Рабочая программа по технологии для 1 класса
рабочая программа по технологии (1 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе программы по технологии УМК «Гармония», Н.М. Конышева, Смоленск Ассоциация 21 век, 2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_2013.docx | 75.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Лысково Нижегородской области
Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании ШМО:
Директор __________ Зам. Директора по УР____________ Протокол №______________
«___» августа 2014 г. «___» августа 2014 г. от «___» августа 2014 г.
Рабочая программа
по технологии
для 1 класса
на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа разработана на основе программы по технологии УМК «Гармония», Н.М. Конышева, Смоленск Ассоциация 21 век, 2013
Составитель программы:
Учителя начальных классов
Родина Г.Е.
Высшая категория
Корнилова Е.Ю.
2 категория
Шилыганова Е.В.
Лысково, 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности.
Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
Задачи изучения дисциплины:
- формирование представлений о материальной культур как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
- развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др.);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
- духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношенияк человеку-творцу и т. п.
Содержание курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство – как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех сторон личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счёт выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части. Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, на решение нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно, от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов с целью достижения необходимой глубины их понимания строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учётом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром. Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр. Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Общая характеристика учебного предмета.
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания.
Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узко технологического (при котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы). Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе творческой предметно-преобразовательной деятельности позволяет представить курс технологии в начальных классах как систему формирования предметных и метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.
Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее одного часа в неделю во всех классах начальной школы. Наряду с этим в новом государственном стандарте начального общего образования неоднократно подчёркивается особое значение предметно-практических видов деятельности для общего развития личности ребёнка младшего школьного возраста, важности сохранения его здоровья и стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования.
С учётом этого рекомендуется использовать все имеющиеся возможности для увеличения количества часов на изучение данного
учебного предмета. Наша программа и обеспечивающие её учебно-методические материалы (учебники, тетради на печатной основе) предполагают возможность вариативного планирования уроков в зависимости от конкретной ситуации и особенностей образовательного учреждения. В качестве основного варианта для 1 класса ниже предлагается план из расчёта 1 час в неделю, но содержание учебника допускает увеличение учебного времени на его освоение до двух часов в неделю.
Помимо этого в новом ФГОС отмечается возможность организации дополнительных занятий по предмету (соответствующих кружков и факультативов) путём использования часов из объёма, предусмотренного для внеурочной работы.
Содержательная и методическая поддержка проектной работы и дополнительных кружковых занятий обеспечена соответствующими разработками, созданными в рамках целостного УМК.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Планируемые результаты освоения программы по предмету «Технология» выпускником начальной школы
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- способность к самооценке;
- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели,изобретательность;
- чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Предметные
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др.,
- осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их
ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
- работать с простейшей технической документацией:
- распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира:
- соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
- понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели),
- сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
-выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации;
- воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
- выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
Содержание учебного предмета «Технология»
2 КЛАСС (34 ЧАСА)
Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях (8 часов)
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.
Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии.
Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приёмы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материаловна ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов)
Правила и приёмы разметки прямоугольника от двух пря-мых углов. Упражнения. Что такое развёртка объёмного изделия. Получение и построение прямоугольной развёртки. Упражнения в построении прямоугольных развёрток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчётно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка. коробочка,упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).
Изделия по мотивам народных образцов (4часа)
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетёрки». Раньше из соломки, теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов)
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продёргивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперёд иголку», вышивка швом «вперёд иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).
Декоративно-прикладные изделия различного назначения(6 часов)
Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись). Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приёмов работы.
Основные результаты освоения предметного содержания курса «Технология» в 2 классе
Учащиеся будут знать:
- простейшие виды технической документации (чертёж, эскиз, рисунок, схема);
-способ использования линейки как чертёжно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
- способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
- что такое развёртка объёмного изделия (общее представление), способ получения развёртки;
- условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
- способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и 1/4 формы);
-что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
- что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
-как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
- что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продёргивания нити;
- как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
- швы «вперёд иголку» и «через край», способы их выполнения;
- о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
- о символическом значении народной глиняной игрушки, её основных образах
Учащиеся могут знать:
- что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
- что вещи должны подходить к окружающей обстановке, характеру и облику своего хозяина;
- что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
- что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
- о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
- что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
- что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся будут уметь:
- правильно использовать линейку как чертёжно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
- с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
- читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
- выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
- чертить простые прямоугольные развёртки (без соблюдения условных обозначений);
- выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
- выполнять разметку по предмету;
- выполнять изображения в технике барельефа;
- лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
- изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
- создавать простые фронтальные и объёмные композиции из различных материалов;
- выполнять разметку на ткани способом продёргивания нитей;
- выполнять разметку на ткани по шаблону;
- выкраивать из ткани детали простой формы;
- выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
- выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
- выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
- анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
- придумывать и выполнять несложное оформление изделияв соответствии с его назначением.
Учащиеся могут уметь:
- планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
- выполнять несложные эскизы развёрток изделий с использованием условных обозначений;
- вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
- создавать творческие фронтальные и объёмные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей;
- подбирать материалы и способы их обработки;
- расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
- выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.
Для работы каждому ребёнку необходимы следующие материалы:
наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь
и инструменты:
ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по данному курсу.
Состав комплекта учебно-методических материалов по учебному предмету «Технология» указан далее.
Для разнообразия материалы могут пополняться за счёт ненужной полиграфической продукции (открыток, красочных журналов, обёрточной бумаги и пр.). Количество необходимых материалов, порядок их подготовки и хранения указаны в учебниках.
Состав комплекта учебно-методических материалов по предмету «Технология» 2 КЛАСС
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради № 1и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендациик учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
Конышева Н. М. Дидактические материалы и наглядные пособия для уроков технологии. 2 класс. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ТЕХНОЛОГИИ
№ | Изучаемая тема | Количество учебных часов | ||
Общее | Лабораторные работы\практические работы | Контрольные работы | ||
1 четверть | ||||
Узнаём как работают мастера. | 1 | |||
2 четверть | ||||
Учимся работать с разными материалами. | 12 | |||
3 четверть | ||||
Поднимаемся по ступенькам мастерства. | 12 | |||
4 четверть | ||||
Конструируем и решаем задачи. | 8 | |||
Итого | 33 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Тема | Формируемые умения/личностные качества | Характеристика деятельности учащихся | |
Предметные умения | УУД | ||
Узнаем, как работают мастера. | |||
Знакомство с учебным предметом и учебно методическим комплектом по технологии. | Ознакомление с содержанием учебного предмета «Технология», материалами и инструментами для работы. Ознакомление с основными правилами поведения и организации работы на уроках технологии. | Учебно-познавательный интерес, желание учиться. Ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения, слушать другого. Организовывать свою деятельность, подготавливать инструменты и рабочее место. Руководствоваться правилами при выполнении работы. | Рассматривают и обсуждают образцы изделий, материалы и инструменты для изготовления изделий. Рассказывают, какие изделия приходилось изготавливать своими руками в детском саду и дома. Выполняют упражнения в подготовке рабочего места к уроку. Выполняют упражнения в обращении с отдельными инструментами (например, как правильно держать ножницы при резании. |
Учимся работать с разными материалами. | |||
Лепим из пластилина. – «Чудо-дерево» – «Мышиное семейство» – «Дары осени» | Ознакомление с приёмами лепки. Обучение изготовлению изделий простых форм. Ознакомление со способами уборки рабочего места. Формирование коммуникативных умений. Развитие тонкой моторики,творческого воображения, ассоциативно-образного мышления. Формирование умения работать с учебником | Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать её с товарищем. Распределять общий объём работы. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы. | Готовят к работе материалы, инструменты и в целом рабочее место. Упражняются в подготовке пластилина к работе. Упражняются в смешивании пластилина разных цветов и лепке простых форм. Подбирают пластилин соответствующих цветов для изготовления изделия. Используют освоенные приёмы лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Пользуются стеками для формовки деталей из пластилина и декорирования изделия. Приводят в порядок рабочие инструменты и рабочее место. |
Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. – Складывание тюльпана. «Цветущий луг» – «Колоски. Хлебный букет» – «Собачка. Весёлые друзья» | Ознакомление с правилами безопасной работы с ножницами; освоение способов сгибания и складывания бумаги для получения новых форм. Обучение способу изготовления квадрата из прямоугольной полосы. Обучение работе с графической информацией, инструкциями. Развитие тонкой моторики, моторно двигательных умений, глазомера, воображения, ассоциативно-образного мышления. | Анализировать и сравнивать образцы. Понимать и анализировать информацию, предложенную в графической инструкции, и строить работу в соответствии с ней. Прогнозировать действия с ориентацией на предполагаемый результат. Планировать умственные и практические действия. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности. Организовывать свою деятельность при работе с новым материалом: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место. Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий. Анализировать и оценивать полученные результаты. Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы. | Упражняются в подготовке и поддержании порядка на рабочем месте. Подбирают бумагу нужных цветов для декоративно-художественных работ. Упражняются в выполнении различных приёмов обработки бумаги: разрезании, сгибании. Производят разметку бумаги способом сгибания. Осваивают технику работы с клеем, приёмы аккуратного наклеивания деталей из бумаги. Производят выбор возможных вариантов практической работы. Обсуждают выбор вариантов практической работы. |
Аппликация из засушенных листьев. – «Золотая осень» – «Образы осени» | Ознакомление с особенностями засушенных растений как поделочного материала; освоение способов работы и декоративно-художественных качеств материала. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления. Воспитание аккуратности. | Исследовать (наблюдать) свойства нового материала. Сравнивать, сопоставлять свойства различных материалов. Оценивать материал (засушенные растения) с точки зрения художественно- эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Прогнозировать практические действия для получения необходимого результата. Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану. Сравнивать полученные результаты с образцом, корректировать действия. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности. Анализировать изделия. Оценивать результаты выполненной работы. Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы. | Рассматривают листья, анализируют их форму и окраску. Сравнивают листья. Отбирают материал для работы. Определяют наиболее вы- разительное расположение листьев в формате фона. Осваивают новые приёмы работы, наклеивают листья на картон. |
Работаем с яичной скорлупой. | Обучение приёмам работы с пустой яичной скорлупой. Развитие способности создания образа на основе готовой формы (по ассоциации). Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности. Воспитание аккуратности. | Анализировать и сравнивать изделия; оценивать их с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Исследовать (наблюдать и сопоставлять) свойства нового материала. Планировать и прогнозировать свои действия для получения желаемого результата. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности. Оценивать результаты выполненной работы. | Рассматривают форму яичной скорлупки; находить ассоциативно-образные связи формы с другими знакомыми образами. Осваивают новые приёмы работы. Создают в воображении выразительный художественный образ. Подбирают средства и способы создания художественного образа. |
Лепим из фольги. – Разные формы. Ёлочные украшения – «Серебряный паучок» | Ознакомление с фольгой как поделочным материалом, его конструктивными и декоративно- художественными возможностями. Обучение приёмам обработки фольги. Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие ассоциативно-образного мышления, наблюдательности. Воспитание аккуратности. | Исследовать, сравнивать и сопоставлять свойства известных материалов. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности. Оценивать результаты выполненной работы. | Рассматривают и анализируют образцы в учебнике. Упражняются в обработке материала, осваивать новые приёмы работы. Наблюдают свойства нового материала (фольги): пластичность, прочность и т. д. Оценивают конструктивные и декоративно-художественные возможности фольги. |
Поднимаемся по ступенькам мастерства. | |||
Размечаем детали по шаблону. Аппликация «Снеговик». | Ознакомление с новым приспособлением для разметки деталей – шаблоном, его назначением и приёмами разметки деталей с помощью Шаблона. Ознакомление с правилами рациональной разметки. Повторение и закрепление правил безопасной и аккуратной работы с бумагой. Развитие внимания, тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Формирование коммуникативных навыков. | Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Планировать работу, обсуждать её с товарищем. Распределять общий объём работы. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Аргументировано излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей. Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Упражняются в выполнении разметки с помощью шаблона. Упражняются в выполнении правил аккуратного вырезания деталей с криволинейным контуром. Продолжают освоение техники работы с клеем, приёмов аккуратного наклеивания деталей из бумаги. |
Размечаем по линейке и сгибанием. Цепь из полос бумаги. | Обучение использованию линейки как разметочного (направляющего) приспособления. Совершенствование приёма разметки бумаги способом сгибания. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности выполнения действий. Развитие внимания, воображения и пространственного мышления. | Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Аргументировано излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей. Мысленно трансформировать объёмные изделия в двухмерные заготовки. Прогнозировать результаты работы и планировать свои действия. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Осуществлять совместную деятельность по изготовлению изделий. Анализировать и оценивать полученные результаты. | Рассматривают образцы изделий. Упражняются в выполнении разметки с помощью линейки, в выполнении разметки сгибанием бумаги. Выполняют упражнения на мысленную трансформацию объёмных изделий и заготовок для их изготовления. |
Образы зимней сказки. – «Новогодняя ёлка» – «Сказочный заяц» | Обучение новым приёмам лепки (лепка из целого куска, лепка полой формы). Развитие тонкой моторики. Развитие воображения, художественно творческих способностей,эстетического восприятия и оценки. | Анализировать информацию в учебнике; планировать и выполнять практические действия в соответствии с инструкцией. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Проектировать собственный творческий замысел по созданию изделия. Аргументировано излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Создавать творческие произведения на основе собственного замысла. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы. | Упражняются в использовании освоенных приёмов лепки для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Осваивают новые приёмы лепки. Подбирают и смешивают пластилин для получения соответствующих цветов. Выполняют практическую работу по инструкции и по замыслу. |
Работаем с крепированной бумагой. – «Вьюнок» – «Цветок кактуса» | Ознакомление с новым поделочным материалом, изучение его декоративно- художественных свойств. Обучение новым приёмам обработки материала. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки. | Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Проектировать собственный творческий замысел по созданию изделия. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Создавать творческие произведения с использованием новых приёмов работы. Оценивать результаты выполненной работы. Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы. | Упражняются в обработке материала, осваивать новые приёмы работы. Анализируют и оценивать конструктивные и декоративно-художественные возможности крепированной бумаги. Рассматривают и анализируют образцы. Выполняют практическую работу по инструкции и по замыслу. |
Учимся сгибать картон и плотную бумагу. – Открытка ко Дню защитника Отечества – Открытка для мамы | Ознакомление со свойствами плотной бумаги и картона, особенностями их обработки. Обучение приёму предварительной проработки сгибов и аккуратного сгибания бумаги и картона, развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, вкуса. Воспитание внимательного и уважительного отношения к защитникам Отечества, к женщинам, к матери. | Анализировать информацию в учебнике. Выполнять работу по графической инструкции. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Проектировать собственный творческий замысел по созданию изделия. Планировать работу в соответствии с замыслом. Аргументировано излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Контролировать и корректировать работу на основании промежуточных результатов. Оценивать результаты выполненной работы. Понимать смысл праздников (День защитника Отечества и Международный женский день), уважительно относиться к защитникам Отечества и женщине-матери. | Рассматривают и анализируют образцы. Проводят эксперимент по обработке сгибов на картоне. Упражняются в обработке картона, осваивать новые приёмы работы. Решают задачи на мысленную трансформацию формы. Выполняют разметку фигур по шаблону. Осваивают способ одновременной разметки и заготовки нескольких одинаковых фигур. Вырезают фигуры сложной формы. Создают тематическую композицию на плоскости. Обсуждают, размышляют о смысле праздников (Дня защитника Отечества, Международного женского дня). |
Учимся работать с нитками и иглой. - Кисточки-веснянки – Пришивание пуговиц – Лучистая рамка | Закрепление приёмов вырезания фигур со сложным контуром. Ознакомление с нитками как поделочным материалом, их разновидностями. Обучение приёмам использования нитей в различных видах декоративно- прикладных изделий. Обучение правилам и приёмам безопасной и аккуратной работы с нитками и иглой. Обучение приёмам отмеривания нити нужной длины для работы. Обучение пришиванию пуговиц. Формирование умения работать с графической информацией. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно- творческих способностей, вкуса, эстетического восприятия и оценки. | Анализировать информацию в учебнике. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Проектировать собственный творческий замысел по созданию изделия. Аргументировано излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Творчески использовать материалы и приёмы работы в практической деятельности. Осуществлять совместную практическую деятельность. Оценивать результаты выполненной работы. | Осваивают новые материалы, инструменты (нитки и другие волокнистые материалы, иглы) и приёмы работы с ними. Вырезают детали сложной формы, используя специальные приёмы работы. Создают тематическую композицию на плоскости: сюжет, цвет, образ. Осваивают способы пришивания пуговиц. Осваивают приём наматывания ниток на картонный шаблон (для изготовления кисточки). Осваивают способ создания ритмичного графического рисунка нитками на картонной основе (при изготовлении рамки-звезды). Декорируют изделие нитками. Оказывают помощь друг другу в выполнении работы (изготовление кисточки из ниток). |
Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз». Губка для обуви. | Ознакомление с новыми материалами и возможностями их использования в изготовлении полезных вещей. Обучение приёмам обработки поролона. Развитие креативности и творческих качеств личности. Воспитание бережливости, аккуратности, привычки ухаживать за своими вещами. | Анализировать свойства нового материала, сравнивать его с другими известными материалами. Анализировать информацию в учебнике и строить практическую работу на её основе. Планировать вариативное исполнение практической работы. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Оценивать результаты выполненной работы. Бережно и заботливо относиться к вещам. | Осваивают новые материалы, инструменты и приёмы работы. Проводят эксперимент по разметке и вырезанию деталей из поролона. Упражняются в обработке поролона. Размышляют о бережном отношении к вещам. Выполняют практическую работу по инструкции. Придумывают возможные варианты аналогичных конструкций и способов использования материалов. |
Конструируем и решаем задачи. | |||
Аппликация из геометрических фигур «Парусник». | Совершенствование навыков работы с бумагой, закрепление приёмов работы с клеем. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда. | Анализировать информацию в учебнике. Устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами. Прогнозировать практические действия для получения необходимого результата. Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Сравнивать полученные результаты с образцом, корректировать действия. Оценивать результаты выполненной работы. | Упражняются в разрезании бумаги по прямолинейной разметке. Составляют композиции на плоскости в заданном формате. Наклеивают детали на основу. Производят мысленное комбинирование и составление форм из геометрических фигур. Решают задачи на плоскостное конструирование. |
Узор из симметричных деталей. | Ознакомление с приёмами разметки симметричных деталей по шаблону и от руки. Закрепление правил и приёмов вырезания деталей с криволинейным контуром. Формирование приёмов анализа, сравнения, классификации. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда. | Анализировать информацию в учебнике. Находить закономерные связи в комбинации элементов узора. Аргументировано излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей. Прогнозировать практические действия для получения необходимого результата. Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Сравнивать полученные результаты с образцом, корректировать действия. Оценивать результаты выполненной работы. | Упражняются в вырезании симметричных деталей по разметке. Анализируют и сравнивают образцы по форме, цвету, расположению деталей. Упражняются в создании узоров в формате квадрата и наклеивании деталей на основу. Решают задачи на поиск закономерности в расположении деталей, плоскостное конструирование. |
Аппликация-задача «Птица». | Закрепление правил и приёмов разметки и вырезания деталей с криволинейным контуром. Формирование приёмов анализа, сравнения, классификации. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда. | Анализировать информацию в учебнике. Устанавливать закономерности в расположении элементов конструкции. Прогнозировать практические действия для получения необходимого результата. Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану. Руководствоваться правилами при выполнении работы. Сравнивать полученные результаты с образцом, корректировать действия. Оценивать результаты выполненной работы. | Упражняются в разметке по шаблону, выкраивании деталей из бумаги, наклеивании деталей на основу. Решают логические задачи: анализ графической информации, работа с моделями, поиск закономерности в расположении деталей. Выполняют творческую работу по созданию художественной композиции. |
Домик хитрого гнома. | Закрепление правил и приёмов раз- метки и вырезания деталей из бумаги, ознакомление с новыми приёмами обработки бумаги (надрезание от сгиба, бумажная пластика). Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда. | Анализировать информацию в учебнике. Прогнозировать практические действия для получения необходимого результата. Планировать систему действий и выполнять практическую работу по плану. Сравнивать полученные результаты с образцом, корректировать действия. Оценивать результаты выполненной работы. | Выполняют обработку заготовки из бумаги в соответствии с разметкой, упражнения по пластической трансформации листа. Вырезают и наклеивают дополнительные детали оформления на основу. Решают логические задачи: анализ образца, поиск закономерности в трансформации плоского листа в объёмную форму. Выполняют творческую работу по созданию художественной композиции. |
Разные образы – разные способы работы. –Аппликация «Салют» – Аппликация «Букет» | Повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталей из бумаги, приёмов работы с клеем. Обогащение сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира. Формирование представлений о выразительном художественном образе и возможных путях его создания из разных материалов. Развитие вариативности и гибкости мышления. Развитие сенсомоторной сферы. | Анализировать информацию в учебнике. Сравнивать и сопоставлять различные приёмы работы и результаты. Аргументировано излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей. Проводить наблюдения объектов окружающего мира. Проектировать собственный замысел. Планировать работу в соответствии с замыслом. Творчески использовать освоенные приёмы работы в своих изделиях. Оценивать результаты выполненной работы. Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы и окружающего мира. | Рассматривают и анализируют образцы-аналоги, репродукции, художественные фотографии, пред- меты окружающего мира. Создают мысленные образы в соответствии с поставленной целью (по теме каждого урока: «Салют», «Букет»). Анализируют и подбирают необходимые материалы. Используют разные способы выкраивания деталей из бумаги для создания образа. Выполняют творческую работу по созданию художественной композиции. |
Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. – Правила работы. Приёмы сборки – Решение конструкторских задач простых узлов | Ознакомление с различными видами наборов «Конструктор», их конструктивными возможностями, видами деталей, способами сборки. Обогащение сенсорного опыта. Развитие сообразительности, логического мышления, внимания, воображения, тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности и культуры труда. | Анализировать информацию учебника, строить в соответствии с ней практическую работу. Анализировать и сравнивать образцы изделий. Исследовать свойства отдельных конструктивных элементов и приёмы работы с ними. Прогнозировать действия, необходимые для получения определённого результата (конструкции). Проектировать простые конструкции. Руководствоваться правилами при конструировании изделий. Аргументировано излагать своё мнение, выслушивать мнение товарищей. Производить оценку выполненной работы. | Рассматривают, анализировать и сравнивают детали наборов «Конструктор». Воспринимают информацию учителя об особенностях, наименовании и практическом назначении деталей. Обсуждают правила работы с наборами «Конструктор». Упражняются в приёмах сборки изделий. Рассматривают и анализируют образцы. Решают задачи на воссоздание образцов, классификацию различных конструкций, конструирование по моделям. |
Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся | Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. | Анализировать изделия и аргументировано представлять их. Оценивать результаты работы своей и своих товарищей. Излагать своё мнение и свои впечатления об изделиях и работе на уроках технологии. Проявлять внимательное и заинтересованное отношение к творчеству своих товарищей. | Рассматривают и анализируют экспонаты выставки. Делают краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Производят оценку достижений, обмениваться впечатлениями. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕХНОЛОГИИ
Всего 33 часа
По учебному плану в неделю 1 ч.
№ | Тема | Ко личество ча сов | Плановые сроки прохождения | Скорректи рованные сроки прохож дения | Страницы учебника |
1 четверть () | |||||
1 | Знакомство с учебным предметом и учебнометодическим комплектом по технологии. | 1 | 4–11 | ||
2 | Лепим из пластилина. – «Чудо-дерево» – «Мышиное семейство» – «Дары осени» | 3 | 12–25 | ||
3 | Учимся работать с бумагой. Складывание простых форм из бумаги. – Складывание тюльпана. «Цветущий луг» – «Колоски. Хлебный букет» – «Собачка. Весёлые друзья» | 3 | 26–43 | ||
4 | Аппликация из засушенных листьев. – «Золотая осень» – «Образы осени» | 2 | 44-49 | ||
5 | Работаем с яичной скорлупой. | 1 | 50-53 | ||
6 | Лепим из фольги. – Разные формы. Ёлочные украшения – «Серебряный паучок» | 2 | 54-59 | ||
7 | Размечаем детали по шаблону. Аппликация «Снеговик». | 60-65 | |||
8 | Размечаем по линейке и сгибанием. Цепь из полос бумаги. | 66-69 | |||
9 | Образы зимней сказки. – «Новогодняя ёлка» – «Сказочный заяц» | 2 | 70-77 | ||
10 | Работаем с крепированной бумагой. – «Вьюнок» – «Цветок кактуса» | 2 | 78-87 | ||
11 | Учимся сгибать картон и плотную бумагу. – Открытка ко Дню защитника Отечества – Открытка для мамы | 2 | 88-99 | ||
12 | Учимся работать с нитками и иглой. – Кисточки-веснянки – Пришивание пуговиц – Лучистая рамка | 3 | 100-115 | ||
13 | Новая жизнь капсул «Киндер-сюрприз». Губка для обуви. | 1 | 116-119 | ||
14 | Аппликация из геометрических фигур «Парусник». | 1 | 120–123 | ||
15 | Узор из симметричных деталей. | 1 | 124-127 | ||
16 | Аппликация-задача «Птица». | 1 | 128-131 | ||
17 | Домик хитрого гнома. | 1 | 132-135 | ||
18 | Разные образы – разные способы работы. – Аппликация «Салют» – Аппликация «Букет» | 2 | 136-151 | ||
19 | Работаем с набором «Конструктор». Конструирование букв. – Правила работы. Приёмы сборки простых узлов – Решение конструкторских задач | 2 | 152-158 | ||
20 | Подведение итогов года. Выставка творческих работ учащихся. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа потехнологии 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа потехнологии 4 класс
Данная программа разработана по программе ПНШ по ФГОС для 4 класса...
Рабочая программа потехнологии 2 класс фгос школа россии
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе пример...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...