Рабочая программа потехнологии 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Шилова Лариса Юрьевна

Данная программа разработана по программе ПНШ по ФГОС для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Азовский район село Новониколаевка

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская основная общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Новониколаевской ООШ

Приказ от_______ №_____

___________/Макаренко С.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

Уровень общего образования (класс):

начальное общее 4 класс

Количество часов : 34 в год (1 час в неделю)

Учитель: Сокол Лариса Юрьевна

Программа разработана на основе

Авторской программы по технологии Т.М.Рагозина, А.А.Гринева, И.Б.Мылова М.:Академкнига, 2010г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по технологии разработана на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

Целью данного курса является развитие личности ребенка и раскрытие его творческого потенциала в процессе обучения теории и практики трудовой деятельности на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Цель обучения и значение предмета   выходит далеко за рамки усвоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности – целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать  способы решения, оценка изделия и т.д. – предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Программа по технологии в соответствии с требованиями стандартов предусматривает решение следующих задач:

  • развитие сенсорики и моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера, умений работать с различными источниками информации;
  • освоение содержания, раскрывающего роль трудовой деятельности человека впреобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;– овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми и конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов и общественно значимых предметов труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности, формирование рефлексивной способности оценивать собственное продвижение и свой вклад в результаты общей деятельности и умений делового сотрудничества;
  • развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.

2.Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Особенностью уроков технологии в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.

Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные результаты

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Предмет технология способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  • действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
  • действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
  • проектная деятельность
  • контроль и самоконтроль.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
  • отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
  • самоконтроль и корректировка хода практической работы;
  • самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
  • оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.

Познавательные УУД

  • осуществление поиска необходимой информации на бумажных и электронных носителях;
  • сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры;
  • чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
  • моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
  • конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
  • сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
  • сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
  • анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
  • выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
  • проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
  • поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника (соседа по парте);
  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);
  • осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

3.Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане.

В 4 классе на изучение систематического курса «Технология» отводится 34 часа (1 час в неделю), предусмотрены  4 контрольные работы по четвертям, на региональный компонент отводится 7 часов (РК).

4.Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Основные содержательные линии

С учетом специфики данного учебного предмета программный материал каждого года обучения представлен следующими разделами: «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда», «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование», «Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)».

Первый раздел — «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда» — состоит из четырех структурных единиц: «Трудовая деятельность в жизни человека», «Содержание труда людей ближайшего окружения», «Процесс труда», «Первоначальные умения проектной деятельности». В них на основе знакомства с особенностями труда, быта, ремесел родного края раскрывается роль трудовой деятельности человека в преобразовании окружающей среды, формируются первоначальные представления о мире профессий, эстетическая культура; содержится информация о ручном, механизированном и автоматизированном труде; раскрываются особенности организации процесса труда младших школьников и роли в ней учителя; дается общее представление о проектной деятельности.

Второй раздел — «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)» — состоит из следующих структурных единиц: «Природные материалы», «Искусственные материалы», «Полуфабрикаты», «Поиск и применение информации для решения технических и технологических задач». Распределение материалов по классам осуществляется на основе принципа доступности с постепенным увеличением степени технологической сложности изготавливаемых изделий, учитывая при этом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

Структурные единицы содержат информацию по применению материалов, наблюдения и опытное исследование некоторых их свойств как отдельно, так и в сравнении друг с другом, краткую характеристику технологических операций, описание практических работ, перечень объектов труда и творческие задания. В этом разделе учащиеся знакомятся информацией, необходимой для решения технических, технологических и практических задач, что обеспечивает самостоятельную деятельность детей при конструировании изделий из различных материалов.

Третий раздел – «Конструирование и моделирование» - представлен следующими структурными единицами: «Конструирование. Сборка моделей из деталей конструктора», «Использование измерений для конструирования и решения практических задач», «Моделирование пособий для различных уроков».

В них на основе происходит знакомство с понятиями «конструкция изделие», «модель»; формируются первоначальные представления о видах конструкций и различных способах их сборки. В разделе «Конструирование и моделирование» представлены конструкции изделий (пособий), выполнение которых необходимо для других предметных областей. Естественным результатом изготовления этих пособий является проверка их в действии на других уроках (функциональной составляющей изделия).

Четвертый раздел  – «Практика работы на компьютере»,предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников, работе с которыми целенаправленно обучаются дети, за счет включения электронных информационных источников.

Учебные материалы для четвертого класса позволяют организовывать практическую работу детей с электронным справочником для формирования первоначальных умений использовать электронные справочники и энциклопедии для поиска информации.

 Особое внимание при изучении вышеуказанных разделов программы уделяется культуре труда, правилам безопасной работы и личной гигиене, умению экономить материалы, бережно относиться к инструментам, приспособлениям.

Для успешной реализации программного материала следует проводить эвристические беседы в сочетании с поисковой исследовательской деятельностью детей для получения новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиске возможных и рациональных способов их обработки, правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции, конструкции.

Общекультурные и общественные компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность в жизни человека

Распространённые виды профессий, связанные с механизированным и автоматизированным трудом (с учётом региональных особенностей).

Общее представление о технологическом процессе

Организация рабочего места в зависимости от вида работы, распределение рабочего времени, отбор и анализ информации из учебника и других дидактических материалов, её использование в организации работы, контроль и корректировка хода работы, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Проектирование изделий: создание замысла, его детализация и воплощение. Результат проектной деятельности -  «Макет села Мирного».

Самообслуживание

Декоративное оформление культурно-бытовой среды, несложный ремонт одежды (заплатки).

Искусственные материалы

Бумага и картон

Виды бумаги,  используемые  на уроках: цветная для аппликаций и  для принтера, копирка, крепированная, калька, ватман.  Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность.

Виды картона, используемые на уроках: цветной, гофрированный.

Выбор бумаги и картона для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги и картона при разметке на глаз, через копирку, на просвет, по шаблону, по линейке и по угольнику

Использование измерений для решения практических задач: виды условных графических изображений – простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контурная, размерная, линии надреза,  сгиба, размерная, осевая, центровая). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме.

Инструменты и приспособления для обработки бумаги и картона: карандаш простой, ножницы, канцелярский нож, шило, линейка, угольник, линейка с бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист, дощечка для выполнения работ с канцелярским ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа, шила.

Основные технологические операции ручной обработки бумаги и картона: разметка, резание ножницами, надрезание канцелярским ножом, прокалывание шилом,  гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, скобами, гвоздём, проволокой, «в надрез»), переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление  новогодних подвесок, масок, открыток, декоративных композиций, головоломок, игрушек, аппликаций.

Текстильные материалы

 Виды тканей, используемые на уроках: ткани растительного и животного происхождения.  Сопоставление тканей по переплетению нитей. Экономное расходование ткани при раскрое.

Нитки,  используемые на уроках: мулине, для вязания.

Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки, картонные кольца. Приёмы рационального и безопасного использования игл,  булавок, шила.

Основные технологические операции ручной обработки текстильных материалов: отмеривание нитки, закрепление конца нитки узелком и петелькой, продёргивание бахромы, разметка через копирку, раскрой деталей по выкройке, резание ножницами, наклеивание ткани и ниток на картонную основу,  сшивание деталей из ткани ручным  швом «строчка», обработка края ткани петельным швом, вышивание простым крестом, наматывание ниток на кольца, натяжение ниток.  

Практические работы: изготовление вышитых закладок, лент, мини-панно, футляров, нитяной графики.

Металлы

 Практическое применение металлов в жизни. Виды проволоки. Выбор проволоки с учётом её свойств: упругость, гибкость, толщина. Экономное расходование материалов при разметке.

Инструменты и приспособления для обработки металлов: ножницы, кисточка с тонкой ручкой, подкладная дощечка.

Основные технологические операции ручной обработки металлов: разметка на глаз, по шаблону, резание ножницами, сгибание, скручивание, тиснение.

Практические работы: изготовление каркасных моделей человечков, брошек.

Утилизированные материалы

Практическое применение утилизированных материалов  в жизни. Виды материалов, используемые на уроках: пластиковые ёмкости, упаковочная тара из пенопласта. Выбор материалов по их конструктивным свойствам.

Инструменты и приспособления для обработки утилизированных материалов: ножницы, нож канцелярский, шило, кисть для клея, фломастер, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом. Приёмы рационального и безопасного использования ножниц, канцелярского ножа и шила.

Основные технологические операции ручной обработки утилизированных материалов: прокалывание шилом, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное), тиснение, шлифование наждачной бумагой, отделка шпагатом, окрашивание.

Практические работы: изготовление вазы для осеннего букета, подставок, новогодних подвесок, игрушек-сувениров.

Конструирование и моделирование

Конструирование и моделирование несложных технических объектов по заданным (функциональным) условиям.

Практические работы: изготовление осадкомера.

Практика работы на компьютере

Компьютер. Основы работы за компьютером (4 ч)

Повторение. Организация рабочего места. Подключение к  компьютеру дополнительных устройств для работы с текстом (принтер, сканер).  

Технология работы с инструментальными программами (6 ч)

Инструментальные программы для работы с текстом (текстовые редакторы).

Организация работы на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Освоение клавиатуры компьютера. Клавиатурный тренажёр. Работа с клавиатурным тренажёром.

Знакомство с правилами клавиатурного письма (ввод букв и цифр , заглавной буквы , точки ,запятой, интервала между словами, переход на новую строку, отступ, удаление символов). Ввод в компьютер простого текста с клавиатуры.

Оформление текста. Рисунок в тексте. Использование текстового редактора для творческой работы учащихся.

Приёмы работы с документом. Сохранение документа на жёстком диске. Открытие документа. Вывод документа на печать. Демонстрация возможности ввода текста документа со сканера.

Первоначальное представление о поиске информации на основе использования программных средств для поиска информации (по ключевому слову, каталогам). Работа с простейшими аналогами электронных справочников.

5.Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сроки проведения

Вид и дата контроля

1

Работа с разными материалами

6

К/р

2

Работа с тканью

4

3

Работа с разными материалами

5

К/р

4

Работа с тканью

2

5

Работа с разными материалами

8

К/р

6

Работа с конструктором

3

7

Работа с глиной

1

8

Проекты

2

9

Практика работы на компьютере

3

К/р

Итого:

34


6.Календарно-тематическое планирование.

        

№ урока

Дата

Тема

Вид деятельности, технология

Образовательные ресурсы

Вид контроля

(текущий, тематический, итоговый)

Примечание

(домашнее задание)

Работа с разными материалами- 6 часов

1

РК

Ваза для осеннего букета

Подставка из пластиковых ёмкостей

Наблюдение и исследование свойств материалов, характеристика основных требований

к изделию

Уч. с.6-7

Текущий

С.6-7

2

Аппликация из соломки

Моделировать несложное изделие, реализовать замысел, структурировать то новое, что открыто и освоено на уроке.

Уч. с.8-9

Текущий.

С.8-9

3

РК

Осадкомер

Контрольная работа № 1 по теме: «Брошь из фольги»

Наблюдение и использование свойств материалов, способов их отработки. Выполнение работы.

Уч.с.11

Текущий.

С.11

4

Каркасные модели из проволоки

Брелок из проволоки

Исследование свойств металлов : разметка по шаблону, разрезание ножницами, скручивание проволоки. Контроль над выполнением.

Уч.  с.25-26

ПК

Текущий

С.25-26

5

Головоломка

Игрушка-перевёртыш

Размечать, вырезать, выполнять рицовку, осуществлять контроль за выполнением изделия.

Уч. с. 14

ПК

Текущий

С.14

С.15-16

6

РК

Ремонт  книг

Декоративные композиции из нитяных  колец

Обсуждение приёмов выполнения ремонта книг, беседа, контроль выполнения

Уч. с.  17-18

Текущий.

С.17-18

Работа с тканью-4часа

7

Кукла –марионетка Анишит-Йокоп

Кукла-марионетка Летучая мышь

Беседа, раскройка ткани по выкройкам

Уч. с.27-28

Текущий

С.27-28

8

Кукла –марионетка Анишит-Йокоп

Кукла-марионетка Летучая мышь

Сшивание деталей

Уч.  с. 27-28

Текущий.

С.27-28

9

Кукла-марионетка Анишит-Йокоп

Кукла-марионетка Летучая мышь

Сшивание деталей

Уч.  С.27-28

Текущий.

С.27-28

10

Кукла-марионетка Анишит-Йокоп

Кукла-марионетка Летучая мышь

Сшивание деталей, анализ работ.

Уч. с. 27-28

Текущий

С.30-32

Работа с разными материалами-5часов

11

РК

Лепка декоративного рельефа

Маски из бумаги

 Беседа, выполнение работы из пластической массы солёного теста, выбор варианта рельефа по рисунку.

Уч. с.33-34

ПК

Текущий.

С.33-34

12

Игрушки-гармошки

 Беседа, разметка по эскизу деталей игрушки, выполнение работы

Уч.  с.35-38

ПК

Текущий.

С.35-38

13

Игрушки-гармошки

Выполнение работы

Уч.  с. 35-38

Текущий.

С.35-38

14

Игрушки-гармошки

Подвеска из пенопласта

Выполнение работы, анализ работ.

Уч.  с. 35-38

Текущий.

С.35-38

15

Бусы из бумаги по технике оригами

Контрольная  работа №2 по теме:  «Новогодние фонарики»

Создание мыслительного образа конструкции, соблюдая приёмы безопасного труда, выполнение работы.

Уч.  с. 39-40

ПК

    Текущий

С.39-40

Работа с тканью -2часа

16

Футляр из ткани

Беседа, моделирование несложного изделия

Уч.  с.50-51

Текущий

С.50-51

17

РК

Футляр из ткани

Выполнение работы, соблюдение приёмов безопасного труда

Уч.  с. 50-51

Текущий.

С.50-51

Работа с разными материалами-8часов

18

Игрушки из бумаги

Беседа, выбор варианта игрушки, составление плана работы, выполнение

Уч.с.52-55

Текущий

С.52-55

19

Игрушки из бумаги

Выполнение и анализ работ.

Уч.с.52-55

Текущий

С. 52-55

20

РК

Оформление изделий вышивкой  простым крестом

 Беседа, выполнение работы, соблюдение приёмов безопасного труда.

Уч.с.56-58

ПК

Текущий

С. 56-58

21

Оформление изделий вышивкой  простым крестом

Выполнение работы, соблюдение приёмов безопасного труда.

Уч.с.56-58

Текущий

С.56-58

22

Оформление изделий вышивкой  простым крестом

Ремонт одежды

Выполнение работы, соблюдение приёмов безопасного труда, анализ готовых изделий.

Уч.с. 56-58

Текущий

С.56-58

23

Декоративное панно

Контрольная работа № 3 по теме: «Ремонт  одежды».

Исследование свойств бумаги,  разметки по шаблону, соблюдение техники безопасности, выполнение работы.

Уч.с.59-61

Текущий

С.59-61

24

Декоративное панно

Выполнение и анализ работ.

Уч.с.59-61

Текущий

С.59-61

25

Нитяная графика

Поздравительная открытка

Беседа, соблюдение техники безопасности, выполнение работы.

Уч.с.62-63

ПК

Текущий

С.62-63

Работа с конструктором-3 часа

26

Сборка моделей транспортирующих устройств

Беседа по теме, обсуждение различий ременных передач,  сбор модели по готовой схеме.

Уч.с. 68

    Текущий

С.68

27

Сборка моделей транспортирующих устройств

Характеристика основных требований к изделию.

Выполнение  работы.

Уч.с.68

Текущий

С. 68

28

Сборка моделей транспортирующих устройств

Выполнение и анализ готового изделия

Уч.с.68

Текущий

С. 68

Работа с глиной- 1 час

29

РК

Фигурки из глины

Беседа по теме, пошаговое выполнение работы.

Уч.с.69-70

Текущий

С. 69-70

Проекты- 2часа

30

Проект коллективного создания макета села Мирного

Проектировка изделия, создание образа в соответствии с замыслом.

Уч.с.71-74

Текущий

С. 71-74

31

Проект коллективного создания макета села Мирного

Проектировка изделия, создание образа в соответствии с замыслом,  выполнение проекта, анализ.

Уч.с.71-74

Текущий

С. 71-74

Практика работы на компьютере- 3часа

32

Электронный текст. Работа с текстом на компьютере.

 Применять  правила безопасной работы на компьютере. Использовать технические устройства и компьютерные программы для работы с текстом.

Уч.с. 84-85

ПК

Текущий

С.84-85

Иллюстрирование текста

33

Текстовый редактор

Работа с документом

Осуществлять ввод текста с клавиатуры, редактирование, форматирование, сохранение текста.

Уч.с. 86-90

ПК

Текущий

С. 86-90

34

Редактирование электронного текста

Форматирование электронного текста

Контрольная работа №4 по теме: «Редактирование и форматирование электронного текста»

Осуществлять ввод текста с клавиатуры, редактирование, форматирование, сохранение текста. Выставление полей, абзацев, отступов, нумерация, маркировка .

Уч.с.91
ПК

Текущий

С.90


7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Методические пособия:

Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 1-4  класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

-Рагозина Т.М, Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология.. 1-4 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.

Материально-техническое обеспечение:

  • экранно-звуковые пособия:

1.проектор

2.экран

3.ПК

4.диски с аудио и видео записями

  • цифровые образовательные ресурсы:

1.сайт www. school.ru

2.сайт www. учитель.ru

  • демонстрационные пособия:

1.таблицы

2.карточки

3.Глобус

4.Карта Ростовской области

8.Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные, предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и система их оценки.

Личностными результатами изучения курса «Технология» в 4–м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явлении, события) с точки

зрения собственных ощущений (явлении, события), соотносить их с

общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в

предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно

характеризовать как хорошие или плохие;

- описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений

искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно

относиться к результатам труда мастеров;

- принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

- опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические

знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или

собственного замысла.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 4м классе  является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного

обсуждения;

- уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять

известное и неизвестное;

- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия

  (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять

свои действия с ним;

- осуществлять текущий и точности выполнения технологических операций

(с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных

инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия,

задания; проверять модели в действии, вносить необходимые

конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит

технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять

степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из

имеющихся критериев (средством формирования этих действий служит

технология оценки учебных успехов)

Познавательные УУД

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники

информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж,

инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

упражнений;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать

факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых

явлений, событий;

- делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста,

таблицы, схемы (в информационных проектах).

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и

письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и

пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий

служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий

диалог));

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном

решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

  (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).

Предметные  результаты освоения учебной программы по курсу «Технология»  к концу 4-го года обучения

Выпускник  научится:

  • составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированном трудом (с учётом региональных особенностей), и описывать их особенности;
  • организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
  • отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
  • осуществлять контроль и корректировку хода работы;
  • выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т.д.);
  • выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
  • отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);
  • размечать бумагу и картон циркулем;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
  • изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
  • анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
  • рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
  • использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
  • работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
  • использовать возможности оформления текста рисунками, таблицами, схемами;
  • использовать возможности поиска информации с помощью программных средств;
  • соблюдать безопасные приёмы труда при работе на компьютере;
  • включать и выключать дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру;
  • использовать элементарные приёмы клавиатурного письма;
  • использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
  • осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;
  • решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
  • подключать к компьютеру дополнительные устройства;
  • осуществлять поиск информации в электронных заданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
  • соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.

К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:

  • элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
  • соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
  • достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
  • умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
  • овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
  • умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);
  • развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
  • Система оценки планируемых результатов
  •    Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.
  •    При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.

отметка

критерии

«5»

-полностью усвоил материал;

-умеет изложить его своими словами;

-самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

-правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4»

-в основном усвоил учебный материал;

-допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

-подтверждает ответ конкретными примерами;

-правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«3»

-не усвоил существенную часть учебного материала;

-допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

-слабо отвечает на дополнительные вопросы.

«2»

-почти не усвоил учебный материал;

-не может изложить его своими словами;

-не может подтвердить ответ конкретными примерами;

-не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

«1»

-полностью не усвоил учебный материал;

-не может изложить знания своими словами;

-не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

  • При выставлении обучаемым отметки за выполнение практической работы, учитывается результат наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

отметка

критерии

«5»

-тщательно спланирован труд и рационально организованно рабочее место;

-правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

-изделие изготовлено с учетом установленных требований;

-полностью соблюдались правила техники безопасности.

«4»

-допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-в основном правильно выполняются приемы труда;

-работа выполнялась самостоятельно;

-норма времени выполнена или не довыполнена 10%-15%;

-изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

-полностью соблюдались правила техники безопасности.

«3»

-имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

-самостоятельность в работе была низкой;

-норма времени не довыполнена на 15-20%;

-изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

-не полностью соблюдались правила техники безопасности.

«2»

-имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

-неправильно выполнялись многие приемы труда;

-самостоятельность в работе почти отсутствовала;

-норма времени не довыполнена на 20-30%

-изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

-не соблюдались многие правила техники безопасности.

«1»

-не планировался труд, неправильно организовано рабочее место;

-неправильно выполнились приемы труда;

-отсутствует самостоятельность в работе;

-крайне низкая норма времени;

-изделие изготовлено с грубыми нарушениями требований;

-не соблюдались правила техники безопасности.

  •    Нормы оценок выполнения обучающихся графических заданий и лабораторных работ.

отметка

критерии

«5»

-творчески планируется выполнение работы;

-самостоятельно и полностью используются знания программного материала;

-правильно и аккуратно выполняется задание;

-умело используется справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«4»

-правильно планируется выполнение работы;

-самостоятельно используется знания программного материала;

-в основном правильно и аккуратно выполняется задание;

-используется справочная литература, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«3»

-допускаются ошибки при планировании выполнения работы;

-не могут самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

-допускают ошибки и неаккуратно выполняют задание;

-затрудняются самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«2»

-не могут правильно спланировать выполнение работы;

-не могут использовать знания программного материала;

-допускают грубые ошибки и неаккуратно выполняют задание;

-не могут самостоятельно использовать справочную литературу, наглядные пособия, приборы и другие средства.

«1»

-не могут спланировать выполнение работы;

-не могут использовать знания программного материала;

-отказываются выполнять задания.

СОГЛАСОВАНО                                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                             Заместитель директора по УВР

Методического совета                                          __________ /Костюкова Е.А./

МБОУ Новониколаевской ООШ                         _________ 2014 года

от______ 2014 года №_____

__________ /Дрозд Т.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа потехнологии 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа потехнологии 2 класс фгос школа россии

Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе пример...