Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему
Рабочая программа по технологии (2 класс) по программе "Начальная школа ХХI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_teh_2_kl.docx | 54.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «технология» для обучающихся 2 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Технология» (автор Е. А. Лутцева) Москва: издательский центр « Вентана –Граф», 2013 г.
Программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.
Программа адресована обучающимся 2г класса.
Цель: формирование активно мыслящей, самостоятельно действующей личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром.
Специфика. В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.
Программа по технологии отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности.
Образовательные и педагогические технологии:
- игровые технологии;
- технология проектного обучения;
- технология коллективного взаимообучения (работа в парах) и сотрудничества (работа в группах);
- информационные технологии;
- технологии уровневой дифференциации;
- здоровьесберегающие технологии;
- тестовые технологии;
- технология проблемного обучения;
- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов;
-технология развития критического мышления;
- технология исследовательской деятельности;
Формы обучения. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, уроков – исследований, экскурсий, защиты проектов и т. д. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по организации самостоятельной поисковой деятельности обучающихся.
Планируемые результаты.
Предметные результаты.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
-воспринимать предметный мир как основную среду обитания современного человека;
-называть и описывать наиболее распространенные в своем регионе профессии;
-понимать правила создания рукотворных предметов;
-использовать эти правила в своей деятельности;
-организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
-отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать полученные умения для работы в домашних условиях;
- называть традиционные народные промыслы или ремесла своего края.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
- узнавать и называть освоенные материалы и их свойства;
- называть новые свойства изученных ранее материалов;
-подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
-узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов;
- экономно расходовать используемые материалы;
- применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);
- распознавать простейшие чертежи и эскизы;
- изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам.
Обучающийся получит возможность научиться:
-изготавливать изделия по простейшим чертежам;
-выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
-выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ соединения;
-изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;
анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;
- изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу.
Обучающийся получит возможность научиться:
-решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения деталей;
-создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.
Метапредметные результаты.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
-умения объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
-уменияуважительно относиться к чужому мнению, к результату труда мастеров;
-умения понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
-интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности;
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью;
-интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;
-ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;
-умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
-уважительное отношение к другому мнению, к результатам труда мастеров;
-этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;
-умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
-понимание исторических традиций ремёсел, уважительное отношение к труду людей ремесленных профессий.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;
-понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;
-ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;
-способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
-представления о себе как гражданине России;
-уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;
-ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
-понимания чувств одноклассников и учителей.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;
-выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
-планировать практическую деятельность на уроке;
-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
-предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
-работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов)
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- умению проговаривать свои действия после завершения работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
-строить небольшие сообщения в устной форме;
-находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
-ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;
-сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;
-устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
-обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
-выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
-проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;
-понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
-описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;
-под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей;
-осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;
-сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
-под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
- вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
-вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
-выполнять предлагаемые задания в паре, в группе.
-договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания;
- контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
-задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
- проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
-оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
-адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.
Учебно – тематический план
№ | Название раздела | Кол.ч. |
1 | Как человек учился мастерству. | 21 ч. |
2 | Как человек учился делать одежду. | 6 ч. |
3 | Как человек придумал себе помощников-машины и механизмы. | 6 ч. |
4 | Резерв | 1 ч. |
Итого: | 34ч. |
Содержание учебно - тематического плана
(34 часа)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).
Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения работ во времена Средневековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов).
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).
Конструирование и моделирование (9 часов).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств
По модели, простейшему чертежу или эскизу.
Календарно – тематический план.
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Условные обозначения | |
По плану | По факту | |||
Как человек учился мастерству. | ||||
1. | Повт. Рукотворный мир, как результат труда человека. Природа и человек.Экскурсия. Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) «Давай дружить». | Экс. | ||
2. | Повт. Мастера и их профессии. Как родились ремесла. Лепка из пластилина «Чайная посуда». | |||
3. | Повт. Материалы, их происхождение и использование человеком. Как работали ремесленники-мастера. Лепка из пластилина «Кондитерские изделия к чаю» | |||
4. | Повт.Виды материалов. Каждому изделию – свой материал. Исследование свойств материалов. Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты. | |||
5. | Каждому делу – свои инструменты. Исследование конструкции инструментов. Техника безопасности при работе с ножницами. Объёмная аппликация «Розы из хозяйственных салфеток». | |||
6. | От замысла к изделию. Введение в проектную деятельность. Лепка из пластилина фигурок животных. | |||
7. | Выбираем конструкцию изделия. Тестирование. Изготовление поздравительной открытки по шаблону. | Тест | ||
8. | Что такое композиция. Аппликация из деталей по шаблону «Поднос» | |||
9. | Симметрично и несимметрично. Композиция из симметричных деталей. Контрольная работа по теме « Композиция» | К.р. | ||
10. | Технологические операции Разметка деталей .Аппликация из цветной бумаги «Фигурки животных из кругов» | |||
11. | Отделение детали от заготовки . Обрывные аппликации «Берёзка» | |||
12. | Сборка изделия .Игрушки– подвески «Елочка», « Клубничка». Подготовка проекта « Новогодняя мастерская » | |||
13. | Отделка изделия (технологическая операция 4). Тестирование. Аппликация из цветной бумаги «Украшаем подвески». | Тест | ||
14. | Изготовление новогодних игрушек по выбору учащихся. Защита проекта « Новогодняя мастерская » | Защита проекта | ||
15. | Что умеет линейка. Знакомство с линиями , приспособлением линейки при изготовлении изделий. Контрольная работа за 1 полугодие. | К.р. | ||
16. | Почему инженеры и рабочие понимают друг друга. Практическая работа по выполнению готовых форм на основе выбранного чертежа. | Пр.р. | ||
17. | Учимся читать чертеж и выполнять разметку. Изготовление закладки из бумаги. | |||
18. | Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Практическая работа в разметке прямоугольника. «Цветок из бумаги». | Пр. р. | ||
19. | Разметка прямоугольника от одного прямого угла. Практическая работа в разметке прямоугольника. «Домино». | Пр. р. | ||
20. | .Разметка прямоугольника с помощью угольника. Поздравительная открытка. | |||
21. | Как начертить окружность нужного размера. Изготовление объёмной фигуры «Игрушка – кошка» | |||
Как человек учился делать одежду | ||||
22. | Особенности работы с тканью. Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона».Как появились натуральные ткани. | |||
23. | Как появились натуральные ткани. Изготовление коллекции из лоскутков натуральных тканей. | |||
24. | От прялки до ткацкого станка. Плетение из ниток шнурочка. Подготовка проекта « История моей рубашки» | |||
25. | Технология изготовления швейных изделий Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона». Защита проекта« История моей рубашки» | Защита проекта. | ||
26. | Повт. Правила работы с колющими и режущими предметами. Волшебные строчки. Выполнение прямой строчки. | |||
27. | Повт. Чертёж. Линии. Размечаем строчку. Вышивание салфетки. | |||
Как человек придумал себе помощников-машины и механизмы. | ||||
28. | Повт. Материалы, их конструктивные и декоративные свойства. Макеты и модели.Как соединяют детали машин и механизмов.Игрушки из спичечных коробков. | |||
29. | Повт. Способы соединения деталей. От телеги до машины. Подготовка проекта «История первого автомобиля». Изготовление макета автомобиля. | |||
30. | Повт. Виды условных графических изображений. Работа с конструктором «Лего». Изготовление космической ракеты. | |||
31. | Итоговая контрольная работа. | К.р. | ||
32. | Повт. Конструктивные особенности изделия. В водной стихии. Изготовление модели кораблика (оригами) Защита проекта«История первого автомобиля». | Защита проекта. | ||
33. | Итоговое повторение. Выставка лучших работ. | |||
34. | Резервный урок |
Информационно - методическое обеспечение
Учебно – методический комплект
1.Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 – х частях, 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.: ил. – (Начальная школа XXIвека).
2.Лутцева Е.А. Технология: 2 класс; рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.- 64. – ( Начальная школа ХХI века)
Литература для учителя
1.Боровков Ю. Л., Легорнев С.Ф., Черепашенец Б Л.Технический справочник учителя труда. — М.: Просвещение, 1980.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, ЕВ. Бурменская и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
3.Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М : Вентана – Граф, 2002. – 112 с. : ил.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С Полат. — М.: Академия, 2001.
5.Огерчук Л. Ю. «Примерные тестовые задания по технологии для учащихся 4 классов», изд. « Школьная пресса», 2005, -64с.
6.Перевертень Г. И. Искусные поделки из разных материалов. Издательство « АСТ», 2008, - 86 с.
7.Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, СВ. Анашенкова и др]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
8.Политехнический словарь. — 2-е изд. / под ред. А.Ю. Ишлинского. — М.: Просвещение, 1999.
9.Технология: программа: 1 – 4 классы/ Е. А. Лутцева. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 80 с. – ( Начальная школа ХХIвека)
10. Трушина В. П. Уроки труда в начальной школе: 3-4 классы, изд «Учитель», 2005 г., -146с.
11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.).
Литература для обучающихся
1.Перевертень Г. И. Искусные поделки из разных материалов. Издательство « АСТ», 2008, - 86 с.
2.Энциклопедический словарь юного техника — 2-е изд., перераб. и доп. М.:Педагогика, 1987.
3.Энциклопедия для детей : техника. — М.:Аванта, 1999. Т.14.
4.Энциклопедия юного учёного : техника. — М.:Росмен, 2001.
Адреса электронных ресурсов
3.http://nsc.1september.ru/index.php
5.http://www.uchportal.ru/load/46
6.http://beautiful-all.narod.ru/deti/deti.html
7.http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...