Рабочая программа по технологии 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Технология

Пояснительная  записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

                 Курс «Технология. Человек, природа, техника», является компонентом учебно-методического комплекта (УМК) для 2 класса общеобразовательных учреждений. Данный УМК продолжает предметную линию «Технология» в рамках серии «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник»). Он состоит из учебника, рабочей тетради и методического пособия. В построении УМК использована та же структура, логика подачи материала и навигационная система (условные обозначения, используемые в УМК), что и в 1 классе

Особенностью данного курса является тесная связь материала с предметом «Окружающий мир». За основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Учащиеся знакомятся:

— с основными сферами: земным, водным, воздушным и информационным пространствами;

— с особенностями технологического процесса в прошлом и настоящем в России и мире;

— с логикой развития культуры труда;

— с основными профессиями, обеспечивающими жизнедеятельность человека, развитие общества;

— с различными видами народно-прикладного искусства России.

Дети также изучают и учатся работать с природными материалами и материалами, являющимися результатом труда человека, — от примитивного доисторического каменного топора до современного компьютера и последних новинок техники, используемых на земле, в воде и воздухе.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Программа направлена на решение следующих задач:

  • Развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
  • Знакомство с видами материалов, их свойствами;
  • Формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;
  • Формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;
  • Знакомство с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества;
  • Развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
  • Развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;
  • Овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и    повседневной жизни.
  • Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к окружающему миру, людям и результатам их труда, интереса к информационной и   коммуникационной  деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования, программы  Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В, Фрейтаг И.П. в соответствии с базисным учебным планом  и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Результаты изучения курса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты

1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

   7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;

4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Основные содержательные линии

Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Они

возникли в прошлых веках и остались актуальными в наше время. Данный материал, по мнению авторов учебника «Технология. Человек, природа, техника», осуществляет предметную связь курса с историей России и изобразительным искусством, а также отражает один из культурологических аспектов обучения технологии во 2 классе. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии.

Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности.

Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи

проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки.

Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия.

Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость:

1) постепенный переход от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса;

2) обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное — КАК (последовательность и технология выполнения) делать;

3) обучение планированию всех видов деятельности — от самообслуживания до работы над проектом;

4) знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в сферах:

  • человек и земля;
  • человек и воздух;
  • человек и вода;
  • человек и информация;

5) рассмотрение взаимодействия компонентов в триединстве «человек — природа — техника».

Таким образом, особенностью построения учебного курса «Технология» во 2 классе является то, что основные понятия предмета: наука технология, технологический процесс, инструменты, материалы, виды ресурсов, проект, результат труда, профессии, правила безопасности при работе и т. д. — представлены в комплекте не изолированно,

а в целостной системе. И ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда — поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе.

В курсе «Технология» для 2 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений:

— как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской;

— использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий;

— знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком;

— ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

— первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе;

— преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка;

— предлагаемые для изготовления изделия — объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы);

— в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

— в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:

  • разметка (на глаз и по шаблону);
  • раскрой (ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывание пальцами (бумага));
  • сборка (на клею, на пластилине);
  • украшение (аппликация из бумажных деталей и деталей из ткани);

лепка (шара и других форм).

Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом.

Учебник-практикум «Технология. Человек, природа, техника» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом:

  • «Земля» — земное пространство;
  •  «Вода» — водное пространство;
  •  «Воздух» — воздушное пространство;
  •  «Информация» — информационное пространство.

В каждой части материал разделен на темы, которые отражены в колонтитулах. Тема разбита на рубрики:

— название темы и постановка задачи;

— краткое введение «Путешествуем во времени»;

— основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения);

— практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»;

— информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);

— выводы и обобщения «Подведем итоги»;

— итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).

Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта.

Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика.  Приступая к работе над проектом, ученик должен прежде всего определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки

учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.

В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось..

Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. После определения цели требуется составить четкий, конкретный план работы.

 В учебнике планы всех изделий представлены в краткой форме под заголовком «План работы», приведен алгоритм его выполнения в фотографиях или рисунках. Это помогает ученику контролировать последовательность действий и распределять деятельность при групповой работе. Обязательно надо определить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в данном случае она является наиболее продуктивной. Учитель должен не только распределить роли, обозначить, кто и что будет делать при выполнении плана, но и научить детей делать это самостоятельно. Разобрав план работы, можно приступать к его реализации, предварительно выбирая материалы, инструменты, повторить правила и приемы работы с материалами и инструментами.

После реализации плана целесообразно оформить работу и провести ее презентацию. Такая работа способствует развитию речевых навыков учащихся, умений самоанализа и самоконтроля. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы для папки достижений, но с одним обязательным условием — обсуждением и оценкой результатов работы.

Презентация результатов проекта и его оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка является относительным понятием в этом возрасте и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению.

Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

— подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы);

— реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы);

— презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать);

— оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность

каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы).

В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать

свою работу. В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по такой схеме.

Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др.

Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности.

Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении

некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки

действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т. д.).

Выполнение заданий потребует от ребенка определенных умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Описание уже изученных, а также осваиваемых во 2 классе приемов и правил работы инструментами учитель или родители найдут в приложении к данному пособию в виде памяток.

Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развертки деталей, шаблоны, необходимые для создания поделок, которые ребенок должен вырезать и использовать для изготовления поделки. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу на уроке интереснее и продуктивнее, значительно разнообразив ее.

В ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий  развивается его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, ребёнок учится  подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения — научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни.

Для занятий на уроках по предмету «Технология» во 2 классе необходимы:

материалы:

— тонкая цветная бумага;

— тонкий и толстый (гофрированный) картон;

— пластилин, глина;

— масса для моделирования;

— цветные нитки (мулине);

— тальк или крахмал;

— бисер;

— фольга;

— краски акварельные;

— клей ПВА;

— клейкая лента;

инструменты:

— ножницы с закругленными концами лезвий;

— линейка 30 см (деревянная или пластмассовая);

— выдвижной резачок (острый перочинный нож);

— карандаш (М или ТМ);

— кисточки;

— стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка);

— прочная нитка для разрезания пластилина;

— клеенка (или плотная бумага);

— циркуль;

— шило.

Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении

всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно.

К концу второго класса  учащиеся должны знать:

  • виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия;
  • неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка);
  •  о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе.
  • Новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж).
  • Свойства новых материалов ( тесто).
  • Новые свойства уже встречавшихся материалов.
  • Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет.
  • Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги.
  • Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения.
  • Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.
  • знать область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

К концу второго класса  учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
  •  с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки.
  • Лепить способом вытягивания из целого куска.
  • Вырезать из бумаги детали криволинейного контура.
  • Вырезать из бумаги полоски на глаз.
  • Обрывать бумажные детали по намеченному контуру.
  • Плести разными способами из различных материалов.
  • Вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру.
  • Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка.
  • Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания.
  •  Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу.
  • Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения.
  • Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения.
  • Владеть простейшими видами народных ремесел;
  • Получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как  компьютер

Критерии оценивания:

Оценка «5» -выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами.

Оценка «4» -выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия

Оценка «3» - выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия.

Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, не оценивается, оно подлежит исправлению, переделке.



Календарно — тематическое планирование уроков

 технологии

Тема урока

Дата

Наглядные пособия, технические средства, оборудование

УУД

Деятельность учащихся

Формы контроля

Раздел 1

ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ

1 триместр

1

Как работать с учебником

05.09

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, изделия из бумаги, пластилина, природ-ных материалов,  образец папки дости-жений, таблицы по технике безопаснос-ти (безопасность в классе, работа режу-щим инструментом, клеем), шаблоны геометрических фигур. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, папка, простой карандаш, резинка, ножницы, цветная бумага, клей, тряпочка, кисть

Умеють самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться

ими; оформить (декорировать) папку достижений с исполь-

зованием разных цветов; умеют применять знания, полученные в 1 классе.

Знакомятся с новым учебником и рабочей тетрадью;  вспоминают приемы работы

с бумагой, способы соединения деталей в изделии, правила

разметки, правила работы с шаблонами, ножницами, клеем); знакомятся  на практическом уровне с понятиями

«цветовая гамма», «сочетание цветов».

 Изделие: папка достижений. Основные термины и понятия: ремесла, оттенок, гамма цветов.

Рассказывают о своей папке достижений, материалах и инструментах, которые они использовали, почему подобрали именно такие цвета для

своей папки. Критерии оценивания работ: аккуратность,

композиция, оригинальность и т.д.

Раздел 2

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ

2

Земле-делие

12.09

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, рисунки или иллюстрации разных видов лука, баночка, луковица, ножницы, материалы для игры «Овощи и  фрукты» (картинки с изображениями овощей и фруктов,

магнитики), тетради учащихся для дневника наблюдений.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, баночка, луковица, ножницы, цветные карандаши.

Получили  опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научились оформлять дневник наблюдений, проводить анализ

выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений).

Знакомятся  с технологией выращивания лука; показать, как можно самостоятельно вы-

растить овощи; формировать знания о значении, примене-

нии и пользе лука в жизни человека, о профессиях,

связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, учатся бережно относится к результатам своего труда

Изделие: выращивание лука.

Основные термины и понятия: садовод, овощевод, витамины.

Проверить и прокомментировать записи в дневниках наблюдений. Учащиеся отвечают на вопросы: «Как вы

думаете, как можно использовать тот лук, который мы вырастим? Люди какой профессии выращивают лук? А о какой еще профессии, связанной с земледелием, вы сегодня узнали?»

3

Посуда

19.09

У учителя: дневники наблюдений учащихся, образец изделия, выполненного с помощью

обмотки шаблонов, корзины, различные виды ниток, фото-

графии букетов цветов. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, ножницы, цветные нитки, клей, папка достижений.

Умеют составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; уметь

различать виды ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов.

Повторяют материал  видах ниток, навыки

работы с картоном, клеем, ножницами, рациональные приемы разметки бумаги с помощью шаблонов, приемы наматывания; формировать умение грамотно составлять композицию; воспитывать организованность и аккуратность

в работе при выполнении такого вида творчества, как обмотка шаблона; развивают творческие способности и эстетический вкус через работу по подбору цвета.

Изделие: композиция из картона и ниток «Корзина с цветами».

Основные термины и понятия: керамика, гончар,

шаблон, челнок, нитки, виды ниток, композиция.

Анализ

полученного изделия и проведение выставки работ, организуемое учителем, с сообщениями учащихся о своих поделках. Критерии для оценивания работ: аккуратность, логичность компо-зиции, цветовое решение, оригиналь-ность, умение представить свою работу. Учащиеся должны рассказать о видах ниток, которые они использовали в работе и о приемах работы, которые помогли им изготовить корзинку.

4

Работа с пластич-ным мате-риалом (пласти-лин)

26.09

У учителя: образец изделия из

пластилина и природных материалов, таблица «Приемы работы с пластилином», дневники наблюдений учащихся.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пластилин, природные матери-алы (листья, веточки, иголочки), инструменты

для работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска), ножницы, цветной картон.

Умеют различать съедобные

и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять

изделие по задуманному плану.

Знакомятся  с правилами поведения в лесу; повторить и закрепить материал о свойствах пластилина; развивать умения и навыки работы с ним;

совершенствовать умение работать по плану; развивают

фантазию  с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия.

Изделие: композиция из пластилина «Семейка грибов на

поляне».

Основные термины и понятия: пластичные материалы, стека.

Анализ изделия.  Выставка работ. Критерии оценивания работ: аккуратность, соблюдение всех технологических операций, оригинальность композиции, способность грамотно рассказать

о своей работе и о возможностях ее применения.

5

Работа с пластич-ными материалами (тесто-пластика)

03.10

У учителя: соль (мелкая), мука, вода, пластилин, глина (а также фотографии, иллюстрации, рисунки), кусок теста, таблицы «Приемы работы с пластилином», «Критерии сравнения пластичных мате-

риалов», карточки для таблицы (можно каждому ученику сделать таблицу для самостоятельного заполнения). У учащихся: учебник, емкость, стека, клеенка, краски (гуашь или  кварель), материалы для оформления — цветная бумага, природные материалы, магнит.

Умеют различать основные

профессии кулинарного кондитерского искусства, виды

пластичных мате-риалов, применять технологию лепки из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных материалов по предложенным критериям.

Уточняют свои  представления о профес-сиях (знакомятся с профессиями пекаря, кондитера), о видах пластичных материалов и работе с ними; разви-вают навыки лепки; учится сравнивать мате-риалы по предложенным критериям; формировать навык самостоятельного анализа изделия; с помощью работы над созданием элемента

украшения развивают эстетический вкус, умение сочетать

цвета.

Изделие: магнит из теста.

Экологическая чистота и безвредность материала позво-

ляет рекомендовать его для работы с детьми, которая

развивает их творческие способности.

Основные термины и понятия: пластичные материа-

лы, тестопластика, пекарь, кондитер.

Анализ изделий и  выставка изделий с рассказами учащихся о своих работах.

6

Работа с пластич-ными материалами (глина или пласти-лин)

17.10

У учителя: образцы изделий из пластилина или глины, глина, пластилин, таблица «Приемы работы с пластичными материалами», материалы для

викторины. У учащихся: учебник, глина или пластилин,

инструменты для работы с  пластилином (стека, нитка, подкладная доска).

Умеют совместно оформлять композицию, работать в группе, осуществлять само-

и взаимоконтроль.

Знают  алгоритм работы над групповым проектом.

Умеют осуществлять само- и взаимо-контроль;

Повторяют материал о свойствах глины; развивать и закрепляю тумения и навыки работы с глиной, применения приемов лепки из целого куска глины; совершенствуют умения работать по плану.

Изделие: проект «Праздничный стол»—посуда, выполненная индивидуально из глины(или пластилина) для

оформления общего праздничного стола.

Самостоятельно оценить работы и

выступления своих товарищей и организовывают выставку проектов.

7

Народные промыс-лы. Хохлома. Работа

с папье-маше

24.10

У учителя: образец изделия из папье-маше, таблица «Приемы работы с бумагой», миска,

подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь. У учащихся: учебник, миска, подкладной лист, бумага (салфетка, газета), клей ПВА, вода, гуашь.

Овладели  технологией изготовления изделий из папье-маше; уметь отличают орнамент

хохломской росписи от других видов орнаментов и выполнять его.

Знакомятся с видами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью, с

технологией изготовления изделий из папье-маше, с отделкой изделия в виде орнамента; закреплять умения и навыки работы с бумагой и такими инструментами, как карандаш, ножницы, кисть; развивают умение изображать объекты природы, соблюдая стилевые особенности хохломской росписи; выявляют особенности  народного творчества  и

народного  промыслам.

Изделие: миска «Золотая хохлома» в технике папье-маше.

Основные термины и понятия: хохломская роспись,

орнамент, грунтовка, папье-маше.

Учитель оценивает работы учащихся. Дети отвечают на вопрос: «Почему хохломскую посуду называют золотой?»

8

Народные промыс-лы. Городец. Работа с бумагой. Апплика-ционные работы

31.10

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, цветы городецкой росписи: розан, купавка; образцы изделий, украшенных городецкой росписью, план последовательности росписи, памятка № 2 из приложения.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, картон, клей, ножницы.

Знают особенности городецкой росписи, научиться составлять композицию на основе аппликации, умеют выполнять орнамент по мотивам городецкой

росписи.

Знакомятся с особенностями

городецкой росписи, ее историей; расширить представления о народном творчестве; анализируют  готовое изделие по заданной схеме, учатся экономно расходовать материалы; закрепляют умение работы с шаблонами.

Изделие: разделочная доска «Городецкая роспись».

Основные термины и понятия: городецкая роспись,

розан, купавка, подмалевок, оживка.

Взаимоанализ и

оценка работ учителем. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника на с. 26: «Какие основные краски используются в городецкой росписи? Есть ли яркий фон на предметах с росписью?»

9

Народные промыс-лы. Дымка. Работа с пластич-ными материа-лами (пласти-лин)

07.11

У учителя: образцы дымковских изделий, схема последовательности лепки дымковских игрушек. У учащихся: учебник, пластилин, стека,

нитка для разрезания пластилина, подкладной лист, картон — основа для игрушки.

 Умеют различать хохломскую, городецкую и дымковскую роспись; освоили лепку

мелких деталей изделия приемом вытягивания и соединение деталей из пластилина.

Знакомятся  с основными элементами дымковской росписи; закрепляют навыки и приемы лепки, знания о свойствах пластилина; с помощью

практической работы по созданию дымковской игрушки.

Изделие: дымковская игрушка.

Основные термины и понятия: дымковская игрушка.

Анализ работ учителем проводится

по следующим критериям: аккуратность, передача характера дымковской игрушки, оригинальность орнамента и т. д.

10

Народные промыс-лы. Матрешка Работа с текстиль-ными материа-лами

(апплицирование)

14.11

У учителя: иллюстрации хох-

ломских, городецких и дымковских изделий; различные

аппликации из разнообразных материалов (бумага, ткань, природные материалы), образцы изделий матрешки, настоящая матрешка, фукурама, таблица «Последователь-

ность изготовления матрешек», виды ткани. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки изделия — тесьма, блестки,

бисер.

Умеют различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров,

виды изображений матрешек; усвоили последовательность

изготовления матрешки; умеют работать с шаблонами, со-

ставлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый

материал.

Вспоминают сведения  об изученных

народных промыслах (дымка, хохлома, городец); знакомятся  с историей матрешки; закрепляют навыки работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме..

Изделие: матрешка из картона и ткани.

Основные термины и понятия: матрешка, ткань, во-

локно, резчик по дереву, игрушечник, аппликация, фуку-рама.

Выставка работ учащихся. Анализ работ

осуществляется по следующим критериям: вариативность

используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника

(с. 32).

2 триместр

11

Работа с пластич-ными материа-лами

(пласти-лин). Рельеф-ные работы

28.11

У учителя: изображение дерев-

ни, макеты построек деревни, различные виды пластилина,

изображения барельефа, горельефа, рельефа в природе.

У учащихся: учебник, картон для основы поделки, пластилин, стека, подкладной лист, изображения построек деревни.

Знают свойства, способы

использования, виды пластилина; умеют выполнять

рельеф с использованием пластилина, применять прием

смешивания пластилина для получения новых оттенков.

Знакомятся  с видами рельефа; вспоминают  свойства, состав и использование

пластилина, способы лепки; умение составления тематической композиции; учится соблюдать пропорции при изображении перспективы, формируют цветовосприятие.

Изделие: пейзаж «Деревня»

Основные термины и понятия: рельеф, барельеф, горельеф.

Выставка работ. Ответить на вопросы: «Какой вид изображения вы сегодня использовали в своей работе? (Рельеф.) Чем он отличается от

обычного изображения?»

12

Человек и лошадь. Работа с картоном.

Конструирование

05.12

У учителя: изображения лошадей, учебник, готовое изделие, материалы и инструменты,

необходимые для сборки изделия, памятка № 5 из приложения. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, клей, ножницы, шило, нитки, игла.

Умеют конструировать  из бумаги; научились заполнять технологическую карту к поделке

Знакомятся  со способами использования лошадей; учатся  составлять технологическую

карту; развивают навыки работы с шаблонами, ножницами;

учатся самостоятельному анализу предмета;  навыкам конструирования.

Изделие: игрушка «Лошадка».

Основные термины и понятия: конструирование, конструкция, верховые, скаковые лошади, конюх.

Ребята учатся самостоятельно организовывать и проводить выставку, проверяют игрушку в действии.

.

13

Домаш-ние птицы. Работа с природными мате-риалами. Мозаика

12.12

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, различные виды изображений домашних птиц,

книги, в которых действующими героями являются курочка или цыплята, материалы, необходимые для изготовления поделки, примеры использования круп в поделках.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, копирка, клей (или пластилин), различные виды круп — гречка,

пшено, бобы, рис, фасоль.

Умеют отбирать необходимые для работы материалы, могут объяснить свой выбор. Знают приёмы работы с пластилином, с природными материалами.

Знакомятся со значением курицы в жизни человека; расширяют представления  о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами.

Изделие: композиция «Курочка из крупы» или «Петушок».

Основные термины и понятия: инкубатор.

Анализ работ учащихся по следующим критериям:

вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность, завершенность композиции,

придуманный способ применения.

Учащиеся отвечают на вопрос учебника на с. 39.

Проводят презентацию своей работы.

14

Работа с природ-ным материал-ом. Мозаика.

19.12

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, различные виды изображений домашних птиц, материалы, необходимые для изготовления поделки, примеры использования круп в поделках.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, копирка, клей (или пластилин), различные виды круп — гречка,

пшено, бобы, рис, фасоль

Умеют использовать

в аппликации различные виды круп — просо, гречка,

семена ясеня и т. д., отработаны  навыки работы клеем

Расширяют представления  о видах природных материалов; закрепляют умения и навыки работы с природными материалами.

15

Работа с бумагой. Живот-ные. Конструирование

26.12

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, образцы объемных изделий,  изображения домашних животных, материалы и инструменты, необходимые

для выполнения изделия. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, ножницы, цветная бумага.

Умеют  создавать коллективный проект на основе конструирования геометрических фигур из разверток; умеют проводить презентацию

проекта по заданной схеме.

Выполнять объемные изделия на основе разверток; отрабатывают навыки самостоятельного анализа и планирования; развивают чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности.

Изделие: проект «Деревенский двор».

Основные термины и понятия: развертка, проект.

Выставка работ учащихся, в ходе которой дети проводят презентацию своих проектов и сами оценивают свои работы,

заполняют графу «Оценивание результата» в таблице на с. 26 рабочей тетради.

16

Строи-тельство. Работа с бумагой.

Полуобъ-емная пластика

16.01

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, изображение избы, образцы плоской и объемной  аппликаций, образец готового изделия «Изба». У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, цветной картон, цветная бумага, ножницы, карандаш, скрепки.

Умеют различать компоненты строения избы, создавать полуобъемную аппликацию.

Знакомятся со строением избы; отрабатывают навыки  создания аппликации из бумаги; учатся  способу достижения эффекта объемности в аппликации; работают над созданием композиции.

Изделие: композиция «Изба».

Основные термины и понятия: причелина, наличник,

венец, полуобъемная аппликация, плотник.

Выставка работ учащихся, их анализ и оценивание.

Самопрезентация  работ.

17

В доме. Работа с волокнис-тыми материа-лами. Помпон

23.01

У учителя: готовальня, изобра-

жение домового, материалы и инструменты, необходимые

для выполнения изделия, помпон как элемент украшения,

декора, образцы изделий. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, нитки, игла, ножницы, циркуль, картон или цветная бумага, клей.

Умеют работать с  циркулем, научились создавать игрушки на основе помпона, использовать помпон как декоративный элемент.

Знакомятся с поверьем о домовом, со способом изготовления игрушки из помпона; учатся  работать циркулем; совершенствовать

умение работать по плану.

Изделие: домовой.

Основные термины и понятия: циркуль, готовальня, помпон.

Выставка работ учащихся, анализ и оценивание.

 В ходе выставки учащиеся проводят презентацию своей поделки и придумывают имя своему домовому.

18

Внутрен-нее убранство избы. Работа с пластич-ными материалами  (плас-тилин,

глина). Лепка

30.01

У учителя: образцы изделий, изображение печи, материалы и инструменты, необходимые для создания изделия. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, глина, пластилин, стека, подкладной лист, основа-картон.

Знают  приемы работы

с глиной, приобрели  навык самостоятельного составления

композиции.

Знакомтся с внутренним убранством избы и значением русской печи в быту, с приемами конструирования из пластичных материалов; повторяют  приемы лепки.

Изделие: композиция «Русская печь».

Основные термины и понятия: печник, истопник, убранство, шесток, лежанка, устье.

Самостоятельно организовать выставку своих работ, провести

презентацию поделки своего друга  и оценивают работы друг друга.

19

Внутрен-нее убранство избы. Работа с бумагой.

Плетение

06.02

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, схема переплетения продольных и поперечных нитей (основы и утка), изображения ковров разных стран, об-

разцы изделий. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь,

ножницы, цветная бумага, линейка, карандаш.

Умеют  создавать коврик переплетением полосок бумаги; умеют размечать по линейке.

Знакомятся со структурой

ткани, с новым видом работы — переплетением полосок

бумаги, с основами разметки по линейке; определяют необходимые для такой работы качества: тру-

долюбие, терпение, усидчивость.

Изделие: коврик.

Основные термины и понятия: переплетение, основа,

уток.

Составить короткий рассказ о своей поделке. Анализ работ учащихся.

20

Внутрен-нее убранство избы. Работа с картоном.

Конструирование

13.02

У учителя: учебник, образцы

изделий. У чащихся: учебник, рабочая тетрадь, копировальная бумага, картон, ножницы, цветная бумага, клей.

Умеют  планировать свою работу, конструировать из бумаги, оценивать работы товарищей и свою собственную.

Вспоминают  приёмы конструирования из бумаги; соблюдение последовательность технологических операций; развивают техническое и логическое мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость и аккуратность

с помощью практической работы.

Изделие: стол и скамья.

Основные термины и понятия: конструирование.

Выставка  проектов и анализ. Оцените

свою работу. Придумайте рассказ о получившейся у вас

комнате. Чтобы построить дом для такой чудесной комнаты, надо освоить специальную профессию. Чтение стихотворения (с.54). Каких

специалистов называют кровельщиком и каменщиком?

Какие еще профессии строителей вы можете назвать?

21

Работа с различными материа-лами. Елочные

игрушки из яиц

20.02

У учителя: учебник, образцы

изделий. У учащихся: картон, ножницы, резинка, шило, материалы для оформления — цветная бумага, бисер, краски, клей, полое яйцо, ножницы.

Умеют работать

с новым видом материала — целой яичной скорлупой, научились реализовывать собственные замыслы, декорировать изделия, самостоятельно планировать и выполнять

практическую работу.

Повторяют  правила работы в группе, создание композиции, оформление изделия; учится  взаимопомощи с помощью групповой работы над проектом; развивают

творческие навыки; воспитывать художественно-эстетический вкус, осмысление значимости совместного труда.

Изделие: проект «Новый год» (маска, елочные игрушки из яиц).

Основные термины и понятия: обычай, традиция.

Выставка и

обсуждение работ.

Беседа по вопросам: «В какой последовательности вы выполняли работу над поделкой? Какие сложности возникли? Что понравилось в работе? Какую технику использовали? Что

посоветуете своим товарищам, которым предстоит выполнить такую работу?»

22

Народный костюм. Работа с волокнис-тыми

материалами и картоном. Плетение

27.02

У учителя: рисунки растений,

из которых изготовляются волокна ткани, рисунок тутового шелкопряда, схема плетения в три пряди, рисунки национальных костюмов разных народов, сутаж (желтого цвета) по три нити, связанные друг с другом, для каждого учащегося. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, клей,

краски или цветные карандаши, цветная бумага, картон,

тряпочка, кисть.

Умеют  различать национальные костюмы разных народностей, знают принципы

обработки волокон натурального происхождения, освоили

прием плетения в три нити, умеют составлять композицию

русской тематики.

Знакомятся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; учатся приему плетения

в три нитки (косичка); закрепляют навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи.

Изделие: композиция «Русская красавица».

Основные термины и понятия: волокна, натуральные

волокна, шелководство, сутаж, плетение.

Выставка поделок. Ребята определяют, почему у данной поделки такое название, и придумать имя своей красавице. Также можно попробовать описать костюм, который

мог бы ей подойти.

3 триместр

23

Народный костюм. Работа с бумагой.

Аппликационные работы

У учителя: изображения женского и мужского народного костюма, образцы изделий.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани,

картон, клей, краски, ножницы.

Умеют  изготавливать

выкройки и моделировать народные костюмы.

Знакомятся   с правилами разметки ткани; изучают  приём разметки ткани с помощью

шаблона; учатся работать с выкройками; развивают навыки кроя; на практическом уровне воспитывают любовь к народному творчеству.

Изделие: костюмы Ани и Вани.

Основные термины и понятия: выкройка, подол, кичка, сарафан.

Выставка работ учащихся, их анализ и оценка.

24

Работа с ткаными материа-лами. Шитье

У учителя: виды ниток, образец шва «через край», готовый кошелек, вышивка, вязаные изделия, кусочки ткани для выполнения учащимися

шва «через край» с разметкой точек для проколов. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, плотная ткань, нитки, иголка, наперсток, ножницы, пуговица, мыло или мягкий карандаш.

Умеют выполнять шов «через край», создавать отделку детали вышивкой; приобрели навыки разметки ткани, изготовления выкройки, с помощью обучения использованию в работе ножниц и иглы.

Учатся создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу.

Изделие: кошелек.

Основные термины и понятия: виды швов, нитки.

Выставка работ учащихся:

проанализировать и оценить поделки друг друга.

Раздел 3

ЧЕЛОВЕК И ВОДА

25

Рыбо-ловство. Работа с волокнис-тыми

материалами. Изонить.

У учителя: образцы изделий,

украшенных рисунком изонить,

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, копировальная бумага, шило, нитки, игла, наперсток.

Знают о роли воды в жизни человека; знакомыс различными приспособлениями для рыболовства, с новым видом

орнамента — изонитью и техникой его создания; знают о необходимости бережного отношения к водным ресурсам,экономному расходованию воды.

Учатся создавать изделия, украшенные изонитью, различают приспособления

для рыболовства.

Изделие: композиция «Золотая рыбка».

Основные термины и понятия: рыболовство, изонить.

Анализ и оценка работ учащихся. После этого, выполнить задание на с. 49 рабочей тетради.

26

У учителя: образцы изделий,украшенных рисунком изонить.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, картон, копировальная бумага, шило, нитки, игла, наперсток.

27

Работа с бумагой. Апплика-ционные работы

У учителя: образцы изделий,

различные виды аппликаций. У учащихся: учебник, картон, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, нитки.

Умеют  составлять композицию из деталей, заготовленных способом обрывания по контуру рисунка.

Знакомятся с алгоритмом выполнения резаной и обрывной аппликации, учатся составлению композиции на определенную тему; повторяют  приемы работы над созданием аппликации.

Изделие: аппликация «В море».

Основные термины и понятия: силуэт, обрывание.

Самостоятельно проводят выставку своих работ, в ходе которой стараются оценить работы друг друга.

Раздел 4

ЧЕЛОВЕК И ВОЗДУХ

28

Птица счастья. Работа с бумагой. Склады-вание

У учителя: учебник, графическая инструкционная карта (или предметно-технологическая) по изготовлению птицы счастья, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изде-лия, образцы

изделий оригами. У учащихся: учебник, цветная бумага,

ножницы, клей, скрепки.

Умеют складывать изделия техникой оригами; приобрели навыки работы с бумагой, самостоятельного планирования работы.

Знакомство со значением символа птицы в культуре русского народа, с такими способами обработки бумаги, как сгибание, складывание; изучают

приёмы складывания изделий оригами; воспитывают терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности

по созданию оригами.

Изделие: оригами «Птица счастья».

Основные термины и понятия: оригами, санбо.

Оценить свою работу или работу своего товарища и внести необходимые кор-

рективы. Также учащиеся отвечают на вопрос Вани в учебнике на с. 81.

29

Использование ветра. Работа с бумагой.

Моделирование

У учителя: образцы изделий, изобра-жения мельниц. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, основа — цветной картон, цветная бумага, клей,

ножницы, карандаш, скрепки, стержень от ручки.

Научиться конструировать

объемное изделие на основе развертки, уметь самостоятельно составлять композицию и оформлять поделку, соотносить свои действия с планом.

Знакомятся с использованием

ветра человеком; отрабатывают  умение выполнять изделия

на основе развертки; совершенствуют  умение работать по плану.

Изделие: ветряная мельница.

Основные термины и понятия: мельница, мельник,

модель.

Выставка изделий учащихся и беседа о том, что оказалось

наиболее сложным в работе над поделкой.

30

Использование ветра. Работа с фольгой

У учителя: образцы изделий,

изображения флюгеров. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, алюминиевая фольга, картон, ножницы, шило, карандаш, скрепки.

Знают свойства фольги и особенности использования.

Знакомятся  с возможностями использования ветра; знакомятся с новым

видом бумаги (металлизированная); учатся формировать

изделия из металлизированной бумаги; развивают навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; воспитывают аккуратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом.

Изделие: флюгер.

Основные термины и понятия: флюгер, металлизированная бумага.

Беседа по всему изученному разделу учебника «Человек и воздух». Вспоминают, зачем

человеку нужен воздух, для чего он использует ветер.

31

Использование ветра. Работа с фольгой.

Лепка из фольги.

У учителя: образцы изделий,

изображения флюгеров. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, алюминиевая фольга, картон, ножницы, шило, карандаш, скрепки.

Умеют создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану.

Работают с металлизированной бумагой;  развивают навыки самооценки и самоконтроля, мелкую моторику пальцев; вырабатывают акку-ратность и усидчивость посредством работы с хрупким материалом.

Выставка работ учащихся, их анализ и оценка.  

Раздел 5

ЧЕЛОВЕК И ИНФОРМАЦИЯ

32

Ищем клад. Работа с пластич-ными

материа-лами (глина). Рельеф-ные работы

У учителя: образцы изделий из глины, карты, изображения пиратов. У учащихся: учебник, картон, глина, стека.

Умеют составлять карту-схему, выполнять рисунок на глиняной дощечке, самостоятельно составлять план работы, анализировать и оценивать свою работу.

Знакомятся с одним из носителей информации — картой; учатся  составлять карту;

повторяют определения понятий «глина», «линейка», «оригами», «бумага», «узор», «симметрия»; закрепляют  навыки

работы с глиной; развивают глазомер.

Изделие: композиция «Карта на глиняной дощечке».

Основные термины и понятия: информация, карта,

глобус. Поменяться получившимися картами с заданиями

к ним и найти спрятанный клад, т. е. выполнить задание и

рассказать, как найти по карте дорогу.

33

Книгопе-чатание. Работа с бумагой

и картоном

У учителя: разные виды книг,

материалы и инструменты, необходимые для работы с книгой, образцы изделий, схема создания книжки-ширмы.

У учащихся: учебник, картон, цветная бумага, ножницы, клей, линейка.

Умеют создавать книжку-ширму, выполнять разметку по линейке.

Знакомятся с процессом изготовления книги; развивают чертежные навыки, умение

выполнять разметку по линейке.

Изделие: книжка-ширма.

Основные термины и понятия: книгопечатание, раз-

метка по линейке.

Проводится выставка работ учащихся для закрепления навыка монологического

высказывания — учащиеся проводят презентацию своих

поделок и рассказывают о том, что будет находиться на страницах их книжек.

34

Подведе-ние итогов

У учителя: работы учащихся.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, папка достижений.

Умеют проводить презентацию своей работы; помнят правила и приемы работы с различными материалами и инструментами; самостоятельно анализировать и оценивать свою работу; слушать и оценивать своих товарищей.

Подводят  итоги года; проверяют усвоение

знаний,овладение ими основных навыков и универсальных учебных действий.

Проводится конференция, подготовленная

учащимися заранее. Каждый из детей

выступает с презентацией своей папки достижений. Остальные ребята задают заранее подготовленные вопросы и оценивают

выступления своих товарищей, пробуют их анализировать.



Учебно-методическое обеспечение

для педагога:

  • Методическое пособие с электронным приложением «Уроки технологии с применением информационных технологий 1 – 4 классы»;  М., «Глобус», 2009 год.
  • Новицкая М.Ю.,  Белянкова Н.М.,  Мартинкова Е.В.,  Саркисян Ю.В. Методическое пособие для учителя «Уроки технологии. 2 класс». М., «Просвещение», 2009 год.
  • Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М., 1998год.  «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2009 год.

для учащихся:

  • Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Рабочая тетрадь «Технология. Человек, природа, техника».  
  • Роговцева Н.И., Богданова Н.Б., Фрейтаг И.П. Учебник «Технология 2 класс». М., «Просвещение», 2009г
  • Тестирование по ТБ

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок –  сообщение новых знаний
  • урок-закрепление знаний
  • урок-повторение знаний
  • урок – игра
  •  проверка знаний

Учебное оборудование:

  • техические средства (  проектор, компьютер, магнитофон)
  •  учебные  (столы, доска)

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии  и принципы обучения:

  Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

Технологии развивающего обучения:

-Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.

 

Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения
  • Связи теории с практикой
  • Системности
  • Принцип сознательности и активности в обучении
  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  • Принцип наглядности
  • Доступность обучения
  • Принцип прочности усвоения знаний

Формы подведения итогов:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Работа в паре, в группе
  • Проектная деятельность
  • Презентация своей работы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...