Творческий проект:"Изучение символики в вышивке. Символика рушника".
проект по технологии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Зиновченкова Юлия Владимировна

Применение метода проектов в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_attestatsiya.docx756.51 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект: «Изучение символики в вышивке. Символика рушника".

Цель:

- развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, воспитание художественной культуры.

 Задачи:

- привить любовь к традиционной русской народной вышивке;

- развивать художественно-творческие способности на примере изготовляемого изделия;

- обогатить кругозор детей знаниями об истоках русской культуры.

- научить составлять схемы вышивок для рушников, используя символику орнаментов.

Участники проекта:  учащиеся 8 – 13 лет.

Предмет исследования: виды рушников и правила применения символики при вышивке.

Объект исследования: традиционная русская народная вышивка в одежде и в быту населения.

Методы исследования: поиск и анализ тематической литературы, исследование ресурсов системы интернет,  посещение музеев, выставок, экспедиции.

Этапы реализации проекта

  1. Исследовательский этап.

- Изучение истории традиционной русской вышивки.

- Изучение символики в рисунках для вышивки рушников.

- Изучение орнамента при вышивке рушников.

2. Технологический.

        - Создание художественного образа в изделии (рушнике).

        - Практическое выполнение изделий.

3. Защита проекта.

        - Участие в выставочной деятельности.

Актуальность проекта.

Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия   позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные орнаменты для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия.  

          Этапы выполнения проекта.

  1. Исследовательский этап.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались. В XIV-XVII веках вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.

Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С XVIII века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек крестьянок. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое к свадьбе (куда входило большое количество рубах, передников, сарафанов, полотенец, подзоров и столешников) и украсить их яркой, многоцветной или белоснежной вышивкой. Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны и т. д. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения. Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах - крестному, попу, дьякону и т. д.

Выставка: Тканая летопись. Рушники, орнаменты

Рушник - это символ связи человека с его родом.

Рушник играл огромное значение в жизни наших далеких предков.  Без этого обязательного элемента не обходился почти ни один обряд или праздник. В повседневном быту для вытирания рук и лица применялись рукотеры и утиральники, а рушник служил именно как обязательный ритуальный атрибут, названный академиком Борисом Рыбаковым полотняной летописью. 

Наиболее характерные для рушников символы это, прежде всего, крест и прямоугольник или ромб.  Так же на рушниках имеются антропоморфные, анималистические и растительные изображения. С многочисленными крестами, различной конфигурации, прямоугольниками и ромбами единодушия среди ученых нет. Но здесь мы все же приведем наиболее логичные, на наш взгляд, интерпретации этих символов. Итак, крест — это древнейший знак огня, издревле присутствующий у всех народов мира. Отсюда произошло русское слово кресало или кремень, то есть добытчик огня. А сам крест, непосредственно, символизирует перекрещенные поленья в костре или очаге. А огонь, в свою очередь, являлся центром жизни общины-семьи и ее хранителем. Есть огонь — продолжается жизнь. Любые прямоугольники и ромбы обозначают жилище. Следовательно, прямоугольник с крестом внутри — жилье с очагом и людьми.

Цвет в орнаментах рушника использовался преимущественно красный, реже встречаются черный и желтый.  Установлено, что красный цвет на Руси издревле считался цветом-оберегом, символизировавшим очистительные свойства огня. Черный цвет обозначал землю, плодородие и, как ни странно, воду. Желтый цвет некоторые исследователи привязывают к солнцу и урожаю зерна, но это утверждение спорно.

Церковная вышивка. барвинок

Барвинок – в славянской символике олицетворяет неувядающую жизнь.

Церковная вышивка. виноградЦерковная вышивка. виноградЦерковная вышивка. виноград

Виноград – славянский символ богатства, изобилия и плодородия, которое должно сопровождать мужчину и его семью на протяжении жизни.

Церковная вышивка. БерегиняЦерковная вышивка. берегиня

Берегиня с птицами – частный элемент русской вышивки, один из главных славянских оберегов.

 

Церковная вышивка. Макошь

Макошь с конями и с оленями – славянский оберег хозяйки дома.

Церковная вышивка. Вода и солнце

Вода - волнистая линия. Символизирует начало жизни, умение адаптироваться к обстоятельствам.

Солнце – изображается в виде цветка с восемью лепестками или круглых розеток, а также квадрата. Ромба, крестиков или свастики.

Церковная вышивка. хмель

Листья хмеля – знак молодости и любви.

Без названия - Любовь Павловна Синькова

Дуб - священное дерево, которое воплощало  Перуна, Бога солнечной мужской энергии, развития, жизни.

Берегиня - Petr Ivanovich Kozachenko

Берегиня - символизирует материнскую  силу. Встречается во многих вышивках. Представляет собой создание и защиту мира, вечное обновление и гармонию жизни. Берегиня символизирует также Дерево жизни представляющее собой сочетание трех миров и символ гармонии Вселенной.

Мировое дерево имеет значение бесконечности жизни, непрерывность рода. Оно неотъемлемая часть свадебного рушника.

Церковная вышивка. калина

Калина – славянский символ бессмертия рода, долголетия семьи

Церковная вышивка. розы

Роза - вышивают для невесты, славянский символ красоты и любви

Церковная вышивка. мак

Мак – в славянской символике олицетворяет продолжение рода. В древности на Руси свадебный рушник чаще всего вышивали маками, так как мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла

Церковная вышивка. лебеди

Лебедь - согласно славянской символике - знак верности и чистоты, красоты и изящества

Церковная вышивка. петухи

Церковная вышивка. петухи

Петух — один из самых распространенных образов в русской вышивке на рушниках, символизирует солнце, является вестником света, утренней зари; хозяин дома, символ очага, достатка, олицетворяет мужское начало. Петух является символом воскресения из мертвых, возрождения жизни. На погребальных рушниках изображался в качестве славянского оберега от действия злых сил. Его изображение присутствует и на свадебных рушниках

Церковная вышивка. соловьи

Соловей и кукушка – вышивались на рушнике невесты, в русской вышивке - символ рождения новой семьи и продолжения рода

Церковная вышивка. ромбЦерковная вышивка. ромб

Ромб - славянский символ Богини Земли, солнца, охранный знак, приносит счастье, олицетворяет плодородие

  1. Технологический этап.

Организуя практическое выполнение, педагог может осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Для этого используются различные по уровню сложности проектные задания.

Изготовление проекта своими руками  вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

Изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности учащихся, их предпочтение, меру художественного вкуса. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выполнять масштабные работы.

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. Развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно - прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки. 

  1. Защита проектов.

Ожидаемые результаты.  В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков на занятиях происходит становление личности ребёнка как  национальных духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.

Научить ребёнка уважать свой народ,  почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем – таков  предполагаемый результат  воздействия на личность в процессе выполнения проекта.

В процессе обучения учащиеся могут приобрести умения:

Рационально организовать своё рабочее место с учётом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы. Проводить анализ изделия, планировать  последовательность его изготовления, анализировать символику на рушнике, осуществлять контроль результата самостоятельной   практической деятельности.

Результаты реализации проекта.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

- была изучена история традиционной русской народной вышивки, значения символики и цвета;

- закреплена технология выполнения вышивки;

- изготовлены методические пособия;

- изготовлены изделия - рушники;

- проведены мастер-классы;

- создана экспозиция в музее.

Метод проектов способствует активизации учащихся на поиск и самостоятельное исследование целей и задач, стоящих пред ними при выполнении проекта. Эффективность выполнения своего проекта существенно зависит от организационно управленческих умений учащихся, а также от их умений работать с различными источниками информации.

 Реализация проектного метода обучения направлена на преодоление сложностей в выполнении изделия – проекта. Формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, умение критически оценивать свои возможности и стремиться к самостоятельному решению более трудных задач.

Список использованной литературы


Артемьева, Е. Алешинский наряд [Текст] /Е. Артемьева// Чудесные мгновения. Серия: Традиционный костюм.- 2005.- Ж5.- С.5-34

Вышивка – один из самых древнейших видов декоративного искусства: [Электронный ресурс] screen.-2007.- 5 марта

Ивановская, В.И. Русские орнаменты [Текст] / В.И. Ивановская - М.: Издательство "В.Шевчук".- 2006.- 224 с.

История моды: [Электронный ресурс] / amnesia.pavelbers.- 2008. – 12 марта.

Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход [Текст] / Л. Каршинова – М.: Белые Альвы.- 2005.- 64 с.

Наряд русской крестьянки: [Электронный ресурс] rosdesign.- 2008. 20 мая

Пушкарева, Н. Л. Венчик золотный, кичка низанная. [Электронный ресурс] /afield .- 2008. – 30 марта.

Русский народный женский костюм: [Электронный ресурс] letopisi.- 2007.- 10 октября.

Русский традиционный костюм [Текст]: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина.- СПб.: Искусство-СПБ.- 2006.-400 с., ил..

Символика, символы славянских рушников: [Электронный ресурс]/sakkos.ru.

Славянские лица: [Электронный ресурс]/ bolesmir.- 2007.- 20 ноября

Славянские рушники: [Электронный ресурс] /plamyasvargi.narod.- 2007.- 20 ноября

Старинные узоры русской вышивки: [Электронный ресурс] / lubimoe-delo.- 2006. – 5 ноября.