.

Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.

Воспринимать и усваивать новую информацию.

Анализировать и сравнивать вазы как произведения декоративно-прикладного искусства и образцы изделий.

Аргументировано излагать свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Проектировать собственное изделие. Планировать последовательность операций.

Творчески использовать приобретённые знания и умения в собственной деятельности.

Производить контроль, корректировку работы и оценку её результатов.

Проявлять терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Оценивать результаты выполненной работы.

Читают, слушают, обсуждают информацию о связи предмета с окружающей обстановкой,

о различных способах и технологиях изготовления декоративной вазы.

Рассматривают и обсуждают образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений. Изготавливают вазу на основе вариативных образцов и по собственному замыслу.

33. Итоговая самостоятельная работа

(книжка-календарь)

Проверка и анализ сформированности

основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам второго года обучения.

Воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Прогнозировать и планировать необходимые действия.

Выполнять необходимые действия в соответствии с планом.

Корректировать работу (при необходимости).

 Проявлять познавательную самостоятельность, настойчивость в решении поставленных задач.

Соблюдать культуру труда и организованность.

Производить контроль и оценку результатов работы.

Читают информацию и инструкции в учебнике.

Рассматривают образцы изделий.

Читают чертежи деталей изделия.

Выполняют  расчёты и эскизы деталей изделия.

Самостоятельно планируют этапы работы над изделием.

 Выполняют разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с инструкцией и общей учебной информацией по теме.

34. Подведение итогов года.

Итоговая выставка.

Анализ результатов работы за учебный

год.

 Систематизация полученных знаний.

Воспринимать, анализировать информацию, содержащуюся в экспонатах

выставки.

Аргументировано высказывать своё мнение, внимательно и доброжелательно слушать мнение товарищей и гостей выставки.

Производить оценку достижений.

Рассматривают  и анализируют экспонаты выставки.

Делают краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.

Обмениваются  впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Всего  34 часа

По учебному плану в неделю 1 ч.

Тема

Ко

личество

ча

сов

Плановые

сроки

прохождения

Скорректи

рованные

сроки прохож

дения

Страницы учебника

1 четверть (8 часов.)

1

Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год.

1

3-13

2

Разметка прямоугольных деталей из бумаги способом сгибания. Изготовление квадрата. Оригами (рыбка).

1

14-23

3

3. Новые формы оригами (бабочка, лягушка). Композиция с фигурками оригами.

1

24-31

4

Приемы разметки и вырезания симметричных форм с зеркальной симметрией.  (Орнамент).

1

32-35

5

Симметрия и асимметрия в композиции. (Картина для сказочного героя).

1

36-39

6

 Приемы разметки и вырезания форм с двумя осями симметрии. (Композиция с лилией).

1

40-43

7,8

 Композиции на плоскости из засушенных растений. (Аппликации на плоскости).

2

44-51

2 четверть (8 часов.)

9

Объёмно-пространственные композиции из природных материалов. (Скульптуры из природных

материалов). Знакомство с проектами.

1

52-55

10

 Построение прямоугольника от двух прямых углов.

1

56-59

11

Развертка. Построение прямоугольных разверток.  (Подставка для кисти).

1

60-63

12

Образ и конструкция открытки. (Новогодняя поздравительная открытка).

1

64-69

13,

14

Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия. (Коробка – упаковка для подарка).

2

70-75

15,

16

Конструирование объѐмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики.

-Фонарик - ѐлочное украшение,

-Кольцо-цветок

2

76-79

80-81

3 четверть (10 часов.)

17

Конструирование объѐмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики. Ёлочка

1

      82-85

18

Изделия по мотивам народных образцов. (Весеннее печенье «Тетѐрки»).

1

86-87

19

Изделия по мотивам народных образцов. (Кукла из ниток).

1

88-91

20,

21

Игрушка по мотивам народных образцов. (Игрушка-свистулька).

2

92-97

22

Разметка и раскрой прямоугольных деталей. (Дорожная игольница).

1

105-109

23

Полотняное переплетение нитей в ткани; разметка   продѐргиванием нити. Выполнение бахромы. (Салфетка с бахромой).

1

110-111

24, 25

Шов «вперед иголку». (Салфетка с бахромой; завершение работы).

2

112-113

26

Разметка деталей с припуском.(Декоративная игольница).

1

114-119

4 четверть (8 часов.)

27

Обтягивание тканью деталей простой формы. Шов «через край». (Декоративная игольница; завершение работы).

1

114-119

28, 29,

30

Мозаика: технология,  декоративно-художественные  особенности, композиция.

Мозаика из пластилина.

Мозаика из природных материалов.

Мозаика из бумаги.

3

120-123

124-125

126-128

31

Барельеф. Композиция, стилизация. (Декоративная пластина из пластилина).

1

129-134

32

Предмет и среда: Декоративная ваза как предмет интерьера. (Ваза из пластилина).

1

135-140

33

Итоговая самостоятельная работа (книжка-календарь)

1

141-144

34

Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся. Защита проектов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...