рабочая программа по технологии для 4 специального коррекционного класса 8 вида
рабочая программа по технологии (4 класс) по теме

Шадрина Анна Александровна

Рабочая программа по технологии (работа с тканью) в 4  классе разработана на основе государственной программы «Трудовое обучение. Работа с тканью.4 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой: М., «Просвещение», 2009.      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

«Рассмотрено»

Руководитель МО

___________ И.М. Климина

Протокол №_____от

«___»__________2014 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

МБОУ  СОШ№ 6

______________ Н.В. Морозова «___»__________2014 г

                     «Утверждаю»

Директор       МБОУ СОШ № 6

____________ Н.С. Исайкина

             «___» ____________ 2012 г

         Приказ №____от 01.09.2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА технологии (работа с тканью) В 4 КЛАССЕ

(коррекционный класс VIII вида)

НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

68 часов (2 часа в неделю)

                                                                                       

Учитель: Шадрина Анна Александровна

Пояснительная записка

        Рабочая программа по технологии (работа с тканью) в 4  классе разработана на основе государственной программы «Трудовое обучение. Работа с тканью.4 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой: М., «Просвещение», 2009.     

 Место предмета в базисном учебном плане. В 4 классе на предмет «Трудовое обучение. Работа с тканью» предусмотрено 2 часа в неделю (федеральный  компонент).

        Работа с тканью способствует развитию у детей с нарушением интеллекта координированной деятельности различных анализаторов, моторику пальцев рук и общее психофизическое недоразвитие.

        Цель программы: повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности.

          Основные задачи :

  • формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков;
  • развитие мышления, способности к пространственному анализу;
  • формирование эстетических представлений и вкуса;
  • воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

        Работа в швейной мастерской заключается в ознакомлении детей с материалами и инструментами для шитья и выработке умений и навыков их практического использования. Большое внимание уделяется усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда; умению частично анализировать образец, ориентироваться в задании с помощью учителя, работать по предложенному плану, контролировать текущие и итоговые результаты труда. Объем работ, выполнение которых запланировано в течение года, невелик, т.к. важно стремиться к тому, что бы дети доводили начатое до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия. Для этого необходимо проводить достаточное количество упражнений, добиваясь уверенного и самостоятельного выполнения детьми предусмотренных программой практических работ. Задача формирования общетрудовых умений является наиболее ответственной в трудовом обучении. Решать её следует систематически, начиная с 4-го класса. Нужно не только обучать школьников практическим приёмам выполнения тех или иных операций, а важно приучать обсуждать характеристики изделий, продумывать план предстоящей работы, оценивать сделанное на уроке.

        Чтобы избежать ситуаций неуспеха и неудач в работе учащихся, необходима правильная организация предварительной ориентировки в задании и планирования с опорой на  образец изделия и инструкционную (предметную) карту. Методически неверное объяснение приводит к тому, что тяжело умственно отсталый ученик действует не точно и в результате портит своё изделие. Частые неудачи приводят к неуверенности в работе, негативному отношению к труду. Следовательно, формирование общетрудовых умений и воспитание положительного отношения к труду  тесно связаны между собой.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Ученик должен знать/понимать:

  • правила безопасной работы в мастерской;
  • основные приёмы работы с тканью;
  • технологию выполнения ручного стежка «через край», тамбурного стежка, крестообразного стежка;
  • правила обработки срезов;
  • технологию выполнения стачного шва;
  • правила пошива салфетки-прихватки, подушечки для игл;
  • правила изготовления мягкой игрушки;
  • правила ремонта одежды.

Ученик должен уметь:

  • работать швейной иглой и ножницами;
  •  уметь  с  помощью учителя  составлять  план  работы  над  изделием;
  • выполнять ручные стежки,  стачной шов, обрабатывать срезы;
  • выполнять  изделие  с  помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно;
  • давать  словесный отчёт и анализировать свои изделия и изделия  товарища;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для овладения основами профессии швейного производства;
  • выработки самостоятельности в труде;
  • для повышения общего уровня интеллекта;
  • развития художественного вкуса;
  • культуры поведения и бесконфликтного общения;
  • развития речи.

Содержание программы

Вводное занятие – 2 часа

Изготовление ткани – 12 часов.

Изделие. Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги.

Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани – полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами.

Практические работы. Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы.

Салфетки-прихватки – 14 часов.

Изделия. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающими стёжками «через край». Выполняется из готового кроя. Другие виды обработки салфеток-прихваток.

Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Её назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение напёрстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения.

Практические работы. Вдевание нитки в иглу. Завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий.

Подушечка для игл – 18 часов.

Изделие. Подушечка (10Х10 см), украшенная орнаментом из отделочных стежков.

Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурные и крестообразные стежки. Их формы и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.

Практические работы. Разделка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывёртывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия.

Ремонт одежды – 8 часов

Виды работ. Пришивание пуговиц. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. Стачивание распоровшегося шва.

Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва.

Практические работы. Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и намётывание. Пришивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом.

Мягкие игрушки -14

Изделия. Набивные игрушки: рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.

Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические плёнки, картон.

Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Эстетические требования изделий.

Практические работы. Разметка линий соединительного шва. Смётывание основных деталей. Стачивание обтачным швом. Вывёртывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий.

Тематическое планирование уроков «Трудовое обучение. Работа с тканью» 4 класс

п/п

Тема

урока

Кол-во

уроков

Содержание урока

Требования  к уровню подготовки учащихся

Дата

проведен.

Фактич.

дата

1,2

Вводное занятие.

2

Знакомство с мастерской. Правила безопасной работы в мастерской.

Знать правила безопасной работы в швейной мастерской.

Уметь организовывать рабочее место.

01.09

02.09

3,4

Ткани. Применение тканей.

2

Ткани. Виды тканей. Их применение. Краткие сведения о получении нитей и ткани.

Знать виды ткани.

Уметь описывать ткани.

03.09

5,6

Нити основы и нити утка.

2

Строение ткани. Нити основы и нити утка.

Знать термины «нити основы» и «нити утка».

Уметь определять нити в ткани.

7,8,9,10

Виды переплетения.

4

Полотняное переплетение- самое простое переплетение нитей в ткани. Ознакомление с другими видами переплетений.

Знать различные виды переплетений.

Уметь отличать виды переплетений, анализировать демонстрационный макет и раздаточные образцы тканей полотняного переплетения.

11,12,

13,14

Практическая работа.

Выполнение переплетения.

4

Разметка полосок основы. Резание полосок. Резание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы.

Знать виды  переплетения, способы переплетения.

Уметь нарезать полоски и выполнять переплетение.

15,16

Цвета тканей и ниток.

2

Цвета тканей и ниток. Расцветка тканей. Выбор нити для ткани.

Уметь делать описание ткани, выбирать нити для тканей различной расцветки.

17,18

Инструменты и приспособления для швейных работ.

2

Швейная игла. Её назначение и применение. Правила безопасной работы при ручном  шитье. Подбор и применение напёрстка.

Знать назначение и применение швейной иглы и напёрстка, праила безопасной работы со швейной иглой.

19,20,

21,22

Ручные стежки. Стежок «через край».

4

Знакомство с ручным стежком «через край» и правилами его выполнения.

Знать технику выполнения стежка «через край».

Уметь выполнять украшающий стежок «через край».

23,24,

25,26,

27,28

Практическая работа.

Салфетки-прихватки.

6

Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоёв ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Вырезание салфетки- прихватки по готовой выкройке. Вдевание нитки  в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий.

Знать назначение салфетки-прихватки, правила обработки срезов.

Уметь вдевать нить в иглу, вырезать салфетку по готовой выкройке, обрабатывать срезы.

29,30

Подушечка для игл.

2

Назначение изделия, используемые ткани.

Знать назначение изделия.

Уметь зарисовывать образцы подушечек в альбом.

31,32

Тамбурный стежок.

2

Понятие о стежках и строчках. Знакомство с тамбурным стежком. Форма и размеры. Выполнение тамбурного стежка.

Знать правила выполнения тамбурного стежка.

Уметь выполнять тамбурный стежок.

33,34

Крестообразный стежок.

2

Понятие о стежках и строчках. Знакомство с крестообразным стежком. Форма и размеры. Выполнение крестообразного стежка.

Знать правила выполнения крестообразного стежка.

Уметь выполнять крестообразный стежок.

35,36

Стачной шов.

2

Понятие о стачном шве. Использование при выполнении изделий. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки.

Знать понятие «стачной шов».

Уметь выполнять ручной стачной шов.

37,38

Практическая работа.

Изготовление подушечки для игл. Изготовление выкройки для подушечки

2

Определение размеров для подушечки. Изготовление выкройки.

Знать, как определяются размеры для подушечки.

Уметь изготавливать выкройку для подушечки.

39,40

Отделочные строчки.

2

Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек.

Знать технику выполнения отделочных строчек на изделии.

Уметь выполнять отделочные строчки.

41,42

Стачивание боковых срезов.

2

Стачной шов. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом.

Знать понятие «стачной шов», технику выполнения стачного шва.

Уметь выполнять ручной стачной шов.

43,44

Набивка подушечки. Обработка края.

2

Вывёртывание и набивка ватой подушечки.

Обработка края косыми стежками.

Знать правила вывёртывания подушечки, технологию обработки края косыми стежками.

Уметь обрабатывать края косыми стежками.

45,46

Петелька для подушечки.

Контроль изделия.

2

 Изготовление и пришивание петельки  из тесьмы.

Знать правила пришивания петельки для подушечки.

Уметь изготавливать петельку для подушечки.

47,48,49

Пришивание пуговиц.

3

Виды пуговиц. Способы их пришивания.

Знать виды пуговиц, способы и правила пришивания пуговиц.

Уметь определять места оторванной пуговицы, пришивать разные виды пуговиц к изделию, выполнять закрепление нитки.

50,51,52

Вешалка для одежды.

3

Раскрой вешалки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалке. Загиб и намётывание. Пришивание вешалок к одежде.

Знать правила пришивания вешалки к халатам и верхней одежде.

Уметь выполнять раскрой вешалки, её изготовление и пришивание.

53,54

Стачивание распоровшегося шва.

2

Повторение правил выполнения стачного шва.

Стачивание распоровшегося шва одежды ручным стачным швом.

Знать понятие термина «стачной шов», правила его выполнения.

Уметь выполнять выполнять стачивание распоровшегося шва.

55,56

Мягкие игрушки.

2

Мягкие игрушки. Набивные игрушки из готового кроя: рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.

Знать части мягкой игрушки, их названия.

Уметь анализировать формы игрушек.

57,58

Материалы для мягких игрушек.

2

Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические плёнки, картон.

Знать ткани и дополнительные  материалы для изготовления игрушек.

Уметь определять ткани и дополнительные материалы для изготовления игрушек.

59,60

Изготовление мягкой игрушки.

2

Изготовление выкройки для мягкой игрушки.

Раскрой ткани.

Знать правила изготовления выкройки и раскроя ткани.

Уметь изготавливать выкройку мягкой игрушки и раскрой ткани.

61,62

Смётывание деталей игрушки.

2

Разметка линий соединительного шва. Смётывание основных деталей и стачивание обтачным швом.

Знать правила выполнения разметки линий соединительного шва и технику смётывания основных деталей.

Уметь смётывать основные детали по размеченным швам, стачивать их.

63,64

Набивка ватой.

2

Вывёртывание изделия и набивка её ватой.

Знать правила вывёртывания изделия, набивки её ватой.

65,66

Дополнительные детали.

2

Выбор дополнительных деталей. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей.

Знать дополнительные материалы для мягкой игрушки.

Уметь пришивать и приклеивать дополнительные детали к мягкой игрушке.

67,68

Анализ выполненных изделий.

2

Эстетические требования к изделиям. Контроль изделия.

Знать эстетические требования к изделиям.

Уметь анализировать свою работу.

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2009 г.)
  2. Г.Б.Картушина, Г.Г.Мозговая  «Швейное дело». Учебник для 4 класса вспомогательной школы.
  3. Малышева А.Н. Работа с тканью. Ярославль, Академия развития, 2010.
  4. Тибсон Рей. Разноцветные одежки (серия «Наши руки не для скуки»). М., РОСМЭН,2005.
  5. Кочетова С. Игрушки для всех. М., ОЛМА - ПРЕСС,2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа составлена на основе программы  по математике для 4 класса, комплекта  «Школа России»,  рекомендованной  Департаментом общего среднего образования Министерства ...

Рабочая программа по технологии для учащихся 3 классов специального (коррекционного) класса VIII вида

         Школьники с проблемами в умственном развитии ограничены в выборе профессии, поэтому требуются значительные усилия по их профессиональной ориентации. Начиная с ...

Рабочая программа по математике для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Знания тогда только знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...