Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Четина Марина Николаевна

Рабочая программа по технологии (2 класс) по программе "Начальная школа ХХI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_teh_2_kl.docx54.2 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

по учебному предмету «технология» для обучающихся   2   класса

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы «Технология»  (автор Е. А. Лутцева) Москва: издательский центр « Вентана –Граф»,  2013 г.

Программа построена в соответствии с  федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.

      Программа адресована обучающимся  2г класса.

        Цель: формирование активно мыслящей, самостоятельно действующей личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром.                                                                                                                            

         Специфика. В отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

Программа по технологии  отражает современные требования к модернизации технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности.

Образовательные  и педагогические технологии:

- игровые технологии;

- технология проектного обучения;

- технология коллективного взаимообучения (работа в парах) и сотрудничества (работа в группах);

- информационные технологии;

- технологии уровневой дифференциации;

- здоровьесберегающие технологии;

- тестовые технологии;

- технология проблемного обучения;

- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов;

-технология развития критического мышления;

- технология исследовательской деятельности;

Формы обучения. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, уроков – исследований, экскурсий, защиты проектов и т. д. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по организации самостоятельной поисковой деятельности обучающихся.

Планируемые результаты.

Предметные результаты.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Обучающийся научится:

-воспринимать предметный мир как основную среду обитания современного человека;

-называть и описывать наиболее распространенные в своем регионе профессии;

-понимать правила создания рукотворных предметов;

-использовать эти правила в своей деятельности;

-организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

-отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

- соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами

Обучающийся получит возможность научиться:

-использовать полученные умения для работы в домашних условиях;

- называть традиционные народные промыслы или ремесла своего края.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

- узнавать и называть освоенные материалы и их свойства;

- называть новые свойства изученных ранее материалов;

-подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

-узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов;

- экономно расходовать используемые материалы;

- применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);

- распознавать простейшие чертежи и эскизы;

- изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам.

Обучающийся получит возможность научиться:

-изготавливать изделия по простейшим чертежам;

-выстраивать последовательность реализации собственного замысла.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

-выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид, способ соединения;

-изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств;

анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;

- изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу.

Обучающийся получит возможность научиться:

-решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения деталей;

-создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.

Метапредметные результаты.

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающегося будут сформированы:

-умения объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

-уменияуважительно относиться к чужому мнению, к результату труда мастеров;

-умения понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

-интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности;

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью;

-интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;

-ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

 ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;

-умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-уважительное отношение к другому мнению, к результатам труда мастеров;

-этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;

-умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;

-понимание  исторических традиций ремёсел, уважительное отношение  к труду людей ремесленных профессий.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;

-понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;

-ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;

-способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

-представления о себе как гражданине России;

-уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;

-ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

-понимания чувств одноклассников и учителей.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-определять при помощи учителя и самостоятельно цель и деятельность на уроке;

-выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

-планировать практическую деятельность на уроке;

-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

-предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

-работать по плану, составленному совместно с учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов)

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- умению проговаривать свои действия после завершения работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

-контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

-строить небольшие сообщения в устной форме;

-находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

-ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

-сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;

-устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;

-обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

-выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

-проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;

-понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;

-описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;

-под руководством учителя, осуществлять синтез как составление целого из частей;

-осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;

-сравнивать конструктивные и декоративные особенности  предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

-под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-наблюдать конструкции и  образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

-слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;

- вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

-вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

-выполнять предлагаемые задания в паре, в группе.

-договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания;

- контролировать действия партнеров в совместной деятельности;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно      анализировать изделия;

-задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

- проявлять инициативу в коллективных работах.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;

-оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

-адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.

Учебно – тематический план

Название раздела

Кол.ч.

1

Как человек учился мастерству.

21 ч.

2

Как человек учился делать одежду.

6 ч.

3

Как человек придумал себе помощников-машины и механизмы.

6 ч.

4

Резерв

1 ч.

Итого:

34ч.

Содержание учебно - тематического плана

(34 часа)

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).

Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения  работ во времена Средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

        Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.

        Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды  (общие представления).

        Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

        Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

        Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.

        Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.

        Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

        Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов).

        Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.

        Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.

        Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.

        Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.

        Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

        Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).

Конструирование и моделирование (9 часов).

        Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

        Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств

        По модели, простейшему чертежу или эскизу.

Календарно – тематический план.

п/п

Тема урока

Дата проведения

Условные обозначения

 По плану

По факту

Как человек учился мастерству.

1.

Повт. Рукотворный мир, как результат труда человека.

Природа и человек.Экскурсия.

Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) «Давай дружить».

Экс.

2.

Повт. Мастера и их профессии.

Как родились ремесла.

Лепка из пластилина  «Чайная посуда».

3.

Повт. Материалы, их происхождение и использование человеком.

Как работали ремесленники-мастера.

Лепка из пластилина «Кондитерские изделия к чаю»

4.

Повт.Виды материалов.

Каждому изделию – свой материал.

Исследование свойств материалов.

Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты.

5.

Каждому делу – свои инструменты.

Исследование конструкции инструментов.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Объёмная аппликация «Розы из хозяйственных салфеток».

6.

От замысла к изделию.

Введение в проектную деятельность.

Лепка из пластилина  фигурок животных.

7.

Выбираем конструкцию изделия. Тестирование.

Изготовление поздравительной открытки по шаблону.

Тест

8.

Что такое композиция.

Аппликация из деталей по шаблону «Поднос»

9.

Симметрично и несимметрично. Композиция из симметричных деталей.

Контрольная работа по теме « Композиция»

К.р.

10.

Технологические операции

Разметка деталей .Аппликация из цветной бумаги «Фигурки животных из кругов»

11.

Отделение детали от заготовки .

Обрывные аппликации «Берёзка»

12.

Сборка изделия .Игрушки– подвески  «Елочка», « Клубничка».

Подготовка проекта « Новогодняя мастерская »

13.

Отделка изделия (технологическая операция 4).

Тестирование.

Аппликация из цветной бумаги «Украшаем подвески».

Тест

14.

Изготовление новогодних игрушек по выбору учащихся.

Защита проекта « Новогодняя мастерская »

Защита проекта

15.

Что умеет линейка. Знакомство с линиями , приспособлением линейки при изготовлении изделий.

Контрольная работа за 1 полугодие.

К.р.

16.

Почему инженеры и рабочие понимают друг друга.

Практическая работа по выполнению готовых форм на основе выбранного чертежа.

Пр.р.

17.

Учимся читать чертеж  и выполнять разметку.

Изготовление закладки из бумаги.

18.

Разметка прямоугольника от двух прямых углов.

Практическая работа в разметке прямоугольника. «Цветок из бумаги».

Пр. р.

19.

Разметка прямоугольника от одного прямого угла.

Практическая работа в разметке прямоугольника.

  «Домино».

Пр. р.

20.

.Разметка прямоугольника с помощью угольника.

Поздравительная открытка.

21.

Как начертить окружность нужного размера.

Изготовление объёмной фигуры «Игрушка – кошка»

Как человек учился делать одежду

22.

Особенности работы с тканью. Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона».Как появились натуральные ткани.

23.

Как появились натуральные ткани.

Изготовление коллекции из лоскутков натуральных тканей.

24.

От прялки до ткацкого станка. Плетение из ниток  шнурочка.

Подготовка проекта « История моей рубашки»

25.

Технология изготовления швейных изделий Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона».

Защита проекта« История моей рубашки»

Защита проекта.

26.

Повт.  Правила  работы с колющими и режущими предметами.

Волшебные строчки. Выполнение прямой строчки.

27.

Повт. Чертёж. Линии.

Размечаем строчку. Вышивание салфетки.

Как человек придумал себе помощников-машины и механизмы.

28.

Повт.  Материалы, их конструктивные и декоративные свойства.

Макеты и модели.Как соединяют детали машин и механизмов.Игрушки из спичечных коробков.

29.

Повт. Способы соединения деталей.

От телеги до машины.

Подготовка проекта «История первого автомобиля». Изготовление макета автомобиля.

30.

Повт. Виды условных графических изображений.

Работа с конструктором «Лего».  Изготовление космической ракеты.

31.

Итоговая контрольная работа.

К.р.

32.

Повт. Конструктивные особенности изделия.

В водной стихии.

Изготовление модели кораблика (оригами)

Защита проекта«История первого автомобиля».

 Защита проекта.

33.

Итоговое повторение.

Выставка лучших работ.

34.

Резервный урок

Информационно - методическое обеспечение

Учебно – методический комплект

1.Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; в 2 – х частях, 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.: ил. – (Начальная школа XXIвека).

2.Лутцева Е.А. Технология:  2 класс; рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.- 64. – ( Начальная школа ХХI века)

Литература для учителя

1.Боровков Ю. Л., Легорнев С.Ф., Черепашенец Б Л.Технический справочник учителя труда. — М.: Просвещение, 1980.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, ЕВ. Бурменская и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

3.Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов. М : Вентана – Граф, 2002. – 112 с. : ил.

4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С Полат. — М.: Академия, 2001.

5.Огерчук Л. Ю. «Примерные тестовые задания по технологии для          учащихся 4 классов», изд. « Школьная пресса», 2005, -64с.

6.Перевертень Г. И. Искусные поделки из разных материалов. Издательство « АСТ», 2008, - 86 с.

7.Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, СВ. Анашенкова и др]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.

8.Политехнический словарь. — 2-е изд. / под ред. А.Ю. Ишлинского. — М.: Просвещение, 1999.

9.Технология: программа: 1 – 4 классы/ Е. А. Лутцева. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 80 с. – ( Начальная школа ХХIвека)

10. Трушина В. П. Уроки труда в начальной школе: 3-4 классы, изд «Учитель», 2005 г., -146с.

11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.).

Литература для обучающихся

1.Перевертень Г. И. Искусные поделки из разных материалов. Издательство « АСТ», 2008, - 86 с.

2.Энциклопедический словарь юного техника — 2-е изд., перераб. и доп. М.:Педагогика, 1987.

3.Энциклопедия для детей : техника. — М.:Аванта, 1999. Т.14.

4.Энциклопедия юного учёного : техника. — М.:Росмен, 2001.

Адреса электронных ресурсов

1.http://stranamasterov.ru/

2.http://window.edu.ru/

3.http://nsc.1september.ru/index.php

4.http://www.n-shkola.ru/

5.http://www.uchportal.ru/load/46

6.http://beautiful-all.narod.ru/deti/deti.html

7.http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...